Слово как часть речи. морфология (5 ч)
Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке.
Знаменательные части речи, их основные признаки.
Служебные части речи.
Междометия и звукоподражательные слова.
Знакомство с грамматико-орфографическим словарём.
Культура речи.Правильное произношение терминов, заимствованных слов (твёрдость и мягкость согласных перед е).
Уместное использование этикетных слов и выражений в речи (приветствие, прощание, просьба, благодарность, извинение и т.д.)
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ (СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС)
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (36 ч+8 ч)
Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Его грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов. Логическое ударение.
Предложения распространённые и нераспространённые. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже.
Предложения с однородными членами предложения. Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью. Понятие о сложносочинённом и сложноподчинённом предложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др.
Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире при диалоге.
Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.
Культура речи.Правильное определение границ предложений в тексте. Соблюдение интонации повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Соблюдение правильной интонации в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.
ЛЕКСИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ (32 ч+10 ч)
Слово; взаимосвязь его лексического значения, морфемного строения и написания.
Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слова как основа создания художественных тропов.
Слова-синонимы, антонимы. Омонимы.
Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные.
Понятие о механизме образования слов в русском языке. Основные способы образования слов.
Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании слова и его форм.
Словообразовательная модель как схема построения слов определённой части речи, имеющих общность в значении. Неологизмы как новые слова, построенные по типичным моделям.
Правописание приставок на з (с). Правописание корней –лаг-(-лож-), -рос-(-раст-, -ращ-). Буквы о-ё после шипящих в корне. Буквы и-ы после ц в разных частях слова.
Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Устаревшие слова.
Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи.
Наблюдение за использованием в художественном тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов в переносном значении для создания тропов; диалектизмов, устаревших слов и фразеологизмов.
Культура речи.Точное и уместное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением, стилистической и эмоциональной окраской. Предупреждение речевых ошибок, связанных с неоправданным повторением однокоренных слов.
Использование орфоэпического, толкового, словообразовательного, грамматико-орфографического словарей.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ
Классификация частей речи русского языка (1 ч)
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
ГЛАГОЛ (19 ч+ 6 ч)
Глагол как часть речи: общее грамматическоезначение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма (инфинитив).
Основные способы образования глагола. Не с глаголами.
Возвратные глаголы. Правописание тся (ться) в глаголах.
Виды глагола. Корни с чередованием и-е, их правописание.
Наклонение глагола. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы.
Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы.
Пользование лингвистическими словарями разных типов.
Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Употребление глаголов в переносном значении.
Культура речи.Правильное использование в речи видовременных форм; верное произношение отдельных глагольных форм. Текстовая функция видовременных форм.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (14 ч+6 ч)
Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.. Начальная форма.
Основные способы образования существительных.
Правила употребления при письме типичных суффиксов, в частности –чик-(-щик-), -ек-(-ик-). Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые; собственные и нарицательные. Правила употребления прописной буквы при написании имён существительных.
Род имён существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых имён существительных.
Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только единственного числа или только множественного числа.
Падеж. Склонение имён существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные.
Правописание безударных окончаний.
Развитие навыков пользования грамматико-орфографическим, орфографическим, толковым, словообразовательным, орфоэпическим словарями.
Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.
Культура речи.Правильное согласование в роде со словами типа бандероль, вуаль, лазурь, мигрень, мозоль, шоссе, кашне и др.; верное определение родовой принадлежности неизменяемых существительных (шимпанзе, кенгуру, шоссе).
Правильное образование некоторых грамматических форм (пара носков, пара чулок, группа грузин, бурят и др.)
Твёрдое и мягкое произношение согласных перед е в заимствованных словах (типа ателье, термин), правильное ударение в словах (типа километр, обеспечение, щавель и др.); терминов русского языка.
Текстовая функция имён существительных со значением «целое и его части».
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (12 ч+5ч)
Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.
Основные способы образования имён прилагательных.
Разряды по значению. Полные и краткие прилагательные, их роль в предложении. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящий.
Степени сравнения имён прилагательных. Правописание падежных окончаний.
Образная, эмоциональная функция имён прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия. Переносное значение имён прилагательных.
Культура речи.Правильное произношение краткой формы прилагательных (сильна), прилагательных с твёрдыми и мягкими основами (бескрайный-бескрайний, искренно-искренне); правильное образование и произношение форм сравнительной и превосходной степеней (красивее, длиннее).
Стилистическая роль имён прилагательных.
Резервные часы (6 ч.)
Программа 5 класса рассчитана на 34 недели, 204 часав год, 6 часовв неделю.
Основными формами контроля являются контрольные работы, контрольные диктанты, изложения, сочинения, уроки повторения и обобщения изученного материала по темам.
Поскольку авторскими программами не предусмотрено проведение таких видов работ, запланированы уроки контрольных работ, опираясь на «Методические рекомендации к учебнику «Русский язык 5 класс под редакцией доктора педагогических наук М.М.Разумовской», Дрофа, Москва, 2010 г. – смотри с.40 «Перечень учебно-методического обеспечения».
1. Контрольные работы – 6 уроков
2. Контрольные диктанты – 12 уроков
3. Изложения – 6 уроков
4. Сочинения – 2 урока
5. Повторение и обобщение изученного по темам – 7 уроков
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание | Количество часов | Количество контрольныхработ | Развитие речи |
О языке | |||
Язык. Правописание. Культура речи Закрепление и углубление изученного в начальных классах (32 ч.) | |||
- Фонетика, орфоэпия, графика | |||
- Письмо. Орфография | |||
- Слово и его строение. Морфемика | |||
- Слово как часть речи. Морфология | |||
- Слово и его значение. Лексика | |||
Язык. Правописание (систематический курс) | |||
Лексика. Словообразование. Орфография | |||
Синтаксис и пунктуация | |||
Морфология. Орфография (50 ч) Самостоятельные части речи | |||
- Глагол | |||
- Имя существительное | |||
- Имя прилагательное | |||
Резервные часы | |||
ИТОГО | 49 (204 часа |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Методическая разработка:Поурочные планы по учебнику «Русский язык» 5 класс под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, Волгоград, 2004
Поурочные разработки по русскому языку к учебнику М.М. Разумовской 5 класс, Москва, ВАКО, 2007
№ п/п | Название урока | Контрольные работы | Развитие речи | к-во часов | Основное содержание урока | Планируемые результаты урока (знания, умения, навыки) |
О языке (3 ч.+1ч.) | ||||||
1-2 | 1-2. Значение языка в жизни человека. Высказывания великих людей о русском языке. | Знакомство с учебником. Фо рмирование представлений о роли языка в жизни людей, о значении русского языка. | Знать: структуру учебника; значение языка в жизни людей, некоторые высказывания великих людей о русском языке. Уметь: монологически высказываться на лингвистическую тему. | |||
Значение языка в жизни человека. Вы- сказывания о рус- ском языке. | Осуществление вводного ко- нтроля с целью диагностиро вания знаний, умений, навы ков уч-ся 5 класса | Уметь: применять полученные в 4 классе ЗУН во вводном тесте. | ||||
Речь как деятельность, как способ общения людей посредством языка. Условия, необходимые для речевого общения: наличие собеседника, мотива, потребности в общении, предмета речи, общего языка. | Знакомство с условиями, не- обходимыми для речевого общения | Знать: условия, необходимыми для речевого общения. Уметь: применять эти условия в речи. | ||||
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. Закрепление и углубление изученного в начальных классах. Фонетика, орфоэпия, графика (10ч+ 3 ч) | ||||||
5-6 | Предмет изучения фонетики. Звуки речи. | С опорой на изученный в на- чальныхклассах материал проводится систематизация знаний о слове: его звуковой стороне, строении, морфоло- логических особенностях, правописании; о классифика ции гласных и согласных зву ков. | Знать: значение понятия «фонетика», классификацию гласных и согласных звуков. Уметь: различать гласные и согласные звуки, производить фонетический и орфоэпический разбор слова; наблюдать, сравнивать, делать выводы. | |||
Слог. Русское словесное ударение и его особенности. | ||||||
8-9 | речи. Гласные ударные и безударные. Согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. Элементарные сведения о транскрипции. | |||||
Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Культура речевого общения. | Знакомство с основнымитре бованиями к культуре устно- го и письменного общения | Знать: основные требованиями к культуре устного и письменного общения. Уметь: применять эти требования на практике. | ||||
Текст как продукт речевой деятельности; его основные признаки: членимость, смысло-вая цельность, формальная связ- ность, относитель- ная законченность высказывания. | Закрепление умения опреде- лять тему текста, основную мысль, подбирать заголовок, составлять план, выделять части текста | Знать: признаки текста. Уметь: определять тему текста, основную мысль, подбирать заголовок, составлять план, выделять части текста; отличать текст от набора предложений. | ||||
Контрольная работа № 1.Подготовка к домашнему сочине нию «Памятный день летних каникул» | Проверить сформированност ти речевых умений в объёме программы начальныхклас- сов, а также уровень грамот- ности в условиях свободно- го письма | Уметь: применять полученные на уроках ЗУН в контрольной работе. | ||||
Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков и их сочетаний отдельных грамматических форм. Произношение заимствованных слов. | Выявляются особенности артикуляции гласных и согласных звуков, формируется представление об орфоэпической норме, проводится обучение орфоэ- пическому разбору слова | Знать: значение понятия «орфоэпия»; основные правила произношения звуков речи, произношение заимствованных слов. Уметь: производить орфоэпический разбор слова; наблюдать, сравнивать, делать выводы. | ||||
Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита. | ||||||
15-16 | Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Знакомство со школьным орфоэпическим словарём и его использование. | Углубляются представления о звуковой стороне слова: обозначение букв Е, Ё, Ю, Я, обучение фонетическому раз бору слов | Знать: фонетический разбор слова; двойную роль букв Е, Ё, Ю, Я. Уметь: разбирать слова фонетически, пользоваться орфоэпическим словарём. | |||
Фонетика и орфоэпия. Контр. работа № 4 | Диагностика усвоения знаний, умений и навыков | Уметь: применять полученные на уроках ЗУН в контрольной работе | ||||
Письмо и орфография (10 ч+ 3 ч) | ||||||
Значение письма в жизни общества. | Раскрыть назначение письма в жизни человеческого обще ства | Знать: значение письма в жизни человеческого общества. | ||||
Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы. | Знакомство с предметом изучения орфографии, дать понятие орфограммы. | Знать: значение термина «орфограмма». Уметь: находить орфограммы в словах. | ||||
20-21 | Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Использование орфографического словаря. | Знакомство с основными видами изученных орфограмм гласных и согласных корня. | Знать: Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Уметь: пользоваться орфографическим словарём. | |||
22-23 | Употребление на письме буквенных сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, нч, чн,чк, рщ | Формирование орфографической зоркости при написании сочетанийжи-ши, ча-ща, чу-щу, нч, чн,чк, рщ | Знать: правила написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн и т.д., ь на конце существительных. Уметь: применять правило на письме; орфографически грамотно писать. | |||
24-25 | Употребление на письме разделительных ъ – ь. | Формирование орфографической зоркости при написании разделительных ъ – ь. | Знать: правила написания разделительных ъ-ь. Уметь: применять правило на письме; орфографически грамотно писать. | |||
26. | Не с глаголами | Формирование орфографической зоркости при написании не с глаголами. | Знать: правила написания не с глаголами. Уметь: применять правило на письме; орфографически грамотно писать. | |||
Употребление тся – ться в глаголах. | Формирование орфографической зоркости при написании тся – ться в глаголах. | Знать: правила написания тся – ться в глаголах. Уметь: применять правило на письме; орфографически грамотно писать. | ||||
Контрольная работа № 2 Диктант по теме «Повторение» | Диагностика усвоения зна- ний, умений и навыков | Уметь: применять полученные на уроках ЗУН в контрольной работе | ||||
Стили речи, понятие о стилистически значимой речевой ситуации | Знакомство с понятием сти- листически значимой рече- вой ситуации. Формирова- ние умения определять принадлежность текста к книжному или разговорному стилю, опираясь на понятие речевой ситуации | Знать: значение слова «стилистика», «разговорная» и «книжная» речь, «речевая ситуация». Уметь: определять принадлежность текста к книжному или разговорному стилю, опираясь на понятие речевой ситуации | ||||
Речь разговорная и книжная. | ||||||
Слово и его строение. Морфемика (4 ч+ 2 ч) | ||||||
31-34 | Предмет изучения морфемики. Морфема как часть слова. Корень. Смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Окончание как морфема, связующая форму слова. Знакомство со словарём значения морфем и словарём морфемного строения слов. | Сформировать представле- ние о морфеме как значимой части слова, показать специ- фику корня, приставки, суф- ф икса и окончания | Знать: значимые части слова; план морфемного разбора слова; определение каждой морфемы. Уметь: производить морфемный разбор слова. | |||
35-36 | Контрольная работа № 3.Изложение и его анализ | Обучение совершенствова- нию собственного текста | Знать: правила написания изложения. Уметь: слушать, выбирать из текста самое главное, систематизировать материал, подбирать заголовок | |||
Слово как часть речи. Морфология (5 ч) | ||||||
37-39 | Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке. | Сформировать навыки раз- граничения частей речи по разным языковым признакам вопросу, грамматическому значению, по специфическим словообразовательным суффиксам, по окончаниям, по ярким морфологическим, синтаксическим признакам | Знать: значение понятия «части речи»; разграничение частей речи на самостоятельные и служебные. Уметь: распределять слова на самостоятельные и служебные. | |||
Знаменательные части речи, их основные признаки. | Закрепить знания уч-ся о склонении сущ. и прилаг., о спряжении глагола | Знать: морфологические признаки сущ., прил., глаголов. Уметь: применять знания на письме. | ||||
Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Знакомство с грамматико-орфографическим словарём. Культура речи.Правильное произношение терминов, заимствованных слов (твёрдость и мягкость согласных перед е). Уместное использование этикетных слов и выражений в речи (приветствие, прощание, просьба, благодарность, извинение и т.д.) | Знакомство со служебными частями речи | Знать: понятие «служебные части речи»; роль служебных частей речи. Уметь: находить служебные части речи в тексте и различать их. | ||||
Слово и его значение. Лексика (3ч+ 5 ч) | ||||||
42- | Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение. Основные способы толкования лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковом словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов. Знакомство с толковым словарём. | Формирование представле- ний о слове как системе языковых значений; разви- тие способности опираться на эти значения при решении языковых задач, рассматривать их как основу лексического, морфемного, грамматического и орфографического анализа; формирование умения определять лексическое значение слова, пользоваться толковым словарём. | Знать: значение терминов «лексика», «лексическое значение», «лексикон». Уметь: пользоваться толковым словарём, определять лексическое значение слова. | |||
45-46 | Этикетные слова как особая лексическая группа. Уместное использование этикетных слов и выражений в речи (приветствие, прощание, просьба, благодарность, извинение и т.д.) | Знакомство с речевым этикетом, с речевыми ситуациями, в которых употребляют этикетные слова | Знать: речевой этикет, этикетные слова. Уметь: пользоваться этикетными словами в соответствующей речевой ситуации. | |||
Художественная и научно-деловая речь | Разграничивать художествен ную и научно-деловую речь с учётом задач общения. Оп- ределять принадлежность те кста к тому или иному сти- лю | Знать: разграничение речи на художественную и научно-деловую Уметь: определять принадлежность текста к тому или иному стилю | ||||
48-49 | Научно- деловая речь | Разграничивать художествен ную и научно-деловую речь с учётом задач общения. Оп- ределять принадлежность те кста к тому или иному сти- лю | Знать: разграничение речи на художественную и научно-деловую Уметь: определять принадлежность текста к тому или иному стилю | |||
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ (систематический курс) Синтаксис. Пунктуация (36 ч + 8 ч) | ||||||
50-51 | Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. | Знакомство с разделами лингвистики – синтаксисом и пунктуацией. | Знать: значение терминов «пунктуация», «синтаксис». | |||
52-55 | Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании. | Знакомство со словосочетаниием и предложением; формирование умения выделять словосочетания из предложения. | Знать: значение терминов «словосочетание», «синтаксис». Уметь: выделять словосочетания из предложения; разбирать их. | |||
56-57 | Текст как продукт речевой деятельности; его основные признаки: членимость, смысло вая цельность, формальная связ- ность, относитель-ная законченность высказывания. | Формирование умения находить «данное» и «новое» в предложениях текста, выразительно читать тексты, предупреждать неуместные повторы слов. | Знать: значение понятий «данное» и «новое» в предложениях. Уметь: находить «данное» и «новое» в предложениях текста, выразительно читать тексты, предупреждать неуместные повторы слов | |||
58-59 | Типы речи: повествование, описание, рассуждение. | Формирование умения разграничивать типы речи; сохранять при пересказе типологическую структуру; определять при анализе текста ведущий тип речи и типовые фрагменты. | Знать: типы речи и их признаки. Уметь: разграничивать типы речи; сохранять при пересказе типологическую структуру; определять при анализе текста ведущий тип речи и типовые фрагменты | |||
60-61 | Синтаксис и пунктуация. Контро- льная работа № 7. Контрольный диктант и его анализ | Контроль усвоения знаний, умений и навыков | Уметь: применять полученные на уроках ЗУН в контрольной работе. | |||
Предложение. Его грамматическая основа. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов. Логическое ударение. Правильное определение границ предложений в тексте. Соблюдение интонации повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Соблюдение правильной интонации в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях. | Разграничивать предложе- ния по интонации | Знать: значение понятий «предложение», «интонация предложения». Уметь: Разграничивать предложения по интонации, определять границы предложений, соблюдать интонацию повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений, в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях. | ||||
63-64 | Виды предложений по цели высказывания. | Разграничивать предложе- ния по цели высказывания | Знать: виды предложений по цели высказывания. Уметь: Разграничивать предложения по цели высказывания | |||
Восклицательные предложения. Культура речи.Правильное определение границ предложений в тексте. Соблюдение интонации повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. | Формировать умение отличать восклицательные предложения от других предложений | Знать: значение понятия «восклицательное предложе- ние». Уметь: отличать восклицательные предложения от других предложений | ||||
Предложение. Его грамматическая основа. | Формировать умение находить главные члены предложения | Знать: определение главных членов предложения. Уметь: находить главные члены предложения. | ||||
67-68 | Тире между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже. | Формировать умение ставить тире между подлежащим и сказуемым | Знать: правило постановки тире между подлежащим и сказуемым. Уметь: ставить тире между подлежащим и сказуемым | |||
69-70 | Контрольная работа № 8.Изложение «Джек здоровается» | Проверить чувство языка, умение сохранять стиль исходного текста, а также умение «видеть» и сохранять при пересказе типологическую структуру текста – повествование с элементами описания | Знать: правила написания изложения. Уметь: сохранять стиль исходного текста, а также умение «видеть» и сохранять при пересказе типологическую структуру текста – повествование с элементами описания | |||
Предложения распространённые и нераспространённые. | Разграничивать предложе- ния распространённые и нераспространённые. | Знать: значение понятий «распространённые» и «нераспространённые» предложения. Уметь: разграничивать эти понятия. | ||||
72-74 | Второстепенные члены предложения. | Формировать умение находить второстепенные члены в предложении | Знать: второстепенные члены предложения. Уметь: находить в предложении дополнение, определение, обстоятельство. | |||
75-78 | Предложения с однородными членами предложения. Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах. Культура речи.Соблюдение правильной интонации в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях. | Формировать умение «видеть» однородные члены в предложении, ставить знаки препинания, «видеть» обобщающее слово, ставить после него двоеточие | Знать: что такое однородные члены предложения, обобщаю щее слово, правила постановки знаков препинания при них. Уметь: находить однородные члены предложения в предложении и ставить знаки препинания. | |||
79-80 | Обращение. Знаки препинания при обращении. | Формирование умения нахо- дить обращение и правильно ставить знаки препинания | Знать: что такое обращение и правила постановки знаков препинания при нём. Уметь: умения находить обращение и правильно ставить знаки препинания | |||
81- | Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью. Понятие о сложносочинённом и сложноподчинённом предложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др. | Формирование умения видеть сложное предложение и правильно ставить знаки препинания | Знать: что такое сложное предложение, правила постановки знаков препинания в нём. Уметь: видеть сложное предложение и правильно ставить знаки препинания | |||
86-87 | Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. | Формировать умение правильно оформлять прямую речь | Знать: что такое прямая речь и диалог, правила постановки знаков препинания. Уметь: правильно оформлять прямую речь и диалог. | |||
88-89 | Диалог. Тире при диалоге. | Формировать умение правильно оформлять диалог. | ||||
90-91 | Диалог | |||||
92-93 | Синтаксис и пунктуация. Контрольная работа № 9. Контрольный диктант и анализ | Контроль усвоения знаний, умений и навыков | Уметь: применять полученные на уроках ЗУН в контрольной работе. | |||
Язык. Правописание (систематический курс) Лексика. Словообразование. Орфография (32 ч+ 10 ч) | ||||||
94-96 | Слово; взаимосвязь его лексического значения, морфемного строения и написания. Слова однозначные и многозначные. | Знакомство с терминами: «лексическое значение слова», «однозначные», «многозначные слова», со взаимосвязью лексического значения, морфемного строения и написания. | Знать: значение понятий: «лексическое значение слова», «однозначные»и «многозначные» слова. Уметь: пользоваться толковым словарём, разграничивать однозначные и многозначные слова, находить их в словаре. | |||
97-99 | Прямое и переносное значение слова. Культура речи.Точное и уместное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением, стилистической и эмоциональной окраской. | Переносное употребление слова в художественном тек- сте, знакомство с метафорой | Знать: значение понятий «переносное и прямое значение слова». Уметь: различать прямое и переносное значение слова. | |||
100-101 | Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры, олицетворения, эпитета. | Знакомство с фразеологизмами, в которых эффект образования построен на языковом переносе, с художественными тропами: метафорой, олицетворением, эпитетом. | Знать: значение термина «фразеологизм», «метафора», «олицетворение», «эпитет». Уметь: видеть их в тексте, объяснять значение фразеологизмов. | |||
102-104 | Переносное значение слова как основа создания художественных тропов. | |||||
105-106 | Повторение раздела «Лексика» | Диагностика усвоения знаний, умений и навыков | Уметь: применять полученные на уроках ЗУН в контрольной работе | |||
107-108 | Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные. | Знакомство со словообразованием и заимствованием | Знать: значение понятий «словообразование», «заимствование», «старославянизмы». | |||
109-112 | Понятие о механизме образования слов в русском языке. Основные способы образования слов. Словообразовательная модель как схема построения слов определённой части речи, имеющих общность в значении. Неологизмы как новые слова, построенные по типичным моделям. | Знакомство с механизмом об разования слов в русском яз. с помощью морфем, понима ние семантической сути это- го процесса на основе анали- за слов, образованных прис- тавочным и суффиксальным способами. Графически объ- яснять, как образовано слово | Знать: способы образования слов в русском языке. Уметь: разбирать слово по составу. | |||
113-115 | Развитие мысли в тексте; «данное» и «новое» в предложениях текста. | Диагностика усвоения знаний, умений и навыков | Знать: значение терминов «текст», «тема текста». Уметь: применять полученные на уроках ЗУН в контрольной работе | |||
Чередование гласных в морфемах при образовании слова и его форм. | Знакомство с чередованием гласных и согласных в корне | Знать: чередование гласных и согласных в корне. Уметь: видеть чередование гласных и согласных в корне. | ||||
117-118 | Правописание корней лаг-/ -лож-, -раст-/ -ращ-/ - рос-. | Знакомство с правилом написания букв о-а в корнях с чередованием; формирование умения применять правило на письме; развивать орфографическую зоркость | Знать: правила написания чередующихся гласных в корнях –лаг- -лож-, -раст- -ращ- - рос-; букв о-ё после шипящих в корне. Уметь: применять правила на письме; орфографически грамотно писать слова. | |||
Буквы о-ё после шипящих в корне | Знакомство с правилом написания букв о-ё после шипящих в корне; формирование умения при-менять правило на письме; развивать орфографическую зоркость | |||||
120-121 | Контрольная работа № 5. Контроль Контр.диктант по теме «Повторение» | Контроль усвоения знаний, умений и навыков | Уметь: применять полученные на уроках ЗУН в контрольной работе | |||
Микротемы, план текста, деление текста на абзацы. | Формирование умения выде- лять абзацы в тексте, опреде лятьмикротему в абзаце, со- ставлять план текста | Знать: значение терминов «абзац», «микротема». Уметь: выделять абзацы в тексте, определять микротему в абзаце, составлять план текста | ||||
Строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка. | ||||||
124-125 | Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Устаревшие слова. | Знакомство с омонимами, профессиональными, диалектными, устаревшими словами, фразеологизмами, анализ лексики сказки при помощи Толкового словаря. | Знать: значение понятий: «профессиональные», «диалектные», «устаревшие» слова, «фразеологизмы». Уметь: видеть такие слова в тексте, на |