О проблеме нарушения сроков выплаты заработной платы
и стандартных процедур ее получения работниками бюджетных муниципальных образовательных учреждений ряда регионов Российской Федерации по причине приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах бюджетных образовательных учреждений
В Публичном отчёте о работе Центрального Совета Общероссийского Профсоюза образования за 2016 год и январь-апрель 2017 года была представлена подробная информация по вопросу нарушения сроков выплаты заработной платы и стандартных процедур ее получения работниками бюджетных муниципальных образовательных учреждений в связи с приостановлением операций по расходованию средств на лицевых счетах этих учреждений из-за наличия неисполненных исполнительных документов (в рамках погашения кредиторской задолженности) или решений налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов.
Профсоюзом было сформулировано предложение по внесению изменений в действующее законодательство, предусматривающее применение положений статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации к бюджетным учреждениям (включая образовательные организации, относящиеся по организационно-правовой форме к бюджетным учреждениям), ведущим свои финансовые расчёты со счетов, открытых в финансовых органах. В частности, предложено абзац четвёртый пункта 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Федеральный закон № 83-ФЗ) дополнить абзацем следующего содержания: «При недостаточности денежных средств на счетах для удовлетворения всех предъявленных к бюджетному учреждению требований списание денежных средств осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации».
Предложение Профсоюза решением рабочей группы по заработной плате, доходам и уровню жизни населения РТК было направлено в адрес федеральных органов исполнительной власти для рассмотрения и подготовки их собственных предложений (п.2 Протокола заседания 10 марта 2017 года № 3).
Предложения поступили от Минобрнауки России, Минфина России, Минюста России и были рассмотрены на заседании рабочей группы по доходам, заработной плате и уровню жизни населения РТК 6 июня 2017 года:
Минобрнауки России согласился с позицией Профсоюза в части внесения изменений в Федеральный закон № 83-ФЗ в редакции, предложенной Профсоюзом;
Минфин и Минюст России посчитали нецелесообразным внесение изменений в Федеральный закон № 83-ФЗ, т.е. предложение Профсоюза данными федеральными органами исполнительной власти поддержано не было.
В соответствии с решением рабочей группы по заработной плате, доходам и уровню жизни населения РТК (п.2 Протокола заседания 6 июня 2017 года № 6) Минобрнауки России и ЦС Профсоюза совместно было подготовлено и отправлено в адрес Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец письмо с просьбой поручить Минфину России, Минюсту России, Минтруду России подготовить предложения по внесению изменений в законодательство для решения проблемы нарушения сроков выплаты заработной платы работникам бюджетных муниципальных образовательных учреждений в связи с приостановлением операций по расходованию средств на лицевых счетах бюджетных муниципальных образовательных учреждений. Поручение О.Ю.Голодец по рассмотрению сложившейся ситуации и подготовке предложений было дано Минтруду России (М.А.Топилину) и Минфину России (А.Г.Силуанову) 3 июля 2017 года.
Предложения Минтрудом России и Минфином России были даны 6 июля т.г.:
Минфин России повторил ранее сформулированную позицию о нецелесообразности и недопустимости внесения изменений в Федеральный закон № 83-ФЗ в предлагаемой Профсоюзом редакции, но при этом указал на возможность в установленном порядке рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в собственной редакции в статью 30 упомянутого Федерального закона при условии, что данные изменения будут поддержаны Минтрудом России и Минюстом России.
Минтруд России повторил аргументацию Минфина России о нецелесообразности и недопустимости внесения изменений в Федеральный закон № 83-ФЗ в предлагаемой Профсоюзом редакции, но при этом предложил поручить Минфину России представить, при необходимости, согласованные с Минобрнауки России и Минтрудом России предложения по внесению изменений в законодательство.
По итогам данных предложений заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец 21 июля дано новое поручение Минобрнауки России (О.Ю.Васильевой), Минтруду России (М.А.Топилину), Минфину России (А.Г.Силуанову) провести совместно с Общероссийским Профсоюзом образования и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возникли рассматриваемые проблемы, детальный анализ причин возникновения недостаточности средств на счетах образовательных организаций, подготовить предложения по решению указанной проблемы и о результатах доложить в Правительство Российской Федерации.
О взаимодействии Министерства образования и науки
Российской Федерации и Общероссийского Профсоюза образования по вопросам совершенствования систем оплаты труда
работников общеобразовательных организаций
Принимая во внимание, что по итогам Всероссийского августовского совещания педагогических работников 2016 г. Минобрнауки России, Минтруду России дано поручение Правительства РФ от 25.08.16 г. № ДМ-П8-5082 о подготовке предложений по совершенствованию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций Департаментом стратегии,анализа и прогноза Минобрнауки России совместно с Центральным Советом Общероссийского Профсоюза образования была организована работа по подготовке таких предложений.
Подготовка предложений по совершенствованию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций осуществлялась с учетом полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области оплаты труда, установленных:
- Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (ст. 26.14, ч. 2) ;
- Федеральным законом от 22 августа 2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым федеральные органы государственной власти не имеют правовых механизмов реализации единой политики по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе работников общеобразовательных учреждений;
- Трудовым кодексом Российской Федерации (с изменениями и дополнениями, включая Федеральный закон от 30.06.2006 № 90-ФЗ.
Следует отметить, что данное правовое регулирование привело к значительным различиям в оплате труда работников одной и той же профессиональной квалификационной группы как между регионами, так между однотипными организациями в одном регионе, в том числе:
- к неоправданной дифференциации размеров оплаты труда за труд равной ценности;
- к существенным различиям в принципах и подходах по регулированию системы оплаты труда работников, выполняющих одни и те же должностные обязанности;
- к отсутствию в отдельных системах оплаты труд,а в нарушение трудового законодательства, фиксированных месячных размеров ставок заработной платы или должностных окладов;
- к введению при оплате труда учителей дополнительного, не предусмотренного федеральным законодательством показателя нормирования труда учителей, зависящего от количества обучающихся в классах, комплектование которых не является их обязанностью;
- к снижению в структуре заработной платы постоянной части в виде ставок заработной платы или должностных окладов;
- к увеличению размера переменной части, т.е. выплат стимулирующего характера, устанавливаемых либо за выполнение работы, не всегда связанной с исполнением основных обязанностей, либо за «качество работы», что при отсутствии объективных показателей приводит к непрозрачности и нередко к предвзятости в распределении стимулирующих выплат;
- к иным существенным различиям при исчислении заработной платы работников.
Предложения по совершенствованию системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений в рамках действующего законодательства сформированы специалистами Профсоюза совместно с Минобрнауки России в виде проекта методических рекомендаций и прежде всего направлены на упорядочение и безусловное исполнение основополагающих, установленных на федеральном уровне норм и условий, непосредственно связанных с оплатой труда работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, а также образовательные программы дошкольного образования и (или) дополнительные общеобразовательные программы.
Проект методических рекомендаций основан на положениях следующих федеральных законов и иных федеральных нормативных правовых актов:
- Трудового кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями);
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);
- Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; от 1 июня 2012 г. № 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 г. № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
- Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р;
- номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 (далее – Номенклатура должностей);
- приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» (с изменениями и дополнениями);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
- Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год, принятых в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса РФ.
Положения проекта методических рекомендаций в пределах, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти:
- направлены на унификацию систем оплаты труда работников, имеющих одинаковую трудовую функцию, в целях обеспечения единых принципов формирования гарантированных размеров ставок заработной платы (окладов);
- направлены на упорядочение структуры заработной платы работников, обеспечивать которую предлагается путем перераспределения средств, предназначенных на оплату труда, с тем чтобы размеры окладов и ставок в структуре заработной платы работников образовательных организаций составляли не менее 70 процентов;
- предусматривают единый порядок исчисления заработной платы педагогических работников с учетом фактического объема учебной нагрузки (объема педагогической работы) педагогических работников, для которых приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 определены нормы часов педагогической (преподавательской) работы за ставку заработной платы, обеспечивающие стабильность правового регулирования в этой области оплаты их труда;
- предусматривают конкретные формулы и примеры исчисления заработной платы в зависимости от фактического объема учебной нагрузки учителей, воспитателей, музыкальных руководителей и особенности исчисления их заработной платы;
- определяют порядок регулирования другой части педагогической работы кроме учебной нагрузки, в зависимости от ее вида с учетом положений приказа Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536, т.е. части, связанной с выполнением непосредственных должностных обязанностей (подготовка к осуществлению образовательной деятельности; участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (модулей); изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей обучающихся; ведение журнала и дневников обучающихся в электронной (либо в бумажной) форме; периодические дежурства в период осуществления образовательного процесса; организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся; выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов, методических советов (объединений), а также с работой по проведению родительских собраний);
- регулируют порядок выполнения за дополнительную оплату дополнительных видов работ (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ);
- ориентируют на установление, в т.ч. коллективными договорами порядка и условий привлечения работников к выполнению таких видов дополнительной работы, как индивидуальная и (или) групповая работа с обучающимися; участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ в организации, включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности);
- определяют порядок регулирования оплаты с учетом видов выплат компенсационного характера;
- определяют порядок регулирования оплаты с учетом видов выплат стимулирующего характера;
- определяют особенности оплаты труда отдельных педагогических работников (мастеров производственного обучения);
- определяют порядок и условия почасовой оплаты труда;
- регулируют условия оплаты труда руководителей образовательных организаций, их заместителей и главных бухгалтеров;
- предусматривают порядок фиксации в локальном акте учреждения по установленной единой форме, именуемой «тарификационный список», всех полагающихся педагогическому работнику выплат, включающих: заработную плату, исчисленную за фактический объем учебной нагрузки (фактический объем педагогической работы), с учетом ее увеличения на повышающий коэффициент (процент) за наличие квалификационной категории и по другим основаниям; размеры доплат за проверку письменных работ (определяются с учетом фактического объема учебной нагрузки); классное руководство; заведование учебными кабинетами, лабораториями, учебными мастерскими, другую дополнительную работу, а также размеры надбавок за непрерывный стаж и иных постоянных надбавок; размер увеличения заработной платы с учетом районного коэффициента, процентной надбавки (северной), и итоговый размер заработной платы по всем выплатам.
В настоящее время проект Методических рекомендаций передан Министерством образования и науки РФ в Правительство Российской Федерации.
К вопросу о применении отдельных положений, предусмотренных разделом VI приложения 2 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»
В разделе VI приложения 2 к указанному приказу, предусматривающим порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и основания ее изменения, установлено, что учебная нагрузка педагогических работников согласно пункту 6.3 включает в себя контактную работу обучающихся с преподавателем в видах учебной деятельности, установленных пунктом 54 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1367.
Вместе с тем, необходимо учесть, что приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. № 1367 и изменения к нему, внесенные приказом Минобрнауки России от 15 января 2015 г. № 7, признаны утратившими силу в связи с приказом Минобрнауки России от 5 апреля 2017 г. № 301 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования, программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», зарегистрированным в Минюсте России 14 июля 2017 г., регистрационный № 47415 и вступающим в силу 1 сентября 2017 г.
Указанным приказом утвержден новый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, в котором в пункте 31 уточнен перечень контактной работы обучающихся с преподавателем в видах учебной деятельности, в соответствии с которым формируется учебная нагрузка педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу.
В пункте 31 указанного порядка предусмотрено, что контактная работа при проведении учебных занятий по дисциплинам (модулям) включает в себя:
занятия лекционного типа (лекции и иные учебные занятия, предусматривающие преимущественную передачу учебной информации педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях, обучающимся) и (или) занятия семинарского типа (семинары, практические занятия, практикумы, лабораторные работы, коллоквиумы и иные аналогичные занятия), и (или) групповые консультации, и (или) индивидуальную работу обучающихся с педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях (в том числе индивидуальные консультации);
иную контактную работу (при необходимости), предусматривающую групповую или индивидуальную работу обучающихся с педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях, определяемую организацией самостоятельно.
О разъяснении Минюста России по вопросу об указании в наименованиях образовательных учреждений формы собственности, характера деятельности некоммерческой организации
В адрес Министерства образования Российской Федерации в связи с многочисленными обращениями граждан и юридических лиц Министерством юстиции Российской Федерации за подписью Первого заместителя министра С.А. Герасимова направлено разъяснение от 05.05.2016 № 11/50390 по вопросу об указании в наименованиях образовательных учреждений формы собственности, характера их деятельности, а также порядка использования понятий «негосударственное», «частное».
Полагаем, что данное разъяснение следует использовать в практической деятельности региональных и территориальных организаций профсоюза. Указанное разъяснение Минюста России прилагается.
В связи с поступлением в Министерство юстиции Российской Федерации многочисленных обращений граждан и организаций по вопросу указания в наименовании образовательных учреждений формы собственности сообщаем следующее.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовой форме учреждения, к которой относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения.
Согласно пункту 2 статьи 123.21 Кодекса учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации (государственное учреждение), муниципальным образованием (муниципальное учреждение),
В силу пункта 1 статьи 54 Кодекса наименование некоммерческой организации должно содержать, в том числе указание на характер ее деятельности. Форма собственности имеет существенное значение с точки зрения характера деятельности некоммерческой организации.
Кроме того необходимо учитывать, что с точки зрения статьи 123.21 Кодекса муниципальное учреждение (также как и частное) не является государственным (то есть может быть обозначено как негосударственное).
Таким образом, использование в наименовании образовательного учреждения слова «негосударственное» является некорректным.
Указанная позиция доведена до сведения территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации и применяется ими при рассмотрении документов, поступающих для государственной регистрации частных учреждений.