Дифференциация звуков ч и ть

Читаем рассказ Паучок и паутина

ПАУЧОК И ПАУТИНА

Ткёт паучок паутину. Ниточка к ниточке, от ниточки к веточке. мает паучок: «Попадёт муха в паутину. Тут я её и кончу». Но вот птичка летела и качнула паутину, и паутина лопнула. Нет у паучка ни мухи, н паутины.

ЗАДАНИЕ

Перескажи рассказ, глядя на рисунок.

ЗАДАНИЕ Изменим слово четыре.

Это четыре маленьких чижа. У четырех маленьких чижат мама-чижиха. Мама-чижиха довольна своими четырьмя чижатами. А четыре чижонка сидят на четырехугольнике: два внизу, два вверху, а мама летает посередине.

ЗАПОМНИ: четыре, но четырьмя. У четырехугольника четыре угла.

СОНОРЫ Л И Р

В первичной диагностике было выявлено, что над сонорами необходимо работать всей группе, за исключением Кати (которая, как оказалось, ходила к логопеду, который и поставил ей все звуки).

ЗВУКИ Л И ЛЬ

ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА Л (ТВЁРДОГО)

Губы ориентированы на следующий за Л гласный.

Кончик языка слегка поднят и смыкается с верхними резцами.

Корень языка в положении гласного Ы (приподнят) и отодвинут назад, средняя часть опущена и принимает ложкообразную форму.

Края языка не примыкают к коренным зубам, оставляя проход для воздуха (иногда с одной стороны).

Мягкое нёбо поднято.

Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ Л И ЛЬ

Мягкий звук ЛЬ ставится легко, если ребёнок имеет возможность поднять передний край языка к верхним альвеолам. Достаточно перед зеркалом предложить ему широко раскрыть рот, поднять язык вверх и потанцевать язычком «на бугорках» за верхними зубками, напевая песенку ля-ля-ля. Танцуем и поём (язычок прыгает и поёт) ля-ля-ля.

Твердый звук Л можно ставить одним из следующих приёмов.

1) Пожевать кончик языка передними зубами. Язык свободно лежит между зубами, кончик его хорошо виден, но губы его не касаются!

Не убирая язык за зубы, «жевать» его кончик передними зубами, широко раскрывая рот и одновременно произносить: низким голосом ааааа (нараспев), слышится ла-ла-ла.

2) Легко удерживая кончик языка между зубами, предложить ребёнку «посердиться на язычок» и «погудеть» — Ы (длительно), затем «уметь по команде» быстро убрать («выдернуть») кончик языка «назад».

Упражнение: скажи А; легко прикуси кончик языка и погуди, посердись: Ы (длительно); быстро убери «назад».

Послушай, что получилось: АЛ, АЛ, АЛ.

Затем закрепить полученный звук в обратных слогах: ал, ол, ул, ыл.

3) Во время произнесения звука (длительно) У-У-У предложить просунуть язык между губами и получить двугубное Л, которое своевременно надо перевести в зазубное положение, иначе дефект закрепится.

Занятие 11 и 12: Упражнения на звук [Л]

Читаем вместе:

Ал-ал-ал

Иван опоздал на вокзал.

Вадим устал и долго спал.

У Кати на пол упал пенал.

Папа уехал на вокзал.

Вася надел халат и сделал салат,

Ол-ол-ол

Катя на полке забыла заколку.

Николка долго искал иголку.

Долго волк завывал за холмом.

Ул-ул-ул

Кот Манул зевнул и заснул,

Дима обулся

И улыбнулся.

Гулко ухнула сова.

Белый кот подмигнул

И сладко уснул.

Лы-лы-лы

Нина вымыла полы.

На яблоне спелые алые плоды.

Ослы и козлы не едят полынь.

Из лыка делают лапти.

Белые бокалы стоят на столах.

Занятие 13 и 14: Упражнения на звук [Л']

Читаем вместе, а затем ребенок один.

Чистоговорки

Коля колья колет.

Поля поле полет.

Галя и Ляля сливы вялят.

Мы ехали,

ехали, к яме подъехали,

Яму объехали, дальше поехали,

Мели Емеля — твоя неделя.

Многие люди любят июль, а Люба любит май.

Летит лёгкий мотылёк На зелёный стебелёк.

Наши рекомендации