РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» 5 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» 5 КЛАСС

Программа составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык, 5 – 9, 10 – 11». Составитель Е. И. Харитонова, Москва, Дрофа, 2010

Учебникдля общеобразовательных учреждений «Русский язык, 5 класс» под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, рекомендовано Министерством образования РФ, Москва, Дрофа, 2005

Срок реализации данной программы:1 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для Vкласса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартами.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий семь разделов:

- пояснительную записку,

- учебно-тематический план,

- содержание тем учебного курса,

- календарно-тематический план,

- требования к уровню подготовки учащихся,

- перечень учебно-методического обеспечения,

- лист внесения изменений и дополнений

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трёх тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Цели обучения

Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные ( умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекции).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся V класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать определения основных изучае­мых в V классе языковых явлений, речеведческих понятий, ор­фографических и пунктуационных правил, обосновывать свои от­веты и приводить нужные примеры.

Учащиеся должны уметь:

по ф о н е т и к е и г р а ф и к е:

определять звуки речи, различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями;

по о р ф о э п и и:

правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; названия букв алфавита; употребительные слова изученных частей речи, в том числе термины русского языка; пользоваться орфоэпическим словарём

по л е к с и к е:

употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к слова синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарём;

по с л о в о о б р а з о в а н и ю:

выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слов; подбирать однокоренные слова с учётом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; пользоваться словарём морфемного строения слов;

по м о р ф о л о г и и:

различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки имён существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и др.;

по о р ф о г р а ф и и:

понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных (по списку); о-ё после шипящих в корне, чередующихся а – о, е – и в корнях типа -раст- - -рос- -лаг- - -лож-; -мер- - -мир-; -тер- - -тир-; знать неизменяемые приставки (в-, на-, с- и т.д.), приставки на з и с (раз-, рас-, из-, ис- и др.) и верно писать их; знать смешиваемые при письме безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, уметь обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания; безошибочно писать буквенные сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу; чк, чн, нч, рщ; верно употреблять разделительные ъ и ь, букву ь после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами;

по с и н т а к с и с у:

выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слова; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов;

по п у н к т у а ц и и:

правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, соединительными союзами а, и, но, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова в предложениях с однородными членами; разделять запятой части сложного предложения; выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именем существительным в именительном падеже;

пользоваться разными видами лингвистических словарей.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

В о с п р и я т и е в ы с к а з ы в а н и й

Владеть техникой чтения. Осмысленно, с установкой на полное понимание содержания и бегло читать учебные тексты, выразительно читать тексты художественного стиля, правильно расставлять логические ударения, передавать с помощью интонации авторское отношение к предмету речи.

А н а л и з т е к с т а.

Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста; составлять простой план. Выделять в тексте типы речи – описание предмета, повествование, рассуждение. Определять стиль (разговорный, художественный, деловой); находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля.

В о с п р о и з в е д е н и е т е к с т а.

Подробно или сжато (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение-доказательство. При подробном изложении художественных текстов сохранять стиль, типологическую структуру и характерные для исходного текста языковые средства.

С о з д а н и е т е к с т а.

Создавать устные и письменные высказывания: строить абзацы, развивая мысль по данному зачину или концовке; писать сочинения по картине, по личным наблюдениям на темы из жизни учащихся (описание предмета или животного, повествование и рассуждение); раскрывать тему и основную мысль высказывания, выражать своё отношение к предмету речи; соблюдать последовательность и связность изложения.

С о в е р ш е н т в о в а н и е т е к с т а.

Находить и исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении, в частности нарушения последовательности и связности изложения; совершенствовать повествовательный текст, вводя в него там, где это требуется, фрагменты с описанием предмета, элементы рассуждения, оценочные высказывания. Исправлять речевые и грамматические ошибки.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

О языке(3 ч + 1ч)

Значение языка в жизни человека. Высказывания великих людей о русском языке.

Речь (49 ч)

РЕЧЬ как деятельность, как способ общения людей посредством языка. Условия, необходимые для речевого общения: наличие собеседника, мотива, потребности в общении, предмета речи, общего языка. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Культура речевого общения.

ТЕКСТ как продукт речевой деятельности; его основные признаки: членимость, смысловая цельность, формальная связность, относительная законченность высказывания. Тема и основная мысль текста: микротемы, план текста; деление текста на абзацы, строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка. Развитие мысли в тексте; «данное» и «новое» в предложениях текста.

СТИЛИ РЕЧИ, понятие о стилистически значимой речевой ситуации; речь разговорная и книжная, художественная и научно-деловая; характеристика разговорного и художественного стилей речи с учётом особенностей речевой ситуации, в которой используются данные стили.

ТИПЫ РЕЧИ: повествование, описание, рассуждение. Особенности строения фрагментов текста с определённым типовым значением: лицо и его действия, предмет и его признаки, рассуждение-доказательство, оценочные суждения (типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях фрагмента). Способы соединения фрагментов в целом тексте.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ

Классификация частей речи русского языка (1 ч)

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

ГЛАГОЛ (19 ч+ 6 ч)

Глагол как часть речи: общее грамматическоезначение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма (инфинитив).

Основные способы образования глагола. Не с глаголами.

Возвратные глаголы. Правописание тся (ться) в глаголах.

Виды глагола. Корни с чередованием и-е, их правописание.

Наклонение глагола. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы.

Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы.

Пользование лингвистическими словарями разных типов.

Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Употребление глаголов в переносном значении.

Культура речи.Правильное использование в речи видовременных форм; верное произношение отдельных глагольных форм. Текстовая функция видовременных форм.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (14 ч+6 ч)

Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.. Начальная форма.

Основные способы образования существительных.

Правила употребления при письме типичных суффиксов, в частности –чик-(-щик-), -ек-(-ик-). Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые; собственные и нарицательные. Правила употребления прописной буквы при написании имён существительных.

Род имён существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых имён существительных.

Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только единственного числа или только множественного числа.

Падеж. Склонение имён существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные.

Правописание безударных окончаний.

Развитие навыков пользования грамматико-орфографическим, орфографическим, толковым, словообразовательным, орфоэпическим словарями.

Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.

Культура речи.Правильное согласование в роде со словами типа бандероль, вуаль, лазурь, мигрень, мозоль, шоссе, кашне и др.; верное определение родовой принадлежности неизменяемых существительных (шимпанзе, кенгуру, шоссе).

Правильное образование некоторых грамматических форм (пара носков, пара чулок, группа грузин, бурят и др.)

Твёрдое и мягкое произношение согласных перед е в заимствованных словах (типа ателье, термин), правильное ударение в словах (типа километр, обеспечение, щавель и др.); терминов русского языка.

Текстовая функция имён существительных со значением «целое и его части».

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (12 ч+5ч)

Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.

Основные способы образования имён прилагательных.

Разряды по значению. Полные и краткие прилагательные, их роль в предложении. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящий.

Степени сравнения имён прилагательных. Правописание падежных окончаний.

Образная, эмоциональная функция имён прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия. Переносное значение имён прилагательных.

Культура речи.Правильное произношение краткой формы прилагательных (сильна), прилагательных с твёрдыми и мягкими основами (бескрайный-бескрайний, искренно-искренне); правильное образование и произношение форм сравнительной и превосходной степеней (красивее, длиннее).

Стилистическая роль имён прилагательных.

Резервные часы (6 ч.)

Программа 5 класса рассчитана на 34 недели, 204 часав год, 6 часовв неделю.

Основными формами контроля являются контрольные работы, контрольные диктанты, изложения, сочинения, уроки повторения и обобщения изученного материала по темам.

Поскольку авторскими программами не предусмотрено проведение таких видов работ, запланированы уроки контрольных работ, опираясь на «Методические рекомендации к учебнику «Русский язык 5 класс под редакцией доктора педагогических наук М.М.Разумовской», Дрофа, Москва, 2010 г. – смотри с.40 «Перечень учебно-методического обеспечения».

1. Контрольные работы – 6 уроков

2. Контрольные диктанты – 12 уроков

3. Изложения – 6 уроков

4. Сочинения – 2 урока

5. Повторение и обобщение изученного по темам – 7 уроков

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание Количество часов Количество контрольныхработ Развитие речи
О языке  
Язык. Правописание. Культура речи Закрепление и углубление изученного в начальных классах (32 ч.)            
- Фонетика, орфоэпия, графика
- Письмо. Орфография
- Слово и его строение. Морфемика  
- Слово как часть речи. Морфология    
- Слово и его значение. Лексика  
Язык. Правописание (систематический курс)      
Лексика. Словообразование. Орфография
Синтаксис и пунктуация
Морфология. Орфография (50 ч) Самостоятельные части речи          
- Глагол
- Имя существительное
- Имя прилагательное
Резервные часы    
ИТОГО 49 (204 часа

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Методическая разработка:Поурочные планы по учебнику «Русский язык» 5 класс под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, Волгоград, 2004

Поурочные разработки по русскому языку к учебнику М.М. Разумовской 5 класс, Москва, ВАКО, 2007

Наши рекомендации

№ п/п Название урока Контрольные работы Развитие речи к-во часов Основное содержание урока   Планируемые результаты урока (знания, умения, навыки)
  О языке (3 ч.+1ч.)
1-2 1-2. Значение языка в жизни человека. Высказывания великих людей о русском языке.     Знакомство с учебником. Фо рмирование представлений о роли языка в жизни людей, о значении русского языка.   Знать: структуру учебника; значение языка в жизни людей, некоторые высказывания великих людей о русском языке. Уметь: монологически высказываться на лингвистическую тему.
    Значение языка в жизни человека. Вы- сказывания о рус- ском языке. Осуществление вводного ко- нтроля с целью диагностиро вания знаний, умений, навы ков уч-ся 5 класса Уметь: применять полученные в 4 классе ЗУН во вводном тесте.
Речь как деятельность, как способ общения людей посредством языка. Условия, необходимые для речевого общения: наличие собеседника, мотива, потребности в общении, предмета речи, общего языка.     Знакомство с условиями, не- обходимыми для речевого общения Знать: условия, необходимыми для речевого общения. Уметь: применять эти условия в речи.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. Закрепление и углубление изученного в начальных классах. Фонетика, орфоэпия, графика (10ч+ 3 ч)
5-6   Предмет изучения фонетики. Звуки речи.     С опорой на изученный в на- чальныхклассах материал проводится систематизация знаний о слове: его звуковой стороне, строении, морфоло- логических особенностях, правописании; о классифика ции гласных и согласных зву ков.   Знать: значение понятия «фонетика», классификацию гласных и согласных звуков.   Уметь: различать гласные и согласные звуки, производить фонетический и орфоэпический разбор слова; наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Слог. Русское словесное ударение и его особенности.        
8-9 речи. Гласные ударные и безударные. Согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. Элементарные сведения о транскрипции.        
    Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Культура речевого общения.   Знакомство с основнымитре бованиями к культуре устно- го и письменного общения Знать: основные требованиями к культуре устного и письменного общения. Уметь: применять эти требования на практике.
    Текст как продукт речевой деятельности; его основные признаки: членимость, смысло-вая цельность, формальная связ- ность, относитель- ная законченность высказывания. Закрепление умения опреде- лять тему текста, основную мысль, подбирать заголовок, составлять план, выделять части текста Знать: признаки текста. Уметь: определять тему текста, основную мысль, подбирать заголовок, составлять план, выделять части текста; отличать текст от набора предложений.
    Контрольная работа № 1.Подготовка к домашнему сочине нию «Памятный день летних каникул» Проверить сформированност ти речевых умений в объёме программы начальныхклас- сов, а также уровень грамот- ности в условиях свободно- го письма Уметь: применять полученные на уроках ЗУН в контрольной работе.
Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков и их сочетаний отдельных грамматических форм. Произношение заимствованных слов.     Выявляются особенности артикуляции гласных и согласных звуков, формируется представление об орфоэпической норме, проводится обучение орфоэ- пическому разбору слова Знать: значение понятия «орфоэпия»; основные правила произношения звуков речи, произношение заимствованных слов. Уметь: производить орфоэпический разбор слова; наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита.        
15-16   Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Знакомство со школьным орфоэпическим словарём и его использование.       Углубляются представления о звуковой стороне слова: обозначение букв Е, Ё, Ю, Я, обучение фонетическому раз бору слов Знать: фонетический разбор слова; двойную роль букв Е, Ё, Ю, Я. Уметь: разбирать слова фонетически, пользоваться орфоэпическим словарём.
  Фонетика и орфоэпия. Контр. работа № 4   Диагностика усвоения знаний, умений и навыков Уметь: применять полученные на уроках ЗУН в контрольной работе
Письмо и орфография (10 ч+ 3 ч)
    Значение письма в жизни общества.   Раскрыть назначение письма в жизни человеческого обще ства Знать: значение письма в жизни человеческого общества.
Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы.       Знакомство с предметом изучения орфографии, дать понятие орфограммы. Знать: значение термина «орфограмма». Уметь: находить орфограммы в словах.
20-21     Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Использование орфографического словаря.     Знакомство с основными видами изученных орфограмм гласных и согласных корня. Знать: Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Уметь: пользоваться орфографическим словарём.
22-23 Употребление на письме буквенных сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, нч, чн,чк, рщ     Формирование орфографической зоркости при написании сочетанийжи-ши, ча-ща, чу-щу, нч, чн,чк, рщ Знать: правила написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн и т.д., ь на конце существительных. Уметь: применять правило на письме; орфографически грамотно писать.
24-25 Употребление на письме разделительных ъ – ь.     Формирование орфографической зоркости при написании разделительных ъ – ь. Знать: правила написания разделительных ъ-ь. Уметь: применять правило на письме; орфографически грамотно писать.
26. Не с глаголами     Формирование орфографической зоркости при написании не с глаголами. Знать: правила написания не с глаголами. Уметь: применять правило на письме; орфографически грамотно писать.
Употребление тся – ться в глаголах.     Формирование орфографической зоркости при написании тся – ться в глаголах.   Знать: правила написания тся – ться в глаголах. Уметь: применять правило на письме; орфографически грамотно писать.  
  Контрольная работа № 2 Диктант по теме «Повторение»   Диагностика усвоения зна- ний, умений и навыков Уметь: применять полученные на уроках ЗУН в контрольной работе
    Стили речи, понятие о стилистически значимой речевой ситуации Знакомство с понятием сти- листически значимой рече- вой ситуации. Формирова- ние умения определять принадлежность текста к книжному или разговорному стилю, опираясь на понятие речевой ситуации Знать: значение слова «стилистика», «разговорная» и «книжная» речь, «речевая ситуация». Уметь: определять принадлежность текста к книжному или разговорному стилю, опираясь на понятие речевой ситуации
    Речь разговорная и книжная.
Слово и его строение. Морфемика (4 ч+ 2 ч)
31-34 Предмет изучения морфемики. Морфема как часть слова. Корень. Смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Окончание как морфема, связующая форму слова. Знакомство со словарём значения морфем и словарём морфемного строения слов.       Сформировать представле- ние о морфеме как значимой части слова, показать специ- фику корня, приставки, суф- ф икса и окончания Знать: значимые части слова; план морфемного разбора слова; определение каждой морфемы.   Уметь: производить морфемный разбор слова.    
35-36     Контрольная работа № 3.Изложение и его анализ Обучение совершенствова- нию собственного текста Знать: правила написания изложения. Уметь: слушать, выбирать из текста самое главное, систематизировать материал, подбирать заголовок
Слово как часть речи. Морфология (5 ч)
37-39 Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке.     Сформировать навыки раз- граничения частей речи по разным языковым признакам вопросу, грамматическому значению, по специфическим словообразовательным суффиксам, по окончаниям, по ярким морфологическим, синтаксическим признакам   Знать: значение понятия «части речи»; разграничение частей речи на самостоятельные и служебные. Уметь: распределять слова на самостоятельные и служебные.
Знаменательные части речи, их основные признаки.         Закрепить знания уч-ся о склонении сущ. и прилаг., о спряжении глагола Знать: морфологические признаки сущ., прил., глаголов. Уметь: применять знания на письме.
Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Знакомство с грамматико-орфографическим словарём. Культура речи.Правильное произношение терминов, заимствованных слов (твёрдость и мягкость согласных перед е). Уместное использование этикетных слов и выражений в речи (приветствие, прощание, просьба, благодарность, извинение и т.д.)     Знакомство со служебными частями речи Знать: понятие «служебные части речи»; роль служебных частей речи. Уметь: находить служебные части речи в тексте и различать их.
Слово и его значение. Лексика (3ч+ 5 ч)
42- Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение. Основные способы толкования лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковом словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов. Знакомство с толковым словарём.     Формирование представле- ний о слове как системе языковых значений; разви- тие способности опираться на эти значения при решении языковых задач, рассматривать их как основу лексического, морфемного, грамматического и орфографического анализа; формирование умения определять лексическое значение слова, пользоваться толковым словарём. Знать: значение терминов «лексика», «лексическое значение», «лексикон».   Уметь: пользоваться толковым словарём, определять лексическое значение слова.
45-46     Этикетные слова как особая лексическая группа. Уместное использование этикетных слов и выражений в речи (приветствие, прощание, просьба, благодарность, извинение и т.д.)     Знакомство с речевым этикетом, с речевыми ситуациями, в которых употребляют этикетные слова Знать: речевой этикет, этикетные слова. Уметь: пользоваться этикетными словами в соответствующей речевой ситуации.
    Художественная и научно-деловая речь Разграничивать художествен ную и научно-деловую речь с учётом задач общения. Оп- ределять принадлежность те кста к тому или иному сти- лю Знать: разграничение речи на художественную и научно-деловую Уметь: определять принадлежность текста к тому или иному стилю
48-49     Научно- деловая речь Разграничивать художествен ную и научно-деловую речь с учётом задач общения. Оп- ределять принадлежность те кста к тому или иному сти- лю Знать: разграничение речи на художественную и научно-деловую Уметь: определять принадлежность текста к тому или иному стилю
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ (систематический курс) Синтаксис. Пунктуация (36 ч + 8 ч)
50-51 Предмет изучения синтаксиса и пунктуации.     Знакомство с разделами лингвистики – синтаксисом и пунктуацией. Знать: значение терминов «пунктуация», «синтаксис».  
52-55 Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании.       Знакомство со словосочетаниием и предложением; формирование умения выделять словосочетания из предложения. Знать: значение терминов «словосочетание», «синтаксис». Уметь: выделять словосочетания из предложения; разбирать их.
56-57     Текст как продукт речевой деятельности; его основные признаки: членимость, смысло вая цельность, формальная связ- ность, относитель-ная законченность высказывания. Формирование умения находить «данное» и «новое» в предложениях текста, выразительно читать тексты, предупреждать неуместные повторы слов. Знать: значение понятий «данное» и «новое» в предложениях. Уметь: находить «данное» и «новое» в предложениях текста, выразительно читать тексты, предупреждать неуместные повторы слов
58-59     Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Формирование умения разграничивать типы речи; сохранять при пересказе типологическую структуру; определять при анализе текста ведущий тип речи и типовые фрагменты. Знать: типы речи и их признаки. Уметь: разграничивать типы речи; сохранять при пересказе типологическую структуру; определять при анализе текста ведущий тип речи и типовые фрагменты
60-61   Синтаксис и пунктуация. Контро- льная работа № 7. Контрольный диктант и его анализ   Контроль усвоения знаний, умений и навыков Уметь: применять полученные на уроках ЗУН в контрольной работе.
Предложение. Его грамматическая основа. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов. Логическое ударение. Правильное определение границ предложений в тексте. Соблюдение интонации повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Соблюдение правильной интонации в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.     Разграничивать предложе- ния по интонации Знать: значение понятий «предложение», «интонация предложения». Уметь: Разграничивать предложения по интонации, определять границы предложений, соблюдать интонацию повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений, в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.
63-64 Виды предложений по цели высказывания.     Разграничивать предложе- ния по цели высказывания Знать: виды предложений по цели высказывания. Уметь: Разграничивать предложения по цели высказывания
Восклицательные предложения. Культура речи.Правильное определение границ предложений в тексте. Соблюдение интонации повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений.     Формировать умение отличать восклицательные предложения от других предложений Знать: значение понятия «восклицательное предложе- ние». Уметь: отличать восклицательные предложения от других предложений
Предложение. Его грамматическая основа.       Формировать умение находить главные члены предложения Знать: определение главных членов предложения. Уметь: находить главные члены предложения.
67-68 Тире между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже.       Формировать умение ставить тире между подлежащим и сказуемым Знать: правило постановки тире между подлежащим и сказуемым. Уметь: ставить тире между подлежащим и сказуемым
69-70     Контрольная работа № 8.Изложение «Джек здоровается» Проверить чувство языка, умение сохранять стиль исходного текста, а также умение «видеть» и сохранять при пересказе типологическую структуру текста – повествование с элементами описания Знать: правила написания изложения. Уметь: сохранять стиль исходного текста, а также умение «видеть» и сохранять при пересказе типологическую структуру текста – повествование с элементами описания
Предложения распространённые и нераспространённые.       Разграничивать предложе- ния распространённые и нераспространённые. Знать: значение понятий «распространённые» и «нераспространённые» предложения. Уметь: разграничивать эти понятия.
72-74 Второстепенные члены предложения.       Формировать умение находить второстепенные члены в предложении Знать: второстепенные члены предложения. Уметь: находить в предложении дополнение, определение, обстоятельство.
75-78 Предложения с однородными членами предложения. Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах. Культура речи.Соблюдение правильной интонации в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.     Формировать умение «видеть» однородные члены в предложении, ставить знаки препинания, «видеть» обобщающее слово, ставить после него двоеточие Знать: что такое однородные члены предложения, обобщаю щее слово, правила постановки знаков препинания при них. Уметь: находить однородные члены предложения в предложении и ставить знаки препинания.
79-80 Обращение. Знаки препинания при обращении.         Формирование умения нахо- дить обращение и правильно ставить знаки препинания Знать: что такое обращение и правила постановки знаков препинания при нём. Уметь: умения находить обращение и правильно ставить знаки препинания
81- Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью. Понятие о сложносочинённом и сложноподчинённом предложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому ч