Был и буду в оппозиции к любой власти
НАВАЛИЛАСЬ тоска, когда во время митинга в честь 78-й годовщины Великого Октября я увидел, что на меня направлен взгляд плотного мужчины моего возраста. Взгляд был сияющий, преданный. Так, наверное, мог смотреть только бравый Швейк на своего фельдфебеля... «Господи! Какой-нибудь почитатель! Или ребенка надо в этом году в университет устраивать»,- сразу же определил я. Стал ругать себя за то, что черт дернул пойти на эту площадь.
Мужчина наконец насмотрелся, подошел:
- Вы не обидитесь, если я задам вам вопрос?
- Не задавайте, чтобы не обижался. ,
- Но мне так хочется узнать!
- Что? [
- Почему вы, евреи, счастливые, а другие - нет? *
- Я несчастливый.
- Почему?
- Потому что не еврей.собеседник мой был разочарован, поскольку не получая ответа на вопрос, мучающий его, видно, не одно десятилетие. И счастья из-за этого нет.
А с импровизированной трибуны-грузовика неслось: Я собираю бутылки, а муж у меня - пьяница: вооружайтесь, люди добрые!»
Выступающая учительница жаловалась в микрофон: «До 60 процентов школьников не хотят учиться», «Милая,-хотелось ей сказать, - Они, собаки, и при социализме не хотели заниматься, а чтобы лишнего там поработать - ни-ни. А при феодализме, насколько я знаю, с розгой заставляли их учиться, не говорю уж про рабовладельческий строй... Наш переходный период в этом деле ни сном, ни духом не виноват...»
Следующий пытался уверить собравшихся, что все мы вышли из Октября. Кто-то зааплодировал от радости. Я же растерялся, ибо всю жизнь думал по-другому...
Когда же очередной оратор заявил, что 17 декабря будет практически последняя возможность мирного разрешения обострившихся проблем, я быстренько засобирался с площади: нам только этого не хватает для полноты ощущений: новой революции, новой крови своих сограждан здесь, на Волге, новой гражданской войны. Сила для меня - всегда аргумент бессильного. А потом, то, что в первый раз было трагедией, во второй - превращается в фарс.
Читатель, конечно, понял, что я наверняка в ад попаду за то, что пересмешничаю, утрирую, а дело-то, о котором зашла речь,- серьезное... Могу только заверить, что я - коммунист (но не член КПРФ). Одно из самых счастливых событий в моей жизни - вступление в ряды КПСС. Я не был членом никаких комитетов, бюро, но у меня была планка, на которую я всегда внутренне ориентировался: как работать, как жить, к чему стремиться. Планка эта была определена всей предыдущей культурой человечества. Она ассоциировалась для меня с идеями братства, равенства, счастья, честного труда, социальной справедливости и защиты: всего того, что включает в себя понятие «коммунизм». Коммунизм стал мечтой сотен миллионов людей на земле, в нашей стране. Служение идее коммунизма позволило многим реализовать свои сущностные силы, раскрыть свои
лучшие черты. Поэтому август 1991 года и был воспринят как национальная трагедия. Следует, конечно, сливать грязную воду, но нельзя выплескивать заодно и ребенка.
Последующие годы стали для большинства моих товарищей по партии периодом мучительных раздумий, переоценки своей жизни. Кто-то не выдержал: подвел под жизнью черту. Я скорблю о них: наверное, это были самые чистые, самые искренние коммунисты, верившие в то, что завтра обязательно должно быть светлым, несмотря на сегодняшние мерзости.
И на митинге 7 ноября много было стариков с прекрасными, одухотворенными лицами. В глазах читалось достоинство людей, построивших великое государство, защитивших его, • вырастивших нас. И вопрос, обращенный к нам: что оставите вы?
Мучительно жаль было их, продуваемых холодным, промозглым ветром, опиравшихся на клюшки, костыли, плечи друзей. Тяжело было им стоять. Не дело стариков -митинговать.
Самое страшное - они, старые, не могли бы объяснить, во имя чего пришли на площадь. Против чего - сказали бы: против неразумной социальной политики правительства, против унижения России и русских, против войны в Чечне, против нищеты и обездоленности пенсионеров и молодежи, против испепеляющей душу безработицы. Но за что?
Сознание современного человека во многом мифологич-но. Мы все обременены множеством предрассудков, озабочены слухами, сглазами, порчами, ищем помощи у беззастенчиво, а потому часто весьма успешно дурящих нас политиканов и идеологов всех мастей.
В чем я вижу опасность мифологизации сознания для человека? Опасность эта - в том, что миф становится схемой восприятия мира, кривым зеркалом, отражающим жизнь в нашем сознании искаженно. Иногда - до неузнаваемости. И это искаженное восприятие мира и жизни в ко.нце концов заменяет для человека и мир, и жизнь. Ну и что? Любовь, скажете вы, тоже искажает мир и тоже поройдо неузнаваемости... Да! Но когда я люблю, я знаю, что я люблю! Человек же, живущий в мире-мифе, ничего, кроме самого мифа (Ленин, партия, комсомол...), не видит и не может видеть: чтобы увидеть хоть что-нибудь еще, кроме мифа, миф должен рухнуть. Но трагедия даже не в этом. Трагедия в том, что мифологизированное сознание не позволит осознать собственную мифологизированность. Миф есть что не допускает никакой другой возможности опыта и знаний, кроме тех, которые могут быть почерпнуты в самом мифе...
Человек черпает идеалы, цели, ценности своей жизни, мотивы своих поступков в реальности-мифе, а живет и оставляет результаты своих деяний в реальности истинной. Но сами эти деяния воспринимаются и оцениваются тем же мифологизированным сознанием...
...Льется кровь, люди гибнут от голода или бессмысленных тяжких трудов, но мифологизированное сознание не видит в этом трагедии. Оно видит в этом определенную мифом о светлом будущем необходимость...
...Мир меняется, миф остается, и чем больше меняется мир вокруг, тем больше носители мифа погружаются в сумерки своего мифологизированного сознания...
Мне понадобилось несколько лет, чтобы понять эти простые истины. Я хочу, чтобы и дорогие мои старики с митинга научились радоваться прожитому дню, солнцу над головой, улыбке жены, капризу внука, выращенному самим яблоку, глотку чистой родниковой воды - всему тому, что и есть жизнь. И не жили ни Ельциным, ни Черномырдиным, ни даже Чубайсом...
...На митинге я увидел и другое. Много было бывших преподавателей истории партии, научного коммунизма (те, кого переименовали в политических историков, в политологов, - не пришли). Пришли бывшие инструкторы райкомов, горкома партии. Бывшие политинформаторы. Бывшие лекторы почившего в бозе общества «Знание». Бывшие парторги... Бывшие, бывшие, бывшие... Не нашедшие себя, своего места сегодня. Или «отодвинутые» более удачливыми собратьями, товарищами. Не понявшие и не понимающие, что они проиграли, что они остались генералами без армии. Поражение следует принимать достойно, д им это непривычно, ибо сформировался жесткий стереотип победителей - всегда ведь всех побеждали: белогвардейцев, кулаков, оппозиционеров, фашистов. Толерантность, терпимость, готовность к компромиссам, диалогу не культивировались и не поощрялись. В чем же их вина? В том, что они такие как есть? В том, что измениться им не дано? В том, что они не могут поменять свою психику? Но жестоко раненому говорить о том, что рана у него смертельна... Общество должно с большим уважением, с большей терпимостью и жалостью отнестись к своим «бывшим». Других у него не будет.
В то же время я боюсь, что «бывшие» вернутся к власти... Вспомнились Бурбоны, которые после поражения Наполеона вернулись в обозе оккупационных армий в Париж. Они пришли обозленные, с жаждой мести, ничему не научившиеся, не понявшие главного. Они не осознали, что Франция после великой революции стала другой, что народ стал другим, что время стало другое. И народ, который они хотели облагодетельствовать, не принял их...
Партия, которую можно «распустить» и «запретить» в течение одного дня и в защиту которой не встал ни один из 18 миллионов ее членов,- не имеет права на власть!
Партия, которую можно «предать», и предателем оказывается ее руководитель, а сделать ничего с этим руководителем по партийному уставу нельзя,- недостойна доверия!
Партия, которая спокойно «сдает» социальные завоевания народа и не способна поднять людей на борьбу за обеспечение главного права человека - на жизнь, не бьет в набат в связи с братоубийственной войной в Чечне,- может ли рассчитывать на поддержку?
Партия, которая ждет, пока «клиент (народ) дозреет» и сам принесет ей власть на тарелочке с голубой каемкой, не выдвинет объединяющей людей идеи.
Партия, столь не способная разбираться в людях, и чьи бывшие функционеры сегодня составляют руководство и основной состав многочисленных антикоммунистических партий и объединений, должна «сосредоточиться» в оппозиции. Это ведь вчерашние прокураторы стали сегодня императорами...Коммунисты, конечно же, должны проанализировать причины своего исторического поражения, беспрецедентного по масштабам, особенно при учете тех поистине безграничных возможностей, которыми они располагали. Для этого нужно время.
Конечно, кто-то упрекнет меня в том, что я «предаю идеалы», что «прислуживаю власти». Но я - интеллигент, и всегда был и буду в оппозиции к любой, даже самой лучшей власти. Я обязан думать. К тому же я уверен, что единственное, где не стыдно быть одиозным,- это свобода мысли. В этой среде не существует даже предательства. Я писал о том, что у меня наболело. Я писал с любовью к старикам на площади...
Я с большим подозрением отношусь к тем, кто демонстрирует свой разрыв с коммунистическим прошлым, иронизирует над ним, видит в нем лишь негативное. Так не может быть, поскольку была обычная жизнь, в которой были и свои радости, и свои печали. Давно пора бы, конечно, понять, что народу, в принципе, безразличен общественный строй. Ему важно, чтобы был хлеб, чтобы был мир, чтобы был покой в обществе, чтобы можно было рожать и растить детей в своем доме... И тем не менее, недостойно отказываться от себя вчерашнего: не следует стрелять в прошлое из пистолета, ибо будущее обязательно выстрелит из пушки. Когда вчерашний воинствующий атеист держит сегодня свечку в храме - не верю. Когда вчерашний член какого-нибудь партбюро (и счастливый этим) сегодня сжигает свой партбилет и дает интервью о том, Как он вышел из КПСС, - не верю. Не верю в радикальную перемену в сознании: это неподвластно человеку, а если все же наличествует - то, значит, уже шизофренид Всеобщее же «прозрение» - аморально.
Изменяет - только предатель. Но каждый челове^ может изменяться! Каждый человек должен изменяться, что. бы успеть сделать больше в реальной жизни, чтобы освобо. диться от гипноза мифа.
Я так думаю.
«Самарская неделя», 24 ноября 1995 года.
РАЗДЕЛ II