В данной главе представлена модель формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в процессе прфессиональной деятельности с использованием результатов мониторинговых исследований микро и макросреды жизнедеятельности людей с инвалидностью, педагогическое обеспечение процесса формирования готовности специалистов и реализация модели. Знание микро и макросреды жизнедеятельности людей с инвалидностью необходимо, для того, чтобы определить основные направления подготовки специалистов.
Модель подготовки специалиста к социально-педагогической реабилитации инвалидов в системе дополнительного профессионального образования |
Модель включает в себя следующие компоненты: целевой, организационный, содержательный и результативный, раскрывает единство и взаимосвязь данного процесса с позиции деятельностного подхода и выполняет соответственно проектировочную, конструктивную, организаторскую функции.
Целевой компонент модели отражает цель и функции формирования готовности специалистов учреждений социального обслуживания к реабилитации инвалидов.
Содержательный компонент включает педагогическое обеспечение представленное учебно-методическим комплексом: программы повышения квалификации, семинары, программы стажировочных площадок и систему «удаленного» сопровождения, обеспечивает непрерывность подготовки специалистов с использованием информационных технологий.
Организационный компонент включает основные направления деятельности, которые необходимы для реализации разработанной нами модели, обеспечивает активное включение специалиста в процесс непрерывного образования. Это достигается при оптимальном сочетании различных технологий с использованием инфомационных технологий, при различных формах обучения: дневном и заочно, дистанционном.
Результативный компонент ориентирован на оценку того, насколько специалист учреждения социального обслуживания готов к сознательному выполнению своих профессиональных обязанностей при выполнении мероприятий, направленных на социальную реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Результативный компонент включает разработанные нами критерии: когнитивный, мотивационный, деятельностный и рефлексивный, и уровни: высокий, средний, низкий.
Опытно-экспериментальная работа по организации процесса формирования готовности специалистов учреждений социального обслуживания к реабилитации инвалидов проведена в три этапа. (рис. 2).
На первом этапе спроектирована модель формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Во втором параграфе главы определено педагогическое обеспечение формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В третьем параграфе представлены результаты процесса формирования готовности специалистовспециалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Разработка и апробация процесса формирования готовности специалистов социального профиля кработе с лицами с ОВЗ социально-педагогической реабилитации инвалидов |
Цель:формирование готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ОВЗ процессе профессиональной деятельности |
Модель формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ОВЗ |
Реализация процесса формирования готовности специалистов социального профиля работес лицами с ОВЗ |
Структурные компоненты модели формирования готовноси специалистов социального профиля к работе с лицами с ОВЗ |
содержательный организационный |
Педагогическое обеспечение |
Результаты внедрения модели а формирования готовности специалистов для работы с лицами с ОВЗ |
Реализация модели процесса подготовки специалисов к реабилитации инвалидов в рамках дополнительного профессионального образования |
Рис 2. Схема разработки и реализации модели формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья