Современное состояние и перспективы развития внутренних водных путей

Водные ресурсы — это запасы поверхностных и подзем­ных вод рассматриваемой территории. Водные ресурсы СССР состав­ляют 57 770 км3 или 11,4% водных ресурсов всего земного шара. Они в 1,4 раза превышают водные ресурсы Бразилии, в 1,5 раза — США, в 1,7 раза — Китая, в 2,9 раза — Канады и т. д. Однако водные ре­сурсы, приходящиеся на одного человека в СССР, меньше, чем в ря­де зарубежных стран.

Водный баланс — это соотношение прихода и расхода воды с учетом изменения ее запасов за выбранный интервал времени для рассматриваемого объекта. Водный баланс может быть рассчитан для водосбора или участка территории, для водного объекта, страны, материка и т. д.

На территории Советского Союза величины водного баланса, полу­ченные по среднему году за многолетний период, составляют: осадки — 10 960 км8, сток рек—4350 км3, испарение—6610 км3.

Общее количество рек в СССР достигает 2963,4 тыс. В том числе на малые реки длиной менее 26 км приходится 98,8% от общего коли­чества. По территории нашей страны протекают многие из величайших рек земного шара: Амур, Лена, Обь с Иртышом, Енисей, Волга, Аму-дарья, Днепр и др. Сведения о крупнейших реках Советского Союза приведены в табл. 6.

Из общей протяженности рек СССР более 500 тыс. км могли бы быть использованы для судоходства. В то же время протяженность экс­плуатируемых водных путей в СССР в настоящее время только 142 тыс. км. Длина эксплуатируемых водных путей СССР превосходит длину таких же путей США в 3 раза, а Франции, ФРГ, Бельгии и Голландии вместе взятых — в 5- раз.

Протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей нашей страны составляет треть протяженности внутренних водных путей всех стран. Сравнение данных по СССР с данными по нескольким передовым капиталистическим странам в относительных показате­лях приведено в табл. 7.

Таблица 6

    Название рек     длина рек, км площадь басс ейна, тыс км² средний годовой расход м³/с     Название рек   длина рек, км площадь басс ейна, тыс км² средний годовой расход м³/с  
Амур (с Аргунью) Печора  
Лена Кама  
Енисей (с Бий-Хемом)             Индигирка  
Кура  
Иртыш (с Черным Днестр  
Иртышом) Обь Северная Двина (с Сухоной)  
Волга Западная Двина (Даугава)         678      
Амударья (с Пянджем)              
Неман  
Урал Яна  
Днепр Кубань  
Колыма Нева  
Дон                  


Протяженность внутренних водных путей, эксплуатируемых в си­стеме Минречфлота РСФСР, 115 тыс. км, из них более 16 тыс. км при­ходится на искусственно созданные пути, на которых имеются 100 шлюзов, 70 плотин, крупные насосные станции и другие сооружения.

В СССР насчитывается около 40 тыс. озер, каждое из которых имеет площадь зеркала более 1 км2. Они занимают территорию около 300 тыс. км2 при общем объеме воды свыше 25 тыс. км3. Кроме того, существует еще примерно 2,8 млн. мелких естественных водоемов площадью менее 1 км2.

Подсчитано, что во всех этих озерах содержится 104 тыс. км3 воды. Причем 99% всей воды сосредоточено в 17 наиболее крупных озерах (таких, как Каспийское, Байкал, Ладожское, Балхаш, Араль­ское и т. п.). Сведения о наиболее крупных озерах СССР приведены в табл. 8.

В нашей стране водные богатства используются комплексно, т. е. одновременно для целей энергетики, судоходства, водоснабжения го­родов, сельского хозяйства и др.

Таблица 7

    Протяженность внут­ ренних судоходных путей, км, на
Страна   100 км2 территории   100 тыс. населения
 
СССР 0,66
США 0,44
Канада 0,08
Франция 1,56

При строительстве гидроэлек­тростанций в СССР были созданы водохранилища. Общая площадь всех водохранилищ в стране превышает 50 тыс. км2. Кроме того, как водохранилища используются озера Онежское, Байкал, Имандра, Выг, Ильмень и некоторые др.

Сведения о наиболее крупных водохранилищах СССР приведены в табл. 9.

Таблица 8

Название озера     Площадь, км²     Наиболь­шая глуби­на, м Название озера     Площадь, км2     Наиболь­шая глуби­на, м
Каспийское море 371 000 Ханка
Аральское море Чудское с Псков­
Байкал ским        
Балхаш Чаны
Ладожское Севан
Онежское Топозеро
Иссык-Куль Ильмень
Таймыр Имандра
            Телецкое


Таблица 9

Водохранилище год постройки Напор при НПУ, м Площадь зер-кала, тыс км² наибольшая длина, км наибольшая ширина, км Полный объем, км³ средней годо-вой объем стока, км³ годовая высота призмы сработки,м
р. Волга                
Иваньковское 0,3 1,1 9,6 6,0
Угличское 0,2 - 1,2 13,6 5,5
Рыбинское 4,6 25,4 36,1 4,9
Горьковское 1,8 8,7 52,5 2,0
Куйбышевское 6,5 52,3 242,0 6,5
Саратовское 2,0 13,4 —— 0,5
Волгоградское 3,2 32,2 251,0 3,0
р. Кама                                
Камское 1,8 11,4 52,0 4,5
Воткинское 1,1 14,9 54,0 3,0
р. Днепр                                
Кременчугское 2,3 13,5 46,9 4.0
Днепровское им. В. И. Ленина 0,4 3,3 51,8 7,0
<аховское 2,2 18,2 52,0 4,0
Р. Дон                
Цимлянское 2,7 23,8 22,2 5,0
Волго-Балтийский                
водный путь                
им. В. И. Ленина                
Череповецкое 1.7 6,5
р. Иртыш                
зухтарминское сть-Каменогорское 1967 1953 67 42 5,5 0,1 600 70     53,0 0,8 18,3 19,3 7,0 8,0
р. Обь                                
Новосибирское 1.1 8,8 51,7 5,0
р. Ангара                                
Иркутское 31,6 46,1 50,7
Братское 5,5 179,0 91,9 10,0
р. Енисей                                
Красноярское 2,1 1К lu 77,5 91,0 18,0
                     

Подавляющую долю (97—98%) от площади зеркала и объемов на­копленных вод всех искусственных водоемов имеют около 200 водо­хранилищ общегосударственного значения, в том числе около 120 водохранилищ при энергетических гидроузлах.

Полезный объем водохранилищ и прудов страны (с учетом готовя­щихся к затоплению) —примерно 450 км3, т. е. около 10% среднегодо­вого стока всех рек СССР.

Крупные каналы имеют большое народнохозяйственное зна­чение, могут использоваться для орошения, обводнения, водоснабже­ния, энергетики, судоходства и др. Характеристики двух наиболее крупных каналов, используемых для судоходства, даны в табл. 10.

Мировые потенциальные гидроэнергетические ре­сурсы оцениваются в 3700 млн. кВт, из них на долю рек СССР при­ходится 450 млн. кВт, в том числе на реки восточных районов—340 млн. кВт (80% всесоюзных запасов гидроэнергии или примерно 10% ми­ровых).

На нужды промышленности, орошения и потребности населения СССР сейчас ежегодно расходуется около 200 км3 воды. Причем из общего годового стока 83% воды составляет доля Севера и Сибири, где реки протекают по малолюдным и малоосвоенным областям. Из

Таблица 10

Наименование Год ввода в эксплуа­тацию Объем переброс­ки, км3/год Источник забора воды Длина трассы пе­реброски, км
Канал им. Москвы 2,3 Иваньковское водохра­нилище на Волге
Волго-Донской канал им. В. И. Ленина 0,6 Цимлянское водохра­нилище на Дону

общего годового стока рек только 17% приходится на районы с раз­витой промышленностью и сельским хозяйством. Поэтому уже сейчас, несмотря на большой в СССР общий объем запасов воды, решается за­дача о рациональном использовании водных ресурсов.

За годы Советской власти организовано судоходство на озерах Балхаш и Иссык-Куль, на реках Селенге, Амударье, Верхнем Ирты­ше, Или, Урале, Колыме, Индигирке и др. Увеличены глубины на Волге, Каме, Оке, Днепре, Северной Двине, Оби, Дону и других ре­ках.

Строительство Волховской ГЭС (1926 г.) дало возможность превра­тить р. Волхов в удобный водный путь. После создания Днепро­гэса имени В. И. Ленина (1932 г.) Днепр на всем протяжении стал су­доходным. Беломорско-Балтийский канал (1933 г.) длиной 227 км соединил Онежское озеро с Белым морем, значительно сократил путь между Ленинградом и Архангельском. Канал имени Москвы (1937 г.) протяженностью 128 км соединил Москву с р. Волгой и сократил путь до Горького на 110 км, а до Ленинграда на 1100 км. С 1952 г. действует Волго-Донской канал имени В. И. Ленина протяженностью 101 км. В 1964 г. введен в эксплуатацию Волго-Балтийский водный путь им. В. И. Ленина протяженностью 361 км.

В настоящее время большинство речных бассейнов европейской части СССР соединены между собой судоходными каналами.

Большое значение имеет Единая глубоководная система европей­ской части РСФСР (ЕГС), работы по созданию которой в основном за­вершены. Общее протяжение водных путей ЕГС свыше 6,3 тыс. км, из них на протяжении 5,5 тыс. км обеспечивается глубина 4 м. В со­став ЕГС входят водные пути, соединяющие Москву с Балтийским, Белым, Каспийским и Азовским морями. Через Черное море ЕГС со­единена с Днепром.

В единую систему водные пути объединяются с помощью Волго-Балтийского водного пути имени В. И. Ленина, каналов имени Моск­вы, Беломорско-Балтийского и Волго-Донского имени В. И. Ленина. Имеется также три соединительных канала, значительно меньших раз­меров: Северо-Двинская система, связывающая с единой глубоководной системой р. Сухону и, следовательно, водные пути Северо-Двинского бассейна; Пинего-Кулойский канал, соединяющий р. Пинегу (приток Большой Северной Двины) с р. Кулой, впадающей в Мезенский залив;

Днепро-Бугский канал, соединяющий р. Припять (приток Верхнего Днепра) с р. Буг (приток р. Вислы).

Программой Коммунистической партии Советского Союза, дирек­тивами съездов КПСС предусматривается продолжение комплексно­го освоения гидроэнергоресурсов наших рек.

Введение в действие Николаевского (1978 г.) и строительство Константиновского гидроузла на р. Дону, введение в действие Чебоксар­ской (1980 г.) и Нижне-Камской ГЭС (1979 г.) практически решают проблему завершения создания Единой глубоководной системы евро­пейской части СССР с обеспечением транзитной глубины 4 м на трассах Москва—Ленинград—Астрахань—Пермь (при наполнении водохра­нилищ до НПУ),

В будущем повышение транспортного значения северных рек и эф­фективное использование Волго-Балтийского водного пути имени В. И. Ленина будет возможно при переброске стока вод Сухоны в Волгу, Печоры—в Каму и Волгу. Воды Оби и Иртыша намечается на­править в Аральское море с использованием трасс переброски стока для судоходства.

Реконструкция р. Припяти и Днепро-Бугского, а также Беломорско-Балтийского каналов улучшит судоходство по водным путям Ев­ропейской части СССР.

Со временем в Сибири будет завершено создание каскада гидро­электростанций на Ангаре и создан более глубоководный Ангаро-Енисейский водный путь. После сооружения Средне-Енисейской и Осиновской ГЭС уровень воды в Енисее поднимется и суда прибреж­ного морского плавания получат возможность заходить в речные порты.

В отдаленной перспективе, когда будут сооружены Шульбинская и Омская ГЭС на Иртыше, Каменская, Средне- и Верхне-Обская ГЭС на Оби, судоходные условия на этих реках значительно улучшатся.

Возможно соединение судоходными каналами рек Оби и Енисея, Ангары и Лены, а также Амура с Татарским проливом (с помощью ка­нала Кизи-Табо).

Создание гидроузла на Верхней Лене позволит перевозить грузы с Лены в различные пункты Северного морского пути.

Для улучшения судоходных условий на основных речных маги­стралях будут проводиться в большом объеме дноуглубительные, выправительные и другие путевые работы.

ПОНЯТИЕ О ЛОЦИИ

Слово «лоция» в переводе с голландского «loodsen» означает «про­водка судна».

В начальный период развития судоходства передвижение судов происходило по рекам и вблизи побережий при ориентировке по при­метам и использовании личного опыта судоводителей. Этот метод полу­чил название лоцманского. Им пользуются до настоящего вре­мени при плавании в узкостях и на внутренних водных путях.

Со временем появилась необходимость длительных переходов на судах, что обусловило появление новых требований к судовождению, новых средств его обеспечения.

Судовождение (кораблевождение) — это еди­ный процесс, обеспечивающий безопасное плавание и управление суд­ном для достижения намеченных целей (ГОСТ 23634—79).

Вначале средствами, обеспечивающими судовождение, были карты и лоции, затем стали применяться приборы и инструменты — лоты, компасы, лаги, секстаны, хронометры. Позднее возникли теоретически обоснованные способы проводки судов с использованием приборов для определения местоположения судна по береговым объектам. В конеч­ном итоге для решения практических задач судовождения был выработан расчетно-инструментальный метод, называемый штурман­ским.

В настоящее время штурманский метод судовождения базируется на законах физики, механики и математики. Он предусматривает при­менение последних достижений таких наук, как метеорология, астро­номия, гидромеханика, геодезия, радиотехника и т. д.

Лоция — это раздел предмета судовождения, где изучаются навигационные опасности, средства навигационного оборудования водного пути, пособия, содержащие сведения, необходимые для выбо­ра безопасных и наивыгоднейших курсов, методика использования этих пособий и др. Лоция является наиболее важным разделом в пред­мете судовождения, так как для безаварийного плавания судов тре­буется хорошее знание района предстоящего перехода.

Лоция делится на лоцию морей и лоцию внутренних водных путей. В свою очередь, лоция внутренних водных путей подразделяется на общую и специальную.

Общая лоция дает необходимые сведения о внутренних вод­ных путях и является общим руководством для плавания по любому участку водного пути. Она содержит основные сведения по гидрологии внутренних водных путей, ориентировке, выбору курса судна, карто­графии, а также об условиях движения судов по рекам, озерам, водо­хранилищам и вблизи морских побережий. Зная общую лоцию, судо­водитель может ориентироваться на незнакомом участке пути и за бо­лее короткий срок изучить специальную лоцию.

Специальная лоция служит руководством для пла­вания по определенному участку водного пути. В ней содержатся по­дробные сведения о русле, берегах с прилегающей территорией, пре­пятствиях, различных приметах и ориентирах, навигационной об­становке, направлениях и границах судового хода.

Лоцией также называют книгу, где дается описание моря, озера или реки с целью охарактеризовать условия плавания в пределах рас­сматриваемого района с учетом особенностей берегов и дна водоема, метеорологических и гидрологических условий, определяющих безо­пасность и удобства плавания,

В процессе развития судоходства возникла необходимость подго­товки кадров в специальных учебных заведениях, что вызвало не­обходимость создания курса общей лоции рек, а затем и печатных по­собий по специальной лоции в виде лоцманских карт, описаний судово­го хода, рекомендаций по проводке судов и др.

Сейчас для осуществления бесперевалочной перевозки грузов суда внутреннего плавания выходят в прибрежные районы морей и делают переходы к морским портам. В связи с этим судоводители таких судов должны знать условия не только речного, но и морского плавания.

Наши рекомендации