Анализ проблем содержания и проблем формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе
Одной из актуальнейших проблем современного человечества является проблема реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, то есть восстановление лиц, жизнедеятельность которых связана с их физическими, психическими, культурными, правовыми, социальными ограничениями.
Ежегодно в Российской Федерации около 2 млн. человек впервые признаются инвалидами. Люди с инвалидностью относятся к наиболее социально незащищенной категории населения. Их доход, в основной своей массе, ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они испытывают трудности при получении образования и дальнейшем трудоустройстве, большинство из них не имеют семьи и малоактивны в общественной жизни. Все это говорит о том, что люди с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время остаются сегрегированным меньшинством.
Необходимость изучения проблем социальной работы становится предельно актуальной и в связи с тем, что все эти изменения протекают на фоне коренных перемен в отношениях между лицами с ограничениями и обществом. Качество, результативность работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья связано как с разработкой технологий социальной реабилитации, так и с формированием готовности специалистов социального профиля к такого рода профессиональной деятельности.
Задачей данного параграфа диссертационного исследования изучение содержания работы и проблемы формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе: конкретизация содержания понятия «готовность специалиста социального профиля к реабилитации лиц с ограниченными возможностями» с учетом понимания сущности социальной реабилитации. Для успешного выполнения любого вида деятельности необходимо чтобы у человека была сформирована готовность к этой деятельности. Нами употребляется термин «лица с ограниченными возможностями здоровья». В данную категорию людей включаем людей с инвалидностью, а также лиц, имеющих ограничения здоровья, но без инвалидности, определенной учреждениями медико-социальной экспертизы по разным причинам: нежелание человека получить статус инвалида, невозможность прохождения больным заключений врачей, в силу отдаленности территорий от нахождения филиалов бюро медико-социальной экспертизы. Но главной причиной является несоответствие ограничений критериям группы инвалидности.
Приказом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации определены классификации и критерии,используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:
а) способность к самообслуживанию;
б) способность к самостоятельному передвижению;
в) способность к ориентации;
г) способность к общению;
д) способность контролировать свое поведение;
е) способность к обучению;
ж) способность к трудовой деятельности.
Выделяются 3 степени выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности человека:
а) способность к самообслуживанию – способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе использовать навыки личной гигиены:
б) способность к самостоятельному передвижению – способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:
в) способность к ориентации – способность к адекватному восприятию личности и окружающей обстановки, оценке ситуации, к определению времени и места нахождения:
г) способность к общению – способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации:
д) способность контролировать свое поведение – способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:
е) способность к обучению – способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни:
ж) способность к трудовой деятельности – способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы:
Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется, исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.
С принятием Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и принятием приказа министерством труда и социальной защиты Российской Федерации приказа «Об утверждении Порядка и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» одним из главных направлений работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья в системе социального обслуживания является социальная реабилитация, что требует мобильных в профессиональном отношении кадров, способных ориентироваться в проблемах людей с ограниченными возможностями здоровья, принимать грамотные решения.
Научное осмысление феномена реабилитации в современных условиях сопряжено с необходимостью разрешения ряда противоречий, важнейшим из которых является устоявшаяся точка зрения на реабилитацию, как на комплекс определенных социальных услуг без учета динамизма, противоречивости, латентности протекания реабилитации, раскрывающихся через парадигму реабилитации, как процесса. Идея обусловленности феномена реабилитации культурным, духовным и социальным развитием общества и государства представлена в работах И.Г. Песталоцци, А.С. Макаренко, М. Монтессори, В.И. Горье.
Определение составляющих формирования готовности специалиста социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья целесообразно с изучения проблем содержания жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов, детей-инвалидов как наиболее массовой в количественном отношении категории среди лиц с ограниченными возможностями здоровья. Понятие, «качество жизни инвалидов», рассматривается в работах Е. И. Холостовой, Н. Ф. Дементьевой, В. Н. Ярской, В. Р. Ярской-Смирновой , В.А. Ядова, A. Л. Васильева, И. Л. Кром, О.В. Трошина, Е.В. Жулина, В.А. Кудрявцева. В частности А. Л. Васильев рассматривает качество жизни, как совокупность жизненных ценностей, характеризующих виды деятельности, структуру потребностей и условия существования групп населения, их удовлетворенность жизнью, социальными отношениями и окружающей средой [45 ]. О.В. Трошин, Е.В. Жулина, В.А. Кудрявцева рассматривают качество жизни, как степень интегрированности и индивидуализации системных связей и отношений человека, обуславливающих его успешность в профессиональной, социальной деятельности и самореализации.
С.М. Безух и С.С. Лебедева дают следующее определение: качество жизни – это интегральная характеристика физического, психологического, эмоционального и социального функционирования индивидуума, основанная на его субъективном восприятии.
По мнению самих лиц с ограниченными возможностями здоровья в результате опроса качество их жизни характеризуется тремя основными составляющими: удовлетворением потребностей (трудовых, социальных, семейно-духовных); условиями существования, включающими состояние социальной, природной и искусственной среды, созданной человеком; видами деятельности, осуществляемые человеком. Для детей с ограниченными возможностями здоровья важно решение образовательной проблемы.
Учитывая мнение ученых и людей с ограниченными возможностями здоровья, под качеством жизни их мы понимаем комплексную характеристику, определяющую возможности их социального развития в условиях конкретного общества.
Следующими базовыми понятиями в методологии социальной работы являются понятия «инвалид», «инвалидность», «реабилитация», «социально-педагогичекая реабилитация», «социокультурная среда», «социальная реабилитация».
Инвалид от латинского «invalidus» – означает «слабый, немощный, нездоровый, недействительный» [40] и служит для характеристики лиц, которые, вследствие заболевания, ранения, увечья ограничены в возможностях самореализации и проявлениях жизнедеятельности, т.е. в первоначальном своем содержании этот термин относился только к военнослужащим, воинам, пострадавшим во время военных действий. Состояние таких людей характеризовалось, прежде всего, физическим повреждением или дефектом (увечьем).
Таким образом, исторически сформировалось значение термина «инвалид», в котором смысловой акцент делался на неспособности индивидуума осуществлять трудовую деятельность, в полном объеме содержать и обслуживать себя.
К числу наиболее широко используемых ныне терминов, по существу, заменяющих слово «инвалид», относятся следующие:
- человек с ограниченными возможностями (ограничениями) здоровья (ограничения могут быть в невозможности использования труда в ночное время, на период беременности);
- человек с нарушениями (недостатками) развития (это может быть человек с частичным нарушением слуха зрения, речи и т.д.);
- человек с особенными потребностями, нуждами (это внутреннее состояние психического или функционального ощущения недостаточности чего-то);
- человек с отклоняющимся развитием и др. (норма – это идеальное развитие. Социальное отклонение – это может быть безволие, гиперактивность).
Каждая из формулировок имеет свою смысловую нагрузку, но все в целом характеризуют индивида, имеющего своеобразную медико-социальную проблему, с долгосрочной перспективой ее разрешения. В нашем исследовании мы будем опираться на определения данные учеными, а также предусмотренные в нормативных правовых актах
Социальные изменения, объективно происходящие в современном обществе, сознании людей, выражаются в стремлении расширить содержание этих терминов. Дело в том, что длительное время при решении вопроса о том, является ли направленный на освидетельствование гражданин инвалидом, использовался только один критерий, а именно – способность данного человека по состоянию здоровья к продолжению трудовой деятельности (медицинский аспект). В качестве стандартов для мирового сообщества Всемирной организацией здравоохранения были приняты такие признаки понятия «инвалидность» – любая потеря или нарушение психологической, физиологической анатомической структуры или функции:
- ограниченность или отсутствие (из-за указанных выше дефектов) способности выполнять функции так, как считается нормальным для среднего человека;
- затруднение, вытекающее из указанных выше недостатков, которое полностью или частично мешает человеку выполнять какую-то роль (учитывая влияние возраста, пола и культурной принадлежности) [134].
Исходя из сказанного, следует предположить, что дать исчерпывающее изложение всех признаков ограничений жизнедеятельности здоровья достаточно трудно. Так выделение медицинских аспектов возможно через оценку утраты здоровья, но последнее настолько вариативно, что даже ссылка на влияние пола, возраста, образования, семейного положения, культурной принадлежности не устраняет затруднений. Кроме того, сущность ограничений жизнедеятельности здоровья заключается в тех социальных барьерах, которые состояние здоровья воздвигает между индивидом и обществом. Характерно, что в попытках отойти от сугубо медицинской трактовки Британский совет объединений инвалидов предложил такое определение: «Инвалидность — это полная или частичная потеря возможностей участвовать в нормальной жизни общества на равных началах с другими гражданами из-за физических и социальных преград» [106].
Таким образом, на международном уровне инвалидность рассматривается как частичная потеря возможности участвовать в жизни общества.
В Рекомендациях к реабилитационным программам Парламентской ассамблеи Совета Европы от 1992 г. инвалидность «ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи ила общества на таких же основаниях, как и другие члены общества» [89].
В нашей стране политика в отношении лиц с ограниченными аозможностями здоровья развивалась аналогичным образом – от медицинской к социальной модели. В соответствии с Федеральным Законом «Об основных началах социальной защищенности инвалидов СССР» (1990 г.), «инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите» [ Ч. 1, ст. 2].
Позднее в Федеральном Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.) указано, что «….ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью» [25].
Однако при рассмотрении практической стороны проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимо помнить, что в гражданско-правовых отношениях используется понятие «инвалид». Термин «инвалид» закреплен в законодательных актах, дано его юридическое определение, и произвольно заменять его на другие – некорректно с точки зрения права. Более того, статус инвалида, дающий право на получение государственной социальной помощи, обозначенный другим термином, может дать основание для отказа данному гражданину в этой помощи. Эволюция идей реабилитации прошла несколько этапов и в прошлом была связана с благотворительностью.
Реабилитация может рассматриваться, как процесс, направленный на решение задач широкого диапазона – от привития элементарных навыков до полной интеграции в общество, и как результат воздействия на личность, восстановление отдельных социальных, психических и физических функций. В нашей стране продуктивным этапом развития социально-профессиональной реабилитации инвалидов были годы войны в РСФСР в 1941-1945 гг. и послевоенные годы. Ю. Н. Мануйлова рассматривает опыт трудовой реабилитаций инвалидов в годы войны на территории России «…в результате большой и целенаправленной работе органов социального обеспечения и профсоюзных организаций, к началу 1943 года 70 % инвалидов войны были трудоустроены» [102].
Качественно новым этапом в истории развития реабилитации в России стали 1950-1960-е годы. В эти годы стала выстраиваться четкая система реабилитации, появились реабилитационные учреждения. Сформировалось три основных аспекта реабилитации: медицинская (лечебная), социальная и профессиональная (трудовая). Лечебная реабилитация является начальным звеном системы общей реабилитации, она направлена на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма. Трудовая реабилитация обеспечивает пациенту возможность получить профессиональную подготовку и, соответственно, обеспечить его занятость. Социальная реабилитация является наиболее обширной областью: это система программ и действий, направленных на восстановление социальных функций человека, его статуса в обществе.
В итоге экспертным комитетом Всемирной организации здравоохранения (1958) было констатировано, что «реабилитация – это комплексный процесс, который включает различные дисциплины и методы, для того чтобы в коллективной работе можно было добиться лучших результатов для инвалидов».
Одной из первых стран, где такое понимание проблемы было достигнуто, вляется Германия (ФРГ). Именно Германия стала одним из первых государств, где уже в 70-х гг. прошлого века было дано определение реабилитации, как деятельности, ставящей своей целью помочь людям с физическими или психическими заболеваниями, которые не могут сами преодолеть своих нарушений и их последствий, раскрыть свои способности и силы, чтобы найти соответствующее место в обществе.
Всемирная организация здравоохранения полагает, что сущность реабилитации заключается в том, чтобы «не только вернуть больного к его прежнему состоянию, но и развивать его физические и психологические функции до оптимального уровня [52].
Е. И. Холостова, Н.Ф. Дементьева отдают предпочтение таким видам реабилитации, как бытовая, средовая, образовательная, профессиональная, социальная. В связи с этим избираются следующие подходы к реабилитации: участие, педагогическая поддержка, равные возможности, учет региональных особенностей, социокультурной и экономической ситуации в регионе; создание единого реабилитационного пространства. Так Р.В. Овчарова дает следующее определение: реабилитация – это комплексная многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление инвалида в статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих. Н.М. Назарова считает, что ключевым моментом должна стать убежденность в том, что люди с ограниченными возможностями здоровья и трудоспособности не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в него на своих собственных условиях, которое общество понимает и учитывает. А.В. Мартыненко считает, что восстановление здоровья - это не только физическая составляющая, но и социальная, правовая, психолого-педагогическая, материальная. Данные научные исследования отражают действительные изменения в явлении реабилитации как феномена современности. Имеются попытки создать новую отрасль научного знания – реабилитологию (Е.Т. Лильин, В.А. Доскин, А.К. Долгушин).
Мы считаем наиболее приемлемой в современных условиях толкование сущности реабилитации, представленное в работах З.И.Лаврентьевой [96], Т.В. Фуряевой [146], и др. в которых реабилитация рассматривается как целостный, органологический, динамический процесс, направленный на наиболее полную реализацию потенциала человека с физической, психической и социальной «иноваковостью» в контексте его жизненного бытия (семьи). Данное определение позволяет считать категорию «реабилитация» общепедагогической, так как в ней видится одно из направлений педагогической деятельности, ведущей к развитию человека. В психолого-педагогическом понимании сущности реабилитации главными являются не столько сами практические умения, способы деятельности, сколько человеческие качества индивида, особенности его внутреннего многомерного мира.
К теме восстановления способностей человека, имеющего ограниченные возможности здоровья, обращаются ученые: В.А. Адольф [29], Л.И. Акатов [30], П.Л. Блонский [43], Л.С. Выготский [52], В.П.Кащенко [83,84] и др.
В это время уточняются теоретические представленияо сущности и механизмах реабилитации, о роли самой личности в процессе восстановления, акцентируется внимание на социальном аспекте методов и средств выравнивания утраченных способностей [96].
А.А. Католиков считает потенциал восстановления – это сотрудничество людей с отклонениями с обычными здоровыми людьми. В.П. Кащенко считает, что восстановление способностей ребенка с отклонениями возможно лечебно-педагогическими методами коррекции. Педагогическая коррекция рассматривается как целостный процесс, в котором взаимодействуют учащиеся, педагоги, семья и общество. Для нас это означает, что определены различные пути восстановления человека с ограниченными возможностями здоровья, и их необходимо перенести на систему реабилитации данных лиц в социокультурной среде региона.
В XX веке ученых захлестнула волна интереса к психическим явлениям процесса реабилитации. Действительно, теория реабилитации насыщалась инновационным инструментарием восстановления, обращалась к принципам психоаналитической терапии, экспериментировала над механизмами сверхкомпенсации и т.д. В теории педагогики укореняются термины «дефективный ребенок», «аномальный ребенок», «умственно и морально отсталый ребенок» [96].
Реабилитация как педагогическая категория широко обсуждается в исследованиях по проблемам социальной работы (И.Ф. Дементьевой [67], Е.И. Холостовой [150] и др.), социальной педагогики Р.В. Овчаровой [110], Т.И. Шульга [159] и др.).
В современном психолого-педагогическом понимании сущности реабилитации акцент делается не на восстановление утраченных функций и умений, а на создание новых внутренних характеристик человека с ограниченными возможностями здоровья, семьи с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (новых ценностей, смыслов, значений), на актуализацию имеющихся у всех участников (семьи как целой единицы и отдельных ее членов) скрытых возможностей. Речь идет о смене ориентации с объективных на субъективные характеристики человека, еще им самим не выявленные и не обнаруженные.
Определенную попытку вернуться к антропологическому смыслу реабилитации предпринимают ученые, объединившиеся на базе педологических принципов (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Г.И. Россолимо, А.Ф. Лазурский, Г.И. Залкинд и др.). Не обращаясь к термину «реабилитация», педология предложила методы системно-комплексного анализа, которые противопоставлялись клиницистскому подходу [95].
Антропологические принципы обнаруживались в научных построениях психологов, изучавших познавательные процессы особых детей, их эмоционально-волевую сферу, самосознание, межличностные отношения (Б.В. Зейгарник [72], С.Л. Рубинштейн [101] и др.). Очень осторожно, не претендуя на целостную концепцию, ученые пришли к выводу, что дети с ограничениями в физическом и психическом развитии обладают социальным потенциалом, их волевая и эмоциональная сферы поддаются исправлению. Они считали, что психологическая реабилитация является эффективным средством включения человека с ограничениями в производственную деятельность.
Исследование теоретических основ социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в социокультурной среде свидетельствуют также, что в процессе исторического развития общества менялось, прежде всего, восприятие людей с ограниченными возможностями здоровья от полного неприятия, приведшего к почти полной их сегрегации, до включения в социум в качестве полноправных членов, что подтверждается работами Н.Н. Малофеева [101]. Таким образом, мы считаем что социальная реабилитация – это процесс восстановления человека, движение от состояния ограничения к обретению и выращиванию скрытых способностей.
Социальная реабилитация является обязательным видом деятельности в учреждении социального обслуживания и включает в себя следующие виды мероприятий: социально-педагогическую, социально-психологическую, социально-бытовую, социально-средовую, социокультурную и реабилитацию посредством физкультуры и спорта. Система социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями отличается от системы социальной реабилитации взрослых людей с инвалидеостью и включает дополнительно в перечень следующие мероприятия: по профессиональной ориентации, предложения по обучению: по программам бакалавриата и программам специалитета в образовательных организациях, а также дошкольное и школьное образование.
При этом социально-педагогическая реабилитация становится все более приоритетной по отношению к другим мероприятиям в процессе реабилитации, так как посредством социально-педагогической реабилитации само лицо с ограниченными возможностями здоровья выступает не только объектом, но и субъектом реабилитационного процесса. Исследователями Н.Н. Ивановой [77], З.И. Лаврентьевой [96], М.В. Шакуровой [155] социально-педагогическая реабилитация рассматривается как уникальный по содержанию и направленности процесс, эффективность которого обеспечивается результатами социальной адаптации инвалида благодаря методам создания успеха и уменьшения эмоциональной значимости конфликта обучению построению отношений с окружающими людьми и миром, определению социальной позиции и личностного статуса в обществе М.Д. Галагузова рассматривает социально-педагогическую реабилитацию, как систему мер воспитательного характера, направленную на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности инвалида, активной жизненной позиции, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования. В.Г. Бочарова определяет социально-педагогическую реабилитацию как процесс и результат, показывающий степень включенности личности с проблемами в развитии в окружающий социум в условиях целенаправленного педагогического воздействия.
Мы разделяем позицию специалистов, рассматривающих социально-педагогическую реабилитацию с точки зрения антропологического подхода [37, 126, 135], сущность которого заключается в исключительной ценности любого человека, в том числе человека с ограничениями. Любой человек, в том числе и с ограничениями по здоровью или развитию, рассматривается в его всесторонних связях с миром и в многообразии проявлений в разных сферах жизнедеятельности. Люди с ограничениями выступают как неотъемлемая часть общества, провоцирующая его на обсуждение нравственных ценностей, на адекватные поведенческие реакции. Культорологический подход позволяет признать лицо с особыми потребностями неотъемлемой частью культуры общества, включить реабилитируемого с его культурной ценностью в систему социальных отношений и коммуникаций [30, 31].
Ученые школы А.И. Мещерякова считали, что чем выше и разностороннее цели и взгляды человека с ограничениями, чем шире его социальные контакты, тем успешнее его восстановление и развитие. Поэтому они разработали теорию мотивации, которая противопоставляется теории коррекции. Так, пациенты при условии расширения мотивационных потребностей достигали успехов в науке, искусстве, общественной жизни [95].
Среди российский ученых, имеющих патологию зрения, известно свыше 40 докторов и более 200 кандидатов наук (академики Л.С. Понтрягин и И.С. Ладенко, доктор физико-математических наук А.Г. Витушкин, доктор педагогических наук Б.И. Коваленко, депутат Государственной Думы О. Смолин, вице-президент Всероссийской общественной организации инвалидов по зрению В.Сипкин. и др.). Есть среди ученых слепо-глухо-немые: доктор психологических наук А.В. Суворов, кандидат педагогических наук О.И. Скороходова и др. Теоретические и практические достижения школы А.И. Мещерякова наглядным образом демонстрировали превосходство идеи развития и совершенствования способностей перед концепциями коррекции и замещения.
Ученые Н.П. Вайзман, А.В. Гордеева [62] В.В. Морозов [104], Н.А. утверждают в системе педагогического знания понятия педагогической реабилитации. Задача педагогической реабилитации – восстановление возможностей жить здоровой и интересной жизнью. Продуктивна их идея перехода от понятий «реабилитационное учреждение» и «реабилитационная педагогическая работа» к понятиям «реабилитационная образовательная среда» и «реабилитационное образовательное пространство. Это позволяет дополнить традиционные образовательные средства, восстанавливающие вторичные нарушения, специфическими воспитательными средствами реабилитации. Данные теоретические основы дают ученым право видеть педагогический смысл реабилитации в «создании среды (условий) для восстановления потенциала естественного развития сил человека: познавательных, физических, эмоциональных, и главное – духовно-нравственных, – его гармоничности и целостности». Выводы весьма убедительны и вносят свой позитивный вклад в разработку теории реабилитации.
З.И. Лаврентьева [95] в теории педагогической реабилитации выделяет несколько направлений. Первое направление – это вычленение педагогической реабилитации из системы других видов реабилитации, абсолютизируя ее перед другими видами реабилитации (А.В. Гордеева [59]).
Второе направление образуют работы авторов В.В.Вершинина [48], Л.Н. Голуб [60], И.А.Карпова [82], Л.М.Кобрина [86] и др.), изучавших не только школьные образовательные потребности, но и потребности социокультурного характера. Теоретические поиски они развертывают в диапазоне социально-педагогических средств образования и развития и выходят на изучение педагогических условий, с помощью которых происходит усвоение не только способов общения и стилей поведения, но и целей, ценностей, принятых в обществе. Отказавшись от частных понятий дефектологического, коррекционного и перевоспитывающего содержания, ученые этого направления в современный научный оборот вводят междисциплинарную категорию – «особые образовательные потребности». Для дальнейшего развития теории реабилитации это имеет принципиальное значение. Во-первых, предложенная дефиниция позволяет выявлять общие характеристики «особости», присущие лицам с разными видами нарушений (от лиц с ограничениями в здоровье до лиц с нарушениями в эмоциональной сфере и поведении), что, в свою очередь, ведет к выявлению общих закономерностей процесса реабилитации. Во-вторых, сосредоточившись не на нарушениях, а на потребностях лиц, утративших те или другие способности, данное направление ориентирует изучение процесса реабилитации, прежде всего, на актуализацию внутренних возможностей личности, на стимулирование его волевой и эмоциональной сфер. В-третьих, термин «особые образовательные потребности» выводит явление далеко за рамки учебной деятельности. На первое место выдвигается восстановление социального статуса, создание новой, более благоприятной ситуации социального развития через восстановление нарушенных отношений в среде. Процесс реабилитации, по мнению авторов этой группы, направлен на развитие способностей вести себя адекватно в социуме и эффективно общаться с окружающими.
Ученые Е.И. Казакова, Л.М. Шипицына [90] разработали теорию педагогического сопровождения, теорию интеграции Л.М. Кобрина [86]), теорию реабилитационного пространства А.В. Гордеева [61], Р.В. Овчарова [110]). В теории педагогического сопровождения акцент сделан на свободе выбора и самоактуализации реабилитируемого. В педагогической теории интеграции акцент делается на способах взаимного сближения здоровых людей и лиц с ограничениями.
Ученые Г.И. Залкинд, В.П. Кащенко, Г.И. Челпанов приходят к выводам о реабилитационных возможностях трудовой деятельности, о значении резервных сил организма, о роли организованных внешних социальных условий и коллективных действий, о необходимости накопления широкого эмоционально-волевого опыта. Важной в методологическом отношении была идея Л.С. Выготского о подчинении развития аномального ребенка тем же закономерностям, что и развитие детей без отклонений.
Одно из напрвлений, выделенных З.И. Лаврентьевой обозначает как поисковый подход к реабилитации. Этот подход настаивает не на восстановлении утраченного а на идее обнаружения способностей в процессе реабилитации. Сущность такого подхода – в обращении к резервным, в том числе и латентным возможностям индивида с нарушениями. Эта педагогическая деятельность определяется в науке как абилитационная (Л.О. Бадалян [35], Н.И.)
Среди трех групп исследований по нашему мнению наибольший интерес представляет последняя группа. Достоинство работы этой группы в том, что она сместила акцент в понимании назначения реабилитации не на восстановлении, а на поисках предпосылок к способностям. Отсюда упор делается на актуализацию внутренних возможностей реабилитируемого, в том числе и на самоактуализацию.
Для понимания современного состояния реабилитации в социкультурной среде наибольшее значение имеет философский и социально-педагогический аспект, предоставляющий возможность рассматривать явления интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в социальной среде.
Попытка обобщения различных дефинаций понятий «среда», «социальная среда», «культурная среда» сделана Т.А. Артеменко. По ее мнению, социокультурная среда – это не просто сумма социальной и культурной среды, а особый социально организованный феномен культуры, в котором социальный и культурный процессы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, развиваются в рамках общей идеи и оказывают влияние на деятельность социальных субъектов по созданию и освоению духовных ценностей и общественных ориентиров
Главное, что характеризует социальную среду, как отмечает А.И. Арнольдов – «это отношения людей, материальные и культурно-бытовые условия их повседневной жизни, ее духовно-нравственная атмосфера, все это создает основу для социального взаимодействия, регулирования духовных ценностей и этических норм». Таким образом, на наш взгляд интеграция в общество людей с ограниченными возможностями здоровья включает: воздействие общества и социальной среды на личность инвалида, активное участие в данном процессе (субъектно-объектная роль) самого инвалида, совершенствование самого общества, системы социальных отношений.
Ее основная задача – восстановление социального статуса инвалида и включение его в систему общественных отношений.
Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья – полноценная включенность в обычную социокультурную жизнь, при которой его дефект в результате компенсации не мешает ни ему, ни окружающим в процессе социального взаимодействия и коммуникации.
В связи с этим социальная реабилитация приобретает важную социальную функцию, которая заключается в том, чтобы обеспечивать интеграцию лиц с ограниченными возможностями здоровья в социум.
Слово «интеграция», согласно толкованию в Большом энциклопедическом словаре [40], происходит от латинского integer — «целый»; integration – «восстановление, восполнение». При этом указывается, что данное понятие означает состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы (организма) в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.
В педагогическом словаре интеграция групповая (integer – целый) определяется как процесс упорядочения, структурирования внутригрупповых отношений единства, общих ценностей, оптимизации взаимоотношений с людьми, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях, т.е. во взаимодействии.
В современном философском словаре «взаимодействие» – понятие для обозначения воздействия вещей друг на друга, для отображения взаимосвязей между различными объектами для характеристики форм человеческого события, человеческой деятельности). В области общественной жизни взаимодействие – это непосредственное общение между человеческими индивидами, поддерживающее устойчивость социальных форм, субъект субъектной связи.
В процессе взаимодействия среда и субъект оказывают взаимное влияние друг на друга [83]. Человек в процессе взаимодействия с социальной средой, с одной стороны, вносит в нее элемент своей личности, обогащая данную среду, и, с другой стороны, активно приспосабливаясь к ней, отбирает для себя наиболее ценное и значимое. Приспособление предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением. Согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и реальностью социальной среды. Таким образом, приспособление – это процесс и резуль