Научно-педагогическая практика

Научно-педагогическая практика студентов, обучающихся по образовательной программе подготовки магистров, является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки магистров.

Цели научно-педагогической практики:

· формирование и развитие профессиональных навыков преподавателя высшей школы;

· овладение основами педагогического мастерства, умениями и навыками самостоятельного ведения учебно-воспита­тельной и преподавательской работы.

Научно-педагогическая практика магистрантов, обучающихся по магистерским программам в УрГЭУ, в соответствии с утвержденными учебными планами, проводится в 3-м семестре. В зависимости от реализуемой магистерской программы и особенностей индивидуальной магистерской подготовки, период проведения научно-педагогической практики может быть изменен в установленном порядке. В случае нежелания магистранта осваивать дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы», научно-педагогическая практика, по согласованию с руководителем магистерской программы и научным руководителем, может быть заменена другими видами практик, например, научно-исследовательской.

Научно-педагогическая практика магистрантов может проходить в следующих формах:

· участие магистранта в подготовке лекции по теме, определенной руководителем магистерской диссертации и соответствующей направлению научных интересов магистранта;

· подготовка и проведение семинара по теме, определенной руководителем магистерской диссертации и соответствующей направлению научных интересов магистранта;

· подготовка кейсов, материалов для практических работ, составление задач и т.д. по заданию научного руководителя;

· участие в проведении деловой игры для студентов;

· участие в проверке курсовых работ и отчетов по практикам;

· другие формы работ, определенные научным руководителем.

Организация научно-педагогической практики направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами навыками и умениями профессиональной деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки магистра. Студенты магистратуры проходят научно-педагогиче­скую практику только в высших учебных заведениях. Практика проводится в соответствии с индивидуальной программой, составленной студентом совместно с научным руководителем. В программе указываются формы отчетности. Примерный образец программы научно-педагогической практики приведен в Приложении 3.

Руководство научно-педагогической практикой осуществляет научный руководитель магистранта по согласованию с руководителем соответствующей магистерской программы. Контроль прохождения научно-педагогической практики осуществляется научным руководителем магистранта в соответствии с индивидуальной программой практики.

Практика оценивается руководителем на основе отчета, составляемого магистрантом. Отчет о прохождении практики должен включать описание проделанной магистрантом работы. В качестве приложения к отчету должны быть представлены тексты лекций и/или планы лекций и/или семинарских занятий, составленные кейсы, задачи и т.д. а также отзыв руководителя магистерской программы об участии магистранта в выполнении заданий по научно-педагогической практике. Примерный образец отчета приведен в Приложении 4.

Оценка по научно-педагогической практике (зачет) заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов и назначении на стипендию в соответствующем семестре.

Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично в свободное от учебы время или проходят практику в индивидуальном порядке.

Студенты, не выполнившие без уважительной причины требования программы практики или получившие неудовлетворительную оценку, отчисляются из университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом университета и Положением о производственной практике студентов Уральского государственного экономического университета.

8. Подготовка магистерской
диссертации

8.1. Требования, предъявляемые к
магистерской диссертации

В соответствии с Государственным образовательным стандартом, магистерская диссертация представляет собой квалификационную работу, содержащую совокупность результатов и научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, имеющую внутреннее единство, свидетельствующую о личном вкладе и способности автора проводить самостоятельные научные исследования, используя теоретические знания и практические навыки.

Магистерская диссертация является законченным научным исследованием, в котором содержится решение задачи, имеющей теоретическое или практическое значение для соответствующего раздела науки (в соответствии с направлением подготовки), либо изложены сделанные автором научно обоснованные разработки, обеспечивающие решение конкретных прикладных задач, в том числе учебно-методического характера.

Магистерская диссертация должна содержать обоснование выбора темы исследования, актуальность и научную новизну поставленной задачи, обзор опубликованной литературы, обоснование выбора методик исследования, изложение полученных результатов, их анализ и обсуждение, выводы, список использованной литературы и оглавление.

Магистерская диссертация должна показать умение автора кратко, логично и аргументировано излагать материал, ее оформление должно соответствовать правилам оформления научных публикаций.

Магистерская диссертация выполняется магистрантом под руководством научного руководителя.

Тема магистерской диссертации и направление научно-исследовательской работы определяется научным руководителем совместно с соискателем. Тема диссертации принимается на заседании ведущей магистерскую подготовку кафедры и утверждается приказом ректора УрГЭУ.

Рецензент для проведения экспертизы магистерской диссертации подбирается выпускающей кафедрой из числа ведущих и наиболее авторитетных специалистов, имеющих ученые степени или звания и непосредственно не связанных с работой в подразделении, в котором выполнена диссертация. Назначение рецензента утверждается приказом ректора УрГЭУ.

Предзащита магистерской диссертации проводится в форме научного доклада на заседании кафедры, где выполнено исследование. По результатам предзащиты заведующий кафедрой принимает решение о допуске соискателя к защите диссертации, Допуск к защите диссертации оформляется протоколом.

Защита магистерской диссертации проводится публично в форме научного доклада на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК), которая принимает решение о присуждении квалификационной академической степени магистра и выдаче диплома магистра государственного образца.

8.2. Подготовка магистерской
диссертации

Выбор темы работы

Тема диссертационной работы определяется в начале срока магистерской подготовки и может быть уточнена в процессе работы. Студенту-магистранту предоставляется право выбора темы вплоть до предложения своей тематики с обоснованием целесообразности ее разработки.

Выбрать тему диссертационной работы магистранту помогут следующие приемы:

· просмотр каталогов защищенных диссертаций и ознакомление с уже защищенными на кафедре работами;

· ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных, пограничных областях науки и техники, т.к., как правило, на стыке наук можно получить наиболее интересные и перспективные результаты;

· пересмотр известных научных решений с использованием новых методов, с новых теоретических позиций, с привлечением новых существенных фактов, выявленных диссертантом;

· знакомство с аналитическими обзорами и статьями в специальной периодике, консультации со специалистами-практиками, в процессе которых можно выявить важные малоизученные вопросы.

Выбрав тему, магистрант должен определить, в чем заключается ее актуальность, сформулировать цель и конкретные задачи работы, определить сущность предлагаемой идеи, ее теоретическую и практическую ценность.

Научный руководитель направляет работу диссертанта, помогает ему оценить возможные варианты решений, но выбор решений – это задача самого магистранта. Он, как автор работы, несет ответственность за принятые решения, правильность полученных результатов и их фактическую точность.

Диссертация должна быть написана соискателем лично. Основное содержание диссертации должны составлять результаты, в получении которых соискатель внёс существенный личный вклад. Качество диссертации определяется эрудицией и научным потенциалом соискателя, его умением ясно и грамотно излагать свои мысли.

Наши рекомендации