Анализ противоречия (проблемы).
2.1. В чем состоит противоречие? (Например, с одной стороны ..., а с другой ...)
2.2. Какой материал вовлечен во взаимодействие, какой материал «напряжен», сопротивляется участникам?
2.3. На что притязают все участники, в чем предмет взаимодействия?
Анализ сценария взаимодействия.
3.1. Какова последовательность действий сторон?
3.2. С какого действия конфликт начался?
3.3. На что похож сценарий взаимодействия в целом?
3.4. Каковы основные поворотные точки сценария? Охарактеризуйте их.
Анализ существенных характеристик взаимодействия и его участников.
4.1. Каковы существенные для разрешения характеристики взаимодействия?
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________137
4.2. Чем это конкретное взаимодействие характерно? Сравните с другим взаимодействием.
4.3. Какие характерные черты участников взаимодействия вы бы выделили?
4.4. Какие из характеристик существенно повлияли на протекание конфликта и его разрешение?
Самоопределение.
5.1. Какую функциональную позицию Вы занимаете в конфликте (участник, наблюдатель, посредник и т.п.)?
5.2. Какие позиции занимают другие участники?
5.3. Какой общий рисунок образуют все позиции?
5.4. Каких позиций не хватает для разрешения?
Действия для разрешения конфликта (проблемы).
6.1. Какие из описанных действий объективно вели к разрешению конфликта (проблемы), а какие уводили в сторону?
6.2. Какие действия с учетом анализа можно было бы осуществить?
После того как работа в подгруппах завершилась, все возвращаются в общий круг или образуют два круга (в зависимости от количественного состава) и слушают сообщения. Во время сообщений тренер может задавать уточняющие вопросы и вопросы, помогающие развернуть ответы полнее. Тренер также активно вовлекает остальных студентов в обсуждение, сравнивая ответы разных подгрупп. Важно, чтобы развернулась дискуссия, во время которой желательно также продемонстрировать способы ее организации.
После того как все сообщения обсуждены, тренер просит каждого студента записать «резюме» анализа конфликтной ситуации на листке бумаги. Тренер поясняет, что резюме анализа пригодится чуть позже. Опорой для резюме служат те же вопросы.
После того как процедура завершилась, тренер предлагает для обсуждения второй случай и повторяет работу сначала.
После обсуждения второй ситуации можно предложить выяснить, чем они отличаются. Задание может быть примерно таким:
«Мы проанализировали две конфликтные ситуации. Как вы думаете, чем они отличаются? Чем они похожи между собой?»
Для того чтобы зафиксировать ответы на вопросы, тренер на доске или на ватмане рисует две колонки с названиями «сходства» и «отличия», предлагает группе в целом их сформулиро-
138___________________________________Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ
вать, и записывает в ту или иную колонку. Студенты работают на собственных бланках.
Таблица сравнения ситуаций
Сходства | Отличия |
1. 2. 3. 4. | 1. 2. 3. 4. |
Какие выводы можно сделать? Какова мораль? Из этого анализа я сделал(а) вывод, что конфликты в школе... |
После того как таблица заполнена, тренер просит студентов посмотреть на таблицу в целом и ответить на вопрос:
«О чем нам говорят эти результаты? Какие выводы мы сейчас можем сделать? Какова мораль?»
Далее можно попросить студентов подумать несколько минут и записать выводы, мораль к себе на листок, а затем по очереди рассказать о них. Тренеру важно зафиксировать все значимые выводы.
После этого вводится представление о конструктивном подходе к конфликту, о базовых моделях разрешения конфликта: переговоры, арбитраж, давление (конфронтация).
Для получения общей групповой действительности и многообразия представленности базовых моделей в конкретном конфликтном поведении можно воспользоваться игровыми процедурами, предложенными в ч. 3 настоящего курса.
Введение представлений о базовых моделях можно строить как небольшое сообщение и освещать основные структурные, динамические и целевые особенности моделей. К каждой модели лучше приводить пример и культурные прототипы событийности (например, для модели «арбитраж» - это спортивный судья). После этого студентов просят привести свои примеры из школьной жизни и записать их на листке бумаги. На этом же листке ответить на вопросы: «Почему я считаю, что это переговоры (арбитраж, конфронтация)? По каким признакам можно определить переговоры (арбитраж, конфронтацию)?»
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________139
2.3. Шаг третий..
ВВЕДЕНИЕ В ПЕРЕГОВОРЫ. ИГРА «ПЕРЕГОВОРЫ В ШКОЛЕ»: ОБНАРУЖЕНИЕ СТЕРЕОТИПОВ КОНФРОНТАЦИИ
Несгибаемая позиция иногда -результат паралича.
СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ
Рабочая карта тренера. Шаг 3
№ | Результат | Действия | Способ обратной связи (оценки результата) | Критерий достижения |
3 Обнаружение и | Игровая | Обсуждение | Студенты дают | |
оформление | процедура | преимуществ и | описания кон- | |
стереотипов | < Переговоры | недостатков | фронтацион- | |
конфронтаци- | в школе» | конфронтации | ного поведения | |
онного поведе- | участников | |||
ния в конфлик- | игры, негатив- | |||
тах | но относятся к | |||
нему |
Игра представляет собой ролевое взаимодействие команд. Необходимо разбить группу на две равные подгруппы и предложить студентам выбрать роли: «родитель» и «учитель». Группам предлагается определиться с участниками переговоров, кто будет вести переговоры от «родителя», кто от «учителя». После того, как определились «переговорщики», им необходимо по отдельности сообщить фабулы. Важно, чтобы никто, кроме «родителя», не слышал его фабулу, то же касается и фабулы «учителя».
Примечание.Имена в предлагаемом сюжете должны быть согласованы участниками. Здесь предлагаются условные имена. Участники могут предложить другие, мужские и женские, в зависимости от конкретной ситуации в группе.
Пример фабулы для «родителя»
У вас один сын в достаточно благополучной семье. Зовут его Николай, ему 13 лет, и учится он в 7-м классе. В семье у Вас все в порядке. Вы ходите в обычную достаточно большую городскую школу. Но в последние два года директор и учительский коллектив объявили, что родители - особые участники учебно-воспи-
140___________________________________Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ
тательного процесса, к их мнению, говорят они, нужно прислушиваться и учитывать его. Более того, за обучение в школе вы платите небольшие деньги в качестве регулярного благотворительного взноса, стараетесь помогать классу и школе по мере сил.
Однако в последнее время у Вашего сына «пошли тройки» по русскому языку и литературе. По остальным предметам ситуация заметно не изменилась. Раньше все было нормально, сын учился на «4» и «5», и Вы особо не беспокоились. Домашние задания у Вас проходят нормально, сын говорит, что все учит. Вы проверяете иногда - действительно, учит.
Вас просит зайти в школу классный руководитель Вашего сына - Алла Григорьевна, чтобы поговорить о сложившейся ситуации. Вы знаете, что Алла Григорьевна преподает русский язык и литературу в вашем классе.
Фабула для «учителя»
Вы классный руководитель 7 класса (Алла Григорьевна). В этом же классе Вы преподаете русский язык и литературу. У Вас в классе учится Николай, ему 13 лет. В целом нормальный мальчик, но в последнее время у него пошли тройки по Вашим предметам, домашние задания не готовит, стал немного грубоват, иногда отказывается от выполнения поручений. Школа последние два года получает почти от всех родителей небольшие деньги в качестве благотворительного взноса.
Евгения Петровна - мать Николая - не очень богатая, но достаточно состоятельная женщина. Николай - один ребенок в семье, родители присматривают за ним, но иногда у Вас создается впечатление, что обучение сына - не их дело. Мама Николая производит порой впечатление достаточно высокомерной особы. После того как родители стали платить в школу деньги, их требования повысились, и у Евгении Петровны тоже.
Вы хотите прояснить с мамой Николая ситуацию, которая сложилась с ее сыном. Для этого Вы просите ее прийти в школу.
После того как тренер сообщил фабулы, он говорит «переговорщикам», что теперь они могут обсудить фабулу в своей «родительской» или «учительской» группе для того, чтобы на ее основе провести встречу. Особенность обсуждения фабулы состоит в том, чтобы представить себя в данных обстоятельствах. Желательно, чтобы другая группа этого обсуждения не слышала. Труп-
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________141
пы также могут разработать стратегию и цели ведения переговоров. Можно задавать вопросы тренеру. Перед переговорами группам сообщается, что любому члену группы, в том числе «переговорщику», можно брать короткий перерыв для обсуждения хода переговоров. Для этого достаточно сказать «тайм-аут». Тренер при этом обязан объявить тайм-аут. Причем совещание заканчивается по инициативе того, кто его попросил. Во время совещания одной группы вторая имеет такую же возможность. Тренер также говорит, что группа по внутренней договоренности может сменить «переговорщика», хотя (и тренер это подчеркивает особо) это не желательно. Однако если группа решит, то может это сделать.
Далее тренер говорит, что если у групп или «переговорщиков» возникнут отклонения от фабул или дополнения к фабуле, существенно влияющие на аргументацию сторон, то их необходимо согласовать с ним.
После этого объявляется, что группы могут приступить к взаимодействию. Тренер говорит примерно следующее:
«Вы ознакомились с фабулой. Если есть вопросы перед началом обсуждения, вы их можете задать. Если нет, то Ваша задача - прийти к соглашению. После того как вы будете готовы, сообщите мне, о чем вы договорились».
Желательной для последующего обсуждения является видеозапись. Если такой возможности нет, то нужно предложить членам команды вести протокол переговоров (см. Приложение), для того чтобы после игрового занятия можно было возвращаться к записям.
Во время игры тренер ведет собственные записи по аналогичному протоколу. Тренер должен фиксировать все нюансы переговоров. Особенно сложным является распознание скрытых действий участников (когда говорится одно, а происходит другое). В анализе это нужно подчеркнуть.
После того как стороны пришли к соглашению (или зашли в тупик), объявляется небольшой перерыв. После перерыва тренер организует обсуждение по следующей схеме.
Каждый член учебной группы рассказывает о своем впечатлении от увиденного и услышанного. (Если группа не справляется с этим, можно дать начало фразы: «Впечатление такое, что они...».) Важно, чтобы студенты не давали на этом шаге аналитических замечаний. Только общие впечатления. Последними
142___________________________________Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ
высказываются «переговорщики». Это важно для снижения остроты обсуждения и предоставления возможности «переговорщикам» отдохнуть, отойти от действия.
Затем обсуждение строится по ниже перечисленным вопросам.
Вопросы для определения назначения конфликта для его участников (первый ряд вопросов к случаю):
1. Была ли у сторон в этом конфликте совместная задача? Почему вы так считаете?
2. Если была совместная задача, то какая, как ее можно сформулировать? Почему вы так считаете?
3. Как стороны представляли совместную задачу? Как сторона «А» представляла задачу? Сформулируйте.
4. Как сторона «В» представляла совместную задачу? Сформулируйте.
Вопросы для определения динамических характеристик конфликта (второй ряд вопросов):
1. На что это похоже, - назовите одним-двумя предложениями. Почему вы так считаете?
2. История вопроса. (Как и из чего развивались события?) Почему вы так считаете?
3. Последовательность действий сторон в конфликте. (Какова последовательность действий сторон?) Почему вы так считаете?
4. Как развивались отношения сторон, какие отношения были у сторон до и после конфликта, во время конфликтной ситуации ? Почему вы так считаете ?
Вопросы для анализа конфликта с точки зрения его структурных характеристик (третийряд вопросов):
1. В чем предмет конфликта? (на что притязают обе стороны?) Почему вы так считаете?
2. В чем состоят истинные интересы сторон? Почему вы так считаете?
3. Как разворачивалось взаимодействие сторон? Кто первым вступил в конфликт? Кто вторым? Почему вы так считаете?
4. Кто является участниками (сторонами) в конфликте? В какой степени каждая из сторон причастна к конфликту? Почему вы так считаете?
Обычно стороны в этих переговорах реализуют стратегию недоверия к тому, что говорит другая сторона (таким образом,
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________143
задана типичная ситуация). Предпринимаются попытки скрытого выяснения ситуации, задаются вопросы со скрытыми целями. Предметом борьбы, как правило, выступает ответственность. То есть стороны стараются найти виновного в том, что произошло. Такой сценарий разрешения конфликта образует конфронтационные установки и закрепляет их. В фабуле содержатся два провоцирующих это обстоятельства - деньги и невысокое мнение сторон друг о друге. Если переговорщики принимают это, то реализуется конфронтационный сценарий. В анализе важно обратиться к исходному заданию (прийти к соглашению) с тем, чтобы проблематизировать конфронтацию как способ решения проблемы.
В конце этого шага занятий тренер просит студентов вспомнить или найти аналогичные примеры из школьной жизни и «порассуждать», к чему обычно приводит такая «работа». Что выносят стороны после такого разговора? Что происходит?
После этого тренер просит каждого сделать выводы (желательно письменно) и поделиться впечатлениями.
Затем можно ввести ряд представлений о переговорах.
Переговоры - это организованный процесс, ведущий к соглашению. Можно сказать, что этот процесс приводит к такому установлению картин, образов, схем ситуации совместного действия, которое дает распределенный между участниками план осуществления этого действия. В таком плане каждый играет отведенную (согласованную) ему роль и не может обойтись без другого участника. Если после переговоров ничего не изменилось, значит действительных переговоров не было или они «прошли неудачно». Переговоры завершаются совместным решением сторон, т.е. после переговоров стороны должны что-то делать. Поэтому решение должно быть выполнимым, а его исполнение - контролируемым сторонами.
Какое совместное действие необходимо сделать участникам? В чем перспектива их совместности и общности? Какова эта общность, которая осуществляет действие?
Согласитесь, что без условий взаимной зависимости (положительной или отрицательной) не о чем договариваться. Зачем вести переговоры, если мне для работы не нужен никто? Если я сам могу справиться с работой, зачем мне с кем-то о чем-то договариваться?
144__________________________________Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ
Переговоры как специфическая деятельность являются неотъемлемым признаком человеческой практики. Однако не всякая человеческая практика требует переговоров. Переговоры осмысленны только в контексте общего действия.
Структура и элементы переговорного процесса
Структура переговорного процесса представляет собой последовательность ряда основных элементов переговоров и нескольких дополнительных. Элементы переговоров даны как сами по себе, так и в виде вопросов, на которые должен отвечать участник и перед подготовкой, и во время подготовки, если он хочет, чтобы переговоры прошли успешно.