Анализ результатов формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной деятельности

В данном параграфе диссертационного исследования представлена опытно-экспериментальная работа и анализ ее результатов по реализации процесса формирования готовности специалиста социального профиляк работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной деятельности.

В опытно-экспериментальной работе приняли участие специалисты учреждений социального обслуживания, занимающиеся вопросами лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе подготовки специалистов учитывались следующие условия:

– обеспечение социальной направленности содержания образовательных программ, обновляющих диапазон профессионального знания и основных (ценностно-мотивационной, когнитивной, психологической, социально-трудовой) компетенций специалиста социального профиля на основе личностного и социального заказа;

– реализация методического обеспечения развития профессиональной компетентности с учетом специфики методов и форм обучения, стимулирующих позитивную мотивацию специалиста к дальнейшему непрерывному образованию и самообразованию;

– в процессе подготовки специалистов реализован, комплекс занятий, предусмотренный индивидуальными программами реабилитации, ориентированный на взаимосвязь видов деятельности обучающего (преподаватель), обучающегося (специалист) и с использование ресурса информационных технологий.

Задачей мониторинга формирования готовности специалиста социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями является динамика уровней готовности: высокий, низкий, средний, в процессе непрерывного дополнительного профессионального образования. Контрольную группу составили специалисты учреждений социального обслуживания (30 чел), не участвующие в дополнительном профессиональном образовании.

Исследования осуществлялись в условиях, приближенных к естественным.

На начало опытно-экспериментальной работы мы определили потребность учреждений социального обслуживания в подготовке специалистов специалистов к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Потребность определялась с учетом наличия в муниципальных образованиях края учреждений социального обслуживания, занимающихся вопросами реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, специалистов, имеющих базовое профессионалное образование, стажировочных площадок, программ в рамках «удаленного» сопровождения по вопросам социального сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Данные по заявкам учреждений социального обслуживания на освоение содержания дополнительных профессиональных программ, стажировочных площадок, программ в рамках «удаленного» сопровождения по вопросам социального сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья с 2012 по 2014 годы представлены в таблице 9.

Таблица 9

Заявки учреждений социального обслуживания на освоение содержания дополнительных профессиональных программ, стажировочных площадок, программ в рамках «удаленного» сопровождения по вопросам социального сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья

Годы
Количество учреждений / доля от общего числа учреждений 61 / 0,05 82 / 0,08 102 / 0,1
Количество специалистов

На основании проведенного анализа, мы видим что увеличивается количество учреждений, нуждающихся в специалистах, владещих технологиями и методиками работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья, количество специалистов желающих повысить квалификацию.

Отсюда можно сделать вывод о выраженной тенденции к росту спроса, как учреждений социального обслуживания, так и специалистов на освоение дополнительных профессиональных программ, методик и технологий по вопросам реабилитации и социального сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Оценку качества эмпирических данных мы оценивали с помощью критерия надежности информации. В данном критерии было выделено четыре показателя:

- обоснованность или валидность информации (отсутствие теоретических ошибок измерения);

- репрезентативность информации (отсутствие ошибок отбора единиц исследования);

- устойчивость информации (отсутствие случайных ошибок измерения);

- правильность и точность информации (отсутствие систематических ошибок).

Коэффициент полноты владения объемом методик и технологий реабилитации вычислялся по формуле: К (о) = n / N, где n – количество верно названных и охарактеризованных методик и технологий, N – общее количество методик и технологий, используемых в работе с лицами с ограниченными возможностями здоровьятр. Коэффициент полноты понимания содержания методик и технологий вычислялся по формуле:

К (m) = m / M, где m – количество верно воспроизведенных методик и технологий реабилитации, М – общее количество методик и технологий реабилитации.

Осознанность определялась по степени обоснованности применения знаний в конкретной ситуации. Для этого нами применялся коэффициент осознанности К (осозн) = q / Q, где q – количество ситуаций, в которых правильно использовались знания, Q – общее количество предлагаемых к анализу ситуаций.

В ходе исследования было выявлено: отсутствие у специалистов знаний по работе с инвалидами с усмственной отсталостью, с детьми аутистического спектра, отсутсвие владения методиками скрининга у детей с ограниченными возможностями от 0 до 3 лет.

Нами было определено содержание мотивационного компонента готовности специалиста (профессиональные мотивы и интерес), который проявляется в отношении специалиста к профессиональной деятельности. Разработанный перечень составляющих данного компонента включает общую установку, стремление, интерес, потребность, убеждение.

Таблица 10

Мотивационные ориентации специалистов учреждений социального обслуживания к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья

Личностные проявления Ценностные ориентации
Установка Гуманистически-ценностная установка на человека с инвалидностью, ребенка с ограниченными возможностями здоровья: установка на создание обстановки милосердия, заботы по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья; установка на совместное решение проблем с другими специалистами: психологами, медиками, представителями социальных учреждений и др.; установка на достижение успеха в преодолении трудностей в работе с детьми-инвалидами.
Стремление Стремление к оказанию помощи, поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья, ребенку с ограниченными возможностями здоровья в социально-сложных ситуациях жизни: стремление улучшить качество жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья; желание и стремление повышать компетентность в работе лицами с ограниченными возможностями здоровья; желание принять чужую боль на себя.
Интерес Интерес к внутреннему миру и проблемам инвалидов, детей-инвалидов: интерес к социально-педагогической работе с детьми-инвалидами; заинтересованное отношение к членам семьи, родителям и близким лиц с ограниченными возможностями здоровья, ребенка с ограниченными возможностями здоровья; интерес к исследованию проблемы
Потребность Потребность в создании обстановки милосердия, заботы, бескоры­стном оказании помощи и поддержки по отношению к семьм лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей с ограниченными возможностями здоровья: потребность в расширении социального пространства жизнедея­тельности лиц с ограниченными возможностями здоровья, ребенка с ограниченными возможностями здоровья и интеграции его в социум; потребность в постоянном профессиональном самосовершенствова­нии: информационном, методическом, психологическом
Убеждение Убежденность в высокой социальной и личной значимости работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья: осознание соответствия избранному профессиональному пути

В целях определения совокупности приведенных выше мотивационных ориентаций специалистов учреждений социального обслуживания,нами был реализован комплекс диагностических методик.

За основу изучения профессионально значимых ценностей нами взята методика М. Рокича (тест ценностно-ориентированного единства – ЦОЕ). Каждый участник выбирает пять ценностей из 24. Уровень ЦОЕ определяется по формуле ЦОЕ = (n – m) / N, / N, где n – сумма выборов, приходящаяся на пять качеств, получивших в данной группе максимальное предпочтение, m – сумма выборов, приходящаяся на пять качеств, получивших в данной группе минимальное предпочтение, N – общее число выборов. Если совпадений нет, ЦОЕ = 0 (m = n). При выборе всеми членами коллектива одинаковых пунктов ЦОЕ = 1 (m = 0, n = N).

Мотивация к деятельности изучалась при помощи методики К. Замфира в модификации А. Реана. Также нами использовались методы самооценки, метод экспертной оценки. Полученные данные сопостовлялись, высчитывались средние показатели баллов по каждому показателю.

В результате проведенной диагностики выяснилось, что мотивационный блок готовности специалистов изначально достаточно высок. Это объясняется осознанным выбором специалистами своей профессии. Все участники обеих групп высказывали интерес к профессиональной деятельности. Все они были убеждены в правильном выборе профессии. Однако следует отметить, что мотивационный показатель у специалистов, работающих на селе выше.

Анализ показателей мотивационных ориентаций специалистов, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья, позволяет сделать вывод о том, что на первоночальном этапе как в контрольной так и в экспериментальной группах самые высокие баллы зафиксированы по показателям: потребность, установка и стремление. В ходе индивидуальных бесед со специалистами удалось выяснить, что все убеждены в значимости реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Однако мотив к более детальному изучению внутренних потребностей лиц с ограниченными возможностями, к принятию чужой боли находился на достаточно низком уровне.

Анализ деятельностного компонента позволил выявить профессиональные знания и способности специалистов, а также обучаемость новым технологиям. В данном случае специалисты, работающие на селе, показали низкие результаты. Профессиональные знания проверялись путем анализа промежуточного и итогового контроля, учитывались глубина, полнота, систематичность, обобщенность, осознанность и прочность профессиональных знаний. Полученные данные анкет суммировались, выводились средние показатели по каждому виду профессиональных знаний, которые составлены на основе анализа профессиональных функций основных специалистов, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья: социального педагога, специалиста по реабилитационной работе, специалиста по работе с семьей, специалиста по социальной работе и профессиональных стандартов.

Таблица 11

Содержание профессиональных знаний специалистов, готовых к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья

Группы знаний Содержательная характеристика знаний
Методологиче­ские знания (знание общих принципов изуче­ния педагогических явлений, законо­мерностей социа­лизации, обучения и воспитания) Ограниченные возможности здоровья как социально-культурный и социально-педагогический феномен. Закономерности интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья, ребенка с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе (влияние окружающей среды на процесс социализации личности; роль); Методологические основы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, детям с ограниченными возможностями здоровья. Нормативно-правовые основы социальной защиты инвалидов за рубежом и в России.
Теоретические знания (знание содержания всех компо­нентов социальной деятельности Люди с ограниченными возможностями здоровья как объект профессиональной деятельности специалиста учреждения социального обслуживания (психологические и педагогические особенности людей с ограниченными возможностями здоровья. различного возраста, их социальный статус; условия жизни и вос­питания лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей с ограниченными возможностями здоровья в России, регионе).. Система государственных органов, общественных организаций и учреждений социальной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья. Сущность комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенности и содержание профессиональной деятельности специалиста социального профиля (каждый по своей специальности)в современном обществе.  
Методические знания (проектирование, конструирование социальной деятельности, знание приемов и способов педаго­гического и психолгического воздействия) Методы, формы, средства социально-педагогической, социально-психологической деятельности с лицами с ограниченными возможностями здоровья, с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Особенности осуществления научно-исследовательской работы по изучению проблем ограниченных возможностей здоровья. Способы интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду. Методы диагностических исследований реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей с ограниченными возможностями здоровья, роль семьи, социальной среды. Современные формы работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья, детьми с ограниченными возможностями здоровья
Технологические знания (знание конкретных способов, приемов воздействия в конкретных ситуациях). Технологии реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей с ограниченными возможностями здоровья различных категорий в социальную среду. Технологии выполнения индивидуальных программ реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, программ сопровождения. Технологии коррекционной, развивающей и профилактической деятельности с детьми с лицами с ограниченными возможностями здоровья Специфика технологии реабилитации инвалидов, детей-инвалидов различно­го возраста.
     

Рефлексия исследовалась с помощью самооценки уровня рефлексии (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов); наблюдения, самооценки. Готовность специалиста к работе с лицами с ограниченными возможностями оценивалась при помощи кейсовых заданий, позволяющих оценить его полноту и точность; анализа документации; экспертных оценок результатов личных и групповых достижений в области реабилитации.

При определении количества уровней готовности специалиста социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями мы исследовали чувствительность десятичленной шкалы (основанием выбора уровня протяженности шкалы стали эмпирические наблюдения за частотой шкал, используемых психологами).

Экспертные оценки результатов реабилитации лиц с ограниченными возможностями по десятибалльной шкале (представлено в таблице 8):

Таблица 12

Распределение результатов диагностики результатов личностных достижений в областиреабилитации по 10-ти балльной шкале

Пункты шкалы
Частота попаданий

Оценки «1», «2», «3», «4», «10» практически отсутствуют, поэтому можно признать эту часть шкалы плохо работающей. Следовательно, в нашем исследовании работают градации 5 – 9. Таким образом, диапазон работающей части шкалы 10 – 7 = 3.

Относительная ошибка шкалы определяется по формуле:

Δ отн = w / m

где m – диапазон реально работающей части шкалы, w – оценка полной устойчивости шкалы, которую определяем по формуле

w = n / N

где n – количество попаданий в диапазон реально работающей шкалы, N – общая численность респондентов.

Проверим шкалу на устойчивость w = 125 / 140 = 0,90, т.е. 90% полного попадания. При этом

Δ отн = 0,95 / 4 = 0,300

Если мы сравним величины относительной устойчивости десятибалльной и трех балльной шкал, то получаем Δ отн при 10-ти балльной шкале = 0,125 и Δ отн при 4-х балльной шкале 0,300.

На основе полученных данных мы пришли к выводу, что для исследования готовности специалистов учреждений социального обслуживания к инновационной деятельности наиболее приемлемый вариант использования 3-х балльной шкалы (рассмотрены в гл 1.3)

До и после формирующего этапа опытно-экспериментальной работы было проведено исследование уровня готовности специалиста социального профиля к работе с лицами с ограниченными взможностями здоровья. Данные исследования представлены в таблице 13.

Таблица 13

Динамика готовности специалистов профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья

Критерии и показатели Начало ОЭР(%) Завершение ОЭР (%)
Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа
Н С В Н С В Н С В Н С В
Когнитивный (содержание сформированность ключевых познаний) 37,5 47,5
Мотивационный (профессиональные мотивы и интерес)
Деятельностный (социально-профессиональный опыт) 27,5 17,5 22,5 27,5
Рефлексивный (опыт, анализ и самоанализ деятельности) 20,3 24,5 22,5 44,4 31,1 52,1 18,9 16,8 41,2

В экспериментальной группе:

результативность по когнитивному критерию выразилась в позитивных изменениях: низкий уровень уменьшился, при этом повысился средний уровень, увеличился высокий уровень;

Результаты оценки по мотивационному и деятельностному критериям показали, что низкий уровень уменьшился, при этом повысился средний уровень, наблюдается рост высокого уровня.

Следует отметить, что самые высокие показатели получены по рефлексивному критерию: низкий уровень уменьшился с 24,5% до 16,8%, при этом средний уровень практически не изменился, наблюдается рост высокого уровня с 31,1% % до 42,0 %. Уровень готовности специалиста к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в контрольной группе практически не изменился.

Данные, полученные на начало и окончание опытно-экспериментальной работы, свидетельствуют о положительной динамике готовности специалистов к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в экспериментальной группе.

Анализ полученных данных показал, что в сравнении с первоначальными показателями специалисты в экспериментальной группе продемонстрировали положительную динамику. Отношение к профессиональной деятельностис пециалистов социального профиля в целом можно охарактеризовать как положительное. Позитивные изменения произошли в мотивированности специалистов:

- стремление качественно выполнять работу и добиваться результатов;

- желание достичь успеха в работе,быть первым.

Когнитивные умения:

- знание законодательства в отношении инвалидов, детей-инвалидов Российской Федерации, Конвенции о правах инвалидов, законодательства Красноярского края

- умение эффективно решать различные проблемные ситуации лиц с ограниченными возможностями, взаимодействовать со специалистами различных ведомств;

- умение обеспечить участие членов семьи и родителей в совместной работе.

Личностно-деятельностные умения:

- внедрение инновационных технологий и методик в систему реабилитации инвалидов, детей-инвалидов;

- умение обощать опыт собственной деятельности;

- использование методик с учетом возрастных и нозологических особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Рефлексивные умения:

- умение анализировать результаты своей профессиональной деятельности;

- умение осознавать достижения и недостатки своей прфессиональной деятельности;

- умение изучать и анализировать уровень реабилитационного потенциала лица с ограниченными возможностями здоровья.

Полученные результаты позволили сделать вывод об эффективности формирования готовности специалистов социального профиля к работ с лицами с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионально деятельности:

- программы повышения квалификации должны быть сформированы с учетом возрастных особенностей и заболеваний, отдельно программа по раннему вмештельству;

- разработаны новые формы педагогического сопровождения специалистов и поддержки, чтобы уровнять знания специалистов, работающих на селе, сознаними специалистов в городе специалистами.

Специалисты социального профиля, прошедшие подготовку в рамках модели формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями в условиях дополнительного профессионального образования, стали отличаться:

- успешностью профессиональной деятельности;

- постоянным ростом профессионального уровня;

- включенностью в инновационные проекты;

- готовностью к саморазвитию и самосовершенствованию.

О росте профессионализма специалистов социального профиля, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья, повышавших квалификацию в рамках данной модели, говорит то, что некоторые участники зксперимента заняли руководящие должности, получили более высокие разряды.

Динамика повышения уровня квалификации, работающих с людьми с инвалидностью, отражена в диаграмме, основанной на анализе материалов аттестационной комиссии социальных учреждений Шушенского района.

За последние 4 года количество специалистов, получивших высокие разряды увеличилось с 14% до 55 %, стабилен показатель аттестованных на 12 разряд.

В период эксперимента повысили свой квалификационный уровень и получили при аттестации более высокие категории:

– Потеряева Светлана Яковлевна, директор РМБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» – 14 разряд;

– Самойленко Татьяна Михайловна, директор РМБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» – 14 разряд;

– Ежова Нэли Александровна, логопед – 14 разряд;

– Хоменко Вера Васильевна, зав.отделением социальной реабилитации – 13 разряд;

– Стычева Ирина Алексеевна., зав.отделением психолого-педагогической помощи – 13 разряд;

– Мухина Анна Федоровна., зав.отделением диагностики – 13 разряд;

– Карамышева Наталья Ивановна, логопед; - 13 разряд;

– Падерина Людмила Степановна, музыкальный руководитель –13 разряд;

– Кравцова Ирина Владимировна, педагог-психолог; – 12 разряд;

– Дэка Ирина Ивановна социальный педагог – 12 разряд;

– Путинцева Валерия Евгеньевна, специалист по социальнолй работе – 12 разряд;

– Цейгалова Ирина Анатольевна, зав. социально-реабилитационным отделением – 12 разряд;

– Огаркова Ольга Александровна., зав, отделением социально-медицинского обслуживания на дому – 12 разряд;

– Перловская Наталья Владимировна., социальный педагог – 11 разряд;

– Шкляренко Людмила Михайловна, инструктор по труду – 11 разряд.

С участием соискателя посредством мониторинга отслеживается качество повышения квалификации специалистов. Так в 2013 году проведен опрос слушателей курсов повышения квалификации специалистов сферы реабилитации инвалидов по теме: «Сопровождение семьи и ребенка с инвалидностью» в целях изучения мнений, пожеланий и предложений слушателей курсов по организации и содержанию учебного процесса для последующей их корректировки. В опросе участвовало 50 человек (>90% слушателей) Анкетирование проводилось на условиях анонимности, что позволило респондентам быть предельно откровенными и объективно оценить содержание и методику преподавания.

Спнциалисты отметили качество программы, отметили ясность и четкость изложения материала. Из пожеланий можно отметить:

– больше практических занятий;

– выезд с лекциями в территориальные образования;

– разработать отдельные программы для обучения специалистов по сопровождению (психологи, социальные педагоги, логопеды, педагоги-дефектологи);

– создать методическое пособие по сопровождению на электронных носителях;

– показать технологии сопровождения детей старшего школьного возраста.

Внедрение региональной информационно-аналитческой системы поддержки процесса реабилитации инвалида повлекло за собой разработку функционала специалистов, занимающихся вопросами лиц с ограниченными возможностями, перечня реабилитационных услуг (разработаны с участием соискателя).

В перечень социальных мероприятий включены следующие услуги: социально-педагогическое консультирование, социально-педагогическая диагностика и обследование личности, обучение инвалидов навыкам работы с компьютерной техникой, организация и проведение мероприятий обучающего и развивающего характера, в том числе на дому, содействие в организации индивидуального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, социально-педагогический патронаж, организация (содействие в организации) обучения детей с нарушением слуха, их родителей, других заинтересованных лиц языку жестов, предоставление услуг чтеца.

В течение 4 лет (2010–2014 гг.) повысили квалификацию более 500 специалистов по социальной работе и социальных педагогов, психологов что позволило укомплектовать специалистами три вновь открываемых учреждения по реабилитации инвалидов, не привлекая дополнительный кадровый состав.

Многие специалисты приняли участие в конкурсе социальных работников, проводимых министерством социальной политики Красноярского края, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Формирование готовности специалистов с лицами с ограниченными возможностями здоровья в дополнительном профессиональном образовании – в дальнейшем результат успешной работы, карьерный рост.

Работая на семинарах разного уровня – муниципального, регионального данные специалисты активно выступают с докладами (владеют техникой постановки вопросов, оформляют свои наработки в устные и письменные тексты: тезисы, статьи). Статьи таких специалистов как Чеха В.А., Бердникова З.В., Сафонова Л.М. печатаются в журналах, в методических пособиях. В 2012 году во всех муниципальных образованиях края открыты «Школы для родителей», где руководителями данных школ являются специалисты, занимающиеся социально-педагогической реабилитацией инвалидов. Разработанная модель процесса формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в дополнительном профессиональном образовании внедряется и совершенствуется.

На последнем этапе опытно-экспериментальной работы был проведен мониторинг готовности специалиста учреждения социального обслуживания к реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья через результат работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В экспериментальной группе среди детей с ограниченными возможностями здоровья на базе МБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Шушенского района в соответствии с разработанной нами анкетой оценки реабилитационного потенциала семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья выявлялся уровень реабилитационного потенциала (высокий, средний, низкий).

Уровень реабилитационного потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья проанализирован по разработанному нами алгоритму, включающему в себя следующие блоки:

1) диагностический (диагностика исходного состояния (реабилитационный уровень) ;

2) целеполагания (на основе имеющегося реабилитационного уровня, разработки карты социально-педагогического сопровождения применения, постановка цели процесса реабилитации);

3) мотивационно-ориентировочный (определение и реализация в процессе о социально-педагогических технологий, способствующих повышению реабилитационного потенциала);

4) деятельностный (реализация мероприятий: создание микро и макросреды);

5) аналитический (анализ реализации мероприятий).

Разработана карта социальной реабилитации:

1.1.Изучение внутренних и внешних ресурсов лиц с ограниченными возможностями здоровья:

1.1.1. Образование________________________________________

1.1.2. Обучение, переобучение, трудоустройство______________

1.1.3. Информирование, консультирование____________________

1.1.4. Досуговые мероприятия______________________________

1.1.5. Адаптивная физическая культура и спорт_______________

1.1.6. Предоставление мер социальной поддержки_____________

1.1.7. Обеспечение техническими средствами реабилитации____

1.1.8. Участие в работе общественных организаций, групп______

Кроме того соблюдены все условия: межведомственное взаимодействие всех ведомств, участвующих в процессе реабилитации, наличие реабилитационной базы, профессиональный кадровый потенциал. При организации процесса реабилитации использовались технологии, способствующие актуализации внутреннего ресурса как ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так и членов его семьи и их интеграции в общество. Так в Шушенском районе функционирующая «Школа для родителей» вовлекает в работу по обучению и просвещению родителей с момента поступления ребенка с ограниченными возможностями здоровья в реабилитационный центр. Специалистами медико-социального отделения проводятся консилиумы, на которых проходит обсуждение программы реабилитации, консультации по мере прохождения реабилитационного процесса, итоговые консультации с рекомендациями корректировки реабилитационного процесса в семье. На основании выявленных проблем семьи, проводится оценка реабилитационного потенциала семьи в соответствии с классификатором «Анкета оценки реабилитационного потенциала семьи ребенка-инвалида» (классификатор, сформированный специалистами центра с участием автора).

На основе классификатора семьи с высоким реабилитационным потенциалом могут осуществлять значительную часть реабилитационных мероприятий на дому. Семьи со средним и низким уровнем – требуют тщательного изучения проблем и конкретной помощи. Опыт работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, подтверждает мнение о том, что максимального результата можно достигнуть при условии совместной работы с семьей и ребёнком. Реабилитация в повседневной жизни предполагает включение в реабилитационный процесс не только членов семьи, где воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья и их близких людей, но и соседей, педагогов, ровесников, людей, готовых участвовать в жизни семьи. В качестве эксперимента под особый контроль в Центре реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями Шушенского района взяты 22 семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с классификатором оценки реабилитационного потенциала семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья индивидуально для каждой семьи разработана программа социального сопровождения, в данном случае на один год.

Показателями оценочного критерия реабилитационного потенциала семьи являются имеющийся медицинский потенциал (здоровье родителей, владение элементарными медицинскими знаниями, посещаемость учреждений реабилитации, участие семьи в медико-социальной реабилитации, статус семьи) и социально-педагогический потенциал (морально-психологический климат семьи, уровень материального обеспечения, жилищные условия, образование родителей, уровень социально-ролевой адаптации, реабилитационная активность семьи, отношение в семье к ребенку инвалиду, обучение ребенка, участие в воспитании ребенка). Показатели определялись по трехбалльной системе.

Критериями и основными показателями успешности реализации процесса формирования готовности специалистов социального профиля учреждений социального обслуживания в отношении детей с ограниченными возможностями явилось полная реабилитация, увеличение семей с высоким и средним реабилитационным потенциалом.

В контрольной группе – это семьи, имеющие детей-инвалидов, но проживающие в муниципальном образовании Минусинский район Красноярского края), где нет условий для реабилитации: отсутствует реабилитационные учреждения (нет реабилитационной базы и соответственно специалистов – профессионалов).

Результаты реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием условий социальной реабилитации в Шушенском и Минусинском районах Красноярского края (01.01.2013–31.12.2013).

Таблица 14

Сравнительная характеристика показателей реабилитации семей с детьми-инвалидами в Шушенском районе

(специалисты принимали участие в эксперименте)

Шушенский район
Уровни реабилитационного потенциала Опытная группа до начала эксперимента (01.01.2011) семей/детей% Опытная группа по окончании эксперимента (31.12.2011) семей/детей% Повышение уровня реабилитационного потенциала в %
Полная реабилитация   - 2//11% +11%
Высокий реабилитационный потенциал 5//25% 7//30% +5%
Средний реабилитационный потенциал 13//59% 11//50% 9%
Низкий реабилитационный потенциал 4//18% 2//9% 9%

Таким образом, при проведении специалистами, прошедшими подготовку в области социальной реабилитации в рамках дополнительного профессиональноо образования в МБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» в Шушенском районе мы получили следующие результаты:

полностью реабилитированы 2 ребенка с инвалидностью (11%), 7 детей с инвалидностью достигли уровня высокого реабилитационного потенциала (увеличилось на 7%), уменьшилась доля детей с инвалидностью со средним реабилитационным потенциалом (они перешли на более высокий уровень на 9%), уменьшилась доля детей с инвалидностьюв с низким реабилитационным потенциалом (они перешли на более высокий уровень на 9%).

В результате использования специалистами современных технологий в социокультурной среде Шушенского района:

- у всех детей, находящихся в эксперименте (100%) отмечена

положительная динамика на взаимодействие в коллективе с другими детьми и взрослыми;

-15 детей стали посещать детский сад;

- отмечено улучшение речевых и коммуникативных навыков у 100% детей-инвалидов;

- отслежено формирование социальных навыков – способность

взаимодействовать с окружающими, правильно вести себя в коллективе у 100% детей-инвалидов;

- в развитии общей и тонкой моторики динамика отмечена у 100% детей, с учётом результатов первоначального посещения Центра.

Родители, занимаясь с детьми, научились взаимодействовать с ребёнком через игру. Осознали важность занятий с ребёнком данного возраста после проведенных мероприятий.

Вторая экспериментальная группа в составе 22 человек изучалась в Минусинском рай<

Наши рекомендации