По организации деятельности семейных дошкольных групп на территории пермского края

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЕЙНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ГРУПП НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Пермь, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение  
1.1. Организация дошкольного образования в Пермском крае 3 - 6
1.2. Семейные дошкольные группы как вариативная форма оказания услуги дошкольного образования   6-7
1.3. Законодательная и нормативная база создания семейного детского сада   7-11
2. Порядок организации деятельности семейных дошкольных групп 12 - 13
2.1. Требования к сотрудникам семейной дошкольной группы 13- 15
2.2. Алгоритм деятельности родителей (законных представителей) по созданию семейной дошкольной группы  
2.3. Алгоритм деятельности дошкольной образовательной организации при создании семейной дошкольной группы   15 – 17
2.4. Организация взаимодействия педагогов ДОУ с воспитателем семейной дошкольной группы   17 – 18
2.5. Обязанности ДОУ и сотрудников семейной дошкольной группы
3. Порядок организации взаимодействия ДОУ и индивидуальных предпринимателей при организации домашнего детского сада   20 - 22
4. Порядок оказания дошкольных образовательных услуг физическими лицами: индивидуальная трудовая педагогическая деятельность по типу «Гувернерства»   22 - 24
5. Приложение:  
1. Примерное положение об организации деятельности семейной дошкольной группы общеразвивающей направленности 25 - 31
2. Документы в ДОУ, необходимые для открытия семейной дошкольной группы 32 - 33
3. Форма акта приема жилого помещения к эксплуатации в качестве семейной дошкольной группы 34 - 35
4. Примерная должностная инструкция педагогов (специалистов) семейной дошкольной группы 36 - 43
5. Примерная форма договора безвозмездного пользования жилого (нежилого) помещения 44 - 46
6. Акт приема-передачи жилого (нежилого) помещения для организации деятельности семейной дошкольной группы.
7. Примерная форма договора безвозмездного пользования земельным участком 48 - 51
8. Акт приема-передачи земельного участка для организации деятельности семейной дошкольной группы.

ВВЕДЕНИЕ

Организация дошкольного образования в Пермском крае

В связи с введением в действие Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) дошкольное образование является уровнем общего образования.

В соответствии со ст. 64 «Дошкольное образование направлено
на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».

Впервые в Законе об образовании помимо образовательной деятельности
и воспитания, введено понятие «присмотр и уход за детьми», которое включает комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены
и режима дня.

В соответствии с п.п.3 ст. 8 полномочия по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного
и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), а также финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат на образовательную услугу находятся в ведении Министерства образования и науки Пермского края.
А в соответствии с п.п.3 ст. 9 создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях - это полномочия органов местного самоуправления.

По состоянию на 1 января 2016 г. в Пермском крае услуга дошкольного образования оказывается в 1034 образовательных организациях: 650 дошкольных образовательных организации, 28 учреждений начальная школа – детский сад, 208 структурных подразделений при общеобразовательных организациях, 13 филиалов при дошкольных образовательных организациях, 36 филиалов при средних общеобразовательных школах и 32 дошкольные группы, организованные при средних общеобразовательных школах и 67 частных образовательных организации и индивидуальных предпринимателя.

Кроме того, с сентября 2014 года реализуется краевой проект «Выездной воспитатель», целью которого является обеспечение доступности дошкольным образованием всех детей в возрасте от 1,5 до 8 лет, проживающих в отдаленных территориях Пермского края и не имеющих возможности получать услугу дошкольного образования и осваивать основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Услугу дошкольного образования в 2014 г. получали 413 детей в возрасте
от 1,5 до 7 лет (134 ребенка от 1,5 до 3 лет и 279 детей в возрасте от 3 до 7 лет), в 2015 году – 429 детей (165 детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и 264 ребенка в возрасте от 3 до 7 лет).

Дополнительные возможности по обеспечению доступности дошкольного образования сегодня связаны с развитием негосударственного сектора. В 2015 году в Пермском крае зарегистрировано 221 негосударственных поставщика услуг в сфере дошкольного образования. Охват детей, посещающих негосударственные дошкольные организации
и получающие услугу дошкольного образования у индивидуальных предпринимателей, составляет более 11 тыс. детей.

Таким образом, по данным краевого портала Web 2.0 «Дошкольное образование» на 01.01.2016 услугу дошкольного образования получают

Возраст Посещают ДОУ Актуальный спрос Отложенный спрос % охвата
1,5 - 3 24 705 4 812 18 555 52,7
3 - 7 134 159 1 544 98,9
0 – 7,5 163 578 5 289 41 744 77,7


По состоянию на 31 декабря 2015 г. в Пермском крае исполнен Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах
по реализации государственной политики в области образования и науки»
в части обеспечения к 2016 году 100 % доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, но по-прежнему острой остается проблема обеспечения услугой дошкольного образования детей
в возрасте до 3 лет и проблема переуплотненности дошкольных групп.

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» в качестве одной из мер, направленной на обеспечение доступности
и качества образования, закреплено обеспечение государственной поддержки строительства новых дошкольных образовательных учреждений, а также развитие всех форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка
и другие, включая негосударственный сектор.

Для того, чтобы родитель (законный представитель) смог выбрать любую форму получения дошкольного образования, в т.ч. семейного образования, необходимо поддерживать развитие вариативных форм предоставления услуг дошкольного образования.

С целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях, могут быть организованы семейные дошкольные группы. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход
за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования.

Суть этой вариативной формы (семейные дошкольные группы) состоит в том, что в форме семейных дошкольных групп родители (законные представители) принимают непосредственное и профессиональное участие
в развитии, воспитании и обучении детей, взаимодействуют с педагогами образовательных организаций в проектировании образовательной деятельности.

Специфика работы семейных дошкольных групп определяется семейными традициями, индивидуальными особенностями детей и их возможностями, которые легко выявить и учесть при небольшом количестве детей и разновозрастном составе группы. Объединяясь, семьи получают возможность не только эффективно организовать работу с детьми,
но и повышать собственную психолого-педагогическую компетентность, обмениваться опытом семейного воспитания.

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью определения единого подхода к развитию семейных дошкольных групп
в качестве структурных подразделений государственных и муниципальных дошкольных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования на территории. Они помогут руководителям управлений (отделов) дошкольного образования
и руководителям дошкольных образовательных организаций, а также родителям при организации семейных дошкольных групп.

Семейные дошкольные группы как вариативная форма оказания услуги дошкольного образования

Семейная дошкольная группа может быть создана как структурное подразделением дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ).

В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 08-1049 «Об организации различных форм присмотра и ухода за детьми» семейные дошкольные группы организуется в многодетных семьях, имеющих трех и более детей
в возрасте от 1 года до 7 лет; в многодетных семьях с одним или двумя детьми дошкольного возраста при условии приёма сверстников из других семей; в семье, имеющей ребёнка-инвалида дошкольного возраста при условии приема сверстников из других семей. Воспитатели семейных групп являются штатными сотрудниками ДОУ, им оказывается методическая, психолого-педагогическая, диагностическая и консультативная поддержка со стороны методической службы ДОУ.

Семейные дошкольные группы организуются в целях:

• поддержки многодетных семей;

• предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства,
не прерывая процесса воспитания детей;

• развития новых форм дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка;

• обеспечения доступности дошкольного образования.

Деятельность семейной дошкольной группы осуществляется
в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Уставом ДОУ и Положением о семейной дошкольной группе.

Режим работы семейной дошкольной группы и длительность пребывания в ней детей определяется Уставом ДОУ, договором между ДОУ и воспитателем семейной дошкольной группы. Так как возрастной состав семейной группы различен, соответственно режим дня должен разрабатываться индивидуально, в зависимости от особенностей группы.

Социальные эффекты организации семейных групп при ДОУ:

1. Решается вопрос сокращения очереди в детские сады и реализации конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования и предоставление всем детям дошкольного возраста равных стартовых возможностей при поступлении их в школу.

2. Родители могут устроиться на официальную работу – они становятся воспитателями, прикрепленными к одному из ДОУ. Следовательно, они имеют трудовой стаж и заработную плату, в зависимости от квалификации.

3. В семейную группу могут ходить дети, по разным причинам
не посещающие муниципальные ДОУ.

Требования к сотрудникам семейной дошкольной группы

На должность воспитателя семейной дошкольной группы назначается родитель (законный представитель) детей из многодетной семьи, имеющий средне профессиональное или высшее образование и прошедший курсы повышения квалификации (не менее 72 часов). После окончания курсов родитель-воспитатель получает соответствующее удостоверение.

Воспитатель семейной дошкольной группы должен знать режим дня, рекомендованный для детей раннего и дошкольного возраста, и обеспечивать его выполнение. Четко представлять какие цели реализуются при построении педагогического процесса, какие результаты должны быть достигнуты, уметь проектировать, анализировать, видеть перспективу воспитания и развития каждого ребенка.

Воспитатель семейной дошкольной группы должен освоить содержание основной образовательной программы и рекомендуемых методик.

Родители – младшие воспитатели (помощники воспитателя), работающие в семейной дошкольной группе, также должны иметь четкое представление о режиме дня, особенностях организации режимных процессов, об основных задачах по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков. Использовать в общении с детьми правильные педагогические методы и приемы.

К данному виду деятельности не допускаются лица:

- лишенные права заниматься педагогической деятельностью
в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

- имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

- признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

- имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда
и защиты прав потребителей (Трудовой кодекс РФ от 29.декабря 2014 г.
№ 457-ФЗ)

Воспитатель семейной дошкольной группы является сотрудником детского сада, получает заработную плату.

Права, социальные гарантии воспитателя семейной дошкольной группы определяются законодательством Российской Федерации, Уставом ДОУ и трудовым договором.

Воспитатель семейной дошкольной группы и все взрослые члены семьи, проживающие в помещении семейной дошкольной группы, проходят медицинский осмотр в порядке, установленном законодательством.

Воспитатель семейной дошкольной группы наряду с заведующим ДОУ, структурным подразделением которого является семейная дошкольная группа, несет ответственность за жизнь, здоровье, воспитание и обучение детей в соответствии с действующим законодательством.

Работа родителя – воспитателя и других специалистов семейной дошкольной группы выстраивается в соответствии со штатным расписанием ДОУ и должностными обязанностями сотрудников.

Алгоритм деятельности родителей (законных представителей)
по созданию семейной дошкольной группы

Для открытия семейной дошкольной группы в качестве структурного подразделения ДОУ, родитель (законный представитель) должен обратиться в муниципальный орган управления образованием с заявлением о желании открыть семейную дошкольную группу.

Орган управления образованием определяет детский сад, где будет открыта семейная дошкольная группа, на основании приказа создает комиссию для обследования жилищных условий.

Комиссия создается из числа представителей управления образования, руководящих и педагогических работников ДОУ, на базе которого будет функционировать данная группа. Также в комиссию по согласованию могут входить представители Роспотребнадзора и Госпожнадзора. Комиссия обследует жилищно-бытовые и социальные условия жизни кандидата, составляет акт, устанавливает соответствие жилого помещения требованиям пожарной безопасности, санитарным нормам.

В течение 30 дней с момента подачи заявления управление образования организует работу по обследованию жилищных условий и выдает заключение – акт обследования.

Родитель (законный представитель) собирает необходимые справки для трудоустройства в ДОУ.

При условии нахождения в семейной дошкольной группе детей
из других семей, взрослые члены семьи, где находится семейная дошкольная группа, проходят медицинский осмотр в порядке, установленном законодательством.

При наличии положительного акта обследования жилищных условий
и наличия необходимых справок для трудоустройства, муниципальным органом управления образованием издается приказ об организации семейной дошкольной группы в качестве структурного подразделения выбранного детского сада.

Алгоритм деятельности дошкольной образовательной организации
при создании семейной дошкольной группы

1. Администрация ДОУ должна внести поправки в уже имеющиеся локальные акты, а также разработать новые документы (Приложение ):

- акт обследования жилищных условий семьи;

- договор с родителями (законными представителями);

- доверенность (оформляется на воспитателя семейной дошкольной группы
в случае, если в семейную дошкольную группу принимаются дети из других многодетных семей);

- личное дело ребенка, представляющее собой папку, в которой хранятся: копия свидетельства о рождении, копия медицинского полиса, направление
из комиссии по комплектованию, медицинская карта ребенка;

- регистрация обращения в ДОУ многодетных родителей (имеющих двух-трех и более детей дошкольного возраста) с заявлением о намерении открыть семейную дошкольную группу;

- проверка комиссией ДОУ жилищных условий семьи;

- заключение с работником (как правило, мамой из многодетной семьи) трудового договора о сотрудничестве ДОУ и родителей;

- заключение договора между родителем и ДОУ;

- оформление личных дел детей семейной дошкольной группы;

- встреча воспитателя семейной дошкольной группы с педагогами
и специалистами ДОУ;

- разработка необходимой педагогической документации для воспитателя семейной дошкольной группы;

- составление расписаний образовательной деятельности, проводимых дома и в условиях ДОУ;

- осуществление контрольных функций со стороны администрации ДОУ:

- посещение заместителем заведующего по воспитательной и методической работе (методистом, старшим воспитателем) ДОУ открытых занятий;

- периодическая проверка бытовых условий и соблюдения режима дня.

2. Заведующий ДОУ подписывает приказ об открытии семейной дошкольной группы, изданный после согласования с Учредителем.

3. Заведующий ДОУ зачисляет воспитателя семейной дошкольной группы в штат ДОУ с установленной оплатой труда в соответствии
с действующим законодательством.

4. Заведующий ДОУ организует прохождение воспитателем семейной дошкольной группы курсов повышения квалификации в объеме не менее 72 часов.

5. Финансирование семейной дошкольной группы, являющегося структурным подразделением ДОУ, производится за счет средств краевого и местного бюджета в пределах ассигнований выделенных ДОУ.

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Общие положения

1.1. Семейная дошкольная группа создается с целью обеспечения
на территории муниципального района (городского округа) услугой дошкольного образования всех детей раннего и дошкольного возраста.

1.2. Семейная дошкольная группа общеразвивающей направленности является структурной единицей муниципального дошкольного образовательного учреждения (далее – Учреждение), реализующего основные образовательные программы дошкольного образования, создается в его составе на дому воспитателя в жилом помещении, где выделяется площадь для организации образовательного процесса с детьми, игр, приема пищи, сна и прогулки.

1.3. Семейная дошкольная группа создаётся, реорганизуется, ликвидируется на основе приказа учредителя Учреждения. Решение
о создании, реорганизации и ликвидации семейной дошкольной группы принимает учредитель Учреждения. Решение о создании семейной дошкольной группы может быть принято учредителем на основании ходатайства образовательного учреждения.

1.4. Семейная дошкольная группа организуется в семье, имеющей ребенка (детей) в возрасте от 1,5 лет до 8 лет, по месту проживания данной семьи. В случае если в семье имеется один или двое детей дошкольного возраста, организация группы допускается при условии набора детей из других семей в общей численности от 3 до 10 детей дошкольного возраста.

1.5. Семейная дошкольная группа обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход, оздоровление детей в возрасте от 1,5 лет до 8 лет
в соответствии с Уставом и лицензией ДОУ.

1.6. Режим работы семейной дошкольной группы определяется запросами родителей (законных представителей), Уставом ДОУ и правилами внутреннего трудового распорядка структурного подразделения.

1.7. Деятельность семейной дошкольной группы осуществляется
в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, региональными нормативными правовыми актами, Уставом Учреждения
и настоящим Положением.

Требования к условиям и режиму пребывания детей и организации воспитания и обучения.

4.1. В помещениях семейной дошкольной группы для осуществления образовательной деятельности должны быть обеспечены необходимые санитарно-гигиенические условия в соответствии с инструкцией об охране жизни и здоровья детей, требованиям СанПиН 2.4.1.3147-13, пожарной безопасности.

4.2. Помещение для пребывания детей должны иметь естественное
и искусственное освещение, температурный режим не ниже 18°С и не выше 24°С. Во время сна детей температура воздуха в помещении должна поддерживаться в пределах от 19 до 20°С.

4.3. Жилые помещения должны быть оборудованы системами центрального или нецентрального водоснабжения, отопления, канализации, электроснабжения и вентиляции.

Допускается использование печного отопления. При организации печного отопления топка устраивается в недоступном для детей месте.

4.4. Столы, стулья и кровать должны соответствовать росту детей. Подбор столов и стульев для детей следует проводить с учетом антропометрических показателей (п.2.6. СанПиН 2.4.1.3147-13).

4.5. Продолжительность дневного сна для детей от 1,5 до 8 лет составляет от 2 – 2,5 часов.

4.6. Ежедневная прогулка в семейной дошкольной группе проводится общей продолжительностью 3 – 4 часа, в первую и вторую половину дня, на территории специально оборудованной для прогулок (прогулочный участок Учреждения или специально оборудованный на придомовой территории, а также скверов и парков).

4.7. При наличии телевизора (компьютера) просмотр телепередач для детей 5 лет не может превышать 20 минут в день (для детей 6 – 8 лет – не более 30 минут), при работе за компьютером для детей 5 лет – не более 10 минут в день (для детей 6 – 8 лет – 15 минут).

4.8. При реализации образовательной программы, за исключением игровой, познавательно-исследовательской, художественно-творческой деятельности, продолжительность занятий определяется п.4.7., 4.8. СанПиН 2.4.1.3147-13.

4.9. При заболевании ребенка должна быть предусмотрена возможность изолировать его в отдельное помещение до прихода медицинского работника.

4.10. После перенесенного заболевания, а также отсутствия более
5 дней (за исключением выходных и праздничных дней) дети принимаются только при наличии медицинской справки о состоянии здоровья.

Общие положения

1.1 Воспитатель семейной дошкольной группы назначается
и освобождается от должности заведующим дошкольным образовательным учреждением (далее – ДОУ) на основании заявления и трудового договора.

1.2 Воспитатель семейной дошкольной группы непосредственно подчиняется заведующему ДОУ и заместителю заведующего
во воспитательной и методической работе (старшему воспитателю).

1.3 В своей деятельности воспитатель семейной дошкольной группы руководствуется:
- Конституцией Российской Федерации;

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.
№ 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.
№ 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";

- Законом Пермского края от 12 марта 2014 г. № 308 - ПК «Об образовании
в Пермском крае»;

-Уставом и локальными актами ДОУ;

- приказами и распоряжениями заведующего ДОУ;

- правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

- настоящей должностной инструкцией.

1.4. На должность воспитателя семейной дошкольной группы назначается родитель (законный представитель) из многодетной семьи, имеющей 3 и более детей.

1.5. Продолжительность рабочего времени воспитателя семейной дошкольной группы составляет _____________ часов в неделю.

1.6. График работы воспитателя семейной дошкольной группы утверждается заведующим ДОУ.

Функции

На воспитателя семейной дошкольной группы возлагаются следующие функции:

2.1. Формирование общей культуры, развитие, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей раннего и дошкольного возраста.

2.2. Организация образовательной деятельности в соответствии
с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

2.3. Реализация основной образовательной программы дошкольного учреждения, направленной на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей.

Должностные обязанности

3.1. Воспитатель семейной дошкольной группы выполняет должностные обязанности:

3.1.1. Осуществляет деятельность по образованию и воспитанию детей в семейной дошкольной группе на основе основной образовательной программы дошкольного образования.

3.1.2. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.

3.1.3. Осуществляет изучение личности воспитанников, их склонностей, интересов, содействует познавательному, речевому, эмоционально-личностному, художественно-эстетическому, физическому развитию и подготовке к обучению к школе.

3.1.4. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого воспитанника.

3.1.5. Способствует развитию общения воспитанников. Помогает воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении со сверстниками, родителями (законными представителями).

3.1.6. Осуществляет помощь воспитанникам в образовательной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

3.1.7. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива воспитанников.

3.1.8. Соблюдает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса.

3.1.9. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием воспитанников.

3.1.10. Разрабатывает перспективный план воспитательно-образовательной работы с группой воспитанников в соответствии
с основной образовательной программой дошкольного учреждения.

3.1.11. Работает в тесном контакте с педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (законными представителями) воспитанников.

3.1.12. Участвует в работе педагогических советов и других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных основной образовательной программой ДОУ,
в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (законными представителями).

3.1.13. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса.

3.1.14. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.

3.1.15. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

3.1.16. Участвует в создании развивающей предметно - пространственной среды в группе и на прогулочном участке.

3.1.17. Осуществляет непрерывность профессионального развития, проходит повышение квалификации (в объеме не менее 16 часов) не реже чем каждые три года.

3.2. Воспитатель семейной дошкольной группы должен знать:

3.2.1. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

3.2.2. Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность.

3.2.3. Конвенцию о правах ребенка.

3.2.4. Дошкольную педагогику и детскую психологию; возрастную физиологию, анатомию; санитарию и гигиену; индивидуальные особенности развития детей.

3.2.5. Теорию и методику дошкольной педагогики.

3.2.6. Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода.

3.2.7. Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с воспитанниками разного возраста, их родителями (законными представителями), коллегами по работе.

3.2.8. Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.

3.2.9. Трудовое законодательство.

3.2.10. Основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

3.2.11. Правила внутреннего трудового распорядка ДОУ.

3.2.12. Правила по охране труда и пожарной безопасности.

3.3. Квалификационные характеристики для воспитателя семейной дошкольной группы.

Воспитатель семейной дошкольной группы должен иметь: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика", без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

4. Права

4.1.Воспитатель семейной дошкольной группы пользуется следующими правами:

1. свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

2. свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

3. право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой основной образовательной программы дошкольного учреждения;

4. право на выбор учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с основной образовательной программой дошкольного учреждения;

5. право на участие в разработке образовательных программ методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

6. право на осуществление научной, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

7. право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а так же доступом, к информационно - телекоммуникационным сетям и базам данных, учебными и методическими материалами, материально-техническими средствами обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической деятельности;

8. право на бесплатное пользование образовательными, методическими услугами учреждения, определенное локальным актом учреждения;

9. право на участие в управлении коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом учреждения;

10. право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности ДОУ, в том числе через органы управления и общественные организации;

11. право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

12. право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушений норм профессиональной этики педагогических работников.

4.2. Воспитатель семейной дошкольной группы имеет следующие трудовые права и социальные гарантии:

1. право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

2. право на дополнительное профессиональное образование
по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

3. право на ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительностью которого определяется Правительством РФ;

4. право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

5. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Обязанности и ответственность

5.1. Воспитатель семейной дошкольной группы обязан:

1. осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечить в полном объеме реализацию основной образовательной программы дошкольного образования;

2. соблюдать правовые и нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3. уважать честь и достоинства воспитанников и других участников образовательных отношений;

4. развивать у воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать
у воспитанников культуру здорового и безопасного образа жизни;

5. применять педагогические обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6. учитывать особенности психологического развития воспитанников и состояния их здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7. систематически повышать свой профессиональный уровень;

8. проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности
в порядке, установленном законодательством об образовании;

9. проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на р<

Наши рекомендации