Развитие мелкой моторики рук
Формировать (развивать, совершенствовать) умение:
- выполнять действия «сжимание - разжимание» кулачков (или: «сгибание - разгибание» пальцев; «напряжение - расслабление» пальцев; потягивание, растягивание пальцев; вращение пальцами; покачивание пальцами, выгибание прямых пальцев и др.);
- выполнять самомассаж тыльной стороны кистей рук (и/или: ладоней, пальцев);
- удерживать пальцевую позу;
- изображать пальцами буквы (или: цифры, персонажей рассказов и т. д.) по образцу (или: по памяти, по представлению и др.);
- удерживать статичные позы обеими руками одновременно;
- плавно переключаться с одного движения на другое;
- ритмично осуществлять переходы из одной статической позы в другую;
- выполнять ритмичные движения кистью и пальцами одной руки (или: обеих рук);
- одновременно выполнять скоординированные движения пальцами и кистями обеих рук (или: умение выполнять согласованные действия обеими руками);
- выполнять синхронные (или: асинхронные) движения обеими руками;
- обводить трафареты, шаблоны;
- обводить контуры изображений;
- рисовать по точкам;
- соединять точки прямыми линиями;
- рисовать по клеточкам;
- проводить линии заданной формы;
- штриховать горизонтальными линиями в направлении справа налево;
- копировать изображения предметов (или: символов);
- копировать ряды изображений предметов (или: символов);
- воспроизводить графические программы и т. д.
Развитие памяти
Формировать (развивать, совершенствовать) умение:
- осуществлять межмодальный перенос: переводить из тактильной в зрительную модальность (или: из слуховой в зрительную модальность, из зрительной в слухоречевую модальность и т. п.);
- запоминать материал, используя прием создания внешних опор - «ассоциация» (или: «мнемосхема», «группировка» и др.);
- запоминать материал, используя прием создания смысловых опор - «классификация» (или: «опорные пункты», «достраивание материала», «аналогия», «структурирование» и др.) и т. д.
Развитие интегративных функций
Формировать (развивать, совершенствовать) умение:
- выполнять координированные действия в системе «глаз - рука» (или: «ухо - рука», «ухо - глаз - рука»);
- копировать образец с доски и т. д.
Развитие мышления
Формировать (развивать, совершенствовать) умение:
- выделять детали и систему признаков (свойств) объектов при их непосредственном восприятии (или: воспроизводя образ объекта по памяти);
- выделять существенные и второстепенные признаки объектов;
- устанавливать сходство и различие между объектами при их непосредственном восприятии (или: опосредованно);
- находить сходное в разном и разное в сходном;
- проводить сравнение двух предметов (или: изображений) по определенному плану, выделяя общие и отличительные признаки;
- выделять существенные признаки сравниваемых объектов;
- выполнять многостороннее (полное, по всем признакам) сравнение объектов;
- группировать (классифицировать) объекты по заданному признаку с опорой на зрительный образец (или: с опорой на представления);
- классифицировать объекты по обобщающему слову;
- группировать объекты по самостоятельно найденному основанию;
- определять основание для объединения в группу заданной совокупности объектов;
- включать объект в разные системы обобщений;
- объединять объекты в классы и выделять подклассы;
- обобщать (и/или: конкретизировать) понятия;
- выполнять разные варианты классификации одной и той же группы объектов;
- устанавливать отношения противоположности (или: последовательности; функциональные отношения; «род - вид»; «целое - часть»; «причина - следствие»);
- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями, изображенными на сюжетных картинках;
- устанавливать и словесно определять последовательность событий, употребляя слова сначала, потом;
- устанавливать закономерности с опорой на зрительный образец;
- выполнять сериацию (или: ранжировать объекты) по признаку величины (или: веса; яркости; возраста и др.);
- задавать уточняющие простые безусловные вопросы[13] (или: уточняющие простые условные вопросы; уточняющие сложные вопросы и др.);
- вырабатывать гипотезы;
- делать выводы;
- выстраивать словесно-логические умозаключения;
- структурировать материал;
- систематизировать понятия от более общего к более частному (или: на основе выстраивания последовательности; на основе операции сериации и др.);
- доказывать и защищать свои идеи и т. д.
Развитие устной речи
Формировать (развивать, совершенствовать) умение:
• в области развития лексической подсистемы речевого умения:
- дифференцировать слова, близкие по звуковому сочетанию, но разные по смыслу;
- подбирать глагольные слова-синонимы (или: слова-антонимы);
- определять значение незнакомых слов при помощи словаря;
- производить отбор и группировку слов по различным признакам: морфологическим[14] и/или лексико-семантическим[15];
- определять содержание слов с помощью описания и т. д.;
• в области развития грамматической подсистемы речевого умения:
в области словоизменения:
- устанавливать грамматические связи между словами;
- дифференцировать существительные именительного падежа единственного и множественного числа;
- дифференцировать грамматические формы существительного множественного числа именительного падежа с различными флексиями: -ы, -и, -a, -ja;
- образовывать предложно-падежные конструкции единственного числа (предлоги в, на, под)(или: предлоги из, за, перед, по, из-за, из-под);
- употреблять предлог всо значением местонахождения предмета (предложный падеж) (или: со значением направления действия (винительный падеж));
- дифференцировать в употреблении предлог вс другими предлогами, обозначающими местонахождение предмета (ви на; ви у; ви за; ви над; ви под; ви перед);
- отражать значение предлогов в графической схеме;
- образовывать беспредложные конструкции существительных множественного числа;
- образовывать предложно-падежные конструкции существительных множественного числа;
- дифференцировать глаголы настоящего времени единственного и множественного числа и согласовывать их с существительными;
- согласовывать глаголы настоящего времени и существительные в числе;
- дифференцировать глаголы настоящего времени по лицам;
- согласовывать глаголы прошедшего времени и существительные в роде;
- согласовывать прилагательное с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа;
- согласовывать прилагательное с существительным в косвенных падежах единственного числа (беспредложные конструкции) (или: конструкции с предлогами);
- согласовывать прилагательное с существительным во множественном числе (беспредложные конструкции) (или: конструкции с предлогами);
в области словообразования:
- образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (или указывать конкретно, с помощью какого суффикса: -ик-; -чик-; -очк-; -ечк-;-ц-);
- образовывать существительные с помощью суффикса -ниц-со значением вместилища;
- образовывать существительные с помощью суффикса -инк-;
- образовывать существительные, обозначающие профессии, с помощью суффиксов: -щик-; -чик-;-иц-; -ниц-(или: образовывать существительные, обозначающие мужские профессии, с помощью суффиксов: -щик-; -чик-;образовывать существительные, обозначающие женские профессии, с помощью суффиксов: -иц-; -ниц-);
- образовывать притяжательные прилагательные с суффиксом -ин- (или: с суффиксом -j-);
- образовывать качественные прилагательные с суффиксом -н- (или: с суффиксом -лив-);
- образовывать относительные прилагательные с суффиксом -ов- (или: с суффиксом -н-);
- образовывать и адекватно употреблять в речи возвратные глаголы;
- образовывать глаголы совершенного и несовершенного вида с помощью приставок (или: с помощью суффиксов) с опорой на картинки и вопроы;
- образовывать и дифференцированно употреблять в речи приставочные глаголы (приставки: в-; вы-; при-; от-;у-; пере-);
- образовывать однокоренные глаголы с помощью приставок (в-; вы-; при-; от-;у-; пере-)с опорой на картинки (или: с опорой на образец);
в области связной речи:
- составлять смысловую программу прослушанного текста с опорой на графическую схему;
- составлять предметно-графический план знакомого рассказа самостоятельно;
- пересказывать текст цепной организации с опорой на предметно-графическую схему (или: на графическую схему; на часть предметно-графической схемы и др.);
- пересказывать текст по плану из вопросительных предложений (или: назывных предложений и др.);
- составлять вопросный план текста;
- использовать при пересказе текста в качестве средства межфразовой связи прямой лексический повтор (или: местоимения; контекстные синонимы);
- варьировать в процессе пересказа (или: рассказа) средства синтаксического сцепления предложений (или: межфразовой связи);
- составлять рассказ параллельной организации с опорой на символический план;
- составлять рассказ-описание предмета с опорой на символический план;
- составлять рассказ-описание времени года с опорой на предметный план;
- составлять рассказ по серии сюжетных картинок;
- составлять рассказ по сюжетной картинке устно (или: письменно);
- составлять рассказ на заданную тему;
- составлять рассказ с опорой на готовый предметно-графический план с введением детей в типичную ситуацию (или: в нетипичную ситуацию);
- составлять рассказ с опорой на частично заданный предметно-графический план;
- составлять несколько вариантов рассказа с опорой на один и тот же предметно-графический план;
- составлять рассказ на основе вербально-графического плана;
- составлять рассказ на основе графического плана;
- составлять рассказ с добавлением предшествующих (и/или: последующих событий);
- составлять текст комбинированного типа, структура которого включает в повествовательную канву элементы описания;
- употреблять в речи указатели начала рассказа, его продолжения, конца и т. д.
Развитие языкового анализа и синтеза
Формировать (развивать, совершенствовать) умение
• на уровне текста:
- выполнять структурный анализ текста, представленного в устной форме (или: представленного в письменной форме);
- определять количество предложений в тексте;
- находить заданное предложение в тексте;
- устанавливать смысловую зависимость между предложениями;
- составлять текст из отдельных предложений (или: с определенным количеством предложений; по графическому плану);
- определять границы предложений в тексте, представленном в устной форме (или: представленном в письменной форме).
• на уровне предложения:
- выполнять структурный анализ предложения;
- определять количество и последовательность слов в предложении;
- выделять заданное слово и определять место слов в предложении;
- выделять логическое ударение в предложении;
- составлять графическую схему предложения;
- составлять предложения по заданной графической схеме;
- распространять предложение с опорой на систему вопросов;
- составлять предложение с определенным количеством слов.
• в области слогового анализа и синтеза:
- определять последовательность и количество слогов в слове;
- определять место слога в слове относительно других слогов;
- осуществлять слоговой анализ[16]:
двусложных слов из открытых слогов; трехсложных слов из открытых слогов; односложных слов из закрытых слогов; двусложных слов из закрытых слогов; двусложных слов со стечением согласных в середине слова и открытым слогом;
двусложны слов со стечением согласных в начале слова и открытым слогом;
двухсложных слов со стечением согласных в середине слова и закрытым слогом;
двусложных слов со стечением согласных в начале слова и закрытым слогом;
трехсложных слов с закрытым слогом; трехсложных слов со стечением согласных (в разных позициях) и открытым слогом;
трехсложных слов со стечением согласных (в разных позициях) и закрытым слогом;
односложных слов со стечением согласных в начале и конце слова;
двусложных слов с двумя стечениями; трехсложных слов с двумя стечениями; четырехсложных слов из открытых слогов; пятисложных слов из открытых слогов; четырехсложных слов с закрытым слогом и(или) стечениями; пятисложных слов с закрытым слогом и(или) стечениями; слов со сложным стечением (более трех согласных рядом);
- составлять слова из слогов;
- составлять слова с определенным слогом;
- составлять слова с определенным количеством слогов и т. д.