Функции и виды контроля знаний в педагогическом процессе

  • Контроль - неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:
    • предварительный;
    • текущий;
    • итоговый, рассматриваемый как средства контроля за уровнем (качеством) усвоения

Назначение предварительного контроля состоит в установлении исходного уровня разных сторон личности учащегося и, прежде всего, исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь - индивидуального уровня каждого ученика.
Успех изучения любой темы (раздела или курса) зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений и т.д., которые изучались на предшествующих этапах обучения. Если информации об этом у педагога нет, то он лишен возможности проектирования и управления в учебном процессе, выбора оптимального его варианта. Необходимую информацию педагог получает, применяя пропедевтическое диагностирование, более известное педагогам как предварительный контроль (учет) знаний. Последний необходим еще и для того, чтобы зафиксировать (сделать срез) исходный уровень обученности. Сравнение исходного начального уровня обученности с конечным (достигнутым) позволяет измерять "прирост" знаний, степень сформированности умений и навыков, анализировать динамику и эффективность дидактического процесса, а также сделать объективные выводы о "вкладе" педагога в обученность учащихся, эффективности педагогического труда, оценить мастерство (профессионализм) педагога.
Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Обратная связь позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения у каждого учащегося. Она составляет одно из важнейших условий успешного протекания процесса усвоения. Обратная связь должна нести сведения не только о правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность осуществлять контроль за ходом процесса, следить за действиями обучаемого.
Текущий контроль необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными. Кроме собственно прогностической функции текущий контроль и учет знаний, умений стимулирует учебный труд учащихся, способствует своевременному определению пробелов в усвоении материла, повышению общей продуктивности учебного труда.

Обычно текущий контроль осуществляется посредством устного опроса, который все время совершенствуется: педагоги все шире практикуют такие его формы, как уплотненный, фронтальный, магнитофонный и др. Тестовые задания для текущего контроля (их количество обычно не превышает 6-8) формируются так, чтобы охватить все важнейшие элементы знаний, умений, изученные учащимися на протяжении последних 2-3 уроков. После завершения работы обязательно анализируются допущенные обучаемыми ошибки.
Учащиеся всегда должны знать, что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться. Это означает, что кроме контроля, который выполняет функцию обратной связи, необходим другой вид контроля, который призван дать представление о достигнутых результатах. Этот вид контроля обычно называют итоговым. Итог может касаться как отдельного цикла обучения, так и целого предмета или какого-то раздела. В практике обучения итоговый контроль используется для оценки результатов обучения, достигнутых в конце работы над темой или курсом.
Итоговый контроль осуществляется во время заключительного повторения в конце каждой четверти и учебного года, а также в процессе экзаменов (зачетов). Именно на этом этапе дидактического процесса систематизируется и обобщается учебный материал. С высокой эффективностью могут быть применены соответствующим образом составленные тесты обученности. Главное требование к итоговым тестовым заданиям - они должны соответствовать уровню национального стандарта образования. Все большее распространение получают технологии итогового тестирования с применением компьютеров и специализированных программ.

Практико-ориентированные задания и задачи к билету № 24

Назовите задачи руководства педагогической практикой студентов в дошкольных образовательных учреждениях.

Основная цель данного вида практики состоит в том, чтобы формировать у студентов способность трансформировать и адаптировать теоретические знания по дошкольной педагогике, психологии и частным методикам в практической деятельности воспитателя, развивать готовность к творческой педагогической деятельности, осуществлению методического руководства ДОУ и выполнению некоторых функций детского практического психолога.

Задачи:

1. Формировать у студентов профессионально-педагогические умения, теоретически обоснованно планировать, осуществлять, анализировать и корректировать воспитательно-образовательную и развивающую работу с детьми по определенной образовательной программе детского сада.

2. Развивать умение видеть и понимать сущность конкретной воспитательно-образовательной модели.

3. Актуализировать теоретические педагогические и психологические знания и эффективно строить на их основе коммуникативно-педагогическое взаимодействие с детьми, педагогами и родителями.

4. Формировать умение организовывать психологическое и педагогическое изучение личности и психики ребенка.

5. Углублять, развивать и расширять знания и умения по вопросам организации методической работы в детском саду.

6. Формировать мотивационно-ценностное отношение к работе с детьми дошкольного возраста.

Практико-ориентированные задания и задачи к билету № 25

Предложите разделы плана работы куратора в педагогическом колледже. Задачи, содержание, формы и методы работы куратора.

Классный час- это воспитательное мероприятие, специфика которого в том, что он есть форма прямого общения куратора со своими воспитанниками. Но это не урок. Это разговор "по душам" и уточнение ценностей, это совместное переживание случившегося, это полезная информация, которую нельзя получить на уроках, это сбор коллектива для выработки плана участия группы в общих мероприятиях, это психологический тренинг по каким-либо проблемам общения и т.д.

Классные часы, проводимые кураторами колледжа, можно систематизировать следующим образом:

- классный час - организованный, как способ коллективного планирования дела;

- классный час - как разрешение возможного конфликта;

-классный час - плановый, для подведения итогов, например, успеваемости за семестр;

- классный час - как беседа по психолого-педагогическим проблемам студентов;

- система классных часов для реализации определенной образовательной программы;

- тематический классный час.

Чтобы успешно осуществить планирование, необходимо последовательно выполнить действия по следующему алгоритму:

1. Педагогический анализ состояния и результатов воспитательной работы в группе за прошедший учебный год.

2. Определение куратором модели плана воспитательной работы на следующий учебный год.

3. Моделирование куратором образа студента, жизнедеятельности группы.

4. Коллективное планирование жизнедеятельности группы.

5. Уточнение, конкретизация целевого, содержательного, организационного и оценочно-диагностического компонентов воспитательной деятельности, оформление плана воспитательной работы.

При планировании работы куратору важно соблюсти принцип оптимальности:

1) найти наилучший вариант участия студентов и взрослых в коллективной работе по планированию;

2) избрать оптимальный вариант формы и структуры плана воспитательной работы, чтобы он был удобен для использования.

Соблюдение принципа диалога между участниками планирования воспитательной работы обеспечит правильное определение наиболее полного спектра возможных путей и способов организации жизнедеятельности студентов.

Куратору важно использовать существующие следующие подходы к планированию:

•целенаправленность плана;

•учет возрастных особенностей студентов, ведущих интересов в коллективе;

•преемственность, систематичность, последовательность запланированных дел;

•реальность;

•разнообразие форм и методов;

•творческий характер планирования.

План воспитательной работы может состоять из шести разделов:

1. Анализ воспитательной работы за прошедший год.

2. Цели и задачи воспитательной деятельности.

3. Основные направления и дела классного коллектива.

4. Индивидуальная работа со студентами.

5. Работа с родителями.

6. Изучение состояния и эффективности воспитательной работы в группе.

Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год позволяет наметить целевые ориентиры, определить приоритетные направления воспитательной деятельности на следующий учебный год. Куратор вправе анализировать результаты воспитательного процесса в соответствии со своей авторской концепцией, мероприятия оздоровительно-физкультурной направленности;

•с учетом системы, традиций, возможностей колледжа;

•с учетом календаря праздников, знаменательных дней, традиционных дней, акций,

•кружки, секции, клубы, органы самоуправления, молодежные организации;

Примерная программа анализа воспитательной работы в группе:

1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательной работы в группе в прошедшем году:

•Результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании.

•Правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов работы, средств педагогического влияния, приемов включения студентов в деятельность и общение.

2. Анализ развития студентов в группе:

•Воспитанность студентов, их нравственно-эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие (указать, какие факторы повлияли на это в большей мере).

•Развитость познавательных интересов и творческих способностей, проявляемых учащимися в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности.

•Уровень знаний, умений и навыков студентов, их успеваемость (желательно сравнить с результатами предыдущих лет).

•Изменения в мотивационно - потребностной сфере (динамика учебных мотивов, мотивов участия втех или иных видах жизнедеятельности группы, колледжа, проявления "новых" потребностей студентов и т.д.).

•Сформированность у студентов потребности заниматься самовоспитанием, самосовершенствованием..

•Изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие культуры общения, правовой культуры, интеллектуальной и информационной культуры, художественной, экологической, физической культуры, культуры семейных отношений, экономической культуры и культуры труда, адаптированность к современной жизни, развитие самостоятельности, умения благотворно влиять на социум, а в итоге - развитие культуры жизненного самоопределения).

•Успехи и достижения студентов, рост личностных достижений, наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей студентов.

•Учащиеся группы риска (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее действенные приемы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся; прогноз дальнейшей социализации этих студентов).

3. Анализ динамики социальной ситуации развития студентов:

4. Анализ развития коллектива группы:

5. Анализ организации и эффективности воспитательной работы в группе:

6. Анализ участия студентов в жизнедеятельности колледжа:

7.Анализ педагогического взаимодействия с семьями студентов и с родительским активом:

8.Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих со студентами:

9. Выводы:

• об удачах и находках, о накопленном положительном опыте;

• об отрицательных моментах в организации жизни класса и воспитании студентов;

• о нереализованных возможностях и неиспользованных резервах;

• о перспективных целях и первоочередных задачах на ближайшее будущее.

10. Приложение к анализу воспитательной работы может содержать следующее:

•Результаты итоговых диагностических исследований, анкетирований, опросов и т.д. за прошедший год.

•Сведения о проведении и результатах отдельных мероприятий, акций или отдельных периодов жизни коллектива.

•Другие аналитические материалы.

В плане работы куратора наряду с целями формулируются задачи, которые можно рассматривать как подцели, которые позволяют достичь поставленную цель.

Основными задачами в деятельности педагога могут быть следующие:

•Организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности.

•Создание условий для сохранения и укрепления здоровья.

•Создание благоприятного нравственно-психологического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе.

•Создание условий для успешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно полезной деятельности и общественно приемлемого поведения, обретения каждым необходимого социального статуса в группе.

•Создание условий и оказание помощи в поисках и обретении ценностей, смысла жизни, ясных целей пребывания в колледже и после его окончания.

•Психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать правильный выбор, принимать решения; обучение приемам самопознания, саморегуляции, самоуправления и самовоспитания.

Кураторы колледжа в основном определяют цели и задачи с учетом целевых установок колледжа, специализации, мнения студентов, исходя из особенностей группы, специфики её жизнедеятельности .

При планировании воспитательной работы куратору необходимо учитывать следующее:

•Планируемые мероприятия должны быть рассчитаны на возраст студентов.

•Каждое планируемое мероприятие должно решать определенные задачи.

•Куратор должен внимательно изучить и учитывать систему мероприятий группы в предыдущие годы.

•В планировании отвести важное место традиционным мероприятиям колледжа.

•Внеурочные мероприятия должны быть разнообразными по форме, по содержанию, интересными и развивающими.

•Планирование должно учитывать даты, традиции, связанные с историей страны, города, колледжа и т.д.

•При выборе форм и способов работы куратор должен отдавать предпочтение тем делам, которые предлагались студентами в ходе коллективного планирования жизнедеятельности в группе.

•Важно правильно определить сроки осуществления намеченных дел и ответственных за их подготовку и проведение.

Недостаток форм в планировании состоит в том, что все воспитательные мероприятия сводятся к календарю и план похож на перечень видов деятельности куратора, расположенных в хронологическом порядке. При этом затруднительно проанализировать систему и технологию воздействия на студентов, слабо прослеживается роль коллектива.

1.Для получения большей результативности воспитательной работы со студентами можно предложить им ответить на ряд вопросов с целью изучения их отношения к делам группы. Целесообразно проводить такое исследование не в начале учебного года, а в конце, когда подводятся итоги года, определяются задачи будущей деятельности группы и куратора. Можно, например, предложить студентам вспомнить все дела группы, в которых они участвовали, а затем попросить определить из этого списка дел:

а) самые интересные; б) самые значимые; в) самые скучные; г) самые полезные.

Полученная информация даст возможность заранее предположить, что можно включать в план воспитательной работы.

2.Эффективность воспитательной работы определяют: .

•уровень организации коллектива как в учебной, так и во внеучебной работе (дисциплина, порядок, четкая организация самообслуживания, обязательность выполнения заданий коллектива и органов студенческого самоуправления);

уровень учебной мотивации у студентов (постоянный рост качества знаний, эффективность работы со слабоуспевающими студентами, активность во внеурочной учебной работе: в факультативах, учебных кружках, в научно-исследовательской работе, в учебных экскурсиях, предметных олимпиадах, конкурсах, вечерах, в интеллектуальных марафонах и т.п.);

разнообразная и интересная для студентов внеучебная жизнь группы : походы, поездки, экскурсии, культпоходы, тематические классные часы, вечера, встречи, КВН, театральные постановки и т.п.;

постоянный рост уровня воспитанности студентов, определяемый умением куратора изучить уровень воспитанности студента и организовать педагогическое руководство его самовоспитанием и самообразованием;

уровень развития коллектива (его сплоченность: поддержка друг друга, заинтересованность в делах группы, дружеские взаимоотношения, желание вместе развлекаться, общаться в свободное время; его организованность; развитость общественного мнения, характер связей в коллективе; активность и инициатива при участии в делах группы и в делах колледжа; воспитательное влияние коллектива на его членов);

степень развития сотрудничества группы с куратором (уровень взаимного доверия, степень включенности куратора в дела группы, наличие актива и взаимодействия актива и куратора, взаимное развитие инициативы и творчества);

контакты с семьями студентов, активность участия родителей в воспитательном процессе;

•глубина и серьезность работы со студентами, требующими особого педагогического внимания, оказания им поддержки на основе сугубо индивидуального подхода к каждому из них;

комфортность и защищенность каждого студента в группе и колледже.

Для оформления разделов плана необходимо избрать наиболее рациональный вариант формы структуры плана. Например, раздел плана "Изучение состояния и эффективности воспитательной работы в классе" можно оформить в виде таблицы, отразив предмет изучения, методы и приемы изучения, сроки изучения, субъект изучения.

3.Педагогическому планированию присущи следующие функции:

- направляющая, связанная с определением в процессе планирования сферы, цели и содержания педагогической деятельности, ее предмета, конкретных направлений и видов;

- прогнозирующая, заключающаяся в том, что в ходе разработки плана формируется педагогический замысел, проектируется будущее состояние педагогической системы, прогнозируются результаты ее функционирования и развития;

- координирующая, или организаторская, позволяющая педагогам с помощью обоснованных и рациональных действий при планировании получить ясный ответ на вопросы: кто, когда и что должен делать;

- контрольная, предоставляющая педагогическому коллективу или отдельному педагогу возможность с помощью составленного плана контролировать и корректировать траекторию своего пути к достижению намеченной цели;

- репродуктивная (воспроизводящая), предполагающая то, что через небольшой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы.

- оперативная форма планирования является разновидностью календарного плана. Эта форма позволяет определить виды деятельности студентов и технологические функции куратора на каждую неделю. В старших группах центр тяжести работы по оперативному планированию переносится на коллектив. Роль куратора зависит в этом случае от уровня сплоченности группы.

4.Варианты форм планирования воспитательной деятельности.

Опираясь в совместной деятельности с коллегами, студентами и родителями на перечисленные принципы, куратор составляет календарный или перспективный план работы.

Календарный план воспитательной работы охватывает недельный или месячный промежуток времени и содержит такую информацию, как наименование планируемых дел, дата и время их проведения, фамилии организаторов проводимых мероприятий. Такой план (чаше всего план-сетка) называют рабочим планом классного руководителя.

Перспективный план представляет собой своеобразную технологическую цепочку последовательно выполняемых действий классного руководителя и других участников планирования.

Общие положения

1. По решению ректора университета, распоряжением декана факультета (директора института, колледжа) куратором студенческой академической группы назначается преподаватель, работающий на данном факультете (в институте, колледже). Куратор отвечает за учебно-воспитательную работу в студенческой академической группе.

2. Куратор осуществляет свою деятельность в студенческой группе с
I по II курс на факультете и в институте, а также с I по IV курс в колледже на основании утверждённого плана работы. Согласует организацию воспитательной работы в группе с деятельностью других преподавателей, работающих в ней.

3. За работу куратору назначаются учебные часы, количество которых определяется решением Учёного Совета СГУ.

4. В своей деятельности куратор подчиняется заместителю декана (директора) по воспитательной работе.

Функции куратора

1. Организационная функция куратора:

– обеспечение участия студентов в мероприятиях факультета (института, колледжа) и университета;

– координация работы группы с деятельностью других подразделений университета;

- выявление активных студентов с последующим привлечением их к участию в различных сферах университетской жизни;

- информационное обеспечение группы.

2. Воспитательная функция куратора:

– воспитание ответственного отношения к учебе и общественно-полезному труду;

– формирование сплочённого студенческого коллектива и воспитание личности, умеющей согласовывать свои интересы с интересами коллектива;

- профилактика асоциального поведения студентов.

3. Методическая функция куратора:

– обучение студентов навыкам организаторской деятельности, умению работать в коллективе;

– планирование воспитательной работы с группой;

– оказание методической помощи по организации самообразования и свободного времени студентов.

Права куратора

Куратор имеет право:

– вносить предложения по организации воспитательной работы на факультете (в институте, колледже);

– на предоставление аудитории для проведения собраний с группой не реже двух раз в месяц;

- на внесение кураторских часов в учебное расписание;

– получать методическую и информационную поддержку своей деятельности в управлении организации воспитательной работы со студентами;

– выходить в деканат (дирекцию) с предложениями по представлению к поощрению или порицанию студентов;

– на финансовое обеспечение проведения культурно-массовых и оздоровительных мероприятий.

Обязанности куратора

Куратор обязан:

- осуществлять свою деятельность на основе годового плана работы деканата (дирекции);

- иметь о студентах группы необходимые сведения: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства родителей, адрес проживания студента на период учебы, год окончания школы, год поступления в университет, принадлежность к общественной организации студентов, перечень выполняемых общественных поручений, участие в научно-исследовательской и кружковой работе, материальное обеспечение, место работы родителей, номера телефонов (рабочий и домашний);

– иметь сведения и проводить анализ успеваемости студентов и посещаемости ими занятий, об уровне внутриколлективных отношений;

– посещать все мероприятия, участниками которых являются студенты группы;

– доводить до сведения студентов информацию о работе группы, факультета, об университетских мероприятиях;

– в случаях нарушений студентами трудовой и общественной дисциплины принимать своевременные меры воздействия;

- вести журнал куратора;

– посещать школу кураторов университета.

Требования к организации воспитательной работы в группе

Организация деятельности куратора должна строиться на основе элементов системы воспитательной работы, а именно:

- адаптации первокурсников к университетской жизни;

- гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания;

- пропаганды и внедрения физической культуры и здорового образа жизни;

- проведения встреч, бесед, семинаров направленных на профилактику асоциального поведения;

- форм поощрения студентов за достижения в учёбе и внеучебной деятельности и порицания за нарушения правил внутреннего распорядка университета.

Утверждено заседанием кафедры педагогики и

психологии детства протокол № от 2011г.

Зав. кафедрой: В.И.Мишанина

Наши рекомендации