Карта обследования предпосылок письменной речи

Карта обследования предпосылок письменной речи

Анкетные данные

Фамилия имя_________________________________________________________________________

Дата рождения________________________________________________________________________

Домашний адрес______________________________________________________________________

Из какого ДОУ поступил_______________________________________________________________

Решение МПК от _________________протокол № ______________принят на срок_______________

Диагноз медико – педагогической комиссии_______________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Дата заполнения речевой карты____________________Логопед:______________________________

Анамнез

Мать ________________________________________________________________________________

(профессия, возраст при рождении ребёнка)

Отец ________________________________________________________________________________

(профессия, возраст при рождении ребёнка)

Наличие наследственных, нервно – психических, хронических соматических заболеваний у родителей и ближайших родственников до рождения ребёнка________________________________

_____________________________________________________________________________________

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников________________________________

_____________________________________________________________________________________

От какой беременности ребёнок_________________________________________________________

Протекание беременности (токсикоз I половины, II половины беременности; травмы, падения матери во время беременности, психозы, стрессы, профессиональные вредности, хронические заболевания, инфекции)________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)_________________________

_____________________________________________________________________________________

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)________________________________

_____________________________________________________________________________________

Родовые травмы, какие именно _________________________________________________________

Когда закричал ребёнок, ( какие меры предпринимались, если закричал не сразу)_______________

_____________________________________________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия ( белая, синяя)_________________________________________________

Резус – фактор (отрицательный, положительный, совместимый, несовместимость резус – фактора матери и ребёнка)_____________________________________________________________________

Вес и рост при рождении_______________________________________________________________

Вскармливание (на какие сутки принесли кормить)_________________________________________

Как взял грудь________________________________________________________________________

Как сосал( наблюдались ли срыгивания, попёрхивания)_____________________________________

Грудное вскармливание до______________________________________________________________

Когда выписывались из роддома_________________________________________________________

Если задержались то почему____________________________________________________________

Состояние звукопроизношения

Исследуемые звуки Условия произношения С С* З З* Ц Ш Ж Щ Ч Л Л* Р Р*
При изолированном произношении                          
В слогах При открытых без стечения согласных                          
В закрытых без стечения согласных                          
Со стечением согласных                          
В словах В начале                          
В середине, в конце (кроме звонких)                          
Во фразах                          
В связной речи                          

Логопедическое заключение__________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспроизведение звукослоговой структуры слов

СЫР

СНЕГ

РОЗА

ВЕСНА

ГНЕЗДО

СЕНОКОС

КАРТОФЕЛЬ

ЗВЁЗДОЧКИ

ГОСУДАРСТВО
ОТЕЧЕСТВО

ЭЛЕКТРИЧКА

РАЗВЕДЧИКИ

ЭКСКАВАТОРЩИК

МИЛИЦИОНЕР

СКОВОРОДКА

КОСМОНАВТ

ВЕЛОСИПЕДИСТ

ЧИСТИЛЬЩИК

ВЫВОД:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анатомическое строение органов артикуляторного аппарата

Челюсти (дефекты верхней и нижней челюсти)____________________________________________

Прикус (передний открытый, боковой открытый, перекрёстный прикус, прогения, прогнатия)____

Губы (толстые, тонкие, наличие рубцов, короткая верхняя губа)______________________________

Зубы (двойной ряд зубов, отсутствие зубов, редкие зубы, очень мелкие зубы, расположенные вне челюстной дуги, диастемы между передними зубами)_______________________________________

_____________________________________________________________________________________

Язык (толстый, мясистый, «географический», длинный узкий язык, короткая подъязычная связка)_

_____________________________________________________________________________________

Твёрдое нёбо ( высокое «готическое», низкое, плоское)_____________________________________

_____________________________________________________________________________________

Мягкое нёбо (нормальное, укороченное, расщеплённое, раздвоенный маленький язычок, его отсутствие)___________________________________________________________________________

ВЫВОД_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности ручной и речевой моторики

A. Состояние ручной моторики

1. Ведущая рука____________________________________________________________

Ведущая нога____________________________________________________________

Ведущий глаз____________________________________________________________

2. Выполнение проб Хэда

Показать правой рукой левое ухо___________________________________________

Показать левой рукой правое ухо___________________________________________

Показать части тела у сидящего напротив человека____________________________

3. Оптико – кинестетическая организация движений (пробы на праксис позы)

Соединить 1й и 2й пальцы в виде кольца_____________________________________

Вытянуть 2й и 3й пальцы (остальные согнуты)_______________________________

Вытянуть 2й и 5й пальцы (остальные согнуты)_______________________________

4. Динамическая организация движений пальцев:

a) Перебор пальцев

§ Правой рукой______________________________________________

§ Левой рукой________________________________________________

§ Одновременно двумя руками_________________________________

b) Имитация игры на рояле:

§ Правой рукой______________________________________________

§ Левой рукой________________________________________________

§ Одновременно двумя руками_________________________________

Особенности динамической стороны речи

Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)____________________________________________

Ритм (нормальный, дизритмия)__________________________________________________________

Употребление ударений (словесного, логического)_________________________________________

Употребление пауз в потоке речи (нормальное, излишне частое, излишне редкое)_______________

_____________________________________________________________________________________

Особенности голоса:

§ Сила голоса (слишком громкий, очень тихий, затухающий итд.)_______________________

§ Высота голоса (высокий, низкий, соответствует возрасту)_____________________________

§ Тембр голоса (хриплый, сиплый, резкий, с носовым оттенком и др.)____________________

§ Употребление основных видов интонации, их оттенков (вопросительной, побудительной, повествовательной)_____________________________________________________________

§ Выразительность речи (нормальная, монотонная)____________________________________

ВЫВОД__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние слуховой функции и восприятия речи

Состояние биологического слуха (по данным медкарты)____________________________________

_____________________________________________________________________________________

Понимание речи (беседа, выполнение различных инструкций)_______________________________

_____________________________________________________________________________________

Состояние речевой моторики

Параметры упражнения Наличие или отсутствие движения Тонус Активность Объём Точность Темп Замена Синкинезии Переключение
Для мышц лица                  
1.Нахмуривание бровей                  
2.Поднимание вверх бровей                  
3.Зажмуривание глаз                  
4.Спокойное закрывание и открывание глаз                  
5.Последовательное закрывание и открывание правого, затем левого глаза                  
6.Надувание щёк                  
7.Втягивание щёк                  
8.Надувание щёк                  
9.Надувание только левой щеки                  
Для челюстей                  
1.Широкое открывание и закрывание рта                  
2.Движение нижней челюстью вправо - влево                  
Для губ                  
1.Растягивание губ в улыбке                  
2. Вытягивание губ вперёд трубочкой                  
3.Улыбка - трубочка                  
4.Поднимание верхней губы вверх                  
5.Опускание нижней губы вниз                  
6.Одновременное поднимание верхней губы вверх, и опускание нижней губы вниз                  
Для языка                  
1.Широкий язык –(«лопаточкой») на нижней губе                  
2.Высовывание узкого языка(«жалом»)                  
3.Язык широкий -узкий                  
Укладывание широкого языка на нижнюю губу(«качели»)                  
5.Круговое облизывание кончиком языка губ –«вкусное варенье»                  
6.Язык в форме «лодочки»(боковые края языка приподняты)                  
7.Язык в форме «чашечки»                  
8.Шёлканье «цоканье» кончиком языка                  
9.Движения языком вправо –влево «маятник»                  
Для мягкого нёба                  
1.Отрывистое на твёрдой атаке голоса при широко открытом рте произнесение буквы «А»                  
2.Зевание при широко открытом рте                  

Вывод__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализ предложений на слова

a. СТОЯТ ТЁПЛЫЕ ДЕНЬКИ.

§ Количество слов________________________________________________________________

§ Последовательность слов________________________________________________________

§ Место слов в предложении по отношению друг к другу_______________________________

b. ОСЕНЬЮ ЧАСТО ЛЬЮТ ДОЖДИ.

§ Количество слов________________________________________________________________

§ Последовательность слов________________________________________________________

§ Место слов в предложении по отношению друг к другу_______________________________

c. ЗИМОЙ В ПОЛЕ УНЫЛО ВОЕТ ВЕТЕР.

§ Количество слов________________________________________________________________

§ Последовательность слов________________________________________________________

§ Место слов в предложении по отношению друг к другу_______________________________

d. ЖЁЛТЫЕ ЛИСТЬЯ ПАДАЮТ НА ЗЕМЛЮ.

§ Количество слов________________________________________________________________

§ Последовательность слов________________________________________________________

§ Место слов в предложении по отношению друг к другу_______________________________

Фонематический анализ слов.

a. Узнавание звука на фоне слова:

Определить есть ли звук «М» в словах: МЫШКА, ДЕРЕВО, РАМА, РАК, ДОМ, КОШКА, КОМНАТА, ЛАМПА.

Определить, есть ли звук «Ч» в словах: ЧУЛОК, ГОРКА, КАЧЕЛИ, ЧИСТЫЙ, ДРОВА, НОЧЬ, ПЕЧКА, ТАБУРЕТКА.

b. Выделение первого ударного гласного из слова: АСТРА- ИВА- УТКА- АИСТ-

c. Выделение последнего согласного звука из слова:

МАК-

КАРАНДАШ-

ДОМ-
АИСТ-

ПАЛЕЦ-

КРОВАТЬ-
ТАНКИСТ-

МИЛИЦИОНЕР-

АВТОМОБИЛЬ-

d. Определение места звука в слове (начало, середина, конец):

Определение места звука «Р» в словах:

РАКЕТА-

АРБУЗ-

САМОВАР-
МОРЖ-

ПАРКЕТ-

КОРКА-

ДРОВА-

КРУГ-

ДВОР-

e. Определение количества звуков в словах:

ДЫМ-

ЧЕРЁМУХА-
КАША-

СТЕНА-
ШАПКА-

КАЛИТКА-
КРЫША-

ДИКТАНТ-

f. Определение места звука по отношению к другим звукам в слове (позиционный анализ)

§ Определить какой по счёту звук «Р» в словах:

РЫБА-

ТРАВА-
ПАРОХОД-

ФЕВРАЛЬ-
АРКА-

ЗАВТРАК-
ДОРОГА-

АРМИЯ-

§ Назвать соседей звука «Ш» в словах:

КОШКА-

ПОРОША-
СМЕШНО-

СЛЫШНО-
УШКИ-

СОЛНЫШКО-

Состояние словарного запаса

Карта обследования предпосылок письменной речи

Анкетные данные

Фамилия имя_________________________________________________________________________

Дата рождения________________________________________________________________________

Домашний адрес______________________________________________________________________

Из какого ДОУ поступил_______________________________________________________________

Решение МПК от _________________протокол № ______________принят на срок_______________

Диагноз медико – педагогической комиссии_______________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Дата заполнения речевой карты____________________Логопед:______________________________

Анамнез

Мать ________________________________________________________________________________

(профессия, возраст при рождении ребёнка)

Отец ________________________________________________________________________________

(профессия, возраст при рождении ребёнка)

Наличие наследственных, нервно – психических, хронических соматических заболеваний у родителей и ближайших родственников до рождения ребёнка________________________________

_____________________________________________________________________________________

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников________________________________

_____________________________________________________________________________________

От какой беременности ребёнок_________________________________________________________

Протекание беременности (токсикоз I половины, II половины беременности; травмы, падения матери во время беременности, психозы, стрессы, профессиональные вредности, хронические заболевания, инфекции)________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)_________________________

_____________________________________________________________________________________

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)________________________________

_____________________________________________________________________________________

Родовые травмы, какие именно _________________________________________________________

Когда закричал ребёнок, ( какие меры предпринимались, если закричал не сразу)_______________

_____________________________________________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия ( белая, синяя)_________________________________________________

Резус – фактор (отрицательный, положительный, совместимый, несовместимость резус – фактора матери и ребёнка)_____________________________________________________________________

Вес и рост при рождении_______________________________________________________________

Вскармливание (на какие сутки принесли кормить)_________________________________________

Как взял грудь________________________________________________________________________

Как сосал( наблюдались ли срыгивания, попёрхивания)_____________________________________

Грудное вскармливание до______________________________________________________________

Когда выписывались из роддома_________________________________________________________

Если задержались то почему____________________________________________________________

Состояние звукопроизношения

Исследуемые звуки Условия произношения С С* З З* Ц Ш Ж Щ Ч Л Л* Р Р*
При изолированном произношении                          
В слогах При открытых без стечения согласных                          
В закрытых без стечения согласных                          
Со стечением согласных                          
В словах В начале                          
В середине, в конце (кроме звонких)                          
Во фразах                          
В связной речи                          

Логопедическое заключение__________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наши рекомендации