Основные направления, формы и методы реализации программы

На этапе начальной школы на первое место в урочной и внеурочной деятельности выдвигается опыт применения формируемых усилиями всех учебных предметов универсальных учебных действий, ценностных ориентаций и оценочных умений, социальных норм поведения, направленных на сохранение здоровья и обеспечение экологической безопасности человека и природы. Формируется личный опыт самоограничения при решении ключевого противоречия экологического сознания этого возраста «хочу — нельзя» и его эмоционального переживания.

Основными источниками содержания выступают экологические образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве, а также элементы научного знания.

Основные виды деятельности обучающихся: учебная, учебно- исследовательская, образно-познавательная, игровая, рефлексивно-оценочная, регулятивная, креативная, общественно полезная.

Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение.

Основные формы организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации игрового и учебного типа.

Системная работа на ступени начального общего образования по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни может быть организована по следующим направлениям:

• создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения;

• организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся;

• организация физкультурно-оздоровительной работы;

• реализация дополнительных образовательных курсов;

• организация работы с родителями (законными представителями).

 
  Основные направления, формы и методы реализации программы - student2.ru

Экологически безопасная, здоровьесберегающая инфраструктура

образовательного учреждения включает:

• соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения экологическим требованиям, санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

• наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

• организацию качественного горячего питания обучающихся, в том числе горячих завтраков;

• оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

• наличие помещений для медицинского персонала;

• наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).

Ответственность и контроль за реализацию этого направления возлагаются на администрацию образовательного учреждения.

Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде следующих взаимосвязанных блоков:

1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры.

2. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
3. Дидактические принципы программы «Школа России».

4. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы.
5. Реализация дополнительных образовательных программ.
6. Просветительская работа с родителями (законными представителями).
7. Деятельность социально – педагогической службы.

8. Оценка эффективности реализации программы.

Здоровьесберегающая инфраструктура ГБОУ СОШ т№3 «ОЦ» с. Кинель – Черкассы :

· соответствие состояния и содержания здания и помещений школы санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

· наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

· организация качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;
оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортивных площадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

· наличие помещений для медицинского персонала;

· наличие необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (психолог, учитель физической культуры, медицинский работник).

В школе ведётся формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях учащихся, учёт динамики заболеваемости. Создана материально-техническая база, обеспечивающая оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся:

– спортивный зал;

– спортплощадка;

– медицинский кабинет;

– школьная столовая;

– учебные кабинеты.

Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

В школе хорошая материально-техническая база пищевых блоков, холодильного и технологического оборудования, уютный, красивый и современный обеденный зал.

В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время.

Школьная столовая работает с 8.00 ч. До 14.00 ч.

Большое внимание в школе уделяется качественной организации горячего питания. Технологический процесс приготовления пищи соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям. Питание учащихся разнообразно, соответствует возрастным потребностям. Поэтому в школе высок процент охват горячим питанием: в начальной школе – 97%, в среднем и старшем звене – 73%. В школе обучается 313 учащихся. Питание осуществляется по графику в перемены:

9.30 ч. – 1 «А» и 1 «Б» классы;

10.20 ч – 2-4,5 классы;

11.20 ч. – 6 -11 классы.

Столовая рассчитана на одновременный заход 80-ти человек. Особое значение приобретает качественная санитарная обработка столовой посуды. Санитарная обработка производится по установленным требованиям.

Меню всегда разнообразно. В школе готовят горячую пишу, салаты. Из свежих овощей, соки и многое другое.

Буфет работает с 8.00 ч. До 16.00 ч.

В школе работает спортивный зал, имеется спортивная площадка, оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.

Проведение уроков физической культуры, а также организация спортивно-массовой внеурочной деятельности осуществляется учителями физической культуры. Педагогический коллектив ШМО учителей целенаправленно работает над формированием у учащихся практических навыков здорового образа жизни. Этому способствует спортивные секции от ДЮСШ и ДДТ: секция по волейболу (мальчики) – руководитель Тарасов А. В., секция по волейболу (девочки) – руководитель Сафронова Е. Ю., по баскетболу – руководитель Мухатаев А. А., секция по шахматам – руководитель Денисов Р. С., Копытин В.А. возглавляет клуб «Факел» и проводит занятия по рукопашному бою. Сборные команды школы по баскетболу и волейболу под руководством Мухатаева А.А. и Тарасова А.В. неоднократно становились призерами районных соревнований. Воспитанники Копытина В.А участвуют и побеждают в районных, окружных, областных и всероссийских соревнованиях, выезжают в различные города России.

Показателем успешности проводимой физкультурно-массовой и оздоровительной работой является положительная динамика участия в массовых спортивных акциях, проводимых в школе и районе.

Педагоги школы активно используют здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательной деятельности.

Эффективное функционирование созданной здоровьесберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов:
– психолог;

– учителя физической культуры;

– медицинский работник;

– учителя школы.

В школе создана материально-техническая база, обеспечивающая оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся:

- спортивный зал- 1

- кабинет психолога -1

- школьная столовая на 80 мест

-учебные кабинеты – 25

- кабинет технологии – 1

- стадион – 1

- школьная спортивная площадка – 1

В школе работает медицинский кабинет с 8.00 ч. до 15.00 ч. Медицинская сестра проводит профилактические занятия для учащихся по предупреждению заболеваний. Регулярно проводит осмотры учащихся по выявлению инфекционных заболеваний, осуществляет контроль за сохранением физического здоровья детей; осуществляет контроль за выполнением режима дня и расписанием уроков; организует постоянный контроль за нагрузкой учащихся и их заболеваемостью, оценивает состояние здоровья учащихся.

6. Использование возможностей УМК «Школа России» в образовательном процессе.

Программа формирования здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности культуры может быть реализовано с помощью предметов УМК «Школа России».

Система учебников «Школа России» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

В курсе «Окружающий мир» —это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».

При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.

Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

В курсе «Английский язык» в учебниках “English 2—4” содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Have you ever been on a picnic? (3 кл.), подвижным играм (We like playing games), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о спортивных соревнованиях, какой вид спорта предпочитаете, какие секции посещаете? (2 класс).

Учащиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (My favourite mascot. Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 кл.). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? (2 кл.).

В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков, информатики.

Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности, как на уроке, так и во внеурочной работе.

Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всей системы учебников «Школа России», в течение всего учебно-воспитательного процесса.

  1. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).

Продолжительность учебного года: 1 класс – 33, 2 – 11 классы - 34 учебных недели.

Продолжительность урока: 1 классы – 35 минут, 2 – 11 классы – 40 минут.

Режим работы: 1 классы –11 классы - 5дневная учебная неделя.

Занятия кружков и секций проводятся по расписанию во внеурочное время.

Учебное расписание в школе строится таким образом, чтобы трудность уроков повышалась от минимальной на 1-м уроке до максимальной на 2-м и 3-м (для младших классов) и 3–4-м (в средних и старших классах) уроках с последующим снижением к последним урокам. В течение недели трудоемкость учебных дисциплин меняется с такой же закономерностью: постепенное повышение общей трудоемкости от понедельника до среды–четверга и снижение в пятницу и субботу. Сдвоенные уроки проводятся только в 9–11-х классах по профильным дисциплинам, на них же предусмотрено деление на подгруппы по профильным предметам.
Серьезное внимание обращено на регламентацию домашних заданий. Ежегодно в школе проходит педагогический совет о нормировании домашних заданий во 2-4, 5–7-х и 8–11-х классах по объему, характеру и сложности. Кроме того, проводятся замеры нагрузки через анкетирование учащихся, а использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе контролируется заместителем директора при посещении уроков по определенной схеме.
В годовом плане работы школы в разделе «Организация внутришкольного контроля» жестко определены количество и сроки проведения административных контрольных работ по предметам и классам. Зам. директора, осуществляют коррекцию календарно-тематического планирования по предметам с единой сеткой контрольных работ. Запрещается проведение более чем одной контрольной или проверочной работы в классе в течение одного дня.
В 1-х классах обучение безоценочное. В профильных 9–11-х классах обучение по предметам осуществляется на разных уровнях в зависимости от профиля класса: профильные предметы изучаются на более высоком уровне (углубленное или расширенное обучение), непрофильные – на базовом уровне (общеобразовательная программа). Поэтому и критерии оценки определяются в зависимости от профиля обучения. Во всех классах учителя-предметники отслеживают уровень обученности у конкретного ученика или класса по отдельным предметам (русский язык, математика) в сравнении с его предыдущим уровнем через мониторинг. По результатам мониторинга оценка учащимся вы­ставляется «за успех». В этих же целях здесь внедряется «портфолио ученика», куда вносят его достижения в учебной и внеурочной деятельности.
Принципиальной особенностью образовательного процесса является индивидуализация обучения. Для этого в 1-, 4-, 5-, 7-, 8- и 11-х классах проводятся тестирование индивидуально-типологических особенностей психики, мониторинг уровня здоровья и физической подготовленности. По результатам составляются паспорт Здоровья класса и паспорт индивидуального развития, на основании которых вырабатываются рекомендации. Полученные данные обсуждаются на родительских собраниях, в индивидуальных беседах с учащимися, с классными руководителями, с педагогическим коллективом. Индивидуальные задания строятся таким образом, чтобы они были доступны ученику и стимулировали его познавательную активность. При необходимости осуществляется индивидуальная коррекционная работа. Психологи проводят специальную коррекционную работу и с одаренными, и с высоко мотивированными на обучение школьниками. Проблема индивидуализации обучения систематически рассматривается на семинарах учителей, педагогических советах, методических объединениях.
Серьезное внимание обращается на оптимизацию двигательного режима учащихся непосредственно в школе. Используемые для этого средства вполне доступны и не требуют каких-либо значительных материальных затрат.
Проведение гимнастики до занятий: способствует более организованному началу занятий и позволяет повысить активность психических процессов, лежащих в основе обучения (восприятия, внимания, памяти и др.). Проводит ее кто-либо из учеников класса, специально подготовленный преподавателем физкультуры. При ее проведении, как правило, присутствует (а часто и выполняет вместе с учениками) учитель, которому предстоит проводить предстоящий урок. Комплексы в соответствии с возрастными особенностями учащихся разрабатываются преподавателем физкультуры, он же готовит учащихся, которые будут проводить их в классах.
Включение элементов активного отдыха непосредственно в процесс занятия. Когда речь идет об умственной работе, то оптимальным его средством является двигательная активность. Для этого на уроках используются физические упражнения. В младшем и среднем звеньях обучения – физкультминутки, физкультпаузы, переключение внимания и др. Все это позволяет на каждом уроке в течение короткого периода времени не только устранить и предупредить утомление, но и восстановить умственную работоспособность.

В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Используемый в школе учебно-методический комплекс «Школа России» содержит материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.

Здоровьесберегающее пространство школы органично дополняется сетевым взаимодействием:

  • Кинель-Черкасский ДДТ (проведение акции «Мы за здоровый образ жизни», конкурсы агитбригад, рисунков, плакатов и т.д.);
  • Детская школа искусств (обучение учащихся на хоровом, музыкальном и вокальном отделениях);
  • ППМС-центр (методическое сопровождение организации учебно-воспитательного процесса, психолого-педагогическая помощь);

· Детско-юношеская спортивная школа (охват учащихся спортивной занятостью, создание на базе школы секций, проведение спортивных часов в начальных классах, семейных спортивных соревнований);

· МУЗ «Кинель-Черкасская районная больница» (медицинские консультации, санитарно-просветительская работа).

· Станция юных техников (создание на базе школы ДО «Безопасное колесо» - руководитель – Семендеева И.В., ДО спортивно-техническое авиамоделирование – руководитель Пшенин О.В.)

Школа снабжена компьютерной техникой. Количество персональных компьютеров 51, из них используются в учебных целях 30 компьютеров, подключено к локальной вычислительной сети 51 компьютер. Имеется подключение к сети Интернет с 2002 г. Скорость подключения к сети Интернет не менее 1024 кбит/с, среднемесячный объем потребляемого трафика равен 5Гбайт.

В школе работает кабинет информатики, в котором предусмотрено 20 ученических мест и рабочее место учителя (всего установлено 12 компьютеров).

В школе имеются:

1. мультимедийный проектор – 4 шт.;

2. Интерактивная доска – 2 шт.

3. Микроскоп цифровой – 1 шт.

4. ноутбуки – 10 шт.;

5. ксерокс – 3 шт.;

6. принтер – 10шт.;

7. сканер – 10 шт;

8. телевизор - 3 шт.;

9. видеомагнитофон – 2 шт.;

10. DVD-плеер – 3 шт.;

11. видеокамера – 1 шт.;

12. цифровой фотоаппарат – 1 шт.;

13. магнитофон – 2 шт.;

14. музыкальный центр – 1 шт.

В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

Кабинет Информатики – элемент учебно-материальной базы необходимой для качественного проведения уроков, а также для кружковой работы во внеурочное время и самостоятельной подготовки преподавателей и учащихся.

На кабинет информатики возлагается решение следующих целевых задач:

- создание необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и стимулирования творческого труда учащихся;

- приобретение учащимися устойчивых навыков и культуры работы на компьютере;

- формирование у учащихся развитого операционного мышления;

- организация содержательного досуга;

- формирование общей культуры учащихся.

Кабинет Информатики отвечает следующим требованиям:

- представляет собой помещение, удобное для занятий, удовлетворяющее санитарно-гигиеническим нормам;

- оснащён необходимой компьютерной техникой и программным обеспечением, отвечающим современным требованиям;

- постоянно готов для проведения уроков, занятий и внеклассной работы;

- содержит учебную литературу и наглядные пособия, мультимедиа пособия.

Также в школе работает медиатека – центр информационной инфраструктуры школы. Условия, созданные в медиатеке, способствуют формированию информационной культуры учащихся, их самостоятельной активности, получению новых знаний через видео- и аудионосители, CD-диски, а также повышению профессиональной квалификации педагогов с помощью средств новых информационных технологий. Медиатека работает как в урочное, так и во внеурочное время. Основной задачей школьной медиатеки является предоставление физического и интеллектуального доступа к многообразию информационных ресурсов. Это подразумевает не только применение новых информационных технологий поиска, передачи и организации информации, но и обучение информационным навыкам.

Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся 1-4 классов - не более 15 минут. Использование ТСО на различных уроках используется не более 20 минут. Использование ТСО в начале урока (на пять минут) сокращает подготовительный период с трех до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступает на 5—10 минут позже обычного. Использование ТСО с интервалами между 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока. Минуты напряженного умственного чередуются с эмоциональной разрядкой, разгрузкой.

Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности. В используемой в школе системе учебников «Школа России» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.

Принципами индивидуализации обучения являются:

- сотрудничество обучаемых и обучающих;

- творческий подход и креативность учителя;

- в центре деятельности – ученик, проявляющий свою активность; демократичность; опора на субъективный опыт учащихся;

- свобода выбора учеником и мера ответственности за свой выбор.

На уроках учителя применяют различные способы дифференциации учебных заданий по уровню творчества, объёму, трудности. Дифференцированную работу организуют различными способами. Чаще учащиеся с низким уровнем обучаемости (3 группа) предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним (2 группа) и высоким (1 группа) уровнем обучаемости – творческие задания. Как правило, дифференциация по объёму сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основными, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задания, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, подобрав упражнения из альтернативных учебников или тетрадей на печатной основе. Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Для 1-й группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-й – полусамостоятельная. Для 3-й – фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком уровне им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя. Наиболее распространенными видами помощи являются: а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений; б) помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске). Различные виды помощи при выполнении учениками одного задания часто сочетаются друг с другом.

Наши рекомендации