Производственная (педагогическая) практика
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) ПРАКТИКА
Направление подготовки
44.03.01 Педагогическое образование
Профиль подготовки
Дошкольное образование
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Чебоксары
Цель практики
Целью педагогической (производственной) практики является формирование профессиональных компетенций обучающихся в области педагогической деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста.
Задачи практики
Задачами производственной (педагогической) практики являются:
- формирование умений проектировать и моделировать содержание образования детей дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- формирование умений осуществлять работу с родителями воспитанников;
- формирование умений создавать условия для осуществления педагогического сопровождения воспитания, обучения и развития ребенка на основе использования современных технологий в вариативных моделях дошкольного образования.
- развитие способности к оцениванию личностных достижений ребенка и разработке индивидуальной программы его развития.
Место практики в структуре ОПОП ВО
Производственная (педагогическая) практика является обязательной и представляет собой вид учебных занятий, ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. В процессе практики обучающиеся используют знания, умения, сформированные в процессе изучения дисциплин: дошкольная педагогика, методика обучения и воспитания в области дошкольного образования, моделирование образовательных программ, профессиональная этика, информационные и коммуникационные технологии в дошкольном образовании, психология раннего возраста, детская практическая психология, детская психология, возрастная анатомия, физиология и гигиена, основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста. Обучающиеся должны владеть технологиями наблюдения, педагогической рефлексией, умениями составлять психологическую характеристику на ребенка и группу детей, проводить диагностическое обследование, анкетирование родителей, технологиями организации образовательной работы в группах детей дошкольного возраста.
Обучающиеся должны знать содержание дисциплин, необходимых для организации образовательного процесса в группе детей раннего и дошкольного возраста.
Обучающиеся должны уметь оформлять необходимую документацию по обследованию детей и планированию образовательной деятельности.
Вид, тип, способ и форма проведения практики
вид практики - производственная;
тип практики: педагогическая практика;
способ проведения практики - стационарная;
форма проведения практики - дискретно.
Место и время проведения практики
Производственная (педагогическая) практика входит в раздел учебного плана – практики, вариативная часть Б.2.П.2
Практика проводится в группах детей раннего и дошкольного возраста в 6 и 8 семестрах. Место проведения практики – дошкольные образовательные организации (ДОО) г. Чебоксары и Новочебоксарска, с которыми заключены договора о сотрудничестве. В ДОО практикант находится в течение шести часов посменно в соответствии с графиком, утвержденным групповым руководителем. Студенты, работающие в ДОУ, проходят практику по месту работы.
В течение дня студенты наблюдают, анализируют педагогический опыт – 1 час; организуют образовательную и развивающую работу (как самостоятельно, так и совместно с воспитателем или психологом) – 4 часа; изучают документы, подводят итоги – 1 час.
Дни, пропущенные по уважительной причине, должны быть подтверждены документально и отработаны студентом в другое время. Конспекты зачетных видов деятельности должны быть заранее проверены и утверждены групповым руководителем.
Структура практики
Содержание практики
Содержание производственной (педагогической) практики в группах детей раннего и дошкольного возраста в 6 семестре
Практика в группе детей раннего возраста
(1-3 недели)
Подготовительный этап
Неделя
Знакомство с дошкольной организацией. Беседа с руководителем, старшим воспитателем. Экскурсии по учреждению, изучение условий, созданных в группах раннего возраста. Распределение студентов по группам для ежедневной самостоятельной работы в качестве воспитателя (по 2-4 человека). Наблюдение за детьми. Из беседы с руководителем студенты узнают о типе и виде дошкольной организации, обеспеченности его педагогическими кадрами и квалификации педагогов, контингенте и возрастном составе детей. Знакомятся с оснащением дошкольной организации, оборудованием и игрушками, их назначением, соответствием возрасту; изучают особенности условий, режима жизни 2-3-летних детей, организации их питания и медицинского обслуживания; укрепляют свои знания об особенностях развития детей раннего возраста.
Основной этап
Неделя
За каждым студентом закрепляется один ребенок 2-го или 3-го года жизни для наблюдения за его развитием (с целью составления характеристики). Наблюдение в группе за организацией самостоятельной деятельности малышей. Самостоятельная работа студентов с детьми.
Изучение особенностей организации режимных процессов в группах раннего возраста. Знакомство с документацией группы. Самостоятельная работа с детьми.
Проведение хронометража занятия детей 3-го года жизни.
Проведение хронометража самостоятельной деятельности детей 3-го года жизни. Каждый студент ведет запись наблюдений за одним-двумя детьми. Изменения в поведении малышей фиксируются каждые 5 мин. Беседа с родителями.
Завершение сбора материала для письменной характеристики детей (выявление особенностей поведения и развития малышей во время бодрствования, знакомство с историей развития и другой документацией ребенка). Оформление характеристики. Самостоятельная работа с детьми в группе. Выполнение заданий по теме курсового исследования.
Знакомство с содержанием работы старшего воспитателя, психолога, медицинского работника: изучение планов воспитательно-образовательной работы, материалов методического кабинета, дидактических пособий. Участие в проведении диагностики развития детей.
Обсуждение характеристик развития и поведения детей.
Выполнение заданий по теме курсового исследования.
Наблюдение за занятиями, проводимыми воспитателями, и подготовка студентов к проведению открытых занятий. Самостоятельное проведение режимных процессов, дидактических и подвижных игр.
Заключительный этап
Неделя
Самостоятельная работа с детьми в паре с воспитателем в течении всего рабочего дня. Открытые занятия для студентов всей группы. Обсуждение открытых занятий.Обсуждение итогов практики, составление отчета о прохождении практики студентом.
Подготовительный этап
Неделя
Знакомство с дошкольной организацией: зданием, участком, оборудованием, режимом работы, административно-хозяйственным персоналом. Проведение инструктажа «Об охране жизни и здоровья детей в детском саду», знакомство с правилами внутреннего распорядка, охраны труда и техники безопасности. Распределение по возрастным группам. Знакомство с воспитателями и детьми группы. Знакомство с организацией условий жизни детей возрастной группы. Изучение индивидуальных особенностей детей. Наблюдение за процессом разностороннего развития детей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое). Наблюдение и анализ организации режимных процессов:
- соблюдение принципа постепенности;
- распределение обязанностей между воспитателем и его помощником;
- решение воспитательных задач;
- навыки и умения детей в различные моменты режима, уровень их сформированности;
- приемы, используемые воспитателем, при формировании тех или иных умений.
Наблюдение и анализ проведения утренней гимнастики. Наблюдение и анализ организации прогулки и самостоятельной деятельности детей. Изучение и анализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми. Выполнение эксперимента по курсовой работе.
Основной этап
Неделя
Наблюдение и анализ непосредственной образовательной деятельности (НОД), занятий или иных форм работы с детьми по физическому воспитанию, экологическому образованию, изобразительной деятельности, развитию речи, музыкальному воспитанию, математическому образованию детей. Проведение режимных процессов и оказание помощи в организации НОД и других форм работы с детьми. Изучение особенностей организации и руководства играми детей, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-ритмической, изобразительной, двигательной деятельности, восприятия литературы и фольклора. Разработка конспектов утренней гимнастики, прогулки, самостоятельной деятельности детей, образовательной деятельности по освоению образовательных областей и подготовка к их проведению. Самостоятельная организация и проведение игр с детьми и других форм и видов организации детской деятельности. Самостоятельное проведение утренней гимнастики. Организация прогулки и самостоятельной деятельности детей. Пробное проведение НОД или иных форм работы с детьми по освоению образовательных областей на основе комплексно-тематического планирования. Составление психологических характеристик.
Заключительный этап
Неделя
Зачетное проведение НОД или других форм работы с детьми по освоению образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое. Самостоятельная работа по плану воспитателя в течении 1-ой половины дня. Самостоятельная работа по плану воспитателя в течении 2-ой половины дня. Оформление документации. Участие в Совете педагогов по итогам практики и выставление оценок.
Содержание производственной (педагогической) практики в группах детей дошкольного возраста в 8 семестре
Подготовительный этап
Неделя
1. Знакомство с дошкольной организацией: зданием, участком, оборудованием, режимом работы, административно-хозяйственным персоналом.
2. Проведение инструктажа «Об охране жизни и здоровья детей в детском саду», знакомство с правилами внутреннего распорядка, охраны труда и техники безопасности.
3. Распределение по возрастным группам.
4. Знакомство с воспитателями и детьми группы.
5. Знакомство с организацией условий жизни детей возрастной группы. Изучение индивидуальных особенностей детей.
6. Наблюдение за процессом разностороннего развития детей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое).
7. Наблюдение и анализ организации режимных процессов:
- соблюдение принципа постепенности;
- распределение обязанностей между воспитателем и его помощником;
- решение воспитательных задач;
- навыки и умения детей в различные моменты режима, уровень их сформированности;
- приемы, используемые воспитателем, при формировании тех или иных умений.
8. Наблюдение и анализ проведения утренней гимнастики, развлечения, экскурсии, игровой, трудовой, опытно-экспериментальной, моделирования и других видов деятельности, работы с родителями.
9. Наблюдение и анализ организации прогулки и самостоятельной деятельности детей.
10. Изучение и анализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми.
11. Выполнение эксперимента по курсовой работе.
Основной этап
Неделя
1. Наблюдение и анализ непосредственной образовательной деятельности (НОД) и иных форм взаимодействия с детьми.
2. Проведение режимных процессов и оказание помощи в организации НОД и других форм работы с детьми.
3. Изучение особенностей организации и руководства играми детей, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-ритмической, изобразительной, двигательной деятельности, восприятия литературы и фольклора; работы с родителями.
4. Разработка конспектов утренней гимнастики, прогулки, самостоятельной деятельности детей, образовательной деятельности по освоению образовательных областей и подготовка к их проведению.
5. Самостоятельная организация и проведение игр с детьми, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-ритмической, изобразительной, двигательной деятельности, восприятия детьми литературы и фольклора.
6. Самостоятельное проведение утренней гимнастики, опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности, моделирования.
7. Организация прогулки и самостоятельной деятельности детей.
8. Пробное проведение НОД и иных форм взаимодействия с детьми по освоению образовательных областей.
9. Изучение семьи ребенка.
10. Самостоятельное проведение работы с родителями (анкетирование, беседы, консультации, конференции и др.).
11. Подготовка и проведение досуга с детьми.
12. Составление психологических характеристик на ребенка и группу детей.
Приложение 1
Методические рекомендации для студентов
Наиболее информативным и доступным методом изучения режима является хронометраж, позволяющий установить длительность и последовательность выполнения основных видов и элементов деятельности детей. Хронометражный метод исследования технически прост. Его можно проводить, не нарушая режима работы дошкольной организации, не отвлекая детей от выполняемого вида деятельности. Хронометраж может быть индивидуальным и массовым.
Для изучения различных режимных процессов используется поминутный хронометраж. Для этого в протоколе в течение каждой минуты наблюдения фиксируется характер деятельности каждого ребенка.
Индивидуальный хронометраж дает возможность получить точную временную характеристику отдельных элементов режимного процесса. Наблюдения осуществляются за одним – двумя детьми.
ПРОТОКОЛ 1
поминутного хронометража занятия (длительность занятия –20мин)
ФИО ребенка – Иванов Николай Валерьевич Дата – 15.02.2005 Номер ДОУ – 75 Группа – 1 Вид занятия – музыкальное | |||||||||||||||||||
П | П | О | О | О | О | Л | Л | Л | Л | Л | Л | Л | Л | Л V | Р V | Р V | Р V | У | У |
П – подготовка рабочего места;
О – объяснение и показ воспитателя;
Л – выполнение задания;
Р – обсуждение полученных результатов;
У – уборка рабочего места;
V – отвлечение от занятий.
Наблюдение за поведением детей. Существенной задачей в гигиенической оценке режимных процессов является наблюдение за поведением детей. Оно может служить критерием при оценке правильности построения и организации различных видов деятельности детей.
В протоколе фиксируются реакции, свидетельствующие о наступлении утомления.
ПРОТОКОЛ 2
хронометража реакций детей во время занятия
(длительность занятия – 20 мин)
Ф.И.О. | Время | занятия | (мин.) | Итого | ||||
1-5 | 6-10 | 11-15 | 16-20 | В | Т | О | ||
Иван С. Катя Т. Егор В. | О В В | В В ВВТТ | - - | - - | ||||
Всего | ||||||||
О – отвлечение от занятия;
В – реакции возбуждения (двигательное и / или речевое беспокойство);
Т – реакция торможения.
Анализ результатов хронометража позволяет выявить время развития утомления у большинства детей; определить детей с повышенной утомляемостью и поэтому требующих внимания воспитателя, медицинского персонала, родителей. На основании результатов хронометража вносятся коррективы в построение занятия.
Хронометраж самостоятельной деятельности детей
(фамилия, имя, возраст ребенка) Иванова Катя, 2 года 6 месяцев
Время | Содержание | Взаимоотношения с другими детьми | Воздействие воспитателя |
9.00 | Подошла к окну | Вопрос: «Что ты видишь в окошке?» | |
9.05 | Подбежала к детям | Отнимает игрушку | Указание: «Катя, попроси вежливо, скажи: Дай, пожалуйста» |
9. 10 | Играет с игрушкой | Показывает детям игрушку | |
и т.д. |
Делая письменный анализ хронометража, обратите внимание на следующие вопросы:
1. Виды деятельности ребенка.
2. Проявление избирательного отношения к тому или иному виду деятельности.
3. Место сюжетной игры среди других видов деятельности.
4. Характеристика устойчивости деятельности.
5. Форма общения с другими детьми.
6. Участие взрослого в деятельности ребенка, использование приемов комплексного воздействия на игру детей.
При анализе наблюдаемых занятий обратите внимание на следующие вопросы:
1. Вид занятия, продолжительность.
2. Содержание программного материала: воспитательные и образовательные задачи, соответствие их возрастным возможностям детей.
3. Специфика использования наглядно-действенного метода обучения применительно к детям раннего возраста.
4. Использование наглядного материала.
5. Приемы активизации речи и деятельности детей.
Примерные вопросы для бесед с родителями:
По какому режиму живет ребенок дома?
Соответствует ли домашний распорядок дня режиму дошкольной организации?
Сколько раз спит малыш днем в выходные дни?
Аппетит ребенка.
Положительные и отрицательные привычки.
Любимые игрушки. Место хранения игрушек.
С кем ребенок играет дома?
Вопросы могут быть дополнены, изменены в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Во время практики студенты ведут дневник, в котором должен найти отражение каждый день.
Приложение 2
Структура написания отчета
1. Место прохождения практики, сроки.
2. Цель и задачи практики.
3. Впечатления от знакомства с детьми и ДОУ.
4. Краткая характеристика проведенных мероприятий в течение практики (что удалось выполнить, что еще следует «отработать»; как осуществлялась подготовка к занятиям; характер трудностей в ходе работы и т.д.).
5. Оценка роли практики в профессиональном росте студента.
6. Предложения по улучшению содержания и организации педагогической практики.
7. Дата составления отчета. Личная подпись студента.
Приложение 3
Оформление индивидуального плана
УТВЕРЖДАЮ
Методист______________________
«___» ____________________20__г.
Индивидуальный план
Производственной (педагогической) практики студентки ____ курса направления подготовки Педагогическое образование, профиля «Дошкольное образование» факультета Дошкольной и коррекционной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева» ___________________________ (Ф.И.О. студента) в МБДОУ №____
с ___________ по ___________ 20__г.
Основные направления работы | Задания, выполняемые студентом | Календарные сроки выполнения задания | Отметки о выполнении |
Студент-практикант _______________/______________________/
(подпись) (расшифровка подписи)
Согласован:
Руководитель практики
от организации ___________/_________________/
(подпись) (расшифровка подписи)
Приложение 4
Оформление дневника студента-практиканта
ДНЕВНИК
Производственной (педагогической) практики студентки ____ курса направления подготовки Педагогическое образование, профиля «Дошкольное образование» факультета Дошкольной и коррекционной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева» ___________________________ (Ф.И.О. студента) в МБДОУ №____
с ___________ по ___________ 20__г.
Методист по профилю _______________________
Руководитель практики в профильной организации _______________________
Методист по педагогике _____________________
Методист по психологии _______________________
Заведующий МБДОУ _______________________
Старший воспитатель МБДОУ _____________________
Заметки с установочной конференции
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата | Анализ содержания практики (положительные моменты, недостатки) |
Приложение 5
Общие сведения о ребенке
Фамилия, имя____________
Дата рождения___________
Общее физическое развитие_________
Состояние здоровья________________
Состав и особенности семьи_________
Особенности жизни в семье
а) взаимоотношения ребенка с родителями (с кем из родителей больше общается, к кому больше привязан)
б) организация деятельности ребенка в семье (чем больше занимается ребенок, играют ли с ним, если да, то кто и во что); помогает ли ребенок взрослым, есть ли у него игрушки, кто их убирает, есть ли детский уголок.
Особенности характера
а) ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера (жизнерадостность, общительность, настойчивость, эгоизм и т. д);
б) есть ли повышенная обидчивость, упрямство, агрессивность, скрытность, замкнутость и пр.
в) преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное);
г) отношение к своим успехам и неудачам в разных видах деятельности (игре, занятиях и др.).
Приложение 6
Группы детей
I. Взаимоотношения между детьми в группе:
1. Распределение по статусным категориям («звезды», «принятые», «непринятые», «изолированные»).
2. Анализ мотивов, которыми руководствуются дети при социометрических выборах.
3. Возможные причины, по которым дети попали в крайние статусные категории (обусловлены ли они личностными качествами испытуемых или трудностями во взаимоотношениях со сверстниками – мотивационного или операционального характера).
4. Соотношение благоприятных и неблагоприятных статусных категорий, уровень благополучия детей в группе, коэффициент взаимности.
5. Интенсивность (частота) и экстенсивность (широта) общения сверстников в группе; наличие относительно длительных и устойчивых микро-объединений.
6. Особенности общения детей изучаемой группы:
- характер обращений детей друг к другу (в доброжелательном или приказном тоне);
- характерны ли проявления взаимопомощи, сочувствия по отношению к сверстникам (приведите конкретные примеры, зафиксированные Вами в процессе наблюдения);
- есть ли конфликты (в случае положительного ответа, укажите возможные причины их возникновения).
II.Взаимоотношения воспитателя с детьми
1.Эмоциональное отношения воспитателя к детям: положительное или отрицательное (устойчивое или неустойчивое). Укажите, проявляет ли педагог заботу, внимание к детям, оказывает ли помощи при затруднениях, чувствителен к их настроению и переживаниям.
2. Оценочное отношение воспитателя к детям:
- по форме оценки: положительное (похвала, одобрение, согласие) и отрицательное в смягченной форме (порицание, выражение недоумения, пристыживание); жесткое (упрек, возмущение, угроза, предвосхищающая отрицательная оценка);
- по содержанию: дисциплинарные (не мешал, сидел тихо), дидактические (научился, постарался, справился), воспитательные (помог, поделился).
3. Характер требований воспитателя к детям (формы совета, просьбы, предложения, либо приказа, указаний, распоряжений), отношение их к соблюдению.
4. Выводы о стиле общения воспитателя с детьми в группе (по результатам анкетирования и наблюдения).
ЛИСТ
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) ПРАКТИКА
Направление подготовки
44.03.01 Педагогическое образование
Профиль подготовки
Дошкольное образование
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Чебоксары
Цель практики
Целью педагогической (производственной) практики является формирование профессиональных компетенций обучающихся в области педагогической деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста.
Задачи практики
Задачами производственной (педагогической) практики являются:
- формирование умений проектировать и моделировать содержание образования детей дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- формирование умений осуществлять работу с родителями воспитанников;
- формирование умений создавать условия для осуществления педагогического сопровождения воспитания, обучения и развития ребенка на основе использования современных технологий в вариативных моделях дошкольного образования.
- развитие способности к оцениванию личностных достижений ребенка и разработке индивидуальной программы его развития.