Место и время проведения производственной (педагогической) практики магистрантов

Научно-педагогическая практика магистрантов проводится в 1 семестре, 8 недель, 432 ч, 12 ЗЕ. В зависимости от реализуемой магистерской программы и особенностей индивидуальной магистерской подготовки, период проведения практики может быть изменен в установленном порядке.

Выбор места практики и содержания работы определяется необходимостью ознакомления студентов с деятельностью учреждений образования, осуществляющих процесс обучения и воспитания и проводящих опытно-экспериментальную работу и исследования по направлению избранной магистерской программы, а также темой исследования, осуществляемого студентом для подготовки выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации.

Практика проводится как в соответствии с данной программой, так и на основе индивидуальной программы практики, составленной студентом совместно с научным руководителем.

Структура и содержание производственной (педагогической) практики

Конкретное содержание педагогической научно-исследовательской работы магистранта планируется руководителем практики на основе согласования с научным руководителем, а также с руководством учреждения, в котором она выполняется, и отражается в индивидуальном задании на научно-педагогическую практику.

Научно-педагогическая практика включает в себя следующие направления деятельности:

1. Изучение учебно-программной документации образовательного учреждения высшего профессионального, среднего профессионального или общего образования.

2. Проектирование занятий различных типов (лекций, семинаров, уроков) и подготовка методического сопровождения к ним.

3. Посещение и анализ занятий, проводимых магистрантами и наиболее опытными преподавателями образовательных учреждений.

4. Диагностика эффективности образовательного процесса в образовательных учреждениях различного типа и видов.

5. Изучение, анализ и презентация инновационного опыта отдельного педагога или образовательного учреждения в целом.

6. Подготовка и написание научной статьи по выбранной проблематике.

Содержание педагогической практики

В период педпрактики будущие магистры образования:

1. Самостоятельно планируют, организуют, проводят и анализируют эффективность всех видов педагогической деятельности.

2. Планируют самостоятельную учебную и внеклассную работу со студентами, самостоятельно разрабатывают систему занятий по теме, осуществляют творческий подход к определению структуры отдельного занятия и обоснованному выбору методов обучения с целью активизации учебной деятельности студентов.

3. Изучают опыт преподавателей вуза.

4. Оказывают помощь преподавателям вуза в индивидуальной работе со студентами, подготовке дидактических и наглядных пособий к занятий.

5. Разрабатывают и проводят занятия.

6. Собирают материал и апробируют отдельные положения своей магистерской работы под руководством группового руководителя.

Отчётность.В период практики студенту рекомендуется вести дневник, в который заносятся все материалы по выбранной теме.

К концу практики студент составляет письменный отчет, а также текст статьи или тезисов для научной студенческой конференции. Отчет по практике, завизированный научным руководителем, представляется руководителю программы подготовки магистров.

Трудоёмкость практики – 12 з. ед. (432 ч.).

Сроки прохождения педагогической практики.В соответствии с учебным планом сроки прохождения научно-педагогической практики 1 семестр, 8 недель. В зависимости от реализуемой магистерской программы и особенностей индивидуальной магистерской подготовки, период проведения практики может быть изменен в установленном порядке.

Составитель рабочей программы практики: Белухина Н.Н.., кандидат педагогических наук.

При реализации ООП ВПО по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование» и профилю подготовки «География» предусматриваются педагогические практики: по географии в средних общеобразовательных и средних специальных учебных заведениях, а также в вузе.

Педагогическая практика по географии в средних общеобразовательных и средних специальных учебных заведениях проводится в соответствии с ГОС ВПО, учебным планом направления подготовки, рабочей программой практики. Основным регламентирующим документом для студента является утвержденная кафедрой программа практики, согласованная с руководителями разных типов образовательных учреждений, где она проводится. Рабочая программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации дисциплины и включает в себя: титульный лист, примерный тематический план дисциплины, содержание разделов и тем, тематику индивидуального (творческого) задания, примерные вопросы и задания для промежуточного контроля, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

Главная цель педагогической практики магистрантов – ознакомление с современным состоянием преподавания географии в старших классах разных типов средних образовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий, колледжей, техникумов и пр.), новыми технологиями обучения, педагогическим опытом преподавателей и учителей профильных классов. Практики в магистратуре должна способствовать реализации личностных способностей магистрантов в учебно-воспитательной деятельности, осуществляемой средними учебными заведениями разных типов (школами, лицеями, гимназиями, колледжами, техникумами и пр.).

Задачи педагогической практики по географии:

1.Формировать у магистрантов ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования и целостную картину педагогической деятельности учителя, преподавателя географии.

2.Помочь магистрантам образования осмыслить особенности реализации педагогического процесса на старшей ступени среднего образования в условиях поликультурного и полиэтнического общества.

3.Совершенствовать у магистрантов профессиональные умения и навыки организации процесса обучения и воспитания в сфере образования по географии на старшей ступени среднего образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и закономерностям их психического развития и отражающих специфику предметной области типа среднего учебного заведения.

4.Совершенствовать способы ориентации в профессиональных источниках информации, развивать умения проводить анализ интернет-источников (сайтов, образовательных порталов), географической научной, научно-популярной, методической и учебной литературы к урокам (занятиям) в разных типах средних учебных заведений.

5.Совершенствовать умения проектировать образовательный процесс по географии в разных типах средних учебных заведений с использованием современных технологий, соответствующих особенностям возрастного развития личности: отбирать содержание обучения в соответствии с целями и задачами уроков и занятий разных типов, подбирать дидактический материал и грамотно его использовать в ходе занятия, разрабатывать проекты уроков и грамотно их реализовывать, в том числе уметь импровизировать по ходу учебного процесса, уметь анализировать урок (занятие), в том числе собственный; уметь контролировать качество знаний обучающихся и анализировать результаты обучения.

6.Создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду в разных типах средних учебных заведений.

7.Использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов.

8.Помочь магистрантам образования овладевать основами организации взаимодействия с общественными и образовательными организациями, ученическими и студенческими коллективами, их родителями для решения задач профессиональной деятельности, овладевать основами педагогической этики в процессе общения с учащимися, студентами, их родителями, коллегами-учителями и преподавателями; совершенствовать способы взаимодействия магистрантов с различными субъектами образовательного процесса.

9.Использовать возможности образовательной среды, программ и различных форм обучения в разных типах средних учебных заведений (индивидуальное, дифференцированное, дистанционное, экстернат, углубленное и др.) для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий.

10. Ознакомить магистрантов с опытом творчески работающих преподавателей и учителей-географов, с различными технологиями организации учебного процесса в разных типах средних учебных заведений; формировать у магистрантов исследовательский и творческий подход к педагогическому процессу.

11. Совершенствовать приёмы и методы организации индивидуальной, групповой и коллективной работы с учащимися разных типов средних учебных заведений.

12. Овладевать способами пропаганды важности педагогической профессии для социально-экономического развития страны.

13. Осуществлять профессиональное самообразование и личностный рост через осуществление самопознания и саморазвития, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры (технология портфолио и его презентация на конференции по итогам педагогической практики).

В результате прохождения педагогической практики по русскому языку магистрант должен обладать следующими компетенциями в области общекультурной деятельности:

- способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

- способностью формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4);

- способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

2) профессиональными компетенциями (ОПК, ПК):

- способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

- способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);

- способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

- способностью руководить исследовательской работой учащихся (ПК-4);

- способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

В области научно-исследовательской деятельности:

- готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);

- готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7).

В области методической деятельности:

- готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различного типа (ПК-8);

- готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9).

В области проектной деятельности:

- готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);

- способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15);

- готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16).

В результате прохождения педагогической практики магистрант должен

знать:

- ценностные основы профессиональной деятельности учителя, преподавателя географии;

- правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования;

- сущность, содержание и структуру образовательного процесса в области географии в разных типах средних учебных заведений;

- особенности реализации образовательного процесса в области географии в условиях поликультурного и полиэтнического общества;

- тенденции развития теоретической и практической методики преподавания географии;

- методологию методических исследований проблем образования географии в разных типах учебных заведений;

- теории и технологии обучения и воспитания личности, сопровождения субъектов образовательного процесса в области географии на разных ступенях образования;

- содержание преподаваемого предмета (географии);

- закономерности психического развития личности и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды;

- способы психологического и педагогического изучения обучающихся;

- способы профессионального самопознания и саморазвития;

- закономерности планирования, организации, контроля и коррекции процесса обучения географии на уроках и в процессе внеклассной работы по предмету;

- типы и структурные элементы уроков, занятий разных типов;

- особенности изучения разделов курса географии на разных ступенях образования;

- методику работы в старшей профильной школе;

уметь:

- определять цели и задачи обучения;

- планировать учебно-воспитательную работу учителя (преподавателя) географии в соответствии с требованиями программы и основными педагогическими принципами и закономерностями;

- использовать возможности географии для развития познавательного интереса и формирования учебной мотивации;

- учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекает процесс обучения географии;

- разрабатывать конспекты уроков (занятий) разных типов и форм;

- применять на практике основные формы организации учебной деятельности школьников в профильной школе;

- применять на практике методы и приёмы обучения географии, выбирать оптимальное их сочетание для конкретных ситуаций;

- эффективно управлять деятельностью и общением обучающихся на занятиях в разных типах средних учебных заведений;

- проводить различные виды анализа урока (занятия);

- анализировать педагогические ситуации, результаты обучения и воспитания, планировать мероприятия по улучшению процесса обучения географии;

- готовить учащихся к деятельности по восприятию и порождению текстов разных стилей (жанров) и типов речи;

- использовать современные средства оценивания качества образовательного процесса, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий;

- организовывать внеучебную деятельность обучающихся по предмету;

- проводить доступные педагогические исследования по проблемам теории и методики обучения географии;

владеть:

- основными понятиями в области методики преподавания географии;

- элементами научно-исследовательской работы на материале курса географии;

- традиционными и новыми технологиями в области обучения географии;

- умением строить уроки разных типов с использованием современных инновационных технологий;

- основами развивающих рефлексивных технологий преподавания географии в разных типах средних учебных учреждениях;

- умением использовать тестовые технологии в обучении географии;

- способностью применять современные средства оценивания учебных достижений учащихся и студентов;

- навыками профессиональной рефлексии, самооценки, самоконтроля.

Содержание педагогической практики по географии в школе

Основное содержание педагогической практики составляет профессионально-педагогическая деятельность практикантов, осуществляемая в единстве и взаимосвязи учебной и воспитательной, методической и организационной работы. В период педпрактики магистранты выполняют следующие виды работ:

1. Самостоятельно планируют, организуют, проводят и анализируют эффективность всех видов педагогической деятельности.

2. Планируют самостоятельную учебную и внеклассную работу по географии с учащимися, самостоятельно разрабатывают систему уроков по теме, осуществляют творческий подход к определению структуры отдельного урока и обоснованному выбору методов обучения с целью активизации учебной деятельности учащихся.

3. Изучают опыт учителей-словесников, работу классного руководителя по развитию коллектива учащихся, формированию мотивов учения, развитию познавательных и творческих способностей учащихся.

4. Оказывают помощь учителям-географам и классным руководителям в индивидуальной работе с учащимися, подготовке дидактических и наглядных пособий к урокам, проверке тетрадей, дневников.

5. Практиканты разрабатывают и проводят 8 уроков по географии в старших классах разных типов средних общеобразовательных учреждений или в средних профессиональных образовательных учреждениях, в том числе 2 урока по географии. 1 урок может быть пробным, все остальные – оценочные.

6. Все практиканты включаются во внеклассную работу по географии: проводят кружки, вечера, беседы, диспуты, олимпиады, помогают выпускать предметные газеты и журналы. Активно помогают классному руководителю (куратору) в воспитательной работе: организуют праздники и вечера, осуществляют работу с родителями, проверяют дневники и проводят беседы с учащимися и т.д.

7. Знакомят старшеклассников того среднего общеобразовательного учреждения, где проходит практика, с Ульяновским государственным педагогическим университетом им. И.Н. Ульянова (профориентационная работа).

«Педагогическая практика» (М3.П) по географии является продолжением обучения магистрантов в условиях разных типов средних учебных заведений и относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа».

В процессе педагогической практики по русскому языку магистранты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Обучение русскому языку в условиях профилизации общеобразовательной школы», «Теория и прикладные аспекты лингвориторики», «Инновационные процессы в образовании», «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

Педагогическая практика способствует более глубокому осмыслению социальной значимости профессии учителя, преподавателя; мотивирует магистрантов к качественному выполнению своей профессиональной деятельности, а также требует определённого уровня усвоения лингвистических, психолого-педагогических, методических знаний, необходимых для эффективной реализации практических задач, стоящих перед учителем (преподавателем) русского языка в разных типах средних учебных заведений.

Педагогическая практика по русскому языку проводится в разных типах средних учебных заведений (в 10 – 11 классах средних общеобразовательных учреждений разного типа (школ, гимназий, лицеев); в колледжах, техникумах, училищах разного профиля.

Отчётность.Формой контроля по результатам прохождения практики является отчет, оформляемый студентом, который проверяется руководителем учебной практики и оценивается дифференцированно.

Трудоёмкость практики −9 з.ед. (324 часов)

Сроки прохождения педагогической практики.В соответствии с учебным планом сроки прохождения педагогической практики рассчитаны на 2 семестр очной формы обучения в течение 6 недель; четвёртой учебной четверти (в школе).

Составитель рабочей программы практики: Зуева С.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка.

Наши рекомендации