Сущность шлюзования, состав гидроузлов
Способ увеличения глубин водных путей посредством образования подпертых плотинами бьефов и соединения их шлюзами называют шлюзованием рек.
Плотина — водоподпорное сооружение, перегораживающее водоток и его долину для подъема уровня воды. Часть водотока, примыкающую к водоподпорному сооружению, называют бьефом. Верхний бьеф — это бьеф с верховой стороны водоподпорного сооружения, а нижний бьеф — с низовой стороны его.
Подъем уровня воды, возникающий вследствие преграждения или стеснения русла водотока или изменения условий стока подземных вод, называют подпором.
Для пропуска судов из одного бьефа в другой устраивают судоходный шлюз. В результате устройства ряда гидроузлов продольный профиль поверхности воды приобретает ступенчатый вид (рис. 29). При комплексном использовании рек кроме плотин и шлюзов строят гидроэлектростанции.
Шлюзование, используемое только для судоходных целей, называется транспортным. Оно применяется на небольших реках. В большинстве же случаев шлюзование — элемент в комплексном решении других задач (задачи получения электроэнергии, регулирования стока, орошения, водоснабжения и др.).
Комплекс гидротехнических сооружений, объединенных по расположению и целям их работы, называют гидроузлом. В состав
Рис. 29. Схема продольного профиля Волги с гидроузлами (А—падение, L — расстояние от истока)
гидроузла входит плотина, шлюз, ГЭС, подходные каналы, дамбы и др. Расположение сооружений гидроузла отличается большим разнообразием. На рис. 30 показана схема расположения сооружений в плане одного из гидроузлов.
Рис. 30. План гидроузла:
1 — оградительные дамбы аванпорта;
2 — верхний подходной канал: 3 — верховые причальные палы; 4 — шлюз: 5 — низовые причальные палы; 6 — нижний подходной канал; 7 — русло реки; 8 — земляная плотина; 9 — гидроэлектростанция;
10—бетонная водосливная плотина: 11— бывшее русло реки; 12 — коренные берега реки; 13 — водохранилище; 14 — вход в аванпорт
Плотины больших гидроузлов обычно состоят из двух частей: бетонной и земляной. Общая длина плотин на больших равнинных реках достигает нескольких километров. Плотины могут быть глухие и водосливные. У первых вода не переливается через гребень, у вторых — может переливаться.
Вместе с плотиной сооружается здание гидроэлектростанции, которое может составлять продолжение плотины (так называемые русловые гидроэлектростанции) и принимать на себя полный, одинаковый с плотиной, напор воды, а также располагаться под защитой плотины с низовой стороны или совмещаться с плотиной.
Бетонные водосливные плотины (рис. 31) имеют наибольшее распространение. На гребне водосливной части плотины 9 устанавливают металлические затворы 13 в виде подъемных щитов. Затворами регулируют высоту уровня воды в верхнем бьефе / и расход воды, пропускаемой в паводок через плотину.
Водосливная часть (водослив) быками 5 разделяется на отдельные пролеты. Быки служат также опорами для щитов и моста 2, предназначенного для связи между берегами и перемещения подъемных кранов 3 затворов. Большую часть года щиты опущены и вода в нужном количестве поступает в нижний бьеф 6 через работающие турбины ГЭС. Весной щиты поднимают для сброса паводковой воды.
Рис. 31. Бетонная водосливная плотина
Устойчивость плотины, так же как и других гидротехнических сооружений, в большей степени зависит от фильтрации воды под ней. Поднятая плотиной вода под напором просачивается в грунт и двигается под плотиной к нижнему бьефу. Чтобы предотвратить вымывание грунта при этом процессе, путь движущейся под плотиной
воды удлиняют. Тогда скорость фильтрационного потока уменьшается до такой, при которой вода не будет вымывать грунт.
Для удлинения пути фильтрационной воды перед плотиной устраивают понур, который обычно состоит из глиняной подушки 12, защищенной от размыва уложенными поверху бетонными плитами 11. Для уменьшения скорости фильтрационного потока под основанием плотины забивают один-два ряда металлических шпунтовых стенок 10. Отдельные шпунтины, плотно соединенные между собою, образуют сплошной заслон. Шпунтовые стенки погружают в грунт на глубину до 20 м.
Для погашения скорости и энергии воды, переливающейся через гребень, ниже плотины устраивают водобой 8, представляющий собой бетонную плиту с гасителями энергии в виде бетонных выступов, колодцев и других устройств. Скорость потока на водобое снижается до 3—6 м/с. Выходя из водобоя, поток имеет все же повышенную размывающую способность. Поэтому за водобоем устраивают рисберму 7— укрепленный камнем участок дна реки.
Земляные плотины 4 (см. рис. 31) делают глухими, поэтому их гребень всегда на несколько метров выше наивысшего уровня воды верхнего бьефа. В поперечном разрезе плотина имеет вид трапеции. При сооружении плотины грунт намывают землесосами или (реже) насыпают сухой грунт. По гребню обычно прокладывают автомобильную или железную дорогу. При постройке принимают меры для уменьшения фильтрации воды через плотину: устраивают шпунтовые заслоны, глиняные водонепроницаемые экраны и т. п.
Судоходные разборные плотины (рис. 32) предназначаются для подпора воды и увеличения глубины при низком меженном уровне воды в реке. При высоком уровне воды плотины разбирают. Плотина состоит из ряда ферм 3, свободно поворачивающихся в подшипниках бетонного основания 1. Пролеты между фермами перекрывают щитами. В разобранном состоянии фермы, скрепленные поверху цепями 4, укладывают друг на друга. Верхние оконечности крайних ферм укладывают в нишу 2 устоя. При сборке фермы с помощью лебедки 6 ставят в вертикальное положение. По верхней части фермы прокладывают мостик 5. Разбирают фермы на зиму до ледохода, а устанавливают после паводка по мере снижения уровня воды. После установки плотины суда идут через шлюз. В зависимости от величины расхода воды убирают или добавляют необходимое количество щитов.
Напор на плотину обычно составляет 1—4 м. Судоходные разборные плотины построены на реках Москве, Оке, Северском Донце и др.
Условия движения и стоянки судов у плотин осложняются неправильными течениями, возникающими вследствие сброса воды через плотину и ГЭС. В верхнем бьефе образуется течение, направленное в сторону плотины или здания гидроэлектростанции, а в нижнем бьефе — течение от сбросов воды через плотину и выхода ее из турбин ГЭС, зависящее от особенностей сооружений гидроузла.
Колебания расхода воды, вызываемые работой ГЭС, меняют уровень воды, что затрудняет движение и стоянку судов. Управление судном
Рис. 32. Судоходная разборная пло тина Рис. 33. К условиям судоходства в период строительства гидроузла
у плотин требует повышенного внимания, так как имеются случаи срыва судов с якорей, навалов их друг на друга или посадки на грунт.
Условия судоходства во время строительства гидроузла зависят от организации и очередности строительных работ. Для строительства здания гидроэлектростанции 5 (рис. 33) и водосливной бетонной плотины 3 часть русла реки отгораживают перемычками 6, за которыми откачивают воду (затем уже ведут работу). Одновременно намывают земляную плотину 2 и сооружают шлюз 4 с верхним подходным судоходным каналом 1. В оставшейся при этом свободной части русла 7 скорость течения увеличивается, возникают свальные течения, затрудняющие судоходство.
После окончания строительства гидроэлектростанции весь расход воды пускают через турбины, а свободную часть русла перекрывают земляной плотиной. В этот период и в период завершения работ на гидроузле суда движутся через временный канал и шлюз.
По другой схеме гидростанцию и водосливную плотину строят на пойме и к ней в нижнем бьефе прорывают новое русло. Когда эти сооружения готовы, старое русло перекрывают земляной плотиной. Во время подготовки к перекрытию русла судоходство затруднительно, так как русло сужается из-за отсыпки каменных призм с обоих берегов и в связи с этим возрастает скорость течения.