В рамках психологии развития и педагогической психологии
Конфликт в рамках педагогической психологии и психоло, гии развития традиционно понимается как деструктивное для осуществления педагогических воздействий явление, подлежа, щее профилактике или специальному устраняющему регулиро, ванию.
В современных новых подходах это форма актуализации и удержания противоречия, необходимый психологический ме, ханизм любого деятельностного изменения, в том числе и раз, вития. Это специфическое средство, используемое при созда, нии условий для саморазвития человека в ситуации включения в интеллектуальные системы и образовательные институты (дет, ский сад, школа, вуз, системы повышения квалификации (пере, квалификации). Конфликт рассматривается как атрибут обуче, ния (становление культурных форм деятельности, мышления, общения), как необходимая процессуальная форма удержания противоречия в русле его продуктивного разрешения.
Список рекомендуемой литературы:
1. Асмолов А.Г. Культурно,историческая психология и констру, ирование миров. , М.,Воронеж, 1996.
2. Башев В.В. Открытое действие взрослого. // Педагогика раз, вития: Возрастная динамика и ступени образования. Мате, риалы 4,й научно,практической конференции. , Красноярск, 1997.
3. Бильчуганов С.Ю. Экспериментальное исследование динами, ки осознания по методикам Ж.Пиаже. // Вопросы возраст, ной и генетической психологии. , М.: МГУ, 1986.
4. Бюллетень клуба конфликтологов. , Красноярск: КГУ, 1991, 1997. Вып. 1,6.
5. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. , М.: Педагогика, 1991.
6. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 3. , М.: Педагогика, 1983.
7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ре, бенка. // Вопросы психологии. 1966. № 6.
8. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практи, кум. , М.: Совершенство, 1997.
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________221
9. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. , М.: Педагогика, 1972.
10. Детский сад в Японии. , М.: Прогресс, 1978.
11. Дольто Ф. На стороне ребенка. , М.: Аграф, 1997.
12. Дольто Ф. На стороне подростка. , М.: Аграф, 1997.
13. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. , М.: Педа, гогика, 1985.
14. Дорохова А.В. Учебный курс «Интересы Ценности Нормы» как формирующий способности к продуктивному конфликто, ванию у подростков. Целевые установки и эффекты реали, зации. // Педагогика развития: Проблемы современного дет, ства и задачи школы. Материалы 3,й научно,практической конференции. , Красноярск, 1996.
15. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрас, те. // Вопросы психологии. 1972. № 2.
16. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. , М.: Рос. пед. агентство, 1995.
17. Замалетдинова Г.С. Конфликтная устойчивость подростков. - Фрунзе, 1988.
18. Зарецкий В.К. Если ситуация кажется неразрешимой... , М.: Всесоюзный гуманитарный фонд им. А.С.Пушкина. ТПО «Ахилл». Центр психологии и психотерапии, 1991.
19. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. , СПб, Рига: «Эксперимент», 1997.
20. Кле Мишель. Психология подростка. Психосексуальное раз, витие. , М.: Педагогика, 1991.
21. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. , М.: МОПИ, 1986.
22. Конфликт в конструктивной психологии: Тез. докл. и сооб, щений на XI научно,практич. конф. по конструктивной пси, хологии. , Красноярск, 1990.
23. Конфликты: сущность и преодоление: Метод. рекомендации в помощь студентам пединститутов, университетов, учите, лям. , М.: МГИУУ, 1990.
24. Лукашенок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. , М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
25. Мерлин В.С. Психологические конфликты: Приложение к книге «Очерки интегрального исследования индивидуально, сти». , М.: Педагогика, 1986.
222____________________________________Б И ХАСАН, П А СЕРГОМАНОВ
26. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. , М., 1910.
27. Пашукова Т.И. Децентрация в условиях кооперативного и конкурентного взаимодействия: Дисс. канд. психол. наук. - М., 1984.
28. Перре,КлермонА.,Н. Роль социальных взаимодействий в раз, витии интеллекта детей. , М.: Педагогика, 1991.
29. Первышева Е.В. Межличностный конфликт как фактор со, циализации старших подростков: Автореф. дисс. канд. пси, хол. наук. , М.: МГУ, 1989.
30. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. , М.: Просве, щение, 1964.
31. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подростко, вого кризиса. // Вопр. психол. 1996. № 1.
32. Привалихина Т.И. Особенности преодоления учебно,пред, метных затруднений младшими школьниками как критерий возрастной динамики. // Педагогика развития: Возрастная динамика и ступени образования. Материалы 4,й научно, практической конференции. , Красноярск, 1997.
33. Рыбакова М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. , М.: Просвещение, 1991.
34. Рыбакова М.М. Особенности педагогических конфликтов. // Хрестоматия по социальной психологии. , М.: Междунар. пед. академия, 1994.
35. Сергоманов П.А. Диагностика конфликтов детей младшего школьного возраста. // Педагогика развития: Проблемы со, временного детства и задачи школы. Материалы 3,й научно, практической конференции. , Красноярск, 1996.
36. Сергоманов П.А., Хасан Б.И. Ситуация учения,обучения как конфликт. //Журнал практического психолога. 1999. Вып. 2.
37. Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого разви, тия человека и организаций. , М.: Наука, 2000.
38. Трусов В.П. Социально,психологические исследования ког, нитивных процессов. , Л.: ЛГУ, 1980.
39. Усманова Э.З. Мотивационно,эмоциональная регуляция мышления в конфликтной ситуации. // Вопросы психоло, гии. 1986. № 4.
40. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспи, тания и семейных отношений. , М.: Апрель,Пресс, 2000.
41. Фрустрация, конфликт, защита (Из книги Crutchfield R., Livson
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________223
N. Elements of Psychology. NY. 1974) // Вопросы психологии. 1991. № 6.
42. Хасан Б.И., Бреслав Г.М. Пол и образование. Конфликты по, ловозрастной идентификации. , Красноярск :Изд,во Красно, ярского ун,та, 1996.
43. Хасан Б.И. Конфликтная компетентность , атрибутивный эф, фект развивающего обучения. // Педагогика развития: Про, блемы современного детства и задачи школы. Материалы 3,й научно,практической конференции. , Красноярск, 1996.
44. Хасан Б.И., Тюменева Ю.А. Особенности присвоения соци, альных норм детьми разного пола. // Вопр. психол. 1997. № 3.
45. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Почему педагог должен быть кон, фликтно компетентен. // Гражданское образование - путь к демократическому обществу. Civics education for Democratic Society. Материалы международной конференции Proceedings of the International Conference. , СПб., 1999.
46. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Ситуация обучения как продук, тивный конфликт. // Вопр. психологии. 2000. № 2.
47. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. , Томск: Пеленг, 1993.
48. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. , М.: Интерпракс, 1995.
49. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. , М.,Рига, 1999.
50. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического разви, тия детей. , М.: Педагогика, 1984.
224___________________________________Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ
4.7. КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
В собственно конфликтологических работах конфликт по, нимается как специфическая сторона взаимодействия, обнару, живающая и актуализирующая человеческие противоречия. Рас, сматриваются способы и формы разрешения конфликтов, ди, намика протекания, содержание конфликта, его фазы и стадии, участники, их мотивация и субъективные интерпретации кон, фликта, функции и генезис конфликта. В основном это работы, претендующие на обособление конфликтологии как относи, тельно самостоятельной области знания и практики.
В теоретическом аспекте данное направление представляет собой попытки определения понятия и феноменологии конф, ликта, как правило, достаточно условно, безотносительно пред, метного содержания представленного в конфликте противоре, чия. Практические и прикладные разработки посвящены про, цессам урегулирования, конструирования и разрешения конф, ликтов.
В этот раздел также включены работы, посвященные конф, ликтной проблематике, которые трудно с достаточной опреде, ленностью отнести к какому,либо из предыдущих разделов.
Список рекомендуемой литературы:
1. Алешина Ю.Е. Проблемы теории и практики медиации. // Личность. Общение. Групповые процессы. Современные на, правления теоретических и прикладных исследований в за, рубежной психологии. Сборник обзоров АН СССР ИНИОН. - М., 1991.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. , М.: ЮНИТИ, 1999.
3. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! , Новоси, бирск: «Наука», Сибирское отделение, 1989.
4. Бюллетень клуба конфликтологов. , Красноярск: КГУ, 1991, 1997. Вып. 1,6.
5. Василюк Ф.Е. Психологический анализ преодоления крити, ческих ситуаций: Дисс. канд. психол. наук. , М., 1981.
6. Визгина А.В. Роль внутреннего диалога в самосознании лич, ности: Дисс. канд. психол. наук. , М.: МГУ, фак. психологии, 1985.
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________225
7. Выготский Л.С. Психология искусства. , М.: Педагогика, 1987.
8. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 3. , М.: Педагогика, 1983.
9. Вишнякова Н.Ф. Конфликт , это творчество? Тренинговый практикум по конфликтологии. , Минск, 1996.
10. Гегель Г.Ф.В. Эстетика. Т. 1. , М., 1968.
11. Гостев А.А. Эволюция сознания в разрешении глобальных конфликтов. , М.: РАН ИП, 1993.
12. Гришина Н.В. Давайте договоримся: Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. , СПб.: Изд, во «Сова», 1993.
13. Гришина Н.В. Психология конфликта. , СПб.: ПИТЕР, 2000.
14. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. , М., 1993.
15. Дмитриев А.В. Конфликтология. , М.: Гардарики, 2000.
16. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механиз, мы и защита. , М.: Изд,во МГУ, 1996.
17. Ершов П.М. Искусство толкования. Ч.1. Режиссура как прак, тическая психология. , Дубна: Феникс, 1997.
18. Зайцев А.К. Социальный конфликт. , М.: Academia, 2000.
19. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Курс лекций. , Ростов, на,Дону: «Феникс», 1998.
20. Зиммель Г. Конфликт современной культуры. Изб. произв. Т. 1. , М.: Юристъ, 1996.
21. Кичанова И. Конфликт: за или против. , М.: Молодая гвар, дия, 1978.
22. Конфликт в конструктивной психологии. // Тез. докл. и со, общений на XI научно,практ. конф. по конструктивной пси, хологии. , Красноярск, 1990.
23. Конфликтология. //Учебник. / Под ред. А.С.Кармина. , СПб., 1999.
24. Конфликты в современной России. Проблемы анализа и ре, гулирования. , М.: Эдиториал УРСС, 1999.
25. Корнелиус Х., Фейр Ш. Знакомство с понятием конфликт // Хрестоматия по социальной психологии. , М.: Междунар. пед. академия, 1994.
26. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. , Но, восибирск: Наука, 1990.
27. Крогиус Н.В. Познание людьми друг друга в конфликтной де, ятельности: Дисс. д,ра психол. наук. , Саратов, 1979.
226____________________________________Б И ХАСАН, П А СЕРГОМАНОВ
28. Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога. , Минск: «Университетское», 1988.
29. Латынов В.В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон (обзор зарубежных мате, риалов) // Иностр. психология. Т. 1. , М.: РАН ИП, 1993. № 2.
30. Левин К. Типы конфликтов // Психология личности. Тексты.
- М.: МГУ, 1982.
31. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. , М.: Сов. Радио, 1974.
32. Ликсон Ч. Конфликт. Семь шагов к миру. , СПб.: ПИТЕР, 1997.
33. Лурия А.Р. Экспериментальные конфликты у человека // Про, блемы современной психологии. Т. VI. , М., 1930.
34. Мерлин В.С. Психологические конфликты: Приложение к книге «Очерки интегрального исследования индивидуально, сти». , М.: Педагогика, 1986.
35. Минделл А. Лидер как мастер единоборства (введение в пси, хологию демократии). , М., 1993.
36. Михеева И.Н. Амбивалентность личности. , М.: Наука, 1991.
37. Нергеш Янош. Поле битвы , стол переговоров. , М.: Между, нар. отношения, 1989.
38. Нюттен Ж. Мотивация. // Экспериментальная психология. / Под ред. П.Фресса, Ж.Пиаже. Гл. IX. Конфликт. , М.: Прогресс, 1975.
39. Основы конфликтологии. Учебное пособие. / Под ред. В.Н.Куд, рявцева. , М.: Юристъ, 1997.
40. Павлова К.Г. Психология спора. , Владивосток :Изд,во Даль, невост. ун,та, 1988.
41. Панкратов В.Н. Уловки в спорах и их нейтрализация. , М.: Рос. пед. агентство, 1996.
42. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. , Псков, 1994.
43. Полозова Т.А. Межличностный конфликт в группе (теорети, ческие принципы и опыт экспериментального исследова, ния): Дисс. канд. психол. наук. , М., 1980.
44. Прикладная конфликтология. Хрестоматия. , Минск: Харвест, 1999.
45. Растов Ю.Е. Конфликтологический аспект социальной рабо, ты: Метод. пособие. , Барнаул: Алтайский гос. ун,т, 1991.
46. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике.
- М.: Медиум, 1995.
47. Фанч Ф. Преобразующие диалоги. Пути преобразования.
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________227
Общие модули процессинга. , Киев: Ника,Центр, 1997.
48. Философы, социологи, психологи о конфликте: Сборн. тек, стов для студентов психолого,пед. фак,та. Ч. 1. , Красноярск: КГУ, 1991.
49. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. , М.: ИП АН СССР, 1991.
50. Фрустрация, конфликт, защита: (Из книги D.Cruchfield, Livsn N. Elements of pcychology. NY. 1974) // Вопросы психологии. 1991. № 6.
51. Хасан Б.И. Психотехника конфликта. Учебное пособие. , Крас, ноярск: Изд,во Красноярского ун,та, 1995.
52. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компе, тентность. Фонд ментального здоровья. , Красноярск, 1996.
53. Хасан Б.И. Ретроспектива и прожекты исследований в Крас, ноярской группе конфликтологов. // Журнал практического психолога. 1999. Вып. 2.
54. Хекхаузен Х. Модели конфликта. Мотивация и деятельность.
- М.: Педагогика, 1987.
55. Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтичес, кого опыта. // Моск. психотерапевт. журн. 1992. № 2.
56. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение.
- Минск: Амалфея, 1996.
57. Balyszewski. H. Teoretycshe problemy spzzensci i konfliktow poleczych. , Warszawa, 1982.
58. Bernard. J. The sociоlogical study of conflict in: The Nature of conflict (International sociological assosiation). , Paris: UNESCO.
59. Cislting, J. Institutienalized conflict resolution: A Theoretical paradigm//Jornal of peace, Research. 1965. № 2, № 4.
60. Conflict and Human interaction. , USA, 1979.
61. Coser L. The Function of social conflict. Clencoe (III). 1956.
62. Deutsch M. The resolution of conflict: Constructive and Destruc, tive processes , New Haven and London. Vale Univ. Press. 1973.
63. Ftlley A. Resolution of conflikt, Etiks good Lozer // Conflikt and Human interaction. , USA Kengal / Hunt pablesing company, 1979.
64. Khasan B. An experience of applied conflictology. AMSE Transac, tion «Scientific Siberian», Series B. Vol. 1. // Constructive psycho, logy. , Tassin, France: AMSE PRESS, 1992.
65. Krisberg L. Social Conflict. , Prentice Hall, 2,nd, 1982.
66. Merton R.K. Sociological Ambivalence and Over Essays. , London: The Free Press, 1976.
67. Obershell A. Social Conflict and Social Movement. , New York: Prentice Hall, 1973.
68. Rapoport A. Conflict in Mak,Made envirounment. , Baltimore, 1974.
69. SchellenbergJ. The science of conflict. , New York: Oxford Univ. Press, 1982.
ДЕКЛАРАЦИЯПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ*
Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.
Преамбула
Государства,члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Пари, же на двадцать восьмую сессию Генеральной конференции 25 октября - 16 ноября 1995 года,
памятуя о том, что Устав Организации Объединенных На, ций гласит: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполнен, ные решимости избавить грядущие поколения от бедствий вой, ны... вновь утвердить веру в основные права человека, в досто, инство и ценность человеческой личности ... и в этих целях проявлять толерантность и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи»,
напоминая, что в Преамбуле Устава ЮНЕСКО, принятого 16 ноября 1945 года, подчеркивается, что «мир должен базировать, ся на интеллектуальной и нравственной солидарности челове, чества»,
напоминая также, что во Всеобщей декларации прав чело, века провозглашается, что «каждый человек имеет право на сво, боду мысли, совести и религии» (статья 18), «на свободу убежде, ний и на свободное выражение их» (статья 19) и что образова, ние «должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными груп, пами» (статья 26),
* Провозглашена и подписана 16 ноября 1995 года. В том же году перевод Декларации на русский язык с английского «Declaration of principles on tolerancе» был зарегистрирован как «Декларация принципов терпимости».
принимая во внимание соответствующие международные акты, в том числе:
- Международный пакт о гражданских и политических правах;
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
- Международную конвенцию о ликвидации всех форм ра, совой дискриминации;
- Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него;
- Конвенцию о правах ребенка;
- Конвенцию 1951 года о статусе беженцев и Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев, а также региональные правовые акты в этой области;
- Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в от, ношении женщин;
- Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловеч, ных и унижающих достоинство видов обращения и нака, зания;
- Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дис, криминации на основе религии или убеждений;
- Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам;
- Декларацию о мерах по ликвидации международного тер, роризма;
- Венскую декларацию и Программу действий Всемирной конференции по правам человека;
- Декларацию и Программу действий, принятые на Всемир, ной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене;
- Декларацию ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках;
- Конвенцию и Рекомендацию ЮНЕСКО о борьбе с дискри, минацией в области образования;
памятуя о целях третьего Десятилетия действий по борьбе против расизма и расовой дискриминации, Десятилетия обра, зования в области прав человека Организации Объединенных Наций и Международного десятилетия коренных народов мира,
учитывая рекомендации региональных конференций, про, веденных в соответствии с резолюцией 27 C/5.14 Генеральной конференции ЮНЕСКО в рамках Года Организации Объединен,
ных Наций, посвященного толерантности, а также выводы и рекомендации других конференций и совещаний, организован, ных государствами,членами по программе Года Организации Объединенных Наций, посвященного толерантности,
испытывая чувство тревоги в связи с участившимися в пос, леднее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксе, нофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитиз, ма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отноше, нию к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим,мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах, а так, же актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений, представляющими угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях и яв, ляющимися препятствиями на пути развития,
обращая особое внимание на обязанность государств,членов развивать и поощрять уважение прав человека и основных сво, бод для всех, без различия по признаку расы, пола, языка, наци, ональной принадлежности, религии или состояния здоровья, и бороться с проявлениями нетерпимости, принимают и торжественно провозглашают настоящую Декларацию принципов толерантности,
преисполненные решимости сделать все необходимое для утверждения идеалов толерантности в наших обществах, по, скольку толерантность является не только важнейшим принци, пом, но и необходимым условием мира и социально,экономи, ческого развития всех народов,
мы заявляем следующее:
Статья 1 — Понятие толерантности
1.1. Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой ин, дивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, об, щение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерант,
ность — это добродетель, которая делает возможным дости, жение мира и способствует замене культуры войны культу, рой мира.
1.2. Толерантность — это не уступка, снисхождение или потвор, ство. Толерантность — это прежде всего активное отноше, ние, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятель, ствах толерантность не может служить оправданием пося, гательств на эти основные ценности, толерантность долж, ны проявлять отдельные люди, группы и государства.
1.3. Толерантность — это обязанность способствовать утверж, дению прав человека, плюрализма (в том числе культурно, го плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность — это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсо, лютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.
1.4. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к соци, альной несправедливости, отказа от своих или уступки чу, жим убеждениям. Это означает, что каждый свободен при, держиваться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Статья 2 — Государственный уровень
2.1. На государственном уровне толерантность требует справед, ливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка, судебно,процессуальных и административ, ных норм. Толерантность также требует предоставления каж, дому человеку возможностей для экономического и соци, ального развития без какой,либо дискриминации. Отчуж, дение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.
2.2. Для того чтобы сделать общество более толерантным, госу, дарствам следует ратифицировать существующие междуна,
родные конвенции о правах человека и, если это необходи, мо, разработать новое законодательство с целью обеспече, ния в обществе равноправного подхода и равенства возмож, ностей для всех групп и отдельных людей.
2.3. В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и ува, жали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без толерантности, а развитие и демокра, тия невозможны без мира.
2.4. Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним. Как гласит Деклара, ция о расе и расовых предрассудках, «все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга» (статья 1.2).
Статья 3 — Социальные аспекты
3.1. Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интегра, ции и взаимозависимости, в век крупномасштабных мигра, ций и перемещения населения, урбанизации и преобразо, вания социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенци, ально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.
3.2. Толерантность необходима в отношениях как между отдель, ными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и фор, мировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и от, крытому диалогу и обсуждению, распространения ценнос, тей толерантности и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.
3.3. В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдель, ных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наиме, нее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы пре, доставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содей, ствовать, в особенности посредством образования, их со, циальному и профессиональному росту и интеграции.
3.4. В интересах решения этой глобальной задачи необходимы проведение соответствующих научных исследований и на, лаживание контактов с целью координации деятельности международного сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого явления, приня, тие эффективных контрмер, а также осуществление науч, ных исследований и мониторинга, способствующих выра, ботке политических решений и нормативной деятельности государств,членов.
Статья 4 — Воспитание
4.1. Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерант, ности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.
4.2. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим не, обходимо поощрять методы систематического и рациональ, ного обучения толерантности, вскрывающие культурные, со, циальные, экономические, политические и религиозные ис, точники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуж, дения. Политика и программы в области образования дол, жны способствовать улучшению взаимопонимания, укреп, лению солидарности и терпимости в отношениях как меж, ду отдельными людьми, так и между этническими, соци,
альными, культурными, религиозными и языковыми груп, пами, а также нациями.
4.3. Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство стра, ха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно спо, собствовать формированию у молодежи навыков независи, мого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
4.4. Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в области соци, альных наук и воспитания в духе толерантности, прав чело, века и ненасилия. Это означает необходимость уделять осо, бое внимание вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и за, нятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью вос, питания чутких и ответственных граждан, открытых воспри, ятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреж, дать конфликты или разрешать их ненасильственными сред, ствами.
Статья 5 — Готовность к действию
Мы обязуемся поощрять толерантность и ненасилие, исполь, зуя для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации.
Статья 6 — Международный день, посвященный толерантности
В целях мобилизации общественности, привлечения внима, ния к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощ, рения толерантности и воспитания в ее духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международ, ным днем, посвященным толерантности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ КУРСА
Глубину произведения можно имитировать темнотой стиля.
Станислав Ежи Лец
Предварительные замечания
Курс по жанру может быть проведен как тренинг с вводными небольшими лекциями и отработкой практических навыков анализа конфликта, поведения в конфликте и навыков ведения переговоров. Мы предлагаем использовать в нем известные преимущества малых учебных групп: динамические эффекты (групповая сплоченность, ценностно-ориентационное единство, идентификация с группой, групповое влияние), пространственную организацию (общее контактное поле - круг, прямой контакт студентов (face-to-face contact), работу в микрогруппах. Это означает, что количество студентов в группе желательно не более 12-18 человек. План и временная организация занятий могут быть построены исходя из этих соображений.
Один из возможных вариантов общей логики и пошаговой последовательности занятий отражен в Таблице № 1. Курс можно разворачивать как определенную последовательность совместных действий преподавателя и студентов. В этом варианте каждый шаг начинается с постановки общей задачи (совместного действия), которую необходимо решить. Совместное действие выстраивается так, что в результате его осуществления достигаются предварительно определенные результаты, которые фиксируются также совместно.
32_____________________________________Б И ХАСАН, П А СЕРГОМАНОВ
Таблица 1