Беседа о согласных звуках с использованием «Домика звуков».
Логопед: Мы с вами знаем, что речь состоит из звуков. Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки поются, как песенки, а согласные не любят петь. Им нравится издавать разные шумы. При произнесении гласных и согласных звуков язык занимает разное положение. Рассмотрите «Домик звуков». Давайте вспомним, какие звуки живут на первом этаже, а какие на втором.
Динамическая пауза.
• Упражнение «Разминка» (см. занятие 1)
• Упражнение «Тарарам»
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Руку правую вперед,
А потом ее назад,
И опять ее вперед
И немного потрясем.
Мы танцуем «Тарарам»,
Помогайте дружно нам!
Далее упражнение повторяется, но логопед называет другую часть тела.
Артикуляционная гимнастика.
Фрагмент 2[22]: Вышел Язычок на крыльцо дома. Посмотрел вокруг. На крыше домика увидел трубу. В трубе живет веселый ветер. «У-у-у», — поздоровался он с Язычком. И Язычок поздоровался: «У!»
А вокруг дома — длинный забор. Смотрит Язычок — маляр забор красит. Надо помочь! Помог Язычок маляру и побежал на конюшню — в гости к своей любимой лошадке.
— Здравствуй, лошадка! — поздоровался Язычок. — Поедем кататься!
— И-го-го. — обрадовалась лошадка.
И поскакали они в лес собирать грибы. Один грибок нашли, второй, третий... Смотрит Язычок, а на кусту орешника орехи растут. Набрал и орехов тоже. Вышли друзья из леса и задумались: куда же еще съездить? Подумали и решили поехать в зоопарк.
Скачет Язычок на лошадке, смотрит — по дороге музыканты идут. Один играет на барабане, а второй — на гармошке. Язычку очень понравилась красивая музыка! Постоял он, послушал музыкантов и поехал дальше.
Массаж и самомассаж пальцев рук.
• «Орешковый» и «ежиковый» массаж (см. занятие 1).
• Массаж мимических мышц лица «Солнышко проснулось» (см. занятие 3)
Работа над просодическими компонентами речи. Упражнение «Взрослые и дети».
Логопед раздает детям изображения домашних животных и их детенышей. Дети не должны показывать картинки друг другу.
Логопед: У взрослых животных голос громкий, а у малышей — тихий. Посмотрите на свою картинку и произнесите звукоподражание так, чтобы все поняли, взрослое это животное или малыш.
Дети по очереди «озвучивают» свои картинки. Логопед хвалит детей и предлагает им поиграть с мыльными пузырями.
Ритуал прощания. Оценка работы детей.
Занятие 5. Тема: «Друзья Язычка.
Возвращение домой»
Цели: совершенствовать пальчиковую и артикуляционную моторику; активизировать словарь по теме «Транспорт»; работать над просодическими компонентами речи; познакомить детей с понятиями «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».
Оборудование: карточки с артикуляционными упражнениями, орешки, бельевые прищепки, зубочистки, баночки для мыльных пузырей, картинки с разными видами транспорта, ватные шарики, ватные диски.
Ход занятия
Приветствие.
Разучивание рифмовки для концентрации внимания.
Читает логопед | Выполняют дети |
Раз, два, три! Слушай и смотри. | Показывают на уши и глаза. |
Три, два, раз! Мы начнем сейчас. | Руки к груди, а затем левая рука вниз, а правая с поднятым указательным пальцем выносится вперед. |
2. Объявление темы и цели занятия.
Лексико-грамматические упражнения по теме «Транспорт».
• Упражнение «Ехать, лететь, плыть»
Логопед: Сядет тот, кто скажет, на чем можно ехать, лететь, плыть.
Дети называют, логопед выставляет на доску картинки.
Логопед: Назовите эти предметы одним словом. (Транспорт.) Какие виды транспорта вы знаете? (Грузовой, пассажирский; наземный, подземный, водный, воздушный.) Как называется транспорт, перевозящий грузы? Людей? (Грузовой, пассажирский.)
• Игра «Кто я?»
Логопед: Угадайте, кто я, если...
...я управляю автомобилем. (Водитель, шофер.)
...я управляю самолетом. (Пилот, летчик.)
...я управляю поездом. (Машинист.)
...я управляю пароходом. (Капитан.)
Пальчиковая гимнастика.
• Упражнение «Пальцы — дружная семья» (см. занятие 1)
• Упражнение «Транспорт»
Читает логопед | Выполняют дети |
Автобус, троллейбус, машина, трамвай. О них ты на улице не забывай. | Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного на каждый ударный слог. |
В морях — корабли, ледоколы, суда, Они очень редко заходят сюда. | Смена рук. |
Знакомство с мягкими и твердыми
Согласными звуками.
Повторение гласных и согласных звуков, их характеристика.
Логопед: Какие звуки называют согласными? Что они любят делать? (Рычать, звенеть, свистеть, шипеть, шуметь.) Молодцы! Согласные действительно любят шуметь, а вот петь не любят.
Рассказать детям о твердых и мягких согласных звуках, сопровождая рассказ показом символов, обозначающих твердые и мягкие звуки.
Логопед (произносит звуки парами: З — Зь, Л — Ль и т.д.): Давайте сравним песенки большого комара и маленького, большого пароходика и маленького. Песенки твердых звуков звучат твердо, строго, а у мягких звуков песенки нежные, ласковые.
Давайте поиграем в игру «Камень и вата».
Послушайте слова. Если последний звук в слове твердый — покажите кулачок, если мягкий — покажите ладонь. Мел — мель, брат — брать, кров — кровь, кон — конь, хор — хорь, пыл — пыль, был — быль.
Динамическая пауза.
• Упражнение «Разминка» (см. занятие 1)
• Упражнение «Тарарам» (см. занятие 4)
Артикуляционная гимнастика.
Фрагмент 3[23]: Прискакал Язычок в зоопарк. Там он встретил своих друзей: болтливого индюка и упрямого ослика (ИА-ИА-ИА). Друзья покатались на автомобильчиках: ДР-ДР-ДР... Съели мороженое. Надували воздушные шарики и пускали парашютики. Потом друзья увидели слоника. Ему было жарко. Слоник опускал свой длинный хобот в фонтан, набирал воду (ПЬ-ПЬ-ПЬ…) и поливал себя водой. Быстро день пробежал. Стемнело. Язычок посмотрел на свои часики, попрощался с друзьями, сел на лошадку и поскакал домой.