Использование карт водохранилищ для расчета курса судна
Судоходство на внутренних водных путях осуществляется в основном по фарватерам, огражденным навигационными знаками судоходной обстановки. Движение по фарватерам требует лоцманских приемов судовождения, основанных на личном знании судоводителями района плавания и использовании приемов глазомерного способа определения места судна. Исключением являются крупные озера, где применим штурманский способ судовождения.
На водохранилищах штурманские методы судовождения применимы в отдельных случаях и на отдельных участках пути, удаленных на значительное расстояние от берегов, а также в условиях плохой видимости, когда не видно знаков судоходной обстановки или имеется сомнение в ее правильности.
Для расчета курса по карте водохранилища, имеющей проекцию Гаусса, необходимо знать направление истинного меридиана, соединяющего географические полюса.
Земля окружена магнитным полем, воздействующим на магнитную стрелку компаса. Магнитные силовые линии выходят из южного магнитного полюсаSм, и сходятся в северном Nм, образуя замкнутые кривые. Географические полюса Nи и Sи и магнитные полюса Nм и Sм не совпадают между собой. Поэтому стрелка компаса будет показывать направление не на географический, а на магнитный полюс.
Вертикальная плоскость, проходящая через ось стрелки, которая находится только под воздействием сил земного магнетизма, называется плоскостью магнитного меридиана или магнитным меридианом.
Угол, составляемый плоскостями истинного и магнитного меридиа-нов, проходящих через одну и ту же точку, называется склонением.
Склонение обозначается в навигации буквой d, а в топографии 6. Оно считается восточным (знак +), если северный конец стрелки уклоняется к востоку от истинного меридиана, и западным (знак — ) при уклонении его к западу. Магнитное склонение в разных пунктах Земли неодинаковое. На территории СССР оно изменяется в пределах от +25° (у берегов Карского моря) до —13° (в районе Якутской АССР). Магнитное склонение изменяется также с течением времени в пределах от 0° до 0°2—0°3 в год. В СССР наибольшей величины изменение склонения достигает на Кольском полуострове (4-8 в год) и у устья Лены (—14 в год)
Для определения координат точек на картах в проекции Гаусса используются полярные координаты.
Полярные координаты имеют ось Х (рис. 70, а) и начальную точку О. Ось Х называют полярной осью, точку О — полюсом. Относительно оси Х и полюса О положение любой точки М на местности определяется углом положения» и расстоянием D от полюса О до точки М. Угол положения а измеряется по ходу часовой стрелки от 0 до 360°.
Имеются три угла положения: а, А и Ам (рис. 70, б, в).
Дирекционный угол а — это угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от 0 до 360° между северным направлением вертикальной линии координатной сетки х и направлением на определенную точку М.
Истинный азимут А — это угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от 0 до 360° между северным направлением истинного меридиана Ny и направлением на определенную точку М.
Магнитный азимут Ам — это угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от 0 до 360° между северным направлением магнитного меридиана Nм и направлением на определенную точку М.
Румбом называется угол между северным или южным направлением меридиана и определяемым направлением. Румбы отсчитывают-
Рис. 70. К определению координат точек на картах в проекции Гаусса:
а — полярные координаты; бив— схемы для определения углов положения
ся в обе стороны от северного или южного направления меридиана от О до 90°. Величина румба сопровождается названием той четверти горизонта, к которой относится данное направление. Четверти обозначаются первыми буквами названий стран света: NO, NW, SO, SW.
Рис. 71. К определению поправок направления на картах в проекции Гаусса:
/ — осевой меридиан; 2 — вертикальные линий координатной сетки; 3 — истинные меридианы
Вертикальные линии 2 (рис. 71) координатной сетки образуют с направлением 3 истинных меридианов углы Y1, y2 и т. д. Объясняется это тем, что меридианы сходятся у полюса в одной точке, а вертикальные линии координатной сетки параллельны между собой.
Вертикальные линии координатной сетки и истинные меридианы пересекаются между собой в точках М1, M2, M3, M4 и т.д.
Угол между истинным меридианом данной точки и вертикальной линией координатной сетки называется сближением меридиан о в у.
Можно заметить, что на всем протяжении осевого меридиана 1 (см. рис. 71) его сближение у равно 0. У вертикальных линий сближение Y1, Y2 Y3 и т. д. увеличивается по мере удаления от осевого меридиана к краям зоны; на краях зоны Y = 3°. Если вертикальная линия сетки отклоняется северным концом к востоку от истинного меридиана, то сближение меридианов считается восточным (со знаком « + »), при отклонении в противоположную сторону — западным (со знаком «—»).
Вертикальные линии координатной сетки с магнитным меридианом образуют некоторый угол. Этот угол называется в топографии п о-правкой направления Я или отклонением магнитной с трелки, а в навигации — ориентир-н ы м у г л о м А. Угол Д равен алгебраической разности магнитного склонения d и сближения меридианов у:
Сведения о величинах ориентирного угла А, сближении меридианов у и магнитном склонении d помещают в виде схемы на полях карты водохранилища с соответствующим объяснением. Измерение и построение дирекционных углов на карте производятся с помощью транспортира.
Пример. Определить в соответствии с прил. 3 величину и знак ориентирного угла Д.
Решение. Используя формулу (60), будем иметь Д = (+ 5°00) —(—0°09)== = + 5°09. Полученное значение совпадает с результатом, приведенным на карте водохранилища (см. прил. 3).
Для перехода от дирекционного угла а к магнитному азимуту Aм и обратно надо ввести поправку с соответствующим знаком (см. рис. 70, б, е).
Дирекционный угол равен алгебраической сумме магнитного азимута и ориентирного угла:
а=Aм+(±A). (61)
Магнитный азимут равен алгебраической разности дирекционного угла и ориентирного угла:
Aм=a—(±A). (62)
Для перехода от дирекционного угла а или магнитного азимута А к истинному азимуту А необходимо ввести поправки с соответствующими знаками (см. рис. 70, б, в).
Истинный азимут равен алгебраической сумме дирекционного угла и сближения меридианов или алгебраической сумме магнитного азимута и склонения:
А=а+(±Y), (63)
A=Ам+(±d). (64)
Чтобы не сделать ошибки в определении поправки направления магнитного азимута и дирекционного угла, необходимо проверить конечный итог вычерчиванием простейших схем (см. рис. 70, б, в).
На берегу магнитная стрелка компаса устанавливается по направлению магнитного меридиана, но на судне на нее, кроме земного магнетизма, оказывает сильное влияние судовое железо. Поэтому стрелка на судне установится по другому направлению, которое называется компасным меридианом.
Угол между магнитным и компасным меридианом называется д е-виацией 6. Девиация бывает восточного (знак +) и западного (знак —) наименования в пределах от 0 до 180°.
На судах при помощи магнитов девиацию уничтожают, но полностью ее уничтожить не удается, поэтому у судовых компасов имеется так называемая остаточная девиация.
При разных курсах судна намагничивание судового железа в магнитном поле Земли, а следовательно, и его влияние на компасную стрелку будут различными. Поэтому при определении остаточной девиации для штурманов составляется таблица, где в зависимости от курса судна указано значение остаточной девиации
Магнетизм судового железа с течением времени может меняться, поэтому девиацию определяют и уничтожают ежегодно и даже несколько раз в год.
Следует твердо помнить, что движение судна по компасу с помощью карты возможно лишь при достоверных сведениях о девиации компаса.
Во время плавания судно переходит из одной точки в другую, перемещаясь по линии, расположенной под некоторым углом к меридианам.
Угол между северной частью меридиана или вертикальной линией координатной сетки и диаметральной плоскостью судна называется
курсом судна К. Курс измеряется от северной части меридиана по часовой стрелке до носовой части диаметральной плоскости и может изменяться от 0 до 360°. Проведенное на карте направление диаметральной плоскости называется линией курса.
При применении магнитного компаса на судне различают три меридиана: истинный, магнитный, компасный и, кроме этого, вертикальную линию координатной сетки. Следовательно (в зависимости от того меридиана, откуда ведется счет), получаются четыре курса (рис. 72):
истинный И К,, магнитный МК, компасный КК и дирекционный Т.
Истинным курсом называется угол между северной частью истинного меридиана и диаметральной плоскостью судна.
Магнитным курсом называется угол между северной частью магнитного меридиана и диаметральной плоскостью судна.
Компасным курсом называется угол между северной частью компасного меридиана и диаметральной плоскостью судна.
Дирекционным курсом называется угол между северной частью вертикальной линии координатной сетки и диаметральной плоскостью судна.
Все меркаторские карты составляются относительно истинного меридиана. С помощью таких карт можно снять или проложить только истинные курсы, поэтому необходимо уметь делать переход от истинных курсов к компасным.
Совместное действие магнитного поля Земли и судового железа отклоняет магнитную стрелку на некоторый суммарный угол, называемый общей поправкой компаса Д/С. Общую поправку называют остовой (0st) или вестовой (W) и ставят знак плюс или минус в зависимости от того, к осту или весту отклонена северная часть компасного меридиана от северной части истинного меридиана. Общая поправка,
Рис. 72. Графические схемы определения компасного курса судна
склонение и девиация связаны следующими алгебраическими соотношениями (см. рис. 72, а, б):
ДK=(±d)+(±б);
d=(±AK)-(±6); (65)
б=(±ДK)-(±d).
Вследствие того что девиация компаса выбирается из таблицы девиации в зависимости от компасного курса, необходимо знать предварительный компасный курс.
Пользуясь морской картой, судоводитель может решить две задачи: наблюденный по компасу компасный курс перевести в истинный для прокладки (вычерчивания) курса на карте или же снятый с карты истинный курс перевести в компасный, по которому рулевой ведет судно. Задачи могут быть решены геометрически при помощи чертежа или алгебраически. В каждом случае для этого надо строить чертеж, подобный рис. 72, а, б.
Решение задачи алгебраическим путем выполняется исходя из того, что истинный курс равен алгебраической сумме компасного курса и общей поправки компаса:
ИK=KK+(±d)+(±6)
ИК=КК+(±ДК); (66) КК:==ИК-(±ДК}
В отличие от морской карты все направления на карте, составленной в проекции Гаусса, берутся от вертикальной линии координатной сетки. Курсы по такой карте определяются так же, как и по мерка-торской, но при переводе и исправлении румбов учитывается еще сближение меридианов Y. Следовательно, вместо поправки АК для определения дирекционного курса Т вводится поправка дирекционного курса ДТ (см. рис. 72, а, б), которая представляет собой угол между вертикальной линией координатной сетки Х и компасным меридианом Nк
Поправка дирекционного курса АГ, общая поправка компаса Л/С, ориентирный угол А и девиация 6 связаны между собой следующим соотношением:
ДT=(±ДК)-(±Y)=(±Д)+(±б)=(±d)+(±б)-(±Y), (67)
т. е. поправка дирекционного курса АГ равна алгебраической разности общей поправки компаса ДК и сближения меридианов у или алгебраической сумме ориентирного угла Д и девиации 6.
Дирекционный курс Т и дирекционный угол а можно определить графиком или алгебраически, пользуясь следующими соотношениями (см. рис. 72, б):
Т=ИК—Y=МК+Д=КК+ДТ; (68) а=ИП—Y=МП+Д=КП+ДТ; (69) КК=Т—ДТ. (70)
Решим две задачи, воспользовавшись для этой цели картой водохранилища (см. прил. З):
Пример. Рассчитать дирекционные и компасные курсы при движении по трассе от буя 329 к бую 333 и обратно; находясь на 60-м км трассы, определить дирекционныи угол и компасный пеленг по направлению на задний знак створа №36.
Принимаем, что карта издана в 1961 г., год плавания 1966; при движении от буя 329 к бую 333 девиация 6 = + 5°10, при движении в обратном направлении 6= —1°30.
Решение l. Определяют величину склонения на 1966 г. По данным карты, склонение восточное 5°00, а годовое изменение склонения также восточное 0°02, Тогда за 5 лет (с 1961 по 1966 г.) произойдет увеличение склонения к востоку на 0°10. Отсюда общая величина склонения на 1966 г. d = 5°10.
2. Прикладывая транспортир к линии трассы, определяют, что дирекцион-ный курс Т при движении от буя 329 к бую 333 равен 102°33 и при движении в обратном направлении 282°33. Это соответствует значениям, надписанным у трассы на карте.
3. Определяют поправку дирекционного курса при движении от буя 329 к бую 333: ДГ == (± d) + (± 6) — (± V) = (5°10) + (3°30) - (- 0°09) = = 8°49.
С учетом поправки Т компасный курс при движении от буя 329 к бую 333 КК = Т — ДГ = 102°33 — 8°49 = 93°44.
4. Определяют поправку дирекционного курса ДГ при движении от буя 333 к бую 329: ДГ = (5°10) + (— 1°30) — (— 0°09) == 3°49.
С учетом поправки ДГ компасный курс при движении от буя 333 к бую 329 будет таким: КК = 282°33 — 3°49 = 278°44.
5. Величину дирекционного угла к определяют с помощью транспортира. В соответствии с картой а = 37 20.
С учетом ранее рассчитанной поправки ДГ К.П == к — ДГ = 37°20* — —3°49 = 33°ЗГ.
Используя приведенные выше формулы, на картах водохранилищ, составленных в проекции Гаусса, можно решать все необходимые навигационные задачи.
На некоторых картах водохранилищ, например Куйбышевского, Горьковского, координатная сетка не приводится, а у судоходных трасс надписывают только значение дирекционного курса, который называется «истинный курс-азимут» и обозначается вместо Т буквой d. Определение компасного курса по таким картам может осуществляться только с учетом остаточной девиации 6, тем более что наши водохранилища имеют большую протяженность и величина склонения может значительно меняться. Расчеты компасных курсов без учета склонения недопустимы.
Чтобы при плавании по водохранилищу определить компасный курс, если на карте не приведены сведения о склонении d и сближении меридианов у, можно использовать метод предварительного определения поправки дирекционного курса AT. При движении судна по створам на специальном полигоне определяют поправку дирекционного курса ЛГ как разность дирекционного курса Т и компасного курса. Если полигона нет, то для определения девиации можно использовать створы основных и дополнительных судоходных трасс, положение которых точно обозначено на карте.
На больших водохранилищах АГ следует определить для их южной и северной частей, так как величина склонения может изменять
свой знак и величину. По результатам наблюдений нужно составить таблицу, где в зависимости от дирекционного курса Т указать поправку дирекционного курса АГ.
При обычном рейсе и хорошей видимости створов судоходной трассы желательно чаще уточнять поправку дирекционного курса ЛГ, надписывая ее значение и значение компасного курса карандашом на соответствующих линиях трасс. В плохую видимость данные о дирекци-онных и компасных курсах значительно облегчают ориентировку и определение направления движения судна.