Программа «Адаптация. Преемственность-1»

Детский сад – 1 класс.

Поступление ребенка в первый класс — это сложное испытание и для него самого, и для его родителей. «Вот и вырос наш малыш!», - с трепетом восклицают они, несмотря на то, что будущему ученику всего лишь 7 (а может быть, и 6) лет. Как сделать так, чтобы первокласснику в школе было комфортно, чтобы его первые неудачи не омрачили всю дальнейшую школьную жизнь, чтобы о начальной школе остались только радужные, светлые воспоминания? Что чувствует первоклассник, ступивший на порог школы? Гордость, ожидание чуда, тревогу... и… страх… Ведь страшно все, что неизвестно, ново. И часто страх-то и становится причиной дезадаптации (и не только ребенка, но и его родителей, а иногда и первой учительницы).
Другой причиной возникновения проблем адаптации специалисты называют несоответствие функциональных возможностей ребенка требованиям школы. Что такое «школьная зрелость»? Это не что иное, как необходимый уровень развития, который позволяет ученику без ущерба для здоровья, нормального развития справляться с учебной нагрузкой. Обучение требует зрелости определенных психических функций (восприятия, па­мяти, внимания и пр.) и личности в целом. Уровень зрелости отдельных психических функций, а также лич­ности определяется естественной динамикой возраст­ного развития, которая может иметь определенные индивидуальные особенности, то есть одни дети развиваются несколько бы­стрее, другие - медленнее.

Готовность к школе – это не только набор определенных умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка к 6 -7 годам. Готовность к школе включает в себя несколько основных компонентов:

§ Интеллектуальная готовность. Ориентировка ребенка в окружающем, запас его знаний, усвоенных в системе. Желание узнавать новое, любознательность. Сенсорное развитие. Развитие образных представлений. Развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой. Смысловое запоминание.

§ Личностная и социально-психологичес­кая готовность. Принятие позиции школьника. Положительное отношение к школе, к учебной деятельности, к учителям, к себе самому. По­требность в общении, умение подчиняться правилам и интересам группы, способность устанавливать от­ношения с другими детьми и взрослыми. Способность действовать совместно с другими.

§ Эмоционально-волевая готовность.Способность управлять своими эмоциями и поведением. Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем. Стремление преодолевать трудности. Стремление к достижению результата своей деятельности.

§ Физическая готовность. Состояние здоровья. Физическое развитие. Развитие анализаторных систем. Развитие мелких групп мышц. Координация движений в соответствии с возрастной нормой (прыжки, подскоки, бег и т.д.). Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.

Готовность ребенка к школе непосредственно связана с возрастными особенностями ребенка. В настоящее время в 1 класс поступают дети, достигшие возраста 6 лет и 6 месяцев. Необходимо отметить, что возрастные особенности шестилетнего ребенка, начинающего обучение в школе, существенно отличаются по сравнению с детьми 7 лет.

Главное отличие - у шестилетнего ребенка переход от игровой деятельности к учебной идет медленнее. Ребенок еще хочет играть гораздо больше, чем учиться!

Цели программы:

Предупреждение и преодоление трудностей адаптационного периода у учащихся 1 классов.

Сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из детского сада в 1 класс.

Задачи:

  1. Обеспечение эмоционально комфортных условий ребенку, поступающему в 1 класс.
  2. Помощь учителю в поиске наиболее эффективных путей взаимодействия с учениками в период их адаптации к школе.
  3. Оказание психологической помощи и поддержки ребенку и родителям.
  4. Формирование у учеников позитивного отношения к школе.
  5. Развитие у учеников социальных и общеучебных навыков.
  6. Способствование повышению уровеня психолого-педагогической компетентности учителей и родителей.

Этапы реализации программы «Адаптация. Преемственность -1»

I. Этап подготовки к поступлению в 1 класс

Сбор информации о ребёнке

Дата   Участники Мероприятия
февраль   Психолог ППМС – центра, логопед.  
  1. Встреча с воспитателями детского сада
  2. Знакомство с будущими первоклассниками посещение занятий, установление контакта с детьми.
  3. Знакомство с картами индивидуального сопровождения; личностными достижениями детей.
февраль   Администрация школы, сотрудники ППМС – центра.
  1. Собрание для родителей, будущих первоклассников «Готовность к обучению в школе»
  2. Буклет «Ребёнок идёт в школу».
март Учителя начальной школы, психологи. Обучающий семинар для учителей по подготовке к проведению пробного урока для дошкольников.
С 1 апреля Администрация школы, сотрудники ППМС – центра
  1. Приём документов в 1 класс
  2. Приглашение дошкольников и родителей на пробный урок.
апрель Учителя, сотрудники ППМС – центра
  1. Проведение пробного урока: первое знакомство со школьными правилами, встреча с учителями.
  2. Вручение писем дошкольникам и воспитателем от учителей начальной школы.
май Психолог учителя начальной школы. Анализ результатов проведения пробного урока.
май – июнь Администрация школы, психолог ППМС – центра, учителя начальной школы.
  1. Комплектование первых классов с учётом уровня готовности и личностных особенностей дошкольников.
  2. Консультирование родителей дошкольников по выбору образовательного маршрута.
май - июнь Воспитатели д/с, сотрудники ППМС-центра. Психолого-педагогический консилиум (обсуждение уровня готовности детей к школе, особенностей каждого ребёнка, удачных приёмов индивидуального взаимодействия с каждым ребёнком и его родителями)
май Сотрудники ППМС-центра Процедура передачи документации (карты индивидуального сопровождения развития детей, логопедические документы).


Наши рекомендации