По итогам специальной программы «Прямая линия с
Владимиром Путиным»
В подпункте «а» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам специальной программы «Прямая линия с Владимиром Путиным») содержится поручение:
«Правительству Российской Федерации с учётом ранее данных поручений представить предложения по совершенствованию оплаты труда молодых учителей в рамках создания национальной системы учительского роста в целях уменьшения разрыва между уровнем доходов молодых специалистов и уровнем доходов специалистов, имеющих стаж педагогической работы» (срок – 1 сентября 2017 г.).
1. В целях уточнения круга задач, которые необходимо решить для подготовки предложений по реализации вышеуказанного поручения Президента Российской Федерацииважно зафиксировать, что ранее Президентом Российской Федерации даны поручения по вопросам, которые непосредственно связаны с темой его нового поручения.
1.1. Подпункт «а» пункта 3 поручения Президента Российской Федерации от 11 февраля 2013 г. № Пр-240:
«Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить проведение мониторинга реализации Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2015–2018 годы, утверждённой во исполнение поручения, содержащегося в подпункте «е» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (срок – 1 августа 2013 г., далее – раз в полугодие);
1.2. Подпункт «г» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015 г. (протокол от 2 января 2016 г. № Пр-15ГС):
«Правительству Российской Федерации обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учёт мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях, предусмотрев издание соответствующих нормативных правовых актов» (доклад – до 1 июля 2016 г., далее – ежегодно).
2. Отсутствует определенное в законодательном порядке понятие «молодой специалист». Лишь в пункте 2 Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённых распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р) определено, что «молодой специалист» – «гражданин Российской Федерации в возрасте до 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых специалистов – до 35 лет), имеющий среднее профессиональное или высшее образование, принятый на работу по трудовому договору в соответствии с уровнем профессионального образования и квалификацией».
3. Должность «учитель» отнесена к категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (подраздел 2 раздела II номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678), а «организации, осуществляющие образовательную деятельность» – это «образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение» (часть 20 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273). В свою очередь, «образовательная организация» – это «некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана» (часть 18 статьи 2 Закона № 273), а «организация, осуществляющая обучение», – «юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности» (часть 19 статьи 2 Закона № 273).
Таким образом, если руководствоваться определением, установленным распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р (с учётом требований Закона № 273), то в части совершенствования оплаты труда в соответствии с поручением Президента Российской Федерации «молодой учитель» – это учитель, являющийся гражданином Российской Федерации в возрасте до 30 лет, имеющий среднее профессиональное или высшее образование и принятый на работу по трудовому договору в организацию, осуществляющую образовательную деятельность на основании лицензии.
Представляется важным всесторонне обсудить вопрос о целесообразности законодательного закрепления в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» понятия «молодой учитель» (или «молодой специалист») .
4. Возможность установления мер комплексной поддержки молодых педагогов подкреплена частью третьей статьи 3 Трудового кодекса РФ:
«Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений […], которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом».
Вместе с тем, федеральными законами особые условия оплаты труда молодых учителей не предусмотрены.
5. В целях создания условий для обеспечения притока и реального закрепления молодых учителей в общеобразовательных организациях, необходимо принять системные меры для повышения престижа учительской профессии в целом:
5.1. по выполнению Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год во всех регионах России в части увеличения доли ставок заработной платы (должностных окладов) в структуре заработной платы учителей независимо от стажа их работы (не ниже 70 %);.
5.2. по законодательному урегулированию вопросов, связанных с совершенствованием систем оплаты труда, унификацией подходов и принципов их установления на всей территории Российской Федерации.
5.3. Реализовать предоставленное Правительству РФ в Трудовом кодексе РФ право устанавливать на федеральном уровне базовые ставки заработной платы (базовые оклады) для работников бюджетной сферы по всем профессиональным квалификационным группам должностей как минимальной государственной гарантии по оплате труда с целью преодоления необоснованной дифференциации гарантированной части оплаты труда педработников в зависимости от места жительства и работы, состояния регионального и местного бюджетов.
5.4. Обеспечить безусловное выполнение Указа Президента РФ № 597 в части доведения в 2018 году средней заработной платы отдельных категорий педагогических и иных работников бюджетной сферы до целевых показателей, установленных в этом Указе,проведениев последующие годы индексации достигнутых размеров средней заработной платы, поименованных в Указе Президента РФ категорий работников, не допуская снижения уровня соотношения (в процентах) их средней заработной платы со средней заработной платой в соответствующем регионе.
Подготовить и реализовать предложения по корректировке уровня соотношения средней заработной платы педагогических работников сферы общего образования и средней заработной платы в соответствующем регионе с целью максимального приближения этого соотношения к установленному на 2018 год Указом Президента РФ № 597 уровню соотношения для работников организаций здравоохранения, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование.
Комментарий.
Согласно Указу Президента РФ № 597 уровень средней заработной платы учителей общеобразовательных организаций, преподавателей и мастеров производственного обучения в организациях среднего профессионального образования в 2018 году будет в два раза ниже уровня средней заработной платы не только врачей, но и таких работников организаций здравоохранения, как биолог, зоолог, инструктор-методист по лечебной физкультуре, медицинский психолог, медицинский физик и ряд других. Одновременно согласно установленному целевому показателю уровень средней заработной платы учителей общеобразовательных организаций, преподавателей и мастеров производственного обучения в организациях среднего профессионального образования в 2018 году будет соответствовать фактически уровню средней заработной платы младшего медицинского персонала.
6. Представляется важным предусмотреть возможность обеспечения грантовой поддержки молодых учителей, выполняющих в том числе обязанности классного руководителя за счет внесение изменений в Федеральную целевую программу «Развитие образования на 2016–2020 годы», утверждённую постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497.
7. Действующий в настоящее время Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (приказ Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276), предполагает возможность для молодого учителя заявить о желании пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории, независимо от количества отработанных лет, и при условии её присвоения получить надбавку к ставке заработной платы (должностному окладу), которая может быть установлена локальным актом образовательной организации (Положением об оплате труда), закреплена коллективным договором образовательной организации, отраслевым соглашением.
В процессе формирования национальной системы учительского роста при разработке и использовании продуманной системы единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ), которую предполагается применять для оценки уровня владения новыми компетенциями, предусмотренными профстандартом «Педагог», применении новой модели аттестации у молодых учителей может появиться дополнительная возможность получения нового квалификационного статуса (звания и др.), что может, по мнению Профсоюза, позволить в том числе молодым учителям получить дополнительные моральные и материальные преференции при реализации на практике новых профессиональных компетенций.
8. Полагаем важным широко использовать возможности предусмотренного трудовым законодательством коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений для установления обязательств по принятию мер дополнительной социальной поддержки молодых учителей путем закрепления их в Отраслевом соглашении по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации на 2018–2020 годы, а также принятия им рекомендаций предусматривать аналогичные меры в отраслевых соглашениях на региональном уровне через выделение бюджетных ассигнований на реализацию целевых программ поддержки молодых специалистов с тем, чтобы были обеспечены гарантии реализации этих мер социальной поддержки независимо от состояния местных бюджетов.
К числу этих мер может быть отнесено не только установление надбавок к ставкам заработной платы (окладам) молодых учителей в течение первых трех лет, но и применение единовременных денежных выплат (пособий) на хозяйственное обзаведение при трудоустройстве молодых учителей на первое место работы, которые могут различаться в зависимости от условий и стажа работы молодых специалистов, а также принятие мер, направленных на оказание материальной поддержки молодым учителям в обеспечении жильем и улучшении жилищных условий, включая частичную компенсацию расходов на оплату жилья (в общежитиях, при аренде жилья, компенсацию расходов на погашение первоначального взноса и процентной ставки при приобретении жилья на условиях ипотечного кредитования (за счёт средств соответствующего бюджета).
Эти меры представляются важными, учитывая определенную в поручении Президента Российской Федерации задачу уменьшения разрыва между уровнем доходов молодых специалистов и уровнем доходов специалистов, имеющих стаж педагогической работы.