РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» 5 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» 5 КЛАСС
Программа составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык, 5 – 9, 10 – 11». Составитель Е. И. Харитонова, Москва, Дрофа, 2010
Учебникдля общеобразовательных учреждений «Русский язык, 5 класс» под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, рекомендовано Министерством образования РФ, Москва, Дрофа, 2005
Срок реализации данной программы:1 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Настоящая программа по русскому языку для Vкласса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартами.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий семь разделов:
- пояснительную записку,
- учебно-тематический план,
- содержание тем учебного курса,
- календарно-тематический план,
- требования к уровню подготовки учащихся,
- перечень учебно-методического обеспечения,
- лист внесения изменений и дополнений
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трёх тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Цели обучения
Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные ( умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекции).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся V класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
Учащиеся должны уметь:
по ф о н е т и к е и г р а ф и к е:
определять звуки речи, различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями;
по о р ф о э п и и:
правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; названия букв алфавита; употребительные слова изученных частей речи, в том числе термины русского языка; пользоваться орфоэпическим словарём
по л е к с и к е:
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к слова синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарём;
по с л о в о о б р а з о в а н и ю:
выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слов; подбирать однокоренные слова с учётом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; пользоваться словарём морфемного строения слов;
по м о р ф о л о г и и:
различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки имён существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и др.;
по о р ф о г р а ф и и:
понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных (по списку); о-ё после шипящих в корне, чередующихся а – о, е – и в корнях типа -раст- - -рос- -лаг- - -лож-; -мер- - -мир-; -тер- - -тир-; знать неизменяемые приставки (в-, на-, с- и т.д.), приставки на з и с (раз-, рас-, из-, ис- и др.) и верно писать их; знать смешиваемые при письме безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, уметь обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания; безошибочно писать буквенные сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу; чк, чн, нч, рщ; верно употреблять разделительные ъ и ь, букву ь после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами;
по с и н т а к с и с у:
выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слова; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов;
по п у н к т у а ц и и:
правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, соединительными союзами а, и, но, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова в предложениях с однородными членами; разделять запятой части сложного предложения; выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именем существительным в именительном падеже;
пользоваться разными видами лингвистических словарей.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
В о с п р и я т и е в ы с к а з ы в а н и й
Владеть техникой чтения. Осмысленно, с установкой на полное понимание содержания и бегло читать учебные тексты, выразительно читать тексты художественного стиля, правильно расставлять логические ударения, передавать с помощью интонации авторское отношение к предмету речи.
А н а л и з т е к с т а.
Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста; составлять простой план. Выделять в тексте типы речи – описание предмета, повествование, рассуждение. Определять стиль (разговорный, художественный, деловой); находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля.
В о с п р о и з в е д е н и е т е к с т а.
Подробно или сжато (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение-доказательство. При подробном изложении художественных текстов сохранять стиль, типологическую структуру и характерные для исходного текста языковые средства.
С о з д а н и е т е к с т а.
Создавать устные и письменные высказывания: строить абзацы, развивая мысль по данному зачину или концовке; писать сочинения по картине, по личным наблюдениям на темы из жизни учащихся (описание предмета или животного, повествование и рассуждение); раскрывать тему и основную мысль высказывания, выражать своё отношение к предмету речи; соблюдать последовательность и связность изложения.
С о в е р ш е н т в о в а н и е т е к с т а.
Находить и исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении, в частности нарушения последовательности и связности изложения; совершенствовать повествовательный текст, вводя в него там, где это требуется, фрагменты с описанием предмета, элементы рассуждения, оценочные высказывания. Исправлять речевые и грамматические ошибки.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
О языке(3 ч + 1ч)
Значение языка в жизни человека. Высказывания великих людей о русском языке.
Речь (49 ч)
РЕЧЬ как деятельность, как способ общения людей посредством языка. Условия, необходимые для речевого общения: наличие собеседника, мотива, потребности в общении, предмета речи, общего языка. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Культура речевого общения.
ТЕКСТ как продукт речевой деятельности; его основные признаки: членимость, смысловая цельность, формальная связность, относительная законченность высказывания. Тема и основная мысль текста: микротемы, план текста; деление текста на абзацы, строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка. Развитие мысли в тексте; «данное» и «новое» в предложениях текста.
СТИЛИ РЕЧИ, понятие о стилистически значимой речевой ситуации; речь разговорная и книжная, художественная и научно-деловая; характеристика разговорного и художественного стилей речи с учётом особенностей речевой ситуации, в которой используются данные стили.
ТИПЫ РЕЧИ: повествование, описание, рассуждение. Особенности строения фрагментов текста с определённым типовым значением: лицо и его действия, предмет и его признаки, рассуждение-доказательство, оценочные суждения (типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях фрагмента). Способы соединения фрагментов в целом тексте.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ
Классификация частей речи русского языка (1 ч)
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
ГЛАГОЛ (19 ч+ 6 ч)
Глагол как часть речи: общее грамматическоезначение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма (инфинитив).
Основные способы образования глагола. Не с глаголами.
Возвратные глаголы. Правописание тся (ться) в глаголах.
Виды глагола. Корни с чередованием и-е, их правописание.
Наклонение глагола. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы.
Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы.
Пользование лингвистическими словарями разных типов.
Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Употребление глаголов в переносном значении.
Культура речи.Правильное использование в речи видовременных форм; верное произношение отдельных глагольных форм. Текстовая функция видовременных форм.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (14 ч+6 ч)
Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.. Начальная форма.
Основные способы образования существительных.
Правила употребления при письме типичных суффиксов, в частности –чик-(-щик-), -ек-(-ик-). Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые; собственные и нарицательные. Правила употребления прописной буквы при написании имён существительных.
Род имён существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых имён существительных.
Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только единственного числа или только множественного числа.
Падеж. Склонение имён существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные.
Правописание безударных окончаний.
Развитие навыков пользования грамматико-орфографическим, орфографическим, толковым, словообразовательным, орфоэпическим словарями.
Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.
Культура речи.Правильное согласование в роде со словами типа бандероль, вуаль, лазурь, мигрень, мозоль, шоссе, кашне и др.; верное определение родовой принадлежности неизменяемых существительных (шимпанзе, кенгуру, шоссе).
Правильное образование некоторых грамматических форм (пара носков, пара чулок, группа грузин, бурят и др.)
Твёрдое и мягкое произношение согласных перед е в заимствованных словах (типа ателье, термин), правильное ударение в словах (типа километр, обеспечение, щавель и др.); терминов русского языка.
Текстовая функция имён существительных со значением «целое и его части».
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (12 ч+5ч)
Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.
Основные способы образования имён прилагательных.
Разряды по значению. Полные и краткие прилагательные, их роль в предложении. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящий.
Степени сравнения имён прилагательных. Правописание падежных окончаний.
Образная, эмоциональная функция имён прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия. Переносное значение имён прилагательных.
Культура речи.Правильное произношение краткой формы прилагательных (сильна), прилагательных с твёрдыми и мягкими основами (бескрайный-бескрайний, искренно-искренне); правильное образование и произношение форм сравнительной и превосходной степеней (красивее, длиннее).
Стилистическая роль имён прилагательных.
Резервные часы (6 ч.)
Программа 5 класса рассчитана на 34 недели, 204 часав год, 6 часовв неделю.
Основными формами контроля являются контрольные работы, контрольные диктанты, изложения, сочинения, уроки повторения и обобщения изученного материала по темам.
Поскольку авторскими программами не предусмотрено проведение таких видов работ, запланированы уроки контрольных работ, опираясь на «Методические рекомендации к учебнику «Русский язык 5 класс под редакцией доктора педагогических наук М.М.Разумовской», Дрофа, Москва, 2010 г. – смотри с.40 «Перечень учебно-методического обеспечения».
1. Контрольные работы – 6 уроков
2. Контрольные диктанты – 12 уроков
3. Изложения – 6 уроков
4. Сочинения – 2 урока
5. Повторение и обобщение изученного по темам – 7 уроков
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание | Количество часов | Количество контрольныхработ | Развитие речи |
О языке | |||
Язык. Правописание. Культура речи Закрепление и углубление изученного в начальных классах (32 ч.) | |||
- Фонетика, орфоэпия, графика | |||
- Письмо. Орфография | |||
- Слово и его строение. Морфемика | |||
- Слово как часть речи. Морфология | |||
- Слово и его значение. Лексика | |||
Язык. Правописание (систематический курс) | |||
Лексика. Словообразование. Орфография | |||
Синтаксис и пунктуация | |||
Морфология. Орфография (50 ч) Самостоятельные части речи | |||
- Глагол | |||
- Имя существительное | |||
- Имя прилагательное | |||
Резервные часы | |||
ИТОГО | 49 (204 часа |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Методическая разработка:Поурочные планы по учебнику «Русский язык» 5 класс под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, Волгоград, 2004
Поурочные разработки по русскому языку к учебнику М.М. Разумовской 5 класс, Москва, ВАКО, 2007
№ п/п | Название урока | Контрольные работы | Развитие речи | к-во часов | Основное содержание урока | Планируемые результаты урока (знания, умения, навыки) |
О языке (3 ч.+1ч.) | ||||||
1-2 | 1-2. Значение языка в жизни человека. Высказывания великих людей о русском языке. | Знакомство с учебником. Фо рмирование представлений о роли языка в жизни людей, о значении русского языка. | Знать: структуру учебника; значение языка в жизни людей, некоторые высказывания великих людей о русском языке. Уметь: монологически высказываться на лингвистическую тему. | |||
Значение языка в жизни человека. Вы- сказывания о рус- ском языке. | Осуществление вводного ко- нтроля с целью диагностиро вания знаний, умений, навы ков уч-ся 5 класса | Уметь: применять полученные в 4 классе ЗУН во вводном тесте. | ||||
Речь как деятельность, как способ общения людей посредством языка. Условия, необходимые для речевого общения: наличие собеседника, мотива, потребности в общении, предмета речи, общего языка. | Знакомство с условиями, не- обходимыми для речевого общения | Знать: условия, необходимыми для речевого общения. Уметь: применять эти условия в речи. | ||||
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. Закрепление и углубление изученного в начальных классах. Фонетика, орфоэпия, графика (10ч+ 3 ч) | ||||||
5-6 | Предмет изучения фонетики. Звуки речи. | С опорой на изученный в на- чальныхклассах материал проводится систематизация знаний о слове: его звуковой стороне, строении, морфоло- логических особенностях, правописании; о классифика ции гласных и согласных зву ков. | Знать: значение понятия «фонетика», классификацию гласных и согласных звуков. Уметь: различать гласные и согласные звуки, производить фонетический и орфоэпический разбор слова; наблюдать, сравнивать, делать выводы. | |||
Слог. Русское словесное ударение и его особенности. | ||||||
8-9 | речи. Гласные ударные и безударные. Согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. Элементарные сведения о транскрипции. | |||||
Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Культура речевого общения. | Знакомство с основнымитре бованиями к культуре устно- го и письменного общения | Знать: основные требованиями к культуре устного и письменного общения. Уметь: применять эти требования на практике. | ||||
Текст как продукт речевой деятельности; его основные признаки: членимость, смысло-вая цельность, формальная связ- ность, относитель- ная законченность высказывания. | Закрепление умения опреде- лять тему текста, основную мысль, подбирать заголовок, составлять план, выделять части текста | Знать: признаки текста. Уметь: определять тему текста, основную мысль, подбирать заголовок, составлять план, выделять части текста; отличать текст от набора предложений. | ||||
Контрольная работа № 1.Подготовка к домашнему сочине нию «Памятный день летних каникул» | Проверить сформированност ти речевых умений в объёме программы начальныхклас- сов, а также уровень грамот- ности в условиях свободно- го письма | Уметь: применять полученные на уроках ЗУН в контрольной работе. | ||||
Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков и их сочетаний отдельных грамматических форм. Произношение заимствованных слов. | Выявляются особенности артикуляции гласных и согласных звуков, формируется представление об орфоэпической норме, проводится обучение орфоэ- пическому разбору слова | Знать: значение понятия «орфоэпия»; основные правила произношения звуков речи, произношение заимствованных слов. Уметь: производить орфоэпический разбор слова; наблюдать, сравнивать, делать выводы. | ||||
Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита. | ||||||
15-16 | Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Знакомство со школьным орфоэпическим словарём и его использование. | Углубляются представления о звуковой стороне слова: обозначение букв Е, Ё, Ю, Я, обучение фонетическому раз бору слов | Знать: фонетический разбор слова; двойную роль букв Е, Ё, Ю, Я. Уметь: разбирать слова фонетически, пользоваться орфоэпическим словарём. | |||
Фонетика и орфоэпия. Контр. работа № 4 | Диагностика усвоения знаний, умений и навыков | Уметь: применять полученные на уроках ЗУН в контрольной работе | ||||
Письмо и орфография (10 ч+ 3 ч) | ||||||
Значение письма в жизни общества. | Раскрыть назначение письма в жизни человеческого обще ства | Знать: значение письма в жизни человеческого общества. | ||||
Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы. | Знакомство с предметом изучения орфографии, дать понятие орфограммы. | Знать: значение термина «орфограмма». Уметь: находить орфограммы в словах. | ||||
20-21 | Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Использование орфографического словаря. | Знакомство с основными видами изученных орфограмм гласных и согласных корня. | Знать: Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Уметь: пользоваться орфографическим словарём. | |||
22-23 | Употребление на письме буквенных сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, нч, чн,чк, рщ | Формирование орфографической зоркости при написании сочетанийжи-ши, ча-ща, чу-щу, нч, чн,чк, рщ | Знать: правила написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн и т.д., ь на конце существительных. Уметь: применять правило на письме; орфографически грамотно писать. | |||
24-25 | Употребление на письме разделительных ъ – ь. | Формирование орфографической зоркости при написании разделительных ъ – ь. | Знать: правила написания разделительных ъ-ь. Уметь: применять правило на письме; орфографически грамотно писать. | |||
26. | Не с глаголами | Формирование орфографической зоркости при написании не с глаголами. | Знать: правила написания не с глаголами. Уметь: применять правило на письме; орфографически грамотно писать. | |||
Употребление тся – ться в глаголах. | Формирование орфографической зоркости при написании тся – ться в глаголах. | Знать: правила написания тся – ться в глаголах. Уметь: применять правило на письме; орфографически грамотно писать. | ||||
Контрольная работа № 2 Диктант по теме «Повторение» | Диагностика усвоения зна- ний, умений и навыков | Уметь: применять полученные на уроках ЗУН в контрольной работе | ||||
Стили речи, понятие о стилистически значимой речевой ситуации | Знакомство с понятием сти- листически значимой рече- вой ситуации. Формирова- ние умения определять принадлежность текста к книжному или разговорному стилю, опираясь на понятие речевой ситуации | Знать: значение слова «стилистика», «разговорная» и «книжная» речь, «речевая ситуация». Уметь: определять принадлежность текста к книжному или разговорному стилю, опираясь на понятие речевой ситуации | ||||
Речь разговорная и книжная. | ||||||
Слово и его строение. Морфемика (4 ч+ 2 ч) | ||||||
31-34 | Предмет изучения морфемики. Морфема как часть слова. Корень. Смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Окончание как морфема, связующая форму слова. Знакомство со словарём значения морфем и словарём морфемного строения слов. | Сформировать представле- ние о морфеме как значимой части слова, показать специ- фику корня, приставки, суф- ф икса и окончания | Знать: значимые части слова; план морфемного разбора слова; определение каждой морфемы. Уметь: производить морфемный разбор слова. | |||
35-36 | Контрольная работа № 3.Изложение и его анализ | Обучение совершенствова- нию собственного текста | Знать: правила написания изложения. Уметь: слушать, выбирать из текста самое главное, систематизировать материал, подбирать заголовок | |||
Слово как часть речи. Морфология (5 ч) | ||||||
37-39 | Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке. | Сформировать навыки раз- граничения частей речи по разным языковым признакам вопросу, грамматическому значению, по специфическим словообразовательным суффиксам, по окончаниям, по ярким морфологическим, синтаксическим признакам | Знать: значение понятия «части речи»; разграничение частей речи на самостоятельные и служебные. Уметь: распределять слова на самостоятельные и служебные. | |||
Знаменательные части речи, их основные признаки. | Закрепить знания уч-ся о склонении сущ. и прилаг., о спряжении глагола | Знать: морфологические признаки сущ., прил., глаголов. Уметь: применять знания на письме. | ||||
Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Знакомство с грамматико-орфографическим словарём. Культура речи.Правильное произношение терминов, заимствованных слов (твёрдость и мягкость согласных перед е). Уместное использование этикетных слов и выражений в речи (приветствие, прощание, просьба, благодарность, извинение и т.д.) | Знакомство со служебными частями речи | Знать: понятие «служебные части речи»; роль служебных частей речи. Уметь: находить служебные части речи в тексте и различать их. | ||||
Слово и его значение. Лексика (3ч+ 5 ч) | ||||||
42- | Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение. Основные способы толкования лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковом словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов. Знакомство с толковым словарём. | Формирование представле- ний о слове как системе языковых значений; разви- тие способности опираться на эти значения при решении языковых задач, рассматривать их как основу лексического, морфемного, грамматического и орфографического анализа; формирование умения определять лексическое значение слова, пользоваться толковым словарём. | Знать: значение терминов «лексика», «лексическое значение», «лексикон». Уметь: пользоваться толковым словарём, определять лексическое значение слова. | |||
45-46 | Этикетные слова как особая лексическая группа. Уместное использование этикетных слов и выражений в речи (приветствие, прощание, просьба, благодарность, извинение и т.д.) | Знакомство с речевым этикетом, с речевыми ситуациями, в которых употребляют этикетные слова | Знать: речевой этикет, этикетные слова. Уметь: пользоваться этикетными словами в соответствующей речевой ситуации. | |||
Художественная и научно-деловая речь | Разграничивать художествен ную и научно-деловую речь с учётом задач общения. Оп- ределять принадлежность те кста к тому или иному сти- лю | Знать: разграничение речи на художественную и научно-деловую Уметь: определять принадлежность текста к тому или иному стилю | ||||
48-49 | Научно- деловая речь | Разграничивать художествен ную и научно-деловую речь с учётом задач общения. Оп- ределять принадлежность те кста к тому или иному сти- лю | Знать: разграничение речи на художественную и научно-деловую Уметь: определять принадлежность текста к тому или иному стилю | |||
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ (систематический курс) Синтаксис. Пунктуация (36 ч + 8 ч) | ||||||
50-51 | Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. | Знакомство с разделами лингвистики – синтаксисом и пунктуацией. | Знать: значение терминов «пунктуация», «синтаксис». | |||
52-55 | Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании. | Знакомство со словосочетаниием и предложением; формирование умения выделять словосочетания из предложения. | Знать: значение терминов «словосочетание», «синтаксис». Уметь: выделять словосочетания из предложения; разбирать их. | |||
56-57 | Текст как продукт речевой деятельности; его основные признаки: членимость, смысло вая цельность, формальная связ- ность, относитель-ная законченность высказывания. | Формирование умения находить «данное» и «новое» в предложениях текста, выразительно читать тексты, предупреждать неуместные повторы слов. | Знать: значение понятий «данное» и «новое» в предложениях. Уметь: находить «данное» и «новое» в предложениях текста, выразительно читать тексты, предупреждать неуместные повторы слов | |||
58-59 | Типы речи: повествование, описание, рассуждение. | Формирование умения разграничивать типы речи; сохранять при пересказе типологическую структуру; определять при анализе текста ведущий тип речи и типовые фрагменты. | Знать: типы речи и их признаки. Уметь: разграничивать типы речи; сохранять при пересказе типологическую структуру; определять при анализе текста ведущий тип речи и типовые фрагменты | |||
60-61 | Синтаксис и пунктуация. Контро- льная работа № 7. Контрольный диктант и его анализ | Контроль усвоения знаний, умений и навыков | Уметь: применять полученные на уроках ЗУН в контрольной работе. | |||
Предложение. Его грамматическая основа. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов. Логическое ударение. Правильное определение границ предложений в тексте. Соблюдение интонации повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Соблюдение правильной интонации в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях. | Разграничивать предложе- ния по интонации | Знать: значение понятий «предложение», «интонация предложения». Уметь: Разграничивать предложения по интонации, определять границы предложений, соблюдать интонацию повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений, в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях. | ||||
63-64 | Виды предложений по цели высказывания. | Разграничивать предложе- ния по цели высказывания | Знать: виды предложений по цели высказывания. Уметь: Разграничивать предложения по цели высказывания | |||
Восклицательные предложения. Культура речи.Правильное определение границ предложений в тексте. Соблюдение интонации повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. | Формировать умение отличать восклицательные предложения от других предложений | Знать: значение понятия «восклицательное предложе- ние». Уметь: отличать восклицательные предложения от других предложений | ||||
Предложение. Его грамматическая основа. | Формировать умение находить главные члены предложения | Знать: определение главных членов предложения. Уметь: находить главные члены предложения. | ||||
67-68 | Тире между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже. | Формировать умение ставить тире между подлежащим и сказуемым | Знать: правило постановки тире между подлежащим и сказуемым. Уметь: ставить тире между подлежащим и сказуемым | |||
69-70 | Контрольная работа № 8.Изложение «Джек здоровается» | Проверить чувство языка, умение сохранять стиль исходного текста, а также умение «видеть» и сохранять при пересказе типологическую структуру текста – повествование с элементами описания | Знать: правила написания изложения. Уметь: сохранять стиль исходного текста, а также умение «видеть» и сохранять при пересказе типологическую структуру текста – повествование с элементами описания | |||
Предложения распространённые и нераспространённые. | Разграничивать предложе- ния распространённые и нераспространённые. | Знать: значение понятий «распространённые» и «нераспространённые» предложения. Уметь: разграничивать эти понятия. | ||||
72-74 | Второстепенные члены предложения. | Формировать умение находить второстепенные члены в предложении | Знать: второстепенные члены предложения. Уметь: находить в предложении дополнение, определение, обстоятельство. | |||
75-78 | Предложения с однородными членами предложения. Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах. Культура речи.Соблюдение правильной интонации в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях. | Формировать умение «видеть» однородные члены в предложении, ставить знаки препинания, «видеть» обобщающее слово, ставить после него двоеточие | Знать: что такое однородные члены предложения, обобщаю щее слово, правила постановки знаков препинания при них. Уметь: находить однородные члены предложения в предложении и ставить знаки препинания. | |||
79-80 | Обращение. Знаки препинания при обращении. | Формирование умения нахо- дить обращение и правильно ставить знаки препинания | Знать: что такое обращение и правила постановки знаков препинания при нём. Уметь: умения находить обращение и правильно ставить знаки препинания | |||
81- | Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью. Понятие о сложносочинённом и сложноподчинённом предложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому ч |