Реализации муниципальной программы
Комплексное решение вопросов, связанных с эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов на территории города Череповца, является одной из приоритетных задач экономического развития социальной и жилищно-коммунальной инфраструктуры. Рост тарифов на тепловую и электрическую энергию, цен на топливо, ресурсы, инфляция приводят к повышению расходов на энергообеспечение жилых домов, учреждений социальной сферы, увеличению коммунальных платежей населения. Данные негативные последствия обусловливают объективную необходимость экономии топливно-энергетических ресурсов на территории города и актуальность проведения единой целенаправленной политики энергосбережения.
Решение проблемы связано с осуществлением комплекса мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов на территории города. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности следует рассматривать как один из основных источников будущего экономического роста.
Приоритетными направлениями, в которых требуется решение первоочередных задач по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, являются:
- бюджетный сектор;
- жилищный фонд;
- системы коммунальной инфраструктуры.
Динамика потребления энергоресурсов и воды за 2009-2012 годы представлена в таблице 1.
Таблица 1
Наименование | Ед.изм. | Объемы потребления по годам | |||
Тепловая энергия | тыс. Гкал | 2 475,66 | 2 701,17 | 2 519,32 | 2 596,42 |
Электрическая энергия | тыс. кВтч | 594 660,00 | 601 074,57 | 586 292,00 | 611 435,00 |
Вода | тыс. куб.м | 44 315,96 | 42 201,50 | 39 010,80 | 37 233,70 |
Как следует из таблицы, объемы потребления воды устойчиво снижаются, начиная с 2009 года. Объемы потребления тепловой и электрической энергии не стабильны и определяются преимущественно климатическими факторами.
Особый интерес в вопросе энергосбережения вызывают объекты бюджетной сферы, так как данные учреждения потребляют достаточно большое количество ресурсов, в то же время их потенциал энергосбережения весьма высокий.
Оснащенность приборами учета учреждений и организаций, финансируемых за счет средств городского бюджета, по состоянию на 01.01.2013 составила 100%.
Обязанность, возложенная на бюджетные учреждения, – снижение в сопоставимых условиях потребляемых ресурсов в течение 5 лет не менее чем на 15% от объема фактически потребленных ресурсов в 2009 году с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3% - за 2010-2012 год не выполнена.
Основными проблемами энергосбережения в зданиях бюджетной сферы города являются изношенность внутридомовых инженерных сетей, значительные тепловые потери через ограждающие конструкции зданий, а также отсутствие энергосберегающего оборудования, тогда как во внедрении прогрессивных энергоэффективных технологий скрыт основной резерв энергосбережения.
Анализ существующего положения в области энергосбережения в городе показал, что мероприятия по энергосбережению в зданиях бюджетной сферы практически не реализуются. Причинами являются низкий объем финансирования и отсутствие четко определенных практических механизмов проведения энергосберегающей политики.
При дальнейшем сохранении таких тенденций неизбежно увеличение потребления коммунальных ресурсов бюджетными организациями из-за увеличения потерь ресурсов вследствие физического износа инженерных сетей и оборудования, что приведет к значительному увеличению финансовых средств, расходуемых на оплату коммунальных ресурсов и работ по поддержанию объектов инженерной инфраструктуры в технически исправном состоянии.
В ситуации, когда энергоресурсы становятся рыночным фактором и формируют значительную часть затрат городского бюджета, возникает необходимость в энергосбережении и повышении энергетической эффективности зданий, находящихся в муниципальной собственности, пользователями которых являются муниципальные учреждения.
Для успешного решения задачи повышения эффективности потребления энергоресурсов организациями с участием муниципального образования предлагается реализация мероприятий муниципальной программы, представленных в подпрограмме «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в организациях с участие муниципального образования».
Жилищный фонд города на 01.01.2013 составляет 7,377 млн. квадратных метров. Население города по состоянию на 01.01.2013 составляет 315,7 тыс. человек и является самым крупным потребителем энергоресурсов. На начало 2013 года в эксплуатации находятся 1689 многоквартирных и 1308 жилых домов.
Годовое потребление энергетических ресурсов жилищным фондом города составляет свыше 60 % от общего отпуска энергоресурсов энергоснабжающими предприятиями.
Эффективное управление многоквартирными домами невозможно без использования энергосберегающих технологий – применение современных теплоизоляционных материалов, установка приборов учета энергоресурсов, замена изношенных трубопроводов, установка энергосберегающего оборудования.
При использовании данных технологий возможно не только улучшение качественных характеристик жилых домов, комфортности проживания, но и значительное сокращение издержек по содержанию и ремонту зданий, увеличение межремонтных сроков, экономия коммунальных ресурсов, что приведет в конечном итоге к снижению платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Для решения задачи повышения эффективности потребления энергоресурсов в жилищном фонде города предлагается реализация мероприятий муниципальной программы, представленных в подпрограмме «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде».
В состав организаций коммунального комплекса города входят предприятия и организации, занимающиеся производством, передачей и сбытом электрической, тепловой энергии, газа, водоснабжением и водоотведением, утилизацией твердых бытовых отходов.
Коммунальный комплекс является важнейшей инфраструктурной отраслью муниципального образования, определяющей показатели и условия энергообеспечения его экономики, социальной сферы и населения.
Снижение неэффективных затрат коммунального комплекса в настоящее время является приоритетным не только в вопросах ценообразования и снижения расходов на услуги коммунального комплекса, но и в вопросах энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
По состоянию на 01.01.2013 фактический износ оборудования муниципальных предприятий коммунального комплекса, предназначенного для производства, транспортировки энергетических ресурсов, составляет более 45 %.
Основу систем жизнеобеспечения любого современного города составляют многочисленные трубопроводы – водо-, газо- и теплоснабжения, бытовой и ливневой канализации. Эти сети создавались десятилетиями, и их протяженность измеряется многими сотнями километров. В настоящее время состояние коммунальных сетей представляет собой проблему, серьезность которой нельзя недооценивать.
В Череповце 323,4 км тепловых сетей, 215,4 из них уже отслужили свой нормативный срок, общий износ тепловых сетей составляет 54%. Не лучше ситуация и с оборудованием котельных – износ 35%. Потери тепловой энергии за 2013 год составили15,7% от отпущенной энергии всем потребителям.
Износ водопроводных и канализационных сетей составляет 72% и 66 % соответственно, при этом 214 км водопроводных и 134 км канализационных сетей отслужили установленные нормативные сроки. Потери за 2013 год составили почти 11,96 % от общего отпуска воды всем потребителям.
Электрических сетей в городе более 1200 км, из них 430 отслужили нормативный срок. Потери электрической энергии за 2013 год составили 6,05 %.
Для успешного решения задачи повышения эффективности потребления энергоресурсов организациями коммунального комплекса предлагается реализация мероприятий муниципальной программы, представленных в подпрограмме «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в коммунальном хозяйстве».
Решение проблем энергосбережения топливно-энергетических ресурсов на территории города возможно только в комплексе и требует взаимодействия между органами государственной власти Вологодской области, органами местного самоуправления и организациями жилищно-коммунального комплекса, направленного на осуществление энергосберегающих мероприятий. Существенное повышение уровня энергетической эффективности может быть обеспечено только за счет использования программно-целевых инструментов, поскольку:
- затрагивает все отрасли экономики и социальную сферу, всех производителей и потребителей энергетических ресурсов;
- требует государственного регулирования и высокой степени координации действий не только федеральных органов исполнительной власти, но и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан;
- требует запуска механизмов обеспечения заинтересованности всех участников мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в реализации целей и задач муниципальной программы;
- требует мобилизации ресурсов и оптимизации их использования.
Решение проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности носит долгосрочный характер, что обусловлено необходимостью замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой технологической базе.
Перспективное строительство жилья и объектов социально-культурной сферы потребует существенных дополнительных мощностей для надежного обеспечения новых потребителей. Развитие энергосбережения позволит не только в сжатые сроки и с наименьшими затратами высвободить энергетические мощности для обеспечения темпов роста экономики города, но и снизить возрастающие расходы на коммунальные платежи у населения, таким образом энергосбережение имеет еще и социальную направленность.
Приоритеты в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов муниципальной программы, сроки и этапы реализации муниципальной программы
Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы определены исходя из требований Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также исходя из стратегии развития города - повышение энергоэффективности является одним из приоритетных направлений развития города в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Целями муниципальной программы являются:
- переход города на энергосберегающий путь развития на основе обеспечения рационального использования энергетических ресурсов при их производстве, передаче и потреблении;
- снижение расходов городского бюджета на энергоснабжение муниципальных зданий, строений, сооружений за счет рационального использования всех энергетических ресурсов и повышение эффективности их использования;
- создание условий для экономии энергоресурсов в жилищном фонде.
Задачи муниципальной программы:
- сокращение потребления энергоресурсов;
- сокращение потерь энергоресурсов;
- обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов и осуществление расчетов за потребленные энергетические ресурсы с использованием приборов учета;
- проведение обязательных энергетических обследований и паспортизации потребителей энергетических ресурсов;
- внедрение энергосберегающих технологий и энергоэффективного оборудования в организациях с участием муниципального образования, жилищно-коммунальном хозяйстве, в энергетике и наружном освещении;
- создание резервных энергетических мощностей за счет реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при их передаче.
В муниципальной программе предусмотрена система целевых индикаторов и показателей, отражающих целевую результативность ее мероприятий (приложение 1 к муниципальной программе).
Целевые показатели муниципальной программы определены в соответствии с Методикой расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.06.2014 № 399, по следующим группам:
- общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в муниципальном секторе;
- целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде;
- целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры.
Успешная реализация муниципальной программы позволит достичь:
- наличия в организациях с участием муниципального образования энергетических паспортов (100 %).
- сокращения энергопотребления бюджетной сферы на 15% к 2018 году по сравнению с 2009 годом (базовым годом).
- полного перехода на приборный учет при расчетах организаций муниципальной бюджетной сферы, жилищного фонда с организациями коммунального комплекса (100 %).
- обеспечения необходимых условий для достижения удельного потребления энергоресурсов и воды в расчете на одного жителя к 2018 году (воды – 117,3 м3 в год на человека; электрической энергии – 1846 кВт/ч в год на одного проживающего; тепловой энергии – 7,53 Гкал в год на человека).
Повышение эффективности использования энергоресурсов, развитие всех отраслей экономики по энергосберегающему пути будет происходить в том случае, если в каждой организации будут проводиться мероприятия по энергосбережению.
Для исключения негативных последствий реализации таких мероприятий все организационные, правовые и технические решения в этом направлении должны обеспечивать комфортные условия жизнедеятельности человека, повышение качества и уровня жизни населения, развитие экономики и социальной сферы на территории муниципального образования.
Реализация муниципальной программы предусмотрена на период с 2014 по 2018 годы.