Соотнесение понятий «персонал» и «кадры». Численность и структура персонала.
Рассматривая проблематику управления достаточно широко, необходимо развести понятия "рабочая сила", "трудовые ресурсы", "кадры", "персонал", "человеческие ресурсы". В принципе эти понятия обозначают один и тот же объект. Использование разных наименований определяется тем аспектом восприятия, той точкой зрения на объект, которые имели исследователи этой проблематики. Одни авторы и школы используют термин "персонал", другие — "человеческие ресурсы". Для названий отделов (подразделений), термин "персонал" чаще используют небольшие фирмы (менее 100 человек). Термин "человеческие ресурсы" предпочитают использовать представители крупных организаций с численностью занятых более 2500 человек. Практики в области управления в своем большинстве используют понятие "человеческие ресурсы".
Причиной использования разных понятий может выступать и характер деятельности по управлению персоналом. Стратегический аспект этой деятельности более связан с понятием человеческих ресурсов. В рамках этого аспекта осуществляется планирование человеческих ресурсов, развитие индивидуальных способностей и повышение квалификации, планирование затрат на персонал, т.е. решение глобальных, долговременных, принципиально новых задач.
Основным элементом системы управления является персонал, который может выступать не только в качестве объекта, но и в качестве субъекта.
Обусловлено это тем, что персонал является особым видом ресурсов, который помимо способности к труду обладает субъективными качествами – интересами, мотивами, ценностями, предпочтениями, психологическими характеристиками. Вследствие этого он не только воспринимает управленческие воздействия, но и сам активно влияет на процесс управления. Игнорирование персонала как субъекта управления приводит к негативным последствиям, связанным с отчуждением труда, противостоянию администрации, к забастовкам, саботажу24.
Термин "персонал" объединяет всех наемных работников, работающих собственников и совладельцев организации/предприятия. К персоналу мы относим всех работников, выполняющих производственные или управленческие операции и занятых переработкой предметов труда с использованием средств труда.
Персонал- это полный личный состав наемных работников организации (за исключением руководства). Он обладает определенными количественными и качественными характеристиками (структура, опыт, стаж и пр.) и выполняет различные производственно-хозяйственные функции. Та часть персонала, которая официально числится в ее штате, называется кадрами.
В теории управления существуют различные подходы к классификации персонала в зависимости от профессии или должности работника, уровня управления, категории работников.
Обычно персонал формируется целенаправленно. Это позволяет установить его оптимальную структуру, обеспечить рациональное распределение трудовых функций и загрузку работников. Основными характеристиками персонала являются численность и
структура.
Численностьопределяется содержанием, масштабами, сложностью, трудоемкостью производственных процессов, степенью их механизации, автоматизации, компьютеризации.
Эти факторы задают ее нормативную (плановую) величину, которую на практике почти никогда не удается обеспечить. Поэтому персонал более объективно характеризуется списочной(фактической) численностью, то есть количеством сотрудников, которые официально работают в организации в данный момент.
В списочный состав работников на каждый календарный день включаются как фактически работающие, так и отсутствующие по каким- либо причинам. Не включаются совместители, работники для разовых и специальных работ, привлекаемые на основе договоров, направленные на учебу с отрывом от производства и получающие стипендию за счет предприятия и некоторые другие.
В условиях дефицита кадров списочная численность может существенно отличаться от нормативной, поэтому соотношение этих показателей постоянно контролируется, чтобы не допускать значительного расхождения между ними.
Списочная численность на определенную календарную дату включает всех сотрудников, в том числе принятых с данной даты, и исключает всех уволенных, начиная с нее. В ее составе выделяют три категории работников:
1) постоянные (принятые в организацию бессрочно либо на срок более одного года по контракту);
2) временные (принятые на срок до 2 месяцев, а для замещения временно отсутствующего лица - до 4 месяцев);
3) сезонные (принятые на работу, носящую сезонный характер, на срок до б месяцев).
Помимо численности персонал характеризуется определенной структурой, которая может быть статистической и аналитической.
Базовой классификацией персонала является классификация по категориям работников, в соответствии с которой выделяется:
1. производственный персонал (рабочие), непосредственно занятый в процессе производства товара или услуги. Основной и вспомогательный производственный персонал.
2. управленческий персонал (служащие), занятый в процессе управления производством товара или услуги. Руководители и специалисты.
Статистическая структураотражает распределение и движение персонала в разрезе категорий и групп должностей.
Кроме того, Выделяется:
- персонал основных видов деятельности (лица, работающие в основных и вспомогательных, научно-исследовательских и опытно- конструкторских подразделениях, аппарате управления, занятые созданием продукции, услуг или обслуживанием этих процессов);
- персонал не основных видов деятельности (работники ремонтного, жилищно-коммунального хозяйства, подразделений социальной сферы).
Аналитическая структураопределяется на основе специальных исследований и расчетов и подразделяется на общую и частную.
В разрезе общей структурыперсонал рассматривается по таким признакам, как возраст, стаж работы, образование, профессия.
1) Возрастная структура характеризуется долей лиц соответствующих возрастов в его общей численности. При изучении возрастного состава применяются следующие группировки: 16,17, 18, 19, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-44, 45-49, 50-54, 55-59, 60-64, 65 лет и старше.
2) Структура по стажу может рассматриваться двояко -в плане общего стажа и стажа работы в организации.
Общий стаж группируется по следующим периодам: до 16 лет, 16-20,21-25,26-30,31,32,33,34,35,36,37,38,39,40 лет и более.
Стаж работы в организации характеризует закрепляемость кадров. Выделяются следующие периоды для расчета этого показателя: до 1 года, 1-4,5-9,10-14,15-19,20-24,25-29,30 и более лет.
3) Структура персонала по уровню образования (общему и специальному) предполагает выделение лиц, имеющих высшее образование, незаконченное высшее (более полсрока обучения), среднее специальное, среднее общее, неполное среднее, начальное,
Критерием оптимальности структуры персонала является соответствие численности работников различных должностных групп объемам работ, свойственным каждой должностной группе, выраженным в затратах времени.
Категории персонала.
С точки зрения выполняемых функций (решаемых задач) персонал подразделяется на две основные группы (категории) - рабочие и служащие.
Рабочиенепосредственно создают материальные ценности или оказывают услуги производственного характера.
Служащиеосуществляют организацию деятельности людей, управление производством, административно-хозяйственные, финансово- бухгалтерские, снабженческие, юридические, исследовательские и другие функции.
Они относятся__к профессиональной группе лиц, занятых преимущественно умственным, интеллектуальным трудом, иобъединяются в несколько подгрупп.
1) Руководители. Условно их подразделяют на три уровня: высший (организации в целом); средний (основных структурных подразделений); низовой (работающие с исполнителями). К руководителям относят также их заместителей, главных специалистов, государственных инспекторов.
В совокупности они образуют администрацию, в состав которой также включают отдельных лиц, не относящихся к руководству, но выполняющих вспомогательные управленческие функции, например сотрудников кадровых служб.
2) Специалисты заняты разработкой вариантов решения отдельных производственных и управленческих проблем, выбор и принятие которых входит в компетенцию руководителей. Это -экономисты, юристы, инженерно-технические работники и их помощники.
3) Другие работники, относящиеся к служащим, осуществляют подготовку и оформление документов, учет, контроль, хозяйственное обслуживание, например делопроизводители, архивариусы, коменданты, кассиры.
В рамках перечисленных категорий работников выделяются отдельные Профессии. Профессия - комплекс теоретических знаний и практических навыков, приобретенных человеком в результате специальной подготовки в данной области, позволяющих осуществлять соответствующий вид деятельности.
Профессии рабочих включаются в Общий классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, а должности управленческого персонала – в соответствии с Единой номенклатурой должностей служащих и Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов
и служащих.
Единство опыта, навыков, знаний и умения формирует квалификацию, то есть степень профессиональной подготовки, необходимую для выполнения данных трудовых функций.
Различается квалификация работы и квалификация работника. Первая представлена совокупностью требований к тем, кто ее исполняет; вторая - совокупностью приобретенных человеком профессиональных качеств.
Квалификация работника обусловлена стажем работы в данной или аналогичной должности, необходимым для освоения профессии; уровнем общих и специальных знаний, а также организационных навыков (для руководителей).
Она определяется на основе всесторонней проверки знаний и опыта данного лица и юридически закрепляется в документах - дипломах, свидетельствах и пр.
Специалисты (в зависимости от уровня подготовки) бывают высшей и средней квалификации. Первые осуществляют руководство производственно-техническими и творческими процессами; вторые являются исполнителями работ.
Специалисты могут быть главными, ведущими, старшими или иметь категорию, характеризуемую номером. Старший специалист наряду с исполнением своих обычных обязанностей специалиста может руководит группой коллег - рядовых исполнителей, не выделенной в самостоятельное подразделение. Это руководство не имеет административного характера а сводится преимущественно к координации и консультированию. Он может быть также единоличным ответственным исполнителем какой-то работы, не имеющим подчиненных. Ведущей специалист выполняет те же обязанности, что и старший, но осуществляет еще и методическое руководство, а главный
координирует работу ведущих и старших специалистов.
Степень квалификации работников называется компетентностью.
Выделяют следующие ее виды:
- функциональная (наличие профессиональных знаний и умения их реализовывать);
- интеллектуальная (способность к аналитическому мышлению);
- ситуативная (умение действовать в соответствии с - обстоятельствами);
- социальная (наличие коммуникационных и интеграционных способностей, умения поддерживать отношения, добиваться своего, вести беседы и пр.).
2.2. Типология кадров образовательной сферы
Педагогические и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Общие требования к научно-педагогическим работникам установлены п.1. статьи 46 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
1.Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Номенклатура должностей педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность, утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. №678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.
Права педагогических работников:
- Трудовые; - Академические.
Академические права и свободы педагогических работников
1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;
6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;
7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;
9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;
10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;
11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
Трудовые права и социальные гарантии Педагогических работников:
1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;
2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
5) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;
7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования
Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. N 69
"Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений" утверждено Положение
об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений
Режим рабочего времени лиц из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов в пределах 36-часовой рабочей недели определяется с учетом выполнения преподавательской работы, а также осуществления научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной работы.
Режим выполнения преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий. Объем преподавательской работы каждого преподавателя определяется образовательным учреждением самостоятельно в зависимости от квалификации работника и профиля кафедры и не может превышать 900 часов в учебном году в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
С 1 сентября 2013 года в связи с принятием нового закона «Об образовании в РФ» в оклады (должностные оклады) по должностям научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования включаются размеры надбавок за ученые степени и по должностям, которые действовали до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с учетом требуемых по соответствующим должностям ученых степеней. В установленные на день вступления в силу настоящего Федерального закона оклады (должностные оклады) педагогических работников включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 года.
В соответствии со ст. 334, 335 ТК РФ педагогическим работникам предоставляется основной удлиненный оплачиваемый отпуск, а также длительный отпуск. Дополнительные отпуска, указанные в ст. 116 ТК РФ, педагогам предоставляются в общеустановленном порядке.
Продолжительность основного удлиненного отпуска для педагогических работников устанавливается Правительством РФ. На сегодняшний день действует Постановление N 724, согласно которому продолжительность основного удлиненного оплачиваемого отпуска педагогических работников составляет 42 или 56 календарных дней в зависимости от должности работника, вида образовательного учреждения и иных критериев, установленных указанным постановлением.
Длительный отпуск сроком до одного года может предоставляться педагогическим работникам не реже чем через каждые 10 лет. Порядок и условия предоставления такого отпуска определяется учредителем и (или) уставом образовательного учреждения в соответствии с Приказом Минобразования РФ N 3570.
Педагогические работники обязаны:
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
7) систематически повышать свой профессиональный уровень;
8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании
9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;
10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.
На сегодняшний день усилены требования к отбору педагогических кадров для образовательных учреждений. С 2002 г. не могут быть допущены к педагогической деятельности и не допускаются в образовательные учреждения лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом РФ и Уголовным кодексом РСФСР. Перечень медицинских противопоказаний в соответствии с законом устанавливается Правительством РФ.
Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, учитывается при прохождении ими аттестации.
В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам. Педагогические работники относятся к профессорско-преподавательскому составу указанных организаций.
Научные работники образовательных организаций наряду с правами, предусмотренными законодательством о науке и государственной научно-технической политике, имеют право:
1) входить в состав коллегиальных органов управления образовательной организацией в соответствии с порядком, установленным уставом образовательной организации;
2) участвовать в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации;
3) выбирать методы и средства проведения научных исследований, отвечающие мерам безопасности, наиболее полно соответствующие особенностям научных исследований и обеспечивающие их высокое качество;
4) бесплатно пользоваться образовательными, методическими и научными услугами образовательной организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами образовательной организации.
Научные работники образовательной организации обязаны:
1) формировать у обучающихся профессиональные качества по избранным профессии, специальности или направлению подготовки;
2) развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности.
В образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.
Право на занятие этих должностей, имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих эти должности, устанавливаются законодательством Российской Федерации, уставом, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами образовательных организаций, должностными инструкциями и трудовыми договорами.
2.3. Правовой статус руководителя образовательной организации.
Руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации:
1) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;
2) назначается учредителем образовательной организации;
3) назначается Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами;
4) назначается Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов).
Кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.
Запрещается занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством.
Кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, кандидаты на должность руководителя федеральной государственной образовательной организации также согласовываются с уполномоченным Президентом Российской Федерации федеральным государственным органом.
Должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, филиала государственной или муниципальной образовательной организации не могут исполняться по совместительству.
Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.
Руководителям образовательных организаций предоставляются права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников
Руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.
В образовательной организации высшего образования по решению ее ученого совета может учреждаться должность президента образовательной организации высшего образования.
Совмещение должностей ректора и президента образовательной организации высшего образования не допускается.
Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия определяются уставом образовательной организации высшего образования.
После избрания президента государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования между ним и учредителем этой образовательной организации заключается трудовой договор на срок до пяти лет. Прекращение трудового договора с президентом государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования осуществляется по основаниям, установленным трудовым законодательством, в том числе по основаниям прекращения трудового договора с руководителем этой образовательной организации.
Вопросы для самоконтроля:
1.Каковы особенности правового статуса педагогических работников?
2. Кто относится к научно-педагогическим работникам образовательной организации?
3. Каков правовой статус руководителя образовательной организации?
4. Каким способом и какими средствами осуществляется социальная защита педагогических и иных работников образовательных организаций?
5. В чем особенности конкурсной системы отбора профессорско-преподавательского состава образовательной организации высшего образования?
Тема 3. Система управления персоналом образовательной организации
3.1. Персонал образовательной организации как объект управления