Особенности детей с нарушениями слуха

Выделяют две основные категории детей со стойкими нарушениями слуха:

  • глухие
  • слабослышащие (тугоухие).

Глухие дети могут реагировать на голос повышенной громкости около уха, но при этом без специального обучения не понимают слова и фразы. Для глухих детей использование слухового аппарата или кохлеарного импланта обязательно. Однако даже при использовании слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов глухие дети испытывают трудности в восприятии и понимании речи окружающих. Устная речь этих детей самостоятельно не развивается, поэтому они включаются в длительную систематическую коррекционно–развивающую работу. Основными направлениями такой деятельности являются: развитие речи (лексической, грамматической и синтаксической структуры), развитие слухового восприятия, в том числе речевого слуха, и формирование произношения. В единстве с формированием словесной речи (в устной и письменной формах) идет процесс развития познавательной деятельности детей и развития всех сторон личности ребенка.

Слабослышащие дети имеют разные степени нарушения слуха (легкую, умеренную, значительную, тяжелую) - от незначительных трудностей в восприятии шепотной речи до резкого ограничения возможности воспринимать речь разговорной громкости. Необходимость и порядок использования слуховых аппаратов, особенно на занятиях и уроках, определяется специалистами (врачом-сурдологом и сурдопедагогом). Слабослышащие дети по сравнению с глухими могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени, накапливать словарный запас и овладевать устной речью. Однако для полноценного развития речи этих детей также требуются специальные коррекционно-развивающие занятия с сурдопедагогом, включающие вышеперечисленные направления слухоречевого развития.

Нарушение слухового восприятия и возникающее в результате этого недоразвитие речи создают своеобразие в развитии такого ребенка.

При поступлении в общеобразовательное учреждение дети с нарушениями слуха имеют разный уровень психического и речевого развития, который зависит от степени снижения слуха и времени его возникновения, адекватности медицинской коррекции слуха, наличия своевременной, квалифицированной и систематической психолого-педагогической помощи, особенностей ребенка и его воспитания в семье. Включение таких детей в общеобразовательные учреждения требует учитывать их разноуровневую подготовку на момент поступления для создания специальных условий.

Учитывая особые образовательные потребности детей с нарушениями слуха, учитель должен быть готов к выполнению обязательных правил:

  • сотрудничать с сурдопедагогом и родителями ребёнка;
  • стимулировать полноценное взаимодействие глухого/слабослышащего ребенка со сверстниками и способствовать скорейшей и наиболее полной адаптации его в детском коллективе;
  • соблюдать необходимые методические требования (месторасположение относительно ученика с нарушенным слухом; требования к речи взрослого; наличие наглядного и дидактического материала на всех этапах урока; контроль понимания ребёнком заданий и инструкций до их выполнения и т.д.);
  • организовать рабочее пространство ученика с нарушением слуха (подготовить его место; проверить наличие исправных слуховых аппаратов/кохлеарного импланта; проверить индивидуальные дидактические пособия и т.д.);
  • включать глухого/слабослышащего ребёнка в обучение на уроке, используя специальные методы, приемы и средства, учитывая возможности ученика и избегая гиперопеки, не задерживая при этом темп проведения урока;
  • решать ряд задач коррекционной направленности в процессе урока (стимулировать слухо-зрительное внимание; исправлять речевые ошибки и закреплять навыки грамматически правильной речи; расширять словарный запас; оказывать специальную помощь при написании изложений, диктантов, при составлении пересказов и т.д.).

Специальные условий для организации образования детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе представлены ниже.

Пакет специальных условий для получения образования обучающимися с нарушениями слуха

Организационное обеспечение

№№ пп Направления организационного обеспечения Локальные акты образовательной организации
1. Нормативно-правовое обеспечение § 1. Внесение изменений в Устав в части совместного обучения (воспитания), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений. § 2. Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы, адаптированной образовательной программы и/или индивидуального учебного плана § 3. Положение об организации инклюзивной практики или Положения об организации образования детей с ОВЗ. § 4. Положение о ПМПк (о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения.
2. Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями слуха   1. Договор о сотрудничестве с ППМС-центром (при необходимости) 2. Договор о сотрудничестве с со специальным (коррекционным общеобразовательным учреждением I-II вида (при необходимости)
3. Организация медицинского обслуживания   По договору с учреждением (организацией)здравоохранения:
  • Включение в диспансеризацию школьников скрининга слуха по договору с медицинским учреждением.
  • Специальное медицинское (сурдологическое/аудиологическое) сопровождение детей с нарушениями слуха
4. Организация питания Без особенностей, по основному меню образовательной организации
5. Организация взаимодействия с родителями На основе договора о предоставлении образования школой

2. Материально-техническая база общеобразовательного учреждения



Адаптация образовательной среды  
Общешкольное пространство Учебное пространство класса  
  • «Бегущая строка» (на этажах).
  • Стенды на стенах образовательного учреждения с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности и т.д..
  • Звукоизолированный кабинет учителя-дефектолога (сурдопедагога) для проведения индивидуальных и групповых занятий (не менее 15 м2).
  • Кабинет для индивидуальных занятий со специалистами
  • Первая парта/стол (около окна и учительского стола).
  • Интерактивная доска и другое мультимедийное оборудование.
  • Компьютер c колонками и выходом в Internet.
  • Средства для хранения и переноса информации (USB накопители), принтер, сканер.
 
Специальное оборудование и дидактическое обеспечение  
  • Световая индикация начала и окончания урока в классах и помещениях общего пользования (залы, рекреации, столовая, библиотека и т.д.).
  • Мультимедийное оборудование в кабинете для индивидуальных/групповых занятий(SMART- доска/SMART- столик/интерактивная плазменная панель с программным обеспечением к ним).
  • Мультимедийный компьютер с необходимыми переферическими устройствами (колонки, микрофон, наушники, миди-синтезатор и т.д.) и выходом в Internet в кабинете для индивидуальных/групповых занятий.
  • Средства для хранения и переноса информации (USB накопители), принтер, сканер в кабинете для индивидуальных/групповых занятий.
  • Беспроводные системы (FM-система) для индивидуальной и групповой работы (в условиях класса, зала, кабинета учителя-дефектолога(сурдопедагога)).
  • Специальные аудиовизуальные приборы и компьютерные программы для работы над произношением и развитием слухового восприятия ( например, индикатор звучания ИНЗ, программы Hear the World, Speech W и др., сурдологопедический тренажер «Дэльфа142» и др)
  • Музыкальный центр с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями, аудиокниги.
  • Дидактический материал для педагогической диагностики и оценки состояния и динамики развития слухового восприятия речи и неречевых звучаний, слухозрительного восприятия речи, произносительной стороны.
  • Наглядный материал по изучаемым темам (иллюстрации, презентации, учебные фильмы).
  • Специальная литература по сурдопедагогике и сурдопсихологии
         

3.1. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

Программы Учебно-дидактическое обеспечение.
Общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования По выбору школы По выбору школы
Для разработки Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы для каждой ступени образования и адаптированной образовательная программа, включающей индивидуальный учебный план можно использовать следующие программы и учебно-методические комплексы:
2. Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида/ Т.С.Зыкова. - М.: Просвещение, 2005. Учебники федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, в том числе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений Iвида
3. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида/А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова. М.: Просвещение, 2003 Учебники федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, в том числе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида

Наши рекомендации