Оценка уместности модели консультирования в школе

Как можно оценить возможности консультирования детей по разрешению конфликтов в школе? Мы полагаем, что консуль, тирование детей взрослым человеком достаточно эффективно и возможно в широком спектре случаев. Основными консуль, тантами могут быть, безусловно, старшие дети , более опытные и осведомленные в разрешении конфликтов.

Институт консультирования имеет свои преимущества и не, достатки. Преимущества состоят в поощрении инициативы де, тей в обсуждении своих конфликтов и развития у них весьма полезной привычки обращаться за помощью, которая не пере, дается прямо, непосредственно. Но это, как правило, повышает личную эффективность. Для детей, выступающих в роли кон, сультантов, это незаменимая практика, развивающая полезные социальные умения , объяснение сложных социальных фено, менов, коммуникативные умения, речь, аргументацию и т.п.

К минусам распространения консультирования в школе мож, но отнести эффекты усиления сторон в конфликте за счет кон, сультанта и, как следствие, повышение «конфликтности», силы самих конфликтов.

Вообще введение для детей института консультирования мо, жет оказаться весьма сложным предприятием.

Консультирование детей имеет принципиальные отличия от консультирования взрослых. Дети ограничены в понимании конфликтов, у них недостаточно опыта и образования с точки зрения взрослых. Однако более правдоподобной представляет, ся версия о том, что дети могут иметь собственные, детские пред, ставления о конфликтах и, соответственно, собственные ресур, сы их разрешения. Консультирование как ресурс разрешения собственных конфликтов спонтанно входит в арсенал большин, ства детей: они обращаются за помощью, советом. Однако, ос, новным процессом, обеспечивающим эффективность консуль, тирования, является умение точно оформлять собственные воп, росы к консультанту, что требует серьезной степени децентри, рованности и аналитических умений. Такие умения и децентра, ция как феномены поведения появляются только в подростко, вом возрасте.

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________173

В литературе представлено довольно много несложных кон, сультантских технологий, предназначенных для того, чтобы дети могли осваивать их. Однако на практике гораздо более эффек, тивным представляется развитие института посредничества.

Представительство

Представительство - это модель обеспечения разрешения разногласий и конфликтов, при которой интересы одного или обоих участников представляет и защищает специальный че, ловек. В делах, относящихся к области права, такую функцию выполняют адвокат, с одной стороны, и обвинение (прокурор), с другой. Представитель, строго говоря, не имеет своих интере, сов относительно предмета конфликта, он должен отстаивать интересы клиента. Это же справедливо и в отношении обвине, ния. Оно должно защищать интересы законности и правопо, рядка.

Основные принципы

1. Участник конфликта выбирает представителя и дове­ряет ему защиту своих интересов в конфликте. Между пред, ставителем и его клиентом, безусловно, должно существовать доверие, иначе взаимодействие между ними практически невоз, можно. Представитель для лучшей защиты интересов клиента должен иметь максимально полную информацию по существу дела клиента.

2. Представитель должен разбираться в существе дела и в процедурах разрешения конфликтов. Поскольку представитель фактически замещает собой участника конфликта во взаимо, действии, он должен знать как существо конфликта, так и про, цедуры его эффективного разрешения в данных условиях.

3- Представитель должен знать как можно больше о суще­стве позиции и интересах противоположной стороны. Участ, никами конфликта такого рода являются сторона обвиняющая и сторона защищающаяся. Для того чтобы построить наиболее эффективный сценарий защиты, представителю необходима информация о целях и интересах «обвинения». В таком случае может быть прояснена стратегия и тактика защиты. Задача пред, ставителя состоит в том, чтобы из многообразия фактических обстоятельств дела клиента выбрать те, на которых можно по,

174___________________________________Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ

строить такое обоснование и интерпретацию действий клиен, та, которая бы преследовала защиту интересов клиента.

Типовые модельные сценарии

Представительство , очень сложная деятельность, и сцена, рии поведения сторон и участников конфликта весьма разно, образны. Однако в самом общем виде ясно, что первым шагом в разворачивании конфликта по этой модели является договор между клиентом и представителем о целях и условиях защиты. Собственно говоря, от определения целей зависит и сценарий поведения сторон. Второй детерминантой поведения сторон яв, ляется существо обвинений и цели самого обвинения. Чего кон, кретно хочет обвинение ? Представитель должен знать (узнавать) ответ на этот вопрос - это является вторым шагом в сценарии. Оба этих шага в определенном смысле должны осуществляться параллельно и взаимно определять друг друга.



Наши рекомендации