Слово как часть речи. морфология (5 ч)

Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке.

Знаменательные части речи, их основные признаки.

Служебные части речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Знакомство с грамматико-орфографическим словарём.

Культура речи.Правильное произношение терминов, заимствованных слов (твёрдость и мягкость согласных перед е).

Уместное использование этикетных слов и выражений в речи (приветствие, прощание, просьба, благодарность, извинение и т.д.)

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ (СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС)

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (36 ч+8 ч)

Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Его грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов. Логическое ударение.

Предложения распространённые и нераспространённые. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже.

Предложения с однородными членами предложения. Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью. Понятие о сложносочинённом и сложноподчинённом предложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др.

Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире при диалоге.

Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.

Культура речи.Правильное определение границ предложений в тексте. Соблюдение интонации повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Соблюдение правильной интонации в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.

ЛЕКСИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ (32 ч+10 ч)

Слово; взаимосвязь его лексического значения, морфемного строения и написания.

Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слова как основа создания художественных тропов.

Слова-синонимы, антонимы. Омонимы.

Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные.

Понятие о механизме образования слов в русском языке. Основные способы образования слов.

Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании слова и его форм.

Словообразовательная модель как схема построения слов определённой части речи, имеющих общность в значении. Неологизмы как новые слова, построенные по типичным моделям.

Правописание приставок на з (с). Правописание корней –лаг-(-лож-), -рос-(-раст-, -ращ-). Буквы о-ё после шипящих в корне. Буквы и-ы после ц в разных частях слова.

Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Устаревшие слова.

Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи.

Наблюдение за использованием в художественном тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов в переносном значении для создания тропов; диалектизмов, устаревших слов и фразеологизмов.

Культура речи.Точное и уместное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением, стилистической и эмоциональной окраской. Предупреждение речевых ошибок, связанных с неоправданным повторением однокоренных слов.

Использование орфоэпического, толкового, словообразовательного, грамматико-орфографического словарей.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ

Классификация частей речи русского языка (1 ч)

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

ГЛАГОЛ (19 ч+ 6 ч)

Глагол как часть речи: общее грамматическоезначение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма (инфинитив).

Основные способы образования глагола. Не с глаголами.

Возвратные глаголы. Правописание тся (ться) в глаголах.

Виды глагола. Корни с чередованием и-е, их правописание.

Наклонение глагола. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы.

Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы.

Пользование лингвистическими словарями разных типов.

Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Употребление глаголов в переносном значении.

Культура речи.Правильное использование в речи видовременных форм; верное произношение отдельных глагольных форм. Текстовая функция видовременных форм.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (14 ч+6 ч)

Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.. Начальная форма.

Основные способы образования существительных.

Правила употребления при письме типичных суффиксов, в частности –чик-(-щик-), -ек-(-ик-). Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые; собственные и нарицательные. Правила употребления прописной буквы при написании имён существительных.

Род имён существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых имён существительных.

Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только единственного числа или только множественного числа.

Падеж. Склонение имён существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные.

Правописание безударных окончаний.

Развитие навыков пользования грамматико-орфографическим, орфографическим, толковым, словообразовательным, орфоэпическим словарями.

Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.

Культура речи.Правильное согласование в роде со словами типа бандероль, вуаль, лазурь, мигрень, мозоль, шоссе, кашне и др.; верное определение родовой принадлежности неизменяемых существительных (шимпанзе, кенгуру, шоссе).

Правильное образование некоторых грамматических форм (пара носков, пара чулок, группа грузин, бурят и др.)

Твёрдое и мягкое произношение согласных перед е в заимствованных словах (типа ателье, термин), правильное ударение в словах (типа километр, обеспечение, щавель и др.); терминов русского языка.

Текстовая функция имён существительных со значением «целое и его части».

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (12 ч+5ч)

Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.

Основные способы образования имён прилагательных.

Разряды по значению. Полные и краткие прилагательные, их роль в предложении. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящий.

Степени сравнения имён прилагательных. Правописание падежных окончаний.

Образная, эмоциональная функция имён прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия. Переносное значение имён прилагательных.

Культура речи.Правильное произношение краткой формы прилагательных (сильна), прилагательных с твёрдыми и мягкими основами (бескрайный-бескрайний, искренно-искренне); правильное образование и произношение форм сравнительной и превосходной степеней (красивее, длиннее).

Стилистическая роль имён прилагательных.

Резервные часы (6 ч.)

Программа 5 класса рассчитана на 34 недели, 204 часав год, 6 часовв неделю.

Основными формами контроля являются контрольные работы, контрольные диктанты, изложения, сочинения, уроки повторения и обобщения изученного материала по темам.

Поскольку авторскими программами не предусмотрено проведение таких видов работ, запланированы уроки контрольных работ, опираясь на «Методические рекомендации к учебнику «Русский язык 5 класс под редакцией доктора педагогических наук М.М.Разумовской», Дрофа, Москва, 2010 г. – смотри с.40 «Перечень учебно-методического обеспечения».

1. Контрольные работы – 6 уроков

2. Контрольные диктанты – 12 уроков

3. Изложения – 6 уроков

4. Сочинения – 2 урока

5. Повторение и обобщение изученного по темам – 7 уроков

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание Количество часов Количество контрольныхработ Развитие речи
О языке  
Язык. Правописание. Культура речи Закрепление и углубление изученного в начальных классах (32 ч.)            
- Фонетика, орфоэпия, графика
- Письмо. Орфография
- Слово и его строение. Морфемика  
- Слово как часть речи. Морфология    
- Слово и его значение. Лексика  
Язык. Правописание (систематический курс)      
Лексика. Словообразование. Орфография
Синтаксис и пунктуация
Морфология. Орфография (50 ч) Самостоятельные части речи          
- Глагол
- Имя существительное
- Имя прилагательное
Резервные часы    
ИТОГО 49 (204 часа

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Методическая разработка:Поурочные планы по учебнику «Русский язык» 5 класс под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, Волгоград, 2004

Поурочные разработки по русскому языку к учебнику М.М. Разумовской 5 класс, Москва, ВАКО, 2007

№ п/п Название урока Контрольные работы Развитие речи к-во часов Основное содержание урока   Планируемые результаты урока (знания, умения, навыки)
  О языке (3 ч.+1ч.)
1-2 1-2. Значение языка в жизни человека. Высказывания великих людей о русском языке.     Знакомство с учебником. Фо рмирование представлений о роли языка в жизни людей, о значении русского языка.   Знать: структуру учебника; значение языка в жизни людей, некоторые высказывания великих людей о русском языке. Уметь: монологически высказываться на лингвистическую тему.
    Значение языка в жизни человека. Вы- сказывания о рус- ском языке. Осуществление вводного ко- нтроля с целью диагностиро вания знаний, умений, навы ков уч-ся 5 класса Уметь: применять полученные в 4 классе ЗУН во вводном тесте.
Речь как деятельность, как способ общения людей посредством языка. Условия, необходимые для речевого общения: наличие собеседника, мотива, потребности в общении, предмета речи, общего языка.     Знакомство с условиями, не- обходимыми для речевого общения Знать: условия, необходимыми для речевого общения. Уметь: применять эти условия в речи.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. Закрепление и углубление изученного в начальных классах. Фонетика, орфоэпия, графика (10ч+ 3 ч)
5-6   Предмет изучения фонетики. Звуки речи.     С опорой на изученный в на- чальныхклассах материал проводится систематизация знаний о слове: его звуковой стороне, строении, морфоло- логических особенностях, правописании; о классифика ции гласных и согласных зву ков.   Знать: значение понятия «фонетика», классификацию гласных и согласных звуков.   Уметь: различать гласные и согласные звуки, производить фонетический и орфоэпический разбор слова; наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Слог. Русское словесное ударение и его особенности.        
8-9 речи. Гласные ударные и безударные. Согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. Элементарные сведения о транскрипции.        
    Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Культура речевого общения.   Знакомство с основнымитре бованиями к культуре устно- го и письменного общения Знать: основные требованиями к культуре устного и письменного общения. Уметь: применять эти требования на практике.
    Текст как продукт речевой деятельности; его основные признаки: членимость, смысло-вая цельность, формальная связ- ность, относитель- ная законченность высказывания. Закрепление умения опреде- лять тему текста, основную мысль, подбирать заголовок, составлять план, выделять части текста Знать: признаки текста. Уметь: определять тему текста, основную мысль, подбирать заголовок, составлять план, выделять части текста; отличать текст от набора предложений.
    Контрольная работа № 1.Подготовка к домашнему сочине нию «Памятный день летних каникул» Проверить сформированност ти речевых умений в объёме программы начальныхклас- сов, а также уровень грамот- ности в условиях свободно- го письма Уметь: применять полученные на уроках ЗУН в контрольной работе.
Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков и их сочетаний отдельных грамматических форм. Произношение заимствованных слов.     Выявляются особенности артикуляции гласных и согласных звуков, формируется представление об орфоэпической норме, проводится обучение орфоэ- пическому разбору слова Знать: значение понятия «орфоэпия»; основные правила произношения звуков речи, произношение заимствованных слов. Уметь: производить орфоэпический разбор слова; наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита.        
15-16   Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Знакомство со школьным орфоэпическим словарём и его использование.       Углубляются представления о звуковой стороне слова: обозначение букв Е, Ё, Ю, Я, обучение фонетическому раз бору слов Знать: фонетический разбор слова; двойную роль букв Е, Ё, Ю, Я. Уметь: разбирать слова фонетически, пользоваться орфоэпическим словарём.
  Фонетика и орфоэпия. Контр. работа № 4   Диагностика усвоения знаний, умений и навыков Уметь: применять полученные на уроках ЗУН в контрольной работе
Письмо и орфография (10 ч+ 3 ч)
    Значение письма в жизни общества.   Раскрыть назначение письма в жизни человеческого обще ства Знать: значение письма в жизни человеческого общества.
Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы.       Знакомство с предметом изучения орфографии, дать понятие орфограммы. Знать: значение термина «орфограмма». Уметь: находить орфограммы в словах.
20-21     Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Использование орфографического словаря.     Знакомство с основными видами изученных орфограмм гласных и согласных корня. Знать: Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Уметь: пользоваться орфографическим словарём.
22-23 Употребление на письме буквенных сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, нч, чн,чк, рщ     Формирование орфографической зоркости при написании сочетанийжи-ши, ча-ща, чу-щу, нч, чн,чк, рщ Знать: правила написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн и т.д., ь на конце существительных. Уметь: применять правило на письме; орфографически грамотно писать.
24-25 Употребление на письме разделительных ъ – ь.     Формирование орфографической зоркости при написании разделительных ъ – ь. Знать: правила написания разделительных ъ-ь. Уметь: применять правило на письме; орфографически грамотно писать.
26. Не с глаголами     Формирование орфографической зоркости при написании не с глаголами. Знать: правила написания не с глаголами. Уметь: применять правило на письме; орфографически грамотно писать.
Употребление тся – ться в глаголах.     Формирование орфографической зоркости при написании тся – ться в глаголах.   Знать: правила написания тся – ться в глаголах. Уметь: применять правило на письме; орфографически грамотно писать.  
  Контрольная работа № 2 Диктант по теме «Повторение»   Диагностика усвоения зна- ний, умений и навыков Уметь: применять полученные на уроках ЗУН в контрольной работе
    Стили речи, понятие о стилистически значимой речевой ситуации Знакомство с понятием сти- листически значимой рече- вой ситуации. Формирова- ние умения определять принадлежность текста к книжному или разговорному стилю, опираясь на понятие речевой ситуации Знать: значение слова «стилистика», «разговорная» и «книжная» речь, «речевая ситуация». Уметь: определять принадлежность текста к книжному или разговорному стилю, опираясь на понятие речевой ситуации
    Речь разговорная и книжная.
Слово и его строение. Морфемика (4 ч+ 2 ч)
31-34 Предмет изучения морфемики. Морфема как часть слова. Корень. Смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Окончание как морфема, связующая форму слова. Знакомство со словарём значения морфем и словарём морфемного строения слов.       Сформировать представле- ние о морфеме как значимой части слова, показать специ- фику корня, приставки, суф- ф икса и окончания Знать: значимые части слова; план морфемного разбора слова; определение каждой морфемы.   Уметь: производить морфемный разбор слова.    
35-36     Контрольная работа № 3.Изложение и его анализ Обучение совершенствова- нию собственного текста Знать: правила написания изложения. Уметь: слушать, выбирать из текста самое главное, систематизировать материал, подбирать заголовок
Слово как часть речи. Морфология (5 ч)
37-39 Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке.     Сформировать навыки раз- граничения частей речи по разным языковым признакам вопросу, грамматическому значению, по специфическим словообразовательным суффиксам, по окончаниям, по ярким морфологическим, синтаксическим признакам   Знать: значение понятия «части речи»; разграничение частей речи на самостоятельные и служебные. Уметь: распределять слова на самостоятельные и служебные.
Знаменательные части речи, их основные признаки.         Закрепить знания уч-ся о склонении сущ. и прилаг., о спряжении глагола Знать: морфологические признаки сущ., прил., глаголов. Уметь: применять знания на письме.
Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Знакомство с грамматико-орфографическим словарём. Культура речи.Правильное произношение терминов, заимствованных слов (твёрдость и мягкость согласных перед е). Уместное использование этикетных слов и выражений в речи (приветствие, прощание, просьба, благодарность, извинение и т.д.)     Знакомство со служебными частями речи Знать: понятие «служебные части речи»; роль служебных частей речи. Уметь: находить служебные части речи в тексте и различать их.
Слово и его значение. Лексика (3ч+ 5 ч)
42- Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение. Основные способы толкования лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковом словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов. Знакомство с толковым словарём.     Формирование представле- ний о слове как системе языковых значений; разви- тие способности опираться на эти значения при решении языковых задач, рассматривать их как основу лексического, морфемного, грамматического и орфографического анализа; формирование умения определять лексическое значение слова, пользоваться толковым словарём. Знать: значение терминов «лексика», «лексическое значение», «лексикон».   Уметь: пользоваться толковым словарём, определять лексическое значение слова.
45-46     Этикетные слова как особая лексическая группа. Уместное использование этикетных слов и выражений в речи (приветствие, прощание, просьба, благодарность, извинение и т.д.)     Знакомство с речевым этикетом, с речевыми ситуациями, в которых употребляют этикетные слова Знать: речевой этикет, этикетные слова. Уметь: пользоваться этикетными словами в соответствующей речевой ситуации.
    Художественная и научно-деловая речь Разграничивать художествен ную и научно-деловую речь с учётом задач общения. Оп- ределять принадлежность те кста к тому или иному сти- лю Знать: разграничение речи на художественную и научно-деловую Уметь: определять принадлежность текста к тому или иному стилю
48-49     Научно- деловая речь Разграничивать художествен ную и научно-деловую речь с учётом задач общения. Оп- ределять принадлежность те кста к тому или иному сти- лю Знать: разграничение речи на художественную и научно-деловую Уметь: определять принадлежность текста к тому или иному стилю
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ (систематический курс) Синтаксис. Пунктуация (36 ч + 8 ч)
50-51 Предмет изучения синтаксиса и пунктуации.     Знакомство с разделами лингвистики – синтаксисом и пунктуацией. Знать: значение терминов «пунктуация», «синтаксис».  
52-55 Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании.       Знакомство со словосочетаниием и предложением; формирование умения выделять словосочетания из предложения. Знать: значение терминов «словосочетание», «синтаксис». Уметь: выделять словосочетания из предложения; разбирать их.
56-57     Текст как продукт речевой деятельности; его основные признаки: членимость, смысло вая цельность, формальная связ- ность, относитель-ная законченность высказывания. Формирование умения находить «данное» и «новое» в предложениях текста, выразительно читать тексты, предупреждать неуместные повторы слов. Знать: значение понятий «данное» и «новое» в предложениях. Уметь: находить «данное» и «новое» в предложениях текста, выразительно читать тексты, предупреждать неуместные повторы слов
58-59     Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Формирование умения разграничивать типы речи; сохранять при пересказе типологическую структуру; определять при анализе текста ведущий тип речи и типовые фрагменты. Знать: типы речи и их признаки. Уметь: разграничивать типы речи; сохранять при пересказе типологическую структуру; определять при анализе текста ведущий тип речи и типовые фрагменты
60-61   Синтаксис и пунктуация. Контро- льная работа № 7. Контрольный диктант и его анализ   Контроль усвоения знаний, умений и навыков Уметь: применять полученные на уроках ЗУН в контрольной работе.
Предложение. Его грамматическая основа. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов. Логическое ударение. Правильное определение границ предложений в тексте. Соблюдение интонации повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Соблюдение правильной интонации в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.     Разграничивать предложе- ния по интонации Знать: значение понятий «предложение», «интонация предложения». Уметь: Разграничивать предложения по интонации, определять границы предложений, соблюдать интонацию повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений, в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.
63-64 Виды предложений по цели высказывания.     Разграничивать предложе- ния по цели высказывания Знать: виды предложений по цели высказывания. Уметь: Разграничивать предложения по цели высказывания
Восклицательные предложения. Культура речи.Правильное определение границ предложений в тексте. Соблюдение интонации повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений.     Формировать умение отличать восклицательные предложения от других предложений Знать: значение понятия «восклицательное предложе- ние». Уметь: отличать восклицательные предложения от других предложений
Предложение. Его грамматическая основа.       Формировать умение находить главные члены предложения Знать: определение главных членов предложения. Уметь: находить главные члены предложения.
67-68 Тире между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже.       Формировать умение ставить тире между подлежащим и сказуемым Знать: правило постановки тире между подлежащим и сказуемым. Уметь: ставить тире между подлежащим и сказуемым
69-70     Контрольная работа № 8.Изложение «Джек здоровается» Проверить чувство языка, умение сохранять стиль исходного текста, а также умение «видеть» и сохранять при пересказе типологическую структуру текста – повествование с элементами описания Знать: правила написания изложения. Уметь: сохранять стиль исходного текста, а также умение «видеть» и сохранять при пересказе типологическую структуру текста – повествование с элементами описания
Предложения распространённые и нераспространённые.       Разграничивать предложе- ния распространённые и нераспространённые. Знать: значение понятий «распространённые» и «нераспространённые» предложения. Уметь: разграничивать эти понятия.
72-74 Второстепенные члены предложения.       Формировать умение находить второстепенные члены в предложении Знать: второстепенные члены предложения. Уметь: находить в предложении дополнение, определение, обстоятельство.
75-78 Предложения с однородными членами предложения. Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах. Культура речи.Соблюдение правильной интонации в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.     Формировать умение «видеть» однородные члены в предложении, ставить знаки препинания, «видеть» обобщающее слово, ставить после него двоеточие Знать: что такое однородные члены предложения, обобщаю щее слово, правила постановки знаков препинания при них. Уметь: находить однородные члены предложения в предложении и ставить знаки препинания.
79-80 Обращение. Знаки препинания при обращении.         Формирование умения нахо- дить обращение и правильно ставить знаки препинания Знать: что такое обращение и правила постановки знаков препинания при нём. Уметь: умения находить обращение и правильно ставить знаки препинания
81- Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью. Понятие о сложносочинённом и сложноподчинённом предложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др.     Формирование умения видеть сложное предложение и правильно ставить знаки препинания Знать: что такое сложное предложение, правила постановки знаков препинания в нём. Уметь: видеть сложное предложение и правильно ставить знаки препинания
86-87 Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи.       Формировать умение правильно оформлять прямую речь     Знать: что такое прямая речь и диалог, правила постановки знаков препинания.   Уметь: правильно оформлять прямую речь и диалог.
88-89 Диалог. Тире при диалоге.         Формировать умение правильно оформлять диалог.  
90-91       Диалог    
92-93   Синтаксис и пунктуация. Контрольная работа № 9. Контрольный диктант и анализ   Контроль усвоения знаний, умений и навыков Уметь: применять полученные на уроках ЗУН в контрольной работе.
Язык. Правописание (систематический курс) Лексика. Словообразование. Орфография (32 ч+ 10 ч)
94-96 Слово; взаимосвязь его лексического значения, морфемного строения и написания. Слова однозначные и многозначные.     Знакомство с терминами: «лексическое значение слова», «однозначные», «многозначные слова», со взаимосвязью лексического значения, морфемного строения и написания. Знать: значение понятий: «лексическое значение слова», «однозначные»и «многозначные» слова. Уметь: пользоваться толковым словарём, разграничивать однозначные и многозначные слова, находить их в словаре.
97-99 Прямое и переносное значение слова. Культура речи.Точное и уместное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением, стилистической и эмоциональной окраской.     Переносное употребление слова в художественном тек- сте, знакомство с метафорой Знать: значение понятий «переносное и прямое значение слова». Уметь: различать прямое и переносное значение слова.
100-101 Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры, олицетворения, эпитета.     Знакомство с фразеологизмами, в которых эффект образования построен на языковом переносе, с художественными тропами: метафорой, олицетворением, эпитетом. Знать: значение термина «фразеологизм», «метафора», «олицетворение», «эпитет». Уметь: видеть их в тексте, объяснять значение фразеологизмов.
102-104     Переносное значение слова как основа создания художественных тропов.
105-106 Повторение раздела «Лексика»     Диагностика усвоения знаний, умений и навыков Уметь: применять полученные на уроках ЗУН в контрольной работе
107-108 Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные.     Знакомство со словообразованием и заимствованием Знать: значение понятий «словообразование», «заимствование», «старославянизмы».
109-112 Понятие о механизме образования слов в русском языке. Основные способы образования слов. Словообразовательная модель как схема построения слов определённой части речи, имеющих общность в значении. Неологизмы как новые слова, построенные по типичным моделям.     Знакомство с механизмом об разования слов в русском яз. с помощью морфем, понима ние семантической сути это- го процесса на основе анали- за слов, образованных прис- тавочным и суффиксальным способами. Графически объ- яснять, как образовано слово     Знать: способы образования слов в русском языке.   Уметь: разбирать слово по составу.
113-115     Развитие мысли в тексте; «данное» и «новое» в предложениях текста. Диагностика усвоения знаний, умений и навыков Знать: значение терминов «текст», «тема текста». Уметь: применять полученные на уроках ЗУН в контрольной работе
Чередование гласных в морфемах при образовании слова и его форм.     Знакомство с чередованием гласных и согласных в корне Знать: чередование гласных и согласных в корне. Уметь: видеть чередование гласных и согласных в корне.
117-118 Правописание корней лаг-/ -лож-, -раст-/ -ращ-/ - рос-.     Знакомство с правилом написания букв о-а в корнях с чередованием; формирование умения применять правило на письме; развивать орфографическую зоркость Знать: правила написания чередующихся гласных в корнях –лаг- -лож-, -раст- -ращ- - рос-; букв о-ё после шипящих в корне. Уметь: применять правила на письме; орфографически грамотно писать слова.
Буквы о-ё после шипящих в корне     Знакомство с правилом написания букв о-ё после шипящих в корне; формирование умения при-менять правило на письме; развивать орфографическую зоркость
120-121   Контрольная работа № 5. Контроль Контр.диктант по теме «Повторение»   Контроль усвоения знаний, умений и навыков Уметь: применять полученные на уроках ЗУН в контрольной работе
    Микротемы, план текста, деление текста на абзацы. Формирование умения выде- лять абзацы в тексте, опреде лятьмикротему в абзаце, со- ставлять план текста Знать: значение терминов «абзац», «микротема». Уметь: выделять абзацы в тексте, определять микротему в абзаце, составлять план текста
    Строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка.    
124-125 Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Устаревшие слова.         Знакомство с омонимами, профессиональными, диалектными, устаревшими словами, фразеологизмами, анализ лексики сказки при помощи Толкового словаря.     Знать: значение понятий: «профессиональные», «диалектные», «устаревшие» слова, «фразеологизмы». Уметь: видеть такие слова в тексте, на

Наши рекомендации