Массаж пальцев рук и мимической мускулатуры лица.
• Упражнение «Солнышко проснулось»[21]
Читает логопед | Выполняют дети |
Ладошка — это солнышко, | Поглаживать левую ладонь пальцами правой руки. |
А пальчики — лучи. | По очереди поглаживать пальцы. |
Поет о солнце скворушка, Кричат о нем грачи. | Сомкнуть пальцы и соединить их с большим, а затем разомкнуть их. Имитировать открывание и закрывание клюва. |
Солнышко милое, Поделись своей силою! | Поглаживать правую ладонь пальцами левой руки. |
Просыпайтесь, лучики, Согревайтесь, рученьки. | Поочередно растирать пальцы от кончиков к основанию. |
Пальцы-лучики проснулись, Наклонились, потянулись, | Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. |
Быстро встал на зарядку, Рассчитались по порядку. | Поочередно поглаживать от кончиков к основанию и называть пальцы. |
Солнышко проснулось, | Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. |
Лобика коснулось, | Проводить пальчиками обеих рук по лбу. |
Лучиками провело И погладило, и погладило. | Проводить пальчиками обеих рук от середины лба к верхней части ушей. |
Солнышко проснулось, | Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. |
Читает логопед | Выполняют дети |
К щечкам прикоснулось | Проводить пальчиками обеих рук по щекам. |
Лучиками провело, И погладило, и погладило. | Проводить пальчиками обеих рук от носа к средней части ушей. |
Солнце личико согрело. Потеплело, потеплело. Наши ручки покачнулись, Наши губки улыбнулись. | Поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей. |
Потянуться руками вверх, улыбнуться. |
• Силовая гимнастика с эспандерами.
Эспандеры должны быть в виде резинового кольца. Эспандер берется в одну руку и сжимается на каждый слог. Сначала гимнастика выполняется левой рукой, затем — правой.
Я в руке кольцо сжимаю —
В руку силу добавляю.
Буду слабых защищать,
Буду младшим помогать.
Работа над просодическими компонентами речи.
Повторение песенок гласных звуков. (Повторить песенки гласных звуков и уточнить, почему эти звуки называются гласными.)
Будь внимателен, смотри,
Песни звуков повтори:
А. А! А? А-а, а-а! А-а?
О. О! О? О-о, о-о! О-о?
У. У! У? У-у, у-у! У-у?
И. И! И? И-и, и-и! И-и?
Э. Э! Э? Э-э, э-э! Э-э?
Ы. Ы! Ы? Ы-ы, ы-ы! Ы-ы?
Работа над слоговой структурой слога.
• Игра «Угадай слово»
Логопед выставляет на доску картинки с изображениями фруктов и говорит, что каждое слово можно поделить на части (слоги) и прохлопать (простучать). Дети тренируются в делении слов на слоги (отхлопывают или отстукивают каждое слово).
Логопед: Гном Маляка загадал вам название фрукта. Угадайте его!
Логопед выставляет на доску пары картинок. Название одной из них отстукивается (отхлопывается), а дети угадывают, какой фрукт был загадан.
Примерный набор картинок: лимон — ананас, яблоко — слива, мандарин — груша, персик — абрикос.
• Игра «Повтори скороговорку»
Проговаривание скороговорки с выделением слогов:
Аб-ри-кос у нас, а-на-нас у вас.
Ритуал прощания. Оценка работы детей.
Занятие 4. Тема: «Прогулка Язычка»
Цели: уточнить знания детей по лексической теме «Домашние животные»; повторить понятия «согласные звуки», «Домик звуков»; совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику; работать над просодическими компонентами речи, речевым дыханием.
Оборудование: карточки с артикуляционными упражнениями, грецкие орехи, бельевые прищепки, зубочистки, баночки для мыльных пузырей, картинки с домашними животными (корова, коза, овца, лошадь, кошка, собака, кролик).
Ход занятия
1. Приветствие(см. занятие 1).
2. Объявление темы и цели занятия.
Лексико-грамматические упражнения по теме «Домашние животные».
• Упражнение «Кто как голос подает?»
Логопед подражает голосам домашних животных и задает детям вопросы. Например: Му-у-у-у! Кто так голос подает? (Корова.) Что делает корова? (Мычит.)
Ребенок, правильно ответивший на вопросы первым, получает картинку с изображением коровы, ставит ее на наборное полотно и садится Аналогичная работа проводится и с другими картинками.
Логопед: Как назвать этих животных? (Домашние.) Почему они так называются? (Потому что живут в домиках, которые для них построил человек.)
• Игра «Кто у кого?»
Логопед: Посмотрите на картинки. Вместе с взрослыми животными пришли их малыши. Давайте поможем им найти своих родителей.
• Игра «Чей, чья, чье, чьи?»
Логопед: Посмотрите на картинки. Чьи это малыши (домики)? И т.п.
Пальчиковая гимнастика.
• Упражнение «Пальцы — дружная семья» (см. занятие 1).
• Упражнение «Котята»
Читает логопед | Выполняют дети |
Во дворе у брата Бегали котята. Испугались щелчка — Разбежались кто куда! | Все пальцы по очереди отталкиваются от большого, изображают щелчки. |
• Упражнение «Кошкина дочка»
Читает логопед | Выполняют дети |
У кошкиной дочки На лапках коготочки. Ты их прятать не спеши, Пусть посмотрят малыши. | Пошевелить пальцами. |
Читает логопед | Выполняют дети |
Мяу! Мяу! Мяу! Ш-ш-ш... | Каждая рука попеременно вы- ставляется вперед, пальчики сжаты в кулачок. На звук Ш- Ш-Ш... Пальчики изображают кошачью лапу с выпущенными коготками. |
• «Котенок кусака» (выполняется с бельевой прищепкой)
Поочередно «кусать» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха.
После первого двустишия — смена рук.
Кусается больно котенок-малыш.
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, глупыш,
А будешь кусаться, — скажу тебе: «Кыш!»