Цель: гармоничное физическое развитие детей
Задачи физического развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования(ФГОС дошкольного образования п.2.6)
· Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
- двигательной, направленной на развитие координации и гибкости;
- способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук;
- связанных с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).
- Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами.
- Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
- Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
_____________________________
4 Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н.Е. Вераксы, Т.С.Комарова, Н.А.Васильева. Образовательная область «Физическое развитие». – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014 г.
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Задачи образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с региональным компонентом(Региональная программа дошкольного образования, Р.К.Шаехова)
Необходимыми условиями в физическом развитии детей с учетом региональных климатических и сезонных особенностей являются:
- создание условий в дошкольном образовательном учреждении;
- развитие потребности в двигательной активности детей при помощи подвижных народных (татарских, русских, чувашских, мордовских, марийских, башкирских, удмуртских), спортивных игр, физических упражнений, соответствующих их возрастным особенностям;
- осуществление комплекса профилактических и оздоровительных работ с учетом специфики ДОУ города Набережные Челны;
- совершенствование физического развития детей через национальные праздники, народные игры.
Содержание направлений регионального компонента (РК)
Усовершенствование знаний детей об организме человека, через устное народное творчество. Формирование и расширение знаний детей о пользе лекарственных растений своего края в сохранении и укреплении собственного здоровья. Продолжение формирований умений и опыта здоровьесберегающих действий во время проведения досугов и национальных праздников.
Ознакомление с мордовскими, марийскими и удмуртскими подвижными народными играми. Продолжение учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры; находить, придумывать разные варианты подвижных игр. Воспитание нравственных и волевых качеств: выдержку, настойчивость, решительность, инициативность, смелость.
Комплексно-тематическое планирование представлено в ПРОГРАММЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА, приложение к ООПМАДОУ
2.2.2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Речевое развитие»5
Цель:
формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа
Задачи речевого развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГОС дошкольного образования п.2.6)
- Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры.
- Обогащение активного словаря.
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
- Развитие речевого творчества.
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
______________________
5 Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н.Е. Вераксы, Т.С.Комарова, Н.А.Васильева. Образовательная область «Речнвое развитие». – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Задачи образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с региональным компонентом(Региональная программа дошкольного образования, Р.К.Шаехова)
Использование регионального компонента в направлении, речевого развития ребенка включает:
- обучение детей двум государственным языкам (русскому и татарскому) в равных объемах.
- развитие всех компонентов устной речи.
- практическое овладение воспитанниками нормами речи родного языка.
- развитие свободного общения с взрослыми на родном языке.
- формирование у детей интереса к изучению родного и второго государственного языка через создание национального культурного пространства в ДОУ. Побуждение детей к общению, используя информационно-коммуникативные технологии, игры - ситуации, наглядность.
Содержание направлений регионального компонента
Обогащение словарного запаса детей словами используемыми в повседневной, общественной жизни, применение слов и словосочетаний в различных ситуациях, во всех видах детской деятельности.
Развитие навыков устного общения с взрослыми и детьми на основе освоения культурных языковых традиций.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Содержание УМК «Говорим по-татарски»
(авторы Зарипова З.М., Кидрячева Р.Г., Исаева Р.С.)
Основные задачи:
- формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме,
- формировать мотивацию учения ребенка, активизировать в речи слова обозначающие предмет, признак предмета и действие;
- способствовать умению составлять небольшие рассказы по серии ситуативных картинок с одним действующим лицом, сюжетной картине или из личных наблюдений ребенка.
Проект состоит из трех частей:
- «Минем өем» (для средней группы),
- «Уйный-уйный үсәбез» (для старшей группы),
- «Мәктәпкә илтә юллар» (для подготовительной к школе группы).
Рабочая тетрадь является одним из основных компонентов УМК «Говорим по-татарски», предназначающие для детей 4-5 лет, делающие первые шаги в мир татарского языка. Творческая тетрадь поможет: ребенку усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал, привлечь родителей активно включиться в процесс развития своего малыша. В рабочей тетради даны задания на называние, обобщение и сравнение предметов на определение их величины, размера, количества.
Программа принциплары.
Коммуникативлылык принцибы – балаларны татар телен аралашу чарасы буларак куллануга әзерләүгә корылган. Телне фән буларак түгел, ә аралашу чарасы буларак өйрәтү.
Интеграция һәм дифференциация принцибы – һәр сөйләм төренең үз үзәнчәлеген исәпкә алу, тәрбияче сөйләмен техник чаралар ярдәмендә (аудио-, видеоязмада) тыңлау (аудирование), тел үзәнчәлекләрен төрле күнегүләрдә бирү, балаларның диалогик сөйләмен үстерү;
Күрсәтмәлелекпринцибы – тел өйрәтүне көндәлек тормыштагы һәр төрле эшчәнлеккә бәйле рәвештә, аларның тирә-юньне танып белүенең төп чарасы булып торган уен аша үткәрү;
Тел өйрәтү, тәрбия һәм үстерү бурычларының бер-берсе белән тыгыз бәйләнештә тормышка ашыру принцибы;
Барлык белем бирү өлкәләрен берләштерү (интегральләштерү) принцибы: аралашу, танып-белү, социальләштерү, физик культура, сәламәтлек, хезмәт, иминлек, матур әдәбият, иҗади сәнгать, музыка.
Дәвамчанлык принцибы – балалар бакчасы һәм башлангыч мәктәптә эзлеклелекне күздә тоту;
Белем бирүне комплекслы-тематик принципкакорып оештыру;
Белем бирү эшчәнлегенең мотивлашкан булу принцибы - бала материалны үзе өчен кызык булганда, үзенең шәхси ихтыяҗларына туры килгәндә генә кабул итә һәм фикерли башлый. Телне өйрәтү процессында әкияти сюжетлар карау, кызыклы таныш геройлар (Акбай, Мияу) белән очрашу, уен элементларын куллану – тел материалын өйрәнүнең мотивлашкан булуын тәэмин итә. Телне аралашу, уен ситуацияләренә бәйләп өйрәнгәндә, балалар тел өйрәнүнең практик әһәмиятен тоялар, эмоциональ күтәренкелек туа һәм алар тел материалын бик теләп үзләштерәләр.
Белем бирү эшчәнлегенең дидактик принцибы - гадидән катлаулыга таба бару.
Индивидуальләштерү принцибы - тел өйрәткәндә социаль шәхес сыйфатларын үстерүне күздә тоту.Балаларның яшь үзәнчәлекләрен исәпкә алу.
Татар телен өйрәтүдә кулланыла торган чаралар.
1. Эшчәнлек эшкәртмәләре, диагностик материаллар.
2. Тавышлы күрсәтмәлелек (һәр проект өчен аудиоязмалар, анимацион сюжетлар, мультфильмнар).
3. Картиналы һәм картиналы-дидактик күрсәтмәлелек(таратма һәм күрсәтмә рәсемнәр, җырлы-биюле уеннар, театр эшчәнлеге өчен материаллар.
4. Символик, график күрсәтмәлелек (пиктограммалар).
5. Күләмле күрсәтмәлелек (макетлар, муляжлар, уенчыклар)
6. Интерактив уеннар.
7. Эш дәфтәрләре.
Эш төрләре һәм формалары.
Программа бурычларын үтәүдә эш формаларының, практик гамәли алымнарның, чараларның әһәмияте зур. Төп эш төрләре булып түбәндәгеләр тора:
1. Предметлар белән эш: тасвирлау, уенчык белән диалог төзү, уен һәм әкиятләрдә катнашу.
2. Рәсемнәр белән эш: тасвирлау, үстерешле диалог.
3. Сюжетлы-рольле уеннар;
4. Әйлән-бәйлән, җырлы-биюле уеннар өйрәнү (аудиоязмага таянып).
5. Театральләштерү, сәхнәләштерү (бармак театры, битлекләр, костюмнар, театр күрсәтү (әти-әниләргә, башка төркем балаларына).
6. Хәрәкәтле уеннар: туп белән уеннар, “Командир” уены, әйлән-бәйлән уен, зарядка уеннары.
7. Иҗади һәм ситуатив уеннар: рольле уеннар, интервью, ситуатив күнегүләр.
8. Ситуатив, логик күнегүләрне ишетеп, аңлап эшләү.
9. Үстерелешле диалоглар (зурлар һәм яшьтәшләре белән үзара аралашу).
10. Аудиоязмалар тыңлау, кушылып әйтү, җырлау, кабатлау, ишеткән сүзне рәсемдә табып күрсәтү.
11. Анимацион сюжетлар, мультфильмнар карау.
12. Интерактив уеннар.
Татарча сөйләшергә өйрәткәндә куелган минимум бурычлар.
Программа өч проектны һәм аларның төп максатларын һәм бурычларын үз эченә ала:
“Минем өем” проекты (4-5 яшь).
Максат: Татар теленә кызыксыну уяту, аралашу теләге тудыру.
Бурычлар:1. Сүз байлыгы булдыру, сөйләмдә активлаштыру.
2. Гади диалогта катнаша белү, хәтер, зиһен үстерү.
3. Бер – береңне тыңлау, ишетү сыйфатлары тәрбияләү.
“Уйный – уйный үсәбез” проекты (5-6 яшь).
Максат: Үзара һәм зурлар белән көндәлек тормышта татарча аралашуга чыгу.
Бурычлар: 1. Сүз байлыгын арттыру, сөйләм күнекмәләре формалаштыру.
2. Гади сорауларны аңлап җавап бирү, мөрәҗәгать итә белү, көндәлек яшәештә аралашу.
3. Әдәпле итеп кара-каршы сөйләшә белү күнекмәләрен тәрбияләү.
“Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар” проекты (6-7 яшь).
Максат: Балаларның көнкүрешкә, табигатькә, җәмгыятькә кагылышлы сүзләр исәбенә сөйләмнәрен баету, сүз һәм сүзтезмәләрне төрле ситуацияләрдә кулланышка кертү.
Бурычлар: 1.Сөйләмне аралашу чарасы буларак камилләштерү, файдалана белү күнекмәләренә өйрәтү.
2. Мөстәкыйль фикер йөртергә, җавап бирергә күнектерү, балада үзенең сөйләме белән кызыксыну һәм сизгерлек уяту.
3. Сөйләм әдәбе (сорау, гозер, мөрәҗәгать итү, рәхмәт белдерү, исәнләшү, саубуллашу) кагыйдәләрен камилләштерү.
Укыту методик комплектының эчтәлеге.
Һәр проект түбәндәгеләрне үз эченә ала:
1) тематик план;
2) эшчәнлек конспектлары;
3) балалар һәм әти-әниләр өчен эш дәфтәрләре;
4) аудиоязмалар;
5) анимацион күренешләр;
6) күрсәтмә, таратма материаллар;
7)диагностик материаллар.
2.2.3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Социально – коммуникативное развитие»6
ЦЕЛЬ: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семь
Задачи социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования(ФГОС дошкольного образования п.2.6)
· Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
· Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
· Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
· Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
· Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
· Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
· Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
· Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
_____________________
6 Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н.Е. Вераксы, Т.С.Комарова, Н.А.Васильева. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие». – М.: Мозайка – синтез, 2014 г.
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Задачи образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в соответствии с региональным компонентом(Региональная программа дошкольного образования, Р.К.Шаехова)
Использование регионального компонента в направлении, социально-коммуникативного развития ребенка включает:
- развитие игровой деятельности, в которой отражается окружающая действительность РТ, мир взрослых людей, формирование представлений о труде, профессиях взрослых работающих на КамАЗе; детей другой национальностей народов Поволжья, родной природы, общественной жизни.
- обеспечение безопасности детей дошкольного возраста на улицах и дорогах родного города.
- расширение знания детей о работе пожарной службы, службы скорой медицинской помощи города Набережные Челны.
Содержание направлений регионального компонента
Совершенствование знаний о традициях и обычаях своего народа. Формирование представлений о том, что в Татарстане живут люди разных национальностей в мире и дружбе. Ознакомление с традициями, обычаями, обрядами марийского, удмуртского и мордовского народа.
На основе расширения знаний о Республиках Поволжья воспитание патриотических чувств к родному краю и толерантного отношения к народам других национальностей.
Обеспечение осознанного и самостоятельного выполнения процессов самообслуживания, самостоятельного контроля качества результата.
Привлечение к выполнению сезонных видов работ в природе (на участке детского сада). Поощрение желания работать в коллективе.
Формирование знаний о соблюдении правил безопасности в разнообразных видах трудовой деятельности, активных форм общения с детьми и взрослыми в процессе трудовой деятельности.
Расширение и систематизирование представлений о различных видах труда народов Поволжья, удовлетворяющих потребностей общества и государства.
Поддерживание положительного отношения ребенка к собственному труду, его результату, труду взрослых и его результатам как к ценности.
Ознакомление с реками РТ, правилами безопасного поведения на водоёмах.
Формирование элементарных представлений о работе ГИБДД.
Совершенствование осмотрительного отношения к опасным для человека и окружающего мира ситуациям.
2.2.4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познавательное развитие»7