Средние оценки за выполнение заданий методики

средние оценки за выполнение заданий методики - student2.ru

СРЕДНЕГРУППОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ШТРАФНЫХ ОЦЕНОК

средние оценки за выполнение заданий методики - student2.ru

Возрастание штрафных оценок за ошибки на письме у более старших школьников связано с усложнением заданий. В 1-м классе дети пишут буквы под диктовку, свое имя и два простых слова. Кроме того у части первоклассников навык письма отсутствует. Это отражается на общей оценке за этот вид задания, но штрафная оценка в таком случае оказывается равной нулю.

СРЕДНЕГРУППОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПЕРЕДНЕГО И ЗАДНЕГО ИНДЕКСОВ

средние оценки за выполнение заданий методики - student2.ru

РЕЧЕВЫЕ ПРОБЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8–11 КЛАССОВ

Вариант методики для учащихся старших классов имеет ту же структуру, что и для младших школьников. Частично сюда включены те же задания. В некоторых заданиях изменено количество проб, в серии на проверку сформированности связной речи добавлено еще одно задание (рассказ на заданную тему).
Большая часть заданий проводится в том же режиме, с такими же инструкциями и той же процедурой оценки, что и в варианте для младших школьников. Поэтому здесь мы приводим только сами пробы. Способы оценки приводятся в тех случаях, когда речь идет о новых заданиях или когда используются новые количественные критерии.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УСТНОЙ РЕЧИ

ПЕРВЫЙ БЛОК

Направлен на исследование экспрессивной речи.

Первая серия

Оценивается уровень моторной реализации высказывания.

А) Исследование орального праксиса и артикуляционной моторики

Надуть щеки.
Одну щеку.
Другую.
Губы «трубочкой» — округлены и выдвинуты вперед.
Язык «лопаткой» — широкий распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе.
Упереть язык в правую щеку.
Поместить язык между верхними зубами и верхней губой.
Упражнение «маятник» — рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому.
Упражнение «качели» — рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы.
Чередование движений губами: «улыбка» — «трубочка».
Максимальная оценка — 30 баллов.

Б) Исследование звукопроизнесения

Собака — маска — нос
Сено — косить — высь
Замок — коза
Зима — ваза
Цапля — овца — палец
Шуба — кошка — камыш
Жук — ножи
Щука — вещи — лещ
Чайка — очки — ночь
Рыба — корова — топор
Река — варенье — дверь
Лампа — молоко — пол
Лето — колесо — соль

При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (звонких Б, Д, В; задненебных Г, К, Х, Й).
Максимальная оценка — 30 баллов.

В) Исследование сформированности звукослоговой структуры слова

Баскетбол
Перепорхнуть
Аквалангист
Термометр
Достопримечательность
Максимальная оценка — 15 баллов.

Г) Повторение цепочек слогов

би-ба-бо — бо-ба-би
ма-на-на — на-ма-на
ба-па — па-ба
са-ша
ла-ра
жа-ща
па-па-ба — ба-па-ба
ча-ща-ча — ща-ща-ча
за-за-жа — жа-за-за
ла-ра-ла

В этом задании учитывается только произнесение цепочек слогов, выделенных жирным шрифтом. При этом первые две цепочки (би-ба-бо — бо-ба-би) оцениваются как одна проба.
Максимальная оценка — 15 баллов.
Остальные цепочки используются для оценки состояния фонематического восприятия (второй блок, третья серия).
Максимальная оценка за всю серию — 90 баллов.

Вторая серия

Исследуются словообразовательные навыки.

А) Образование уменьшительной формы существительных

дерево
лес
улица
ухо
слово

Б) Образование относительных прилагательных от существительных

Солома, клюква
Лед, ель
Вишня, масло
Слива, лен
Черника, суп

В) Образование качественных прилагательных

По отношению к слову «день»:
мороз
снег
дождь
солнце
ветер

Г) Образование притяжательных прилагательных от существительных

Волк, мать
Медведь, отец
Лев, брат
Птица, дед
Орел, дочь
Максимальная оценка за серию — 90 баллов.

Третья серия

Исследуется сформированность грамматического строя речи.

А) Составление предложений по картинкам

(см. приложения 1—3)

Б) Составление предложений из слов в начальной форме

Миша, косить, трава, кролики, для.
Сын, купить, шар, красный, мама.
Солнце, земля, освещаться.
Избушка, буря, страшный, разрушать, рыбак.
Дом, дедушка, жить, в, который, стоять, река, у.

В) Повторение предложений

Медведь нашел глубокую яму и сделал себе берлогу.
После лета наступает осень и с каждым днем становится холоднее.
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
Андрей сказал, что он не пойдет сегодня в гости, так как ему надо готовиться к экзамену.
В отдаленной части леса, рядом с высокой рощей, росла ель.

Г) Верификация предложений

Зима пришла, потому что река замерзла.
Мама довольна сыну.
Самолет разбился, хотя мотор был неисправен.
Все старики когда-то будут молодыми.
Подъезжая к станции, у мужчины слетела шляпа.

Д) Добавление предлогов в предложение

Лодка плывет ...озеру.
Чайка летит ... водой.
Молодая трава выглядывает .... снега.
... конуры сидит пес.
Большая толпа собралась ... театром.

Е) Образование множественного числа существительных

Именительный падеж Родительный падеж мн. ч.
Стул — Ухо — Зеркало — Пальто — Платье — ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________

Ж) Завершение предложения

Сережа промочил ноги, потому что...
Игорь замерз, хотя ...

Максимальная оценка за серию — 150 баллов.

Четвертая серия

Исследуется связная речь.

А) Составление рассказа по серии сюжетных картинок

используются картинки, соответствующие возрасту, как в варианте для младших школьников.

Б) Пересказ текста «Галка и голуби»

В) Рассказ на тему «О Москве»

Оценки

Критерий смысловой адекватности и самостоятельности

15 — самостоятельная реализация собственного, соответствующего теме, замысла в развернутое и законченное повествование;
10 — для формирования замысла потребовались 1—2 наводящих вопроса, рассказ соответствует теме или собственный замысел оформлен недостаточно развернуто и целостно;
5 — явные трудности смыслового программирования, необходимость развернутой помощи (более двух вопросов) для формирования замысла;
0 — отсутствие замысла и связности в изложении даже в условиях помощи.

Критерий возможности построения текста

15 — рассказ содержит логически выстроенные смысловые единицы, между ними имеются связующие звенья, нет трудностей переключения;
10 — недостаточная последовательность в изложении, или отсутствие связующих элементов, или единичные необоснованные повторы слов;
5 — неоднократные необоснованные повторы слов, или единичные необоснованные повторы грамматических конструкций, или наличие непродуктивных слов, или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта;
0 — невозможность самостоятельного построения связного текста, рассказ носит характер перечисления или состоит из речевых штампов.

Критерий грамматического оформления

15 — рассказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций;
10 — рассказ оформлен грамматически правильно, но с использованием стереотипных грамматических конструкций, или имеются нарушения порядка слов;
5 — наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств);
0 — множественные аграмматизмы.

Критерий лексического оформления

15 — адекватное использование вербальных средств;
10 — поиск слов или единичные близкие словесные замены;
5 — выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие);
0 — далекие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств.

Максимальная оценка за каждое задание — 60 баллов.
Максимальная оценка за серию — 180 баллов.

Пятая серия

Исследуется номинативная функция речи.

А) Называние по картинкам предметов

(см. приложение 4)

Пальто
Очки
Кровать
Сито
Руль
Крокодил
Свеча
Прищепка
Кастрюля
Пылесос

Б) Называние по картинкам действий

(см. приложение 5)

Плачет
Строит
Гладит
Вяжет
Рубит
Подметает
Причесывается
Трет
Привязывает
Набирает (зачерпывает)

В) Словоупотребление

Оценивается таким же образом, что и в варианте для младших школьников.
Максимальная оценка за каждое задание — 30 баллов.
Максимальная оценка за всю серию — 90 баллов.

ВТОРОЙ БЛОК

Направлен на исследование импрессивной речи.

Первая серия

Исследуется понимание значения слов. Во всех заданиях 10 рисунков предъявляются одновременно.

А) Понимание близких по звучанию названий предметов

Используются те же картинки, что и в варианте для младших школьников.
(см. приложение 7)

Коза
Трава
Бочка
Дрова, коса
Мишка, точка
Почка, миска
Трава, бочка, миска
Точка, мишка, коза
Трава, дочка, миска, коса
Коза, дрова, почка, мишка

Б) Понимание близких по значению названий предметов

(см. приложение 11)

Воротник
Бант
Ремень
Рукав, подтяжки
Перчатки, карман
Бант, шарф
Галстук, рукав, подтяжки
Воротник, карман, бант
Варежки, шарф, рукав, ремень
Галстук, карман, воротник, перчатки

В) Понимание близких по звучанию названий действий

(см. приложение 12)

Читает
Льет
Копает
Мажет, бьет
Катает, машет
Пьет, считает
Копает, вьет, читает
Катает, машет, пьет
Льет, считает, копает, мажет
Машет, бьет, читает, катает

Г) Понимание близких по значению действий

Используются те же картинки, что и в варианте для младших школьников.
(см. приложение 9)

Ставит
Катит
Несет
Тянет, бросает
Крутит, несет
Ведет, кладет
Держит, ставит, катит
Бросает, вешает, несет
Кладет, ведет, тянет, катит
Ставит, крутит, ведет, держит

Вторая серия

Исследуется понимание сложных логико-грамматических конструкций.
(см. приложение 10)

Мужчину обрызгала женщина.
Трактором перевозится машина.
Газету закрывает книга.
Клеенка покрыта скатертью.
Девочкой спасен мальчик.
Мама перевозится дочкой.
В ящике бочонок.
Ящик за бочонком.
На бочонке ящик.
Бочонок перед ящиком.

Третья серия

Исследуется фонематическое восприятие.
Пробы представлены в 1-м блоке первой серии — повторение цепочек слогов, не выделенных жирным шрифтом (задание Г).
Максимальная оценка за весь блок — 180 баллов.

Наши рекомендации