Актуализация знаний ууд в начале урока или в процессе его по мере необходимости
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА»
Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление. Разминку можно проводить по-разному:
- Что лишнее?
- Обобщить – что это …
- Что пропущено – логическая цепочка
- Какое слово скрывается и так далее.
Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске или оформляются в виде мультимедийной презентации и учащимся задаются вопросы. Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.
«ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА»
Используя работу над изучением этимологии слова, «говорящих фамилий», можно применять этот прием. В конце одного из уроков можно задать вопрос. Следующий урок нужно начать с ответа на этот вопрос.
«ИГРА В СЛУЧАЙНОСТЬ»
Формула: преподаватель вводит в урок элементы случайного выбора. Там, где правит бал случай, - там азарт. Пробуем поставить и его на службу. Для этого годится рулетка. Достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздике. Можно и наоборот – вращать диск относительно неподвижного указателя. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача, тема повторения, тема доклада, вызываемый учащийся. Кроме рулетки подбрасывают вверх монетку (орел или решка), тянут жребий, вынимаем бочонки русского лото, с номером учащегося в журнале.
«ОБСУЖДЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ»
Преподаватель вместе с учащимися обсуждает вопрос: насколько качественно выполнено домашнее задание.
«ЛОВИ ОШИБКУ!»
Объясняя материал, преподаватель намеренно допускает ошибки. Сначала учащиеся заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Научите учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется. Поощряйте внимание и готовность вмешаться! Учащийся получает текст (или скажем, разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем».
«ИДЕАЛЬНЫЙ ОПРОС»
Учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Учащиеся поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо...
«СВОЯ ОПОРА – ШПАРГАЛКА» (КОНКУРС ШПАРГАЛОК)
Форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Учащийся может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке»,если:
1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;
2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;
3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).
Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги, происходит награждение победителей.
«КРОССВОРД»
Кроссворды на уроке – это актуализация и закрепление знаний, привлечение внимания к материалу, интеллектуальная зарядка в занимательной форме. Учащиеся любят разгадывать загадки, ребусы и кроссворды.
«Я БЕРУ ТЕБЯ С СОБОЙ»
Приём, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.
Формирует:
· умение объединять объекты по общему значению признака;
- умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
- умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;
- умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Учащиеся пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Преподаватель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из ребят не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.
«КОРЗИНА ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ, ИМЕН»
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ребята вместе знают об изучаемой теме.
«ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯ
ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (ПРАВИЛ, ПОНЯТИЙ, АЛГОРИТМОВ…)
«УДИВЛЯЙ!»
Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Формирует: умение анализировать; умение выделять и формулировать противоречие. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.
«ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ»
Преподаватель намеренно неполно раскрывает тему, предложив учащимся задать дораскрывающие ее вопросы.
«КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ»
Из текста выбираются четыре-пять ключевых слов. Перед чтением текста учащимся, работающим парами или группами, предлагается дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут применяться в конкретном контексте той темы, которую им предстоит изучить. После чтения текста, проверить, в этом ли значении употреблялись термины.
«ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ»
Перед учащимся ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.
«МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ»
Мультимедийная презентация - это представление материала с использованием компьютерной техники. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
«ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА»
Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.
Формирует: умение анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие; умение находить решение имеющимися ресурсами.
1 вариант приема. В начале урока преподаватель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
2 вариант приема Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
«ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ»
К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов - суждений:
- Почему?
- Как доказать?
- Чем объяснить?
- Вследствие чего?
- В каком случае?
- Каким образом?
Схема с перечнем вопросов-суждений вывешивается на доске и оговаривается что, кто составил 7 вопросов за 7 минут, получает отметку “5”; 6 вопросов – “4”.
Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь. Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь.
«РАБОТА С ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМИ»
Для учащихся работа с Интернет-ресурсами – это доступ к огромному количеству необходимого иллюстративно-информационного материала, которого катастрофически не хватает в библиотеках. Это, прежде всего, толчок к самообразованию и активизации познавательной деятельность учащихся, а также и выбор, которого ребята не имеют, работая только с учебником.
«ХОРОШО – ПЛОХО»
Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.
Формирует:
- умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
- умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
- умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.
Вариант 1
Преподаватель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы».
Вариант 2
Преподаватель задает объект (ситуацию). Учащийся описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий учащийся ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д.
Вариант 3
Учащиеся делятся на продавцов и покупателей. И те и другие представляют каких-то известных персонажей. Дальше играют по схеме. Только «плюсы» ищут с позиции персонажа – продавца, а «минусы» – с позиции персонажа – покупателя.
Вариант 4
Учащиеся делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»).
«ЖОКЕЙ И ЛОШАДЬ»
Группа делится на две части: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по аудитории, это требует определённой сформированности культуры поведения.
«ВОПРС К ТЕКСТУ»
Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к тексту список вопросов. Список можно ограничить. Например, 3 репродуктивных вопроса и 3 расширяющих или развивающих.
Совет:
Пусть на уроках найдется место открытым вопросам: вот это мы изучили; вот это осталось за пределами программы; вот это я не знаю сам; вот это пока не знает никто…