Метапредметные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения предметного содержания русского языка, обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
· наблюдать над словом, предложением, текстом как единицами речи и языка, их функциями в общении;
· развивать внимание к устной и письменной речи;
· формировать умения организовывать свое познавательную деятельность по учебнику: искать пути решения учебной задачи, точно выполнять задания;
· составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки
· правильно списывать буквы и слова с рукописного и печатного текста
· писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и короткие предложения из подобных слов,
писать большую букву в начале предложения, в именах людей и кличках животных.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны иметь представление о русском языке как культурной ценности русского народа, проявлять интерес к изучению родного языка; о языке как главном средстве речевого общения; его вспомогательных средствах.
Учащиеся должны знать:
- признаки предложения, главные и второстепенные члены предложения;
- признаки однородных членов предложения;
- части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог;
- признаки 1, 2, 3-го склонения имён существительных;
- признаки 1 и 2 спряжения глаголов;
- изученные орфограммы.
Учащиеся должны уметь:
- проводить фонетический разбор слов;
- объяснять написание слова с точки зрения орфографии;
- разбирать слова по составу, выделяя корень, приставку, суффикс, окончание;
- производить разбор слова как части речи (начальная форма, род, склонение, падеж и число имени существительного; начальная (неопределённая) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глагола;
- производить синтаксический разбор предложений с однородными членами;
- определять тему и основную мысль текста;
- озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль; составлять план текста;
- распознавать виды текста: повествование, рассуждение, описание;
- писать изложения и сочинения повествовательного характера с использованием в них элементов рассуждения и описания.
Приложение 3
Критерии оценок:
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Слова на не изученные к данному моменту правила заранее выписываются на доске или проговариваются орфографически. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
Тексты контрольных диктантов должны включать орфограммы, определенные «Минимумом начального общего образования», «Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта»: правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных; правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глаголов; правописание не с глаголами; правописание сочетаний жи-ши. Ча-ща, чу-щу, чк-чн; употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных; Употребление разделительных ь и ъ, ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов.
Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:
Класс | I-е полугодие | II-е полугодие |
4 класс | 65-70 слов | 75-80 слов |
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте;
- наличие ошибок на изученные правила орфографии.
Недочеты:
- отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
- отсутствие красной строки;
- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.
Грамматическое задание
Грамматическое задание есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
«5» («отлично») – выполнено без ошибок.
«4» («хорошо») – правильно выполнено не менее ¾ заданий.
«3» («удовлетворительно») – правильно выполнено не менее ½ заданий.
«2» («плохо») – правильно выполнено менее ½ заданий.
Словарный диктант
Примерное количество слов для словарных диктантов:
2 класс – 8-10 слов;
3 класс – 10-12 слов;
4 класс – 12-15 слов.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
«5» («отлично») – без ошибок.
«4» («хорошо») – 1 ошибка.
«3» («удовлетворительно») – 2-3 ошибки.
«2» («плохо») – 4 и более ошибок.
Контрольное списывание
Контрольное списывание – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются тексты с пропущенными знаками препинания. Количество слов в текстах списываний и диктантов одинаково.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
«5» («отлично») – работа выполнена без ошибок;
«4» («хорошо») – 1-2 исправления или 1 ошибка;
«3» («удовлетворительно») – 2-3 ошибки;
«2» («плохо») – 4 ошибки и более.
Изложение
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте.
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
- употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
- отсутствие красной строки;
- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой – только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
«5» («отлично») – правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; нет фактических ошибок; правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).
«4» («хорошо») – содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).
«3» («удовлетворительно») – допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).
«2» («плохо») – допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; имеет место употребление слов в не свойственном им значении; допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.
Сочинение
«5» («отлично») – логически последовательно раскрыта тема, правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности), нет фактических ошибок.
«4» («хорошо») – последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).
«3» («удовлетворительно») – имеются существенные отступления от темы, есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).
Создание небольшого текста (сочинения) не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, поэтому отрицательные отметка за сочинение не выставляется.