Дифференциация звуков д - 7(1 час)
Урок 31
Цель: развитие умения четко произносить и различать звуки Д и Т.
1. Называние картинок (дуб и тыква). Определение первого звука в этих словах.
2. Произношение звуков Д и Т изолированно, в слогах типа СГ с гласным А.
3. Наблюдение за произношением звуков Д и Т. Определение их сходства и различия. Доступная детям характеристика этих звуков.
4. Дифференциация звуков Д и Т на слух в слогах различной структуры. Четкое произношение слогов вслух за учителем-логопедом.
5. Чтение и сравнение слов-паронимов. Смыслоразличительная функция звуков.
6. Чтение слов со звуками Д и Т.
7. Четкое и правильное произношение звуков Д и Т в словах. Упражнения, направленные на звуковой анализ:
§ произнеси слово;
§ голосом выдели первый (последний, третий) звук в слове и произнеси его;
§ определи, гласный он или согласный; твердый или мягкий.
8. Подстановочное упражнение: восстановление предложения посредством подстановки в него слов-паронимов (в конце упражнения приведены слова для справки).
9. Работа над темпом речи: произношение скороговорки в медленном, нормальном и быстром темпе.
10. Словообразовательное упражнение.
11. Упражнение по звуковому анализу слов.
12. Работа с пословицей.
13. Наблюдение за произношением звуков ДЬ и ТЬ. Доступная детям характеристика этих звуков. Определение их сходства и различия. Сравнение звуковых схем.
14. Дифференциация звуков ДЬ и ТЬ на слух в слогах различной структуры. Четкое произношение слогов вслух за учителем-логопедом .
15. Чтение и сравнение слов паронимов.
16. Чтение слов со звуками ДЬ и ТЬ.
17. Чтение предложений. Словарная работа: родственные отношения (дядя, тетя, брат, мама, папа, сестра).
18. Отработка правильного и четкого произношения звуков Д — ДЬ и Т —ТЬ на материале словосочетаний.
19. Конкурс: «Кто быстрее отгадает загадки?». Детям можно предложить самостоятельно прочитать загадки.
20. Отработка четкого и правильного произношения звуков ТЬ и ДЬ на материале пословицы. Объяснение ее смысла.
21. Отработка четкого произношения звуков Д — ДЬ и Т — ТЬ на материале диалога.
22. Работа с текстами «Дикобраз», «Дятел».
23. Чтение пословиц.
24. Отработка четкого и правильного произношения звуков Д — ДЬ и Т — ТЬ на материале стихотворений.
25. Чтение рассказов.
26. Отработка интонации и четкого произношения изученных звуков в процессе поролевого чтения диалогов.
Итог урока:
§ Чем похожи и чем различаются звуки Д ДЬ,Т — ТЬ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Г - К < 1 ЧАС)
Урок 32
Цель: развитие умения четко произносить и различать звуки Г и К.
1. Называние картинок (голубь и кот). Определение первого звука в этих словах.
2. Произношение звуков изолированно, в слогах типа СГ с гласным А.
3. Наблюдение за произношением звуков Г и К. Определение их сходства и различия. Доступная детям характеристика этих звуков.
4. Дифференциация звуков Г и К на слух в слогах различной структуры. Четкое произношение слогов вслух за учителем-логопедом.
5. Чтение и сравнение слов паронимов. Смыслоразличительная функция звуков.
6. Чтение слов со звуками Г и К.
7. Наблюдение за произношением звуков ГЬ и КЬ. Доступная детям характеристика этих звуков. Определение их сходства и различия. Сравнение звуковых схем.
8. Дифференциация звуков ГЬ и КЬ в слогах.
9. Чтение слов с ГЬ и КЬ.
10. Отработка правильного и четкого произношения звуков Г — ГЬ и К — КЬ на материале предложений.
11. Отработка четкого и правильного произношения звуков Г — ГЬ и К — КЬ на материале стихотворения. Определение и четкое произношение слов с изучаемыми звуками.
12. Словообразовательное упражнение: образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
13. «Цепочки слов» — упражнение, направленное на отработку произношения звуков Г — ГЬ, К — КЬ в словах.
14. Отработка четкого и правильного произношения изучаемых звуков на материале скороговорок.
15. Отработка интонации и четкого произношения звуков Г — ГЬ, К — КЬ в процессе поролевого чтения диалогов.
16. Отработка четкого и правильного произношения звуков Г — ГЬ, К — КЬ на материале пословицы. Объяснение их смысла.
17. Конкурс: «Кто скорее отгадает загадку?». Перед работой детям можно предложить самостоятельно прочитать загадку.
18. Работа над темпом речи.
19. Отработка четкого и правильного произношения звуков Г — ГЬ, К — КЬ на материале стихотворения.
20. Работа с текстами.
Итог урока:
§ Чем похожи и чем различаются звуки Г— ГЬ, К— КЬ?