РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» 9 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» 9 КЛАСС

Программа составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык, 5 – 9, 10 – 11».

Составитель: Е. И. Харитонова, Москва, Дрофа, 2010

Учебникдля общеобразовательных учреждений «Русский язык, 9 класс» под ред.М.М. Разумовской, П.А. Леканта,

рекомендовано Министерством образования РФ, Москва, Дрофа, 2005

Срок реализации данной программы:1 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для IXкласса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартами.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий семь разделов:

- пояснительную записку,

- учебно-тематический план,

- содержание тем учебного курса,

- календарно-тематический план,

- требования к уровню подготовки учащихся,

- перечень учебно-методического обеспечения,

- лист внесения изменений и дополнений

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трёх тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Цели обучения

Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные ( умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекции).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся IX класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать/понимать:

• роль русского языка как национального языка русского народа,государственного языка Российской Федерации и средства межнациональногообщения;

• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфераи ситуация речевого общения;

• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического,официально-делового стилей, языка художественной литературы;

• особенности основных жанров научного, публицистического,официально-делового стилей и разговорной речи;

• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования,описания, рассуждения);

• основные единицы языка, их признаки;

• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические,лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);нормы речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

П о о р ф о э п и и:

правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения;

по л е к с и к е и ф р а з е о л о г и и:

разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов;

п о м о р ф е м и к е и с л о в о о б р а з о в а н и ю:

владеть приёмом разбора слова по составу; от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава ( в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т.п.); пользоваться этимологическим и словообразовательными словарями;

п о м о р ф о л о г и и:

распознавать изученные в 5-8 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарём;

п о о р ф о г р а ф и и:

правильно писать слова со всеми изученными в 5-8 классах орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическим словарём;

п о с и н т а к с и с у:

различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;

п о п у н к т у а ц и и:

правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

В о с п р и я т и е в ы с к а з ы в а н и я. При восприятии устного и письменного высказывания определять его принадлежность к той или иной разновидности русского национального языка: литературный язык, диалект, просторечие, жаргон; замечать в собственной речи, в речи собеседников, выступающих по радио и телевидению, отступления от норм литературного языка; фиксировать замеченные нарушения норм, различать грубые и негрубые нарушения, исправлять ошибки в собственной речи и, если позволяет ситуация общения, тактично реагировать на речевые погрешности в высказывании собеседников.

А н а л и з те к с т а. Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для изученных стилей речи.

В о с п р о и з в е д е н и е т е к с т а. Писать изложения по текстам публицистического, художественногг стиля, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текст элементы сочинении

С о з д а н и е т е к с т а. Создавать письменные высказывания художественного и публицистического стилей на свободные темы, как правило, морально-этического характера, предложенные учителем или самостоятельно выбранные: продумать общий замысел, основную мысль высказывания, планировать ход развития основной темы и мысли, отбирать и систематизировать материал с учётом замысла стиля, определять типологическую структуру текста.

Строить устные и письменные высказывания, ориентированные на жанры публицистики. Писать сочинения в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи.

Составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию. Составлять тезисы и конспект небольшой статьи.

Создавать высказывания научного стиля: готовить развёрнутые сообщения и доклады на лингвистические и литературные темы для уроков-семинаров, зачётов.

С о в е р ш е н с т в о в а н и е н а п и с а н н о г о. Находить и исправлять недочёты в построении и содержании высказывания: отступления от темы и основной мысли, нарушение требований относительной автономности, завершённости текста; нарушение логики изложения, абзацного членения текста. Находить и исправлять речевые недочёты и грамматические ошибки (нарушение норм согласования и управления, построения предложений с причастным и деепричастным оборотом, сложных предложений с придаточным определительным, изъяснительным). Повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

О языке (5 ч)

Речь (17 ч)

Систематизация сведений о тексте, стилях, типах речи, строении текста; расширение представлений о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.

Углубление знаний о стилях речи: художественный стиль речи и язык художественного произведения.

Ж а н р ы п у б л и ц и с т и к и: эссе, путевые заметки, рецензия. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.

Д е л о в ы е б у м а г и: заявление, доверенность, расписка, автобиография, стандартная форма, специфическая официально-деловая лексика и фразеология.

Повторение изученного в 5 – 8 классах (6 ч + 2 ч)

Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значения слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.

Резервные часы (6 ч )

Программа 9 класса рассчитана на 34 недели, 68 часовв год, 2 часав неделю.

Основными формами контроля являются контрольные работы, контрольные диктанты, изложения, сочинения,уроки повторения и обобщения изученного материала по темам.

Поскольку авторскими программами не предусмотрено проведение таких видов работ, запланированы уроки контрольных работ, опираясь на «Методические рекомендации к учебнику «Русский язык 9 класс под редакцией доктора педагогических наук М.М.Разумовской», Дрофа, Москва, 2010 г. – смотри с. 141 «Перечень учебно-методического обеспечения».

1. Контрольные работы – 4 урока

2. Контрольные диктанты – 4 урока

3. Изложения – 9 уроков

4. Сочинения – 2 урока

5.Повторение и обобщение изученного по темам – 2 урока

6. Тесты – 2 урока

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание Количество часов Количествоконтрольных работ Развитие речи
О языке    
Повторение изученного в 5-8 классах
Язык. Правописание. Культура речи Синтаксис сложного предложения - Сложное предложение          
- Сложносочинённое предложение  
- Сложноподчинённое предложение
- Бессоюзное сложное предложение
- Сложное предложение с разными видами связи  
Резервные часы    
ИТОГО

Часов

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п Название урока Контрольные работы Развитие речи к-во часов Основное содержание урока Планируемые результаты Урока (знания, умения, навыки)
О языке ( 5 ч)
1-5 Русский языксредиязыков мира     Приобретение знаний об особенностях нацио- нального языка, его на- значении, развитии; фо- рмировать умение опре- делять главную мысль текста, грамотно оформ- лять её запись Знать: особенностинациона-льного языка, его назначении, развитии. Уметь: определять главную мысльтекста, грамотно оформлять её запись
Обобщение изученного в V-VIII классах (6 ч + 2ч )
6-10 Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значения слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.       Формирование представле ния об орфоэпической литературной норме; умения работать стекстом; обобщение знаний из области лексики, морфемики, словообразования, закрепление навыков ра- зличного разбора слова и их роли в орфографии; обобщение и закрепление знаний о частях речи; умение выделять словосо- четания из предложения; закрепление навыков пунктуации простого предложения, орфографических навыков   Знать: орфоэпическую литературной норме; умения работать стекстом  
    Систематизация сведений о тексте, стилях, типах речи, строении текста.   Формирование умения создавать устныйлингвис тический текст по обобща ющим таблицам. Формирование умения определять способ и средс тва связи в тексте, исполь- зовать средства связи как стилистический приём, усиливающий выразитель- ность речи при создании текста Знать: особенности типов и стилей речи. Уметь: создавать устный лингвистический текст по обобщающим таблицам; опре делять способ и средства связи в тексте, использовать средства связи как стилистический приём, усиливающий выразитель- ность речи при создании тек- ста
    Подготовка к сжатому изложению.   Формировать умение со- кращать текст на основе стилистического и типологического анализа, превращая изобразительную речь в информативную. Знать: особенности, виды сжатия текста. Уметь: сокращать текст на основе стилистического и типологического анализа, превращая изобразительную речь в информативную.
  Контрольная работа № 1 по теме «Повторение». Диктант   Контроль усвоения знаний, умений и навыков Уметь: применять полученные на уроках ЗУН в контрольной работе.
Язык. Правописание. Культура речи Синтаксис сложного предложения С л о ж н о е п р е д л о ж е н и е (2 ч + 3 ч)
Сложное предложение и его признаки.     Закрепить навыки разгра- ничения сложных и про- стых предложений; сфо- рмировать понятие сло- жного предложения Знать: определение сложного предложения. Уметь: разграничивать сложные и простые предложений.  
Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные.     Закрепление навыков различения простых и сложных предложений, введение понятия класси- фикации сложных предло- жений и средствах связи между их частями Знать: определение простых и сложных предложений; классификацию сложных предложений и средствах связи между их частями Уметь: различать простые и сложные, сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные предложения.  
    Подготовка к сжатому изложению. Формирование умения проводить композици- онно-содержательный анализ текста и отбор материала для выбороч ного изложения Знать: особенности выборочного пересказа. Уметь: проводить композици- онно-содержательный анализ текста и отборматериала для выборочного изложения
17-18     Контрольная работа № 2. Сжатое изложение с элементамисочинения Формирование умения излагать текст, сохра- няя его стилистические особенности, умение создавать собственный текст на основе вороса или задания; умения грамотно сжимать текст Уметь: излагать текст, сохра- няя его стилистическиеосо-бенности, умение создавать собственныйтекст на основе воросаили задания; умения грамотно сжимать текст
Сложносочинённое предложение (5 ч)
19- Строение сложносочинённого Предложения и средства связи в нём: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные, противительные). Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения.     Формирование умения отличать сложносочи- нённые предложения и давать им характеристи ку, ставить знаки пре- пинания Знать: определение сложносочинённых предложений и их отличие от других предложений. Уметь: отличать сложносочи- нённые предложения и давать им характеристику, ставить знаки препинания
Запятая между частями сложносочинённого предложения. Культура речи.Интонация сложносочинённого предложения. Синонимика сложносочинённых предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочинённого предложения и ряда простых предложений.     Формирование умения употреблять в речи сло- жносочинённыепредложе ния; различать их, ставить знаки препинания, развивать пунктуационную зоркость. Уметь: употреблять в речи сложносочинённые предложе ния; различать их, ставить знаки препинания.
22-23   Контрольная работа№ 3 по теме «Сложносочинённые предложения».   Контроль усвоения знаний, умений и навыков Уметь: применять полученные на уроках ЗУН в контрольной работе.
Сложноподчинённое предложение (15 ч + 10 ч )
Строение сложноподчинённого предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчинённом предложении.     Формирование умения различения союзов и со юзных слов, главной и зависимой частей; соста- влять схемы Знать: определение сложноподчинённых предложений. Уметь: различать союзы и со- юзные слова, главную и придаточную часть; составлять схемы
Основные виды СПП: определительные, изъяснительные, обстоятельственные. Место придаточного по отношению к главному.       Формирование умения отличать СПП от дру- гих видов предложений разграничивать части СПП, задавать вопрос, определять средства связи. Знать: виды сложноподчинённых предложений. Уметь: отличать СПП от дру- гих видов предложений, разграничивать частиСПП, задавать вопрос,определять средства связи.
    Углубление знаний о стилях речи: художествен- ный стильречи, язык речи,языкхудожест- венной литературы Закрепление умения языкового анализа, уме ния выразительного чтения и устного пере- сказа Знать: особенности художественного стиля и языка художественной литературы. Уметь: анализировать текст, выразительно читать и устного пересказывать.
    Жанры публи- цистики: эссе. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста. Характерные языковые средства.   Знакомство с эссе как жанром публицистичес кого стиля, его типоло- гией и языковыми сред ствами; формировать умение распознавать жанр, характеризовать текст данного жанра Знать: определение эссе как жанра публицистического стиля, его типологию и языковые средства. Уметь: распознаватьжанр, характеризоватьтекст данного жанра; анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для эссе.
28-29     Контрольная работа №4. Сочинение в жанре эссе Формирование умения строить письменное высказывание, ориентировано на жанр публицистики – эссе; писать сочинении в публицистическом стиле с использованием разных типов речи.   Знать: особенности строения сочинения в жанре эссе. Уметь: строить письменное высказывание, ориентировано на жанр публицистики – эссе; писать сочинении в публицистическом стиле с использованием разных типов речи.
Основные виды СПП: определительные.     Формирование умения определять, характери- зовать СПП с придато- чными определитель- ъными, изъяснительны ми, обстоятельственны ми: места и времени; умения ставить знаки препинания в них, сос- тавлять схемы, читать их Знать: особенности СППспридаточными определительными. Уметь: определять, характеризовать СПП с придаточными определитель- ъными, изъяснительными, обстоятельственными: места и времени; умения ставить знаки препинания в них, сос- тавлять схемы, читать их.
Основные виды СПП: изъяснительные    
  Основные виды СПП: обстоятельственные - места и времени      
    Жанры публицистики: путевые заметки: Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста. Характерные языковые средства.   Формирование умения распознавать жанр путе- вых заметок, строить устные и письменные высказывания, ориентированные на жанр публицистики – путевые заметки; анализировать троение текста, языковые и речевые средства, характерные для путевых заметок. Знать: особенности текста в жанре «путевые заметки». Уметь: распознавать жанр пу- тевых заметок, строить устные и письменные высказывания, ориентированные на жанр публицистики – путевые заметки; анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для путевых заметок.
Основные виды СПП: обстоятельственные: сравнительные     Формирование умения узнавания и характерис тики СПП с придаточ- ными сравнения,образа действия и степени, це- ли, условия, постанов- ки знаков препинания, конструировать данные виды предложений, со- ставлять схемы, читать Знать: особенности СПП с придаточными сравнительными, действия и степени, цели, условия. Уметь: узнавать и характери- зовать СПП с этими придаточными; ставить знаки препинания в них; конструировать данные виды предложений, составлять схемы, читать
Основные виды СПП: обстоятельственные: образа действия и степени    
Основные виды СПП: обстоятельственные: цели    
Основные виды СПП: обстоятельственные: условия    
38-39     Контрольная работа№ 5. Изложение «Чистые пруды» Формирование умения передавать содержание исходного текста, сохра- няя стилевые особенности Знать: особенности сжатого изложения, виды сжатия. Уметь: передавать содержание исходного текста, сохраняя стилевые особенности
40. Основные виды СПП: обстоятельственные: причины и следствия     Формирование навыка узнавания и характерис тики СПП с придаточ- ными причины и следс твия; умения постанов- ки знаков препинания Знать: особенности СПП с придаточными причины и следствия. Уметь: узнавать и характери- Зовать СПП с придаточными причины и следствия; умения постановки знаков препинания
    Жанры публицистики: рецензия. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста. Характерные языковые средства.   Формирование умения отличать рецензию от отзыва, эссе; анализиро вать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для рецензии и совершенство- вать текст Знать: особенности жанра рецензия. Уметь: отличать рецензию от отзыва, эссе; анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для рецензии и совершенствовать текст
Основные виды СПП: обстоятельственные: уступительные     Формирование навыка узнавания и характерис тики СПП с придаточ- ными уступительными; умения постановки зна- ков препинания Знать: особенности СПП с придаточными уступительными. Уметь: узнавать и характери- Зовать СПП с придаточными уступительными; ставить знаки препинания в таких предложениях.  
    Контрольная работа № 6. Сочинение в жанре рецензии. Формирование умения писать рецензию, испо льзовать в рецензии ста ндартные выражения как средства связи час- тей текста Знать: особенности жанра рецензия. Уметь: писать рецензию, использовать в рецензии ста ндартные выражения как средства связи частей текста
44. Обобщение изученного по теме «Сложноподчинённые предложения». Культура речи.Синонимика союзных предложений. Стилистические особенности сложноподчинённого и простого предложений. Использование СПП разного вида в разных типах речи.     Контроль усвоения темы, сформированности навыка постановки знаков препинания, умения конструировать предложения по схемам, определять видСПП Уметь: ставить знаки препинания в СПП, конструировать подобные предложения по схемам, определять вид СПП.  
  Контрольная работа№ 7 по теме «Сложноподчинён-ные предложения». Диктант.   Контроль усвоения те- мы, сформированности навыка постановки зна- ков препинания, уме- ния конструировать предложения по схе- мам, определять вид СПП Уметь: применять полученные на уроках ЗУН в контрольной работе.
 
Предложение с несколькими придаточными.     Формирование понятия о двух видах подчинитель ной связи и уменияих различать, видеть части СПП с несколькими придаточными и ставить знаки препинания Знаить: особенности СПП с несколькими придаточными. Уметь: различать их, видеть части СПП с несколькими придаточными и ставить знаки препинания
    Деловые бумаги: заявление, доверенность, расписка, автобиография, стандартная форма, специфическая официально-деловая лексика и фразеология. Формирование умения написания деловыхбу- маг по образцу Знать: особенности деловой речи, образцы написания деловых бумаг. Уметь: составлять деловые бумаги по образцу.
Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.     Формирование умения ставить знаки препина- ния при встрече подчи- нительных союзов в придаточном предложе нии; умения конструи- ровать СПП по схемам и употреблять в речи Знать: правила постановки знаков препинания в СПП с несколькими придаточными. Уметь: ставить знаки препинания при встрече подчинительных союзов в придаточном предложении; умения конструировать СПП по схемами употреблять в речи
Бессоюзное сложное предложении (7 ч)
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП. Интонация БСП.     Знакомство с признака ми бессоюзного слож- ного предложения; фор мирование умения ста- вить знаки препинания в них, объяснять поста- новку Знать: особенности бессоюзного сложного предложения. Уметь: видеть их в тексте; ставить знаки препинания в них, объяснять постановку.
50-52 Знаки препинания в БСП    
Обобщение по теме «Бессоюзные сложные предложения». Культура речи.Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых предложений и сложных предложений с союзами и без союзов.     Закрепление знаний и умений, полученных на уроках при изучении бессоюзных сложных предложений. Уметь: применять полученные на уроках ЗУН на уроках обобщения материала, полученного на уроках при изучении бессоюзных сложных предложений.
54-55   Контрольная работа№ 8 по теме «Бессоюзныеслож- ные предложения».   Контроль усвоения зна- ний, умений инавыков по теме «Бессоюзные сложные предложения» Уметь: применять полученные на уроках ЗУН в контрольной работе
Сложное предложение с различными видами связи (5ч + 2 ч )
56- Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи     Формирование умения ставить знаки препинания в сложных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи Знать: особенности сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи. Уметь: ставить знаки препинания в сложных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи; объяснять постановку, составлять схе- мы предложений
58-60 препинания в предложениях с разными видами связи. Культура речи.Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное их употребление (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи и текста с разными способами связи простых предложений. Интонационные особенности предложений изученных синтаксических конструкций.       Формирование умения ставить знаки препинания в них, объяснять постанов ку, составлять схемы предложений
61-62     Контрольная работа № 9. Контрольное изло- жение. Контроль сформирован ности умения переда- вать текст, сохраняя стилистику и синтакси- ческие особенности; умения создавать свой текст по окончании пе- ресказа, в котором про- является умение выра- зить своё понимание текста Уметь: передавать текст, сохраняя стилистику и синтаксические особенности; умения создавать свой текст по окончании пересказа, в котором проявляется умение выразить своё понимание текста
Резервные часы(6 ч )

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. Русский язык. Поурочные планы по программе М.М. Разумовской, Волгоград, Учитель, 2003

2. Методические рекомендации «Русский язык, 9 класс» под ред. М.М. Разумовской, Москва, Дрофа, 2002

3. Журналы «Русский язык в школе»

4. Приложение к газете «Первое сентября» «Русский язык»

5. Материалы фестиваля «Открытый урок»

6. Материалы Интернета

Оценка диктантов

Диктант– одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается:

для 5 класса – 90-100 слов,

для 6 класса – 100-110,

для 7 – 110-120,

для 8 – 120-150,

для 9 – 150-170слов.

(При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктантпроверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:

для 5 класса – 15-20,

для 6 класса – 20-25 слов,

для 7 класса -25-30,

для 8 класса – 30-35,

для 9 класса – 35-40 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) В переносе слов;

2) На правила, которые не включены в школьную программу;

3) На еще не изученные правила;

4) В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) В исключениях из правил;

2) В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) В написании ы и и после приставок;

6) В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

7) В собственных именах нерусского происхождения;

8) В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и бол

Наши рекомендации