Роль сексуального подавления
В конце сороковых годов Нилл познакомился с книгой психолога Вильгельма Райха «Анализ характера» и понял, что идеи, которыми он руководствовался в своей практике, пересекаются с мыслями Райха. Нилл признавал, что Райх оказал сильное влияние на его представления о личности. Райх был убежден в том, что жесткие и агрессивные черты характера являются результатом авторитарной образовательной практики и сексуального подавления. Сексуальное подавление приводит к сильному страху человека перед собственной сексуальностью, что, в свою очередь, приводит к более общему страху перед удовольствием вообще. Райх рассматривает агрессию именно как результат подавления сексуальных импульсов. По мнению Райха, эмоциональное подавление создает у человека физический и психический панцырь, который используется им для защиты себя и борьбы против страха. Панцырь начинает формироваться в детстве в качестве ответа на ограничения, которые навязываются ребенку. Мы можем рассматривать его в качестве основного механизма для адаптации в окружающем мире. Панцырь представляет собой полезный барьер для защиты от боли, но он имеет тенденцию к тому, чтобы сохраняться и после того, как страдания, от которых он призван защищать, прекращаются. Желание защитить себя от зла проистекает из психики, которая опасается, что боль будет возвращаться постоянно, даже если страдание уходит панцырь остается навсегда, становится жестче не только в психическом и ментальном, но и в физическом смысле, особенно явственно это проявляется в напряжении, существующем в мышцах грудной клетки, в районе диафрагмы, а также в области шеи, плеч, позвоночника и, в особенности, таза.
Психоанализ показал, что сексуальные инстинкты существуют у ребенка уже в детстве, они вносят свой вклад в формирование человеческого характера.
Сексуальное любопытство, как правило, начинается на третьем году жизни, проявляясь в виде интереса к физическим различиям между мужчинами и женщинами, между людьми разных возрастов, но в детстве оно не имеет особо выраженного характера, а лишь является частью общего детского любопытства. Нилл говорит о том, что все люди обусловлены своей сексуальностью, и мы должны говорить об этом совершенно свободно. Он считает, что на формирование сексуальности человека большое влияние оказывает семья. Его собственный отец был кальвинистом, очень жестким в сексуальных вопросах, он жестоко наказывал все «аморальные» проявления, порождая у ребенка страх и чувство вины за свои естественные инстинкты. Нилл понимает, что это еще одна форма подавления взрослых. Поэтому, чтобы мальчики и девочки выросли способными к любви и удовольствию, необходимо, чтобы они имели возможность самостоятельно управлять тем, что касается их сексуальных инстинктов. В детстве и подростковом возрасте должна быть полная свобода прикосновения к любой части своего тела, в том числе к половым органам, не следует налагать запретов на мастурбацию, также нужно принимать сексуальные проявления мальчиков и девочек, проявляющиеся в сексуальных играх, которые должны быть открытыми, как между мальчиками и девочками, так между братьями и сестрами. Если бы дети были саморегулирующимися с самого начала, как это можно наблюдать, к примеру, в отношениях у аборигенов Тробрианских островов, в обществе не было бы ни сексуально-подавленных людей, ни садистов.
Секс является одной из величайших радостей в жизни, объединяющей в себе любовь и высший экстаз, и в этом смысле он не имеет себе равных, поскольку является наиболее ярким примером того, как человек одновременно отдает и получает. Нилл, как и Райх, понимает, почему секс является объектом ненависти, иначе невозможно объяснить, почему мать наказывает ребенка, когда тот мастурбирует, а отец запрещает половую жизнь своей дочери до брака.
Но любовь присутствует повсеместно вокруг нас, не говоря уже о фильмах, романах, рекламе (где намеки на секс присутствуют очень явственно). Это позволяет нам понять значение секса в нашей жизни. Одновременно тому, что связано с сексом, крутится вокруг секса, приписывается и положительное значение. Фрустрированные и неспособные любить естественным образом, мы соглашаемся стоять в стороне и смотреть уже отфильтрованные кем-то истории о любви в романах, фильмах или в рекламе. В то же время половой акт для «добропорядочного мышления» это что-то плохое, развращающее души, находящееся вне нравственных учений. Тем не менее, многие экономические интересы процветают именно вокруг секса и его подавления, достаточно лишь вспомнить об индустрии моды и производства косметических средств.
Освободить общество
Церкви, кинокомпании и издательства также обогащаются за счет подавления сексуальности. Чувство вины является постоянным в христианской религии, церковь стремится заставить нас думать, что секс, не имеющий своей исключительной целью продолжение рода, это что-то плохое, что все общество должно принять стиль жизни, в котором свобода сильно ограничена. Церковь учит, что правильно, а что неправильно, что морально, а что аморально, она осуждает любые удовольствия, в первую очередь именно секс. Умерщвление плоти так популярно среди верующих именно потому, что они считают, что таким образом они борются с низменными страстями. Тело является неприличным: оно ведет человека ко злу, по этой причине мы должны подавлять природные инстинкты, чтобы освободить место для целомудрия, и вести моральную жизнь, чтобы поступать надлежащимобразом и преклоняться только перед этическими ценностями. Церковь выступает за подавление, которое трансформируется в ненависть. Саммерхилл же исповедует любовь, которая переводится в удовольствие, не это ли наиболее здоровая форма религии?
Райх, однако, обвинил бы Нилла в том, что он идет недостаточно далеко, потому что не поощряет сексуальные отношения между подростками в Саммерхилле. «Я знаю, что сегодня не может быть и речи о нормальной сексуальной жизни подростков, - пишет Нилл, - но я уверен, что это правильный путь к завтрашнему здоровью. Я могу это написать, но, если бы у себя в Саммерхилле я позволил моим ученикам-подросткам спать вместе, власти немедленно закрыли бы мою школу». Нилл не против сексуальных отношений, он даже видит в них проявление любви к ближнему, истинное выражение жизни, которое нельзя ненавидеть, но он понимает, что, поощрение определенного поведения среди юношей и девушек будет угрожать существованию Саммерхилла.
Райх утверждает, что мы должны избавить общество от его самых репрессивных институтов, если мы хотим избежать скатывания его к авторитаризму; это означает упразднение принудительного брака и патриархальной семьи. Первый является ограничением сексуальных отношений только рамками семьи на протяжении всей совместной жизни супругов. Вторая же представляет собой первичную форму власти, с которой мы вступаем в контакт и которая выражается в суровом наказании за поведение, считающееся «греховным», одной из разновидностей которого является секс. Райх, как и Нилл, видит в развитии самоуправления единственный путь к освобождению личности от всех форм авторитаризма, в том числе и наиболее репрессивных. Только через самоуправление (которое начинается с управления своими собственными потребностями – прим. перев.) мы можем постепенно демонтировать панцырь характера, избавиться от «страха перед удовольствием». «Новая» педагогика стремится к тому, чтобы «воспитание» было абсолютно свободным, как в отношении ума, так и тела, потому что наши поиски счастья и удовольствия находят свое отражение в том числе в нашей сексуальности. Свободный выбор своих партнеров подразумевает общее освобождение от принудительного брака, который рассматривает секс исключительно в качестве «семейного долга». Свобода от «страха перед удовольствием» превращает любовь в постоянную характеристику жизни, сексуальные контакты делают счастливым нас и нашего партнера, и все это ложится в основу нерепрессивного и антиавторитарного общества. Удовольствие делает нас способными к самоуправлению, делая одновременно кого-то другого счастливым.
Церковь и семья
Семья имеет очень важное значение: чем более она авторитарна и репрессивна, тем более будет возрастать подавление в отношении юношей и девушек.
Нилл отмечает, что большинство родителей абсолютно убеждены в том, что образование служит моральным ценностям, они опасаются, что если не воспитывать в их детях «добродетелей», то они вырастут дикими, неукротимыми и не обращающими внимание на других людей. Эти представления проистекают из убежденности христианской церкови в том, что мужчина и женщина греховны по своей сути и должны научиться быть добродетельными, иначе их души будут потеряны. Церковь и школа полностью убеждены в том, что девочек и мальчиков нужно уберегать от греха, и мы не можем ожидать, что родители будут выступать против этих двух властей. Церковь утверждает, что за грехи должно следовать наказание, то же самое думают школы и родители: все вместе хотят «спасать» путем навязывания страха. Семья, которая хочет укоренить в детях правила морального поведения воспитывает сыновей или дочерей в атмосфере нетерпимости, они должны подавлять в себе все природные инстинкты, такие как любовь и секс, сексуальные игры и мастурбация должны быть запрещены, в результате чего личность молодых людей фрустрируется и извращается. Родители, делая выбор в пользу морали, одновременно делают выбор в пользу несчастности этого извращенного общества.
Важно, чтобы образование перестало видеть зло в сексе, чтобы оно воспитывало действительную нравственность, а не поборников нравственности, чтобы оно сделало возможным сосуществование любви и секса в одно и то же время, именно потому, что обе эти составляющие позволяют достичь истинного удовольствия.