III период обучения (март — апрель — 2 занятия в неделю), 14 занятий

Тема занятия Задачи Коли- Планируемый Средства
п/п     чество результат оценки
      часов   усвоения
            материа-
          ла
Согласование прила­гательного с сущест­вительным в роде Учить правильно согласовывать прилага­тельные с существительными мужского, женского и среднего рода, подбирать Согласовывать при­лагательные с суще­ствительными в муж- Игра «Подбери слово»
    существительные к прилагательным, отвечающим на вопросы: какой? какая? какое?   ском, женском и среднем роде  
Распространение предложений путем введения однород- Учить подбирать к предмету или объекту возможно большее количество определе­ний. Включать слова-признаки в опреде- Расширять словарный запас словами-прилагательными, Игра «Кто больше подберет
  ных определении ленное место предложения перед опре­деляемым словом. Расширять и активи­зировать словарный запас. Уточнять по-   пользоваться ими в речи. Четко отграни­чивать понятия «сло- слов»
    нятия «слово», «предложение»   во», «предложение». Пользоваться в речи  
        «длинными» предло-  
        жениями  
Звук [с] Учить выделять звук [с] в любой позиции в слове. Развивать фонематический слух, слуховое внимание Уметь делать полный анализ односложных слов (суп, сок и др.) Игра «На­зови звуки в слове по
          порядку»
Составление рассказа по серии сюжетных картинок Учить составлять рассказ по серии сю­жетных картинок, отображающих после­довательность событий. Правильно стро­ить предложения с включением опреде­ления. Развивать внимание и словесно-логическое мышление детей Уметь составлять точные, полные рас­сказы по серии сю­жетных картинок Составле­ние рас­сказов
Предлоги к, от Учить определять пространственное рас­положение предметов с помощью пред­логов к, от, а также воспринимать, выде­лять и употреблять эти предлоги в слово­сочетаниях и предложениях Уметь употреблять в речи предлоги к, от, четко дифференциро­вать их пространст­венную противопо­ложность Игра «Пе­реверты­ши»
Звук [з] Учить слышать и выделять звук [з] в начале слов. Развивать фонематический слух и слуховое внимание Уметь выделять пер­вый согласный и по­следующий гласный звуки в словах (зубы, зонт и др.) Игра «На­зови пер­вый и второй звуки в слове»
Пересказ рассказа, составленного по сюжетной картинке Учить пересказывать текст, составлен­ный по сюжетной картинке. Уточнять и активизировать словарный запас. Разви­вать внимание и словесно-логическое мышление Уметь точно и полно пересказывать текст рассказа по сюжетной картинке Пересказы
Составление рассказа Учить составлять рассказ по сюжетной Уметь составлять Составле-  
  по сюжетной картин- картинке, изображенные события на ко-   точные, полные рас- ние рас-  
  ке торой — конечный результат действия.   сказы по сюжетной сказов  
    Продолжать учить отвечать на вопросы   картинке. Использо-    
    со словами почему?, правильно строить   вать распространен-    
    длинные фразы с включением определе-   ные предложения с    
    ния. Развивать внимание и словесно-   включением слов-    
    логическое мышление   признаков предметов    
Звуковой анализ и Развивать фонематическое восприятие и Уметь выполнять зву- Игры «На-  
  синтез слов навыки звукового анализа и синтеза   ковой анализ одно- зови звуки  
        сложных слов (типа в слове по  
        мак, том, сок, кот и порядку»,  
        др.); синтез коротких «Отгадай  
        слов (тпъум, ау, ах, ус слово»  
        и т.п.)    
Глаголы-антонимы Учить правильно подбирать глаголы- Уметь подбирать Игра  
    антонимы, строить фразу по сюжетной   слова-глаголы с про- «Скажи  
    картинке. Развивать чувство языка   тивоположным зна- наоборот»  
        чением, употреблять    
        их в предложениях    
Уточнение обобще- Уточнять обобщающие понятия: «овощи Четко дифференци- Игры «Ло-  
  ний — фрукты»; «одежда — обувь»; «до-   ровать некоторые то», «Тре-  
    машние животные — дикие животные»;   обобщающие понятия тий лиш-  
    уметь классифицировать их по опреде-     ний», «Кто  
    ленным признакам и определять в одну     больше  
    общую группу     назовет  
          слов»  
                       




Примерные конспекты занятий 3-го периода обучения

Тема Цели План занятия Оборудование Литература
1 -я неделя марта
Подбор Учить подби- Организационный момент   .
опреде- рать опреде- Игра «Почитай-ка». Символы глас- [7, II ч. с. 53;
лений ление по во- По символам прочитать короткие слова ау, уа, иа. ных звуков [а], III ч. с. 26]
(какой просу: какой Основная часть [У], [и].  
по вели- по величине?. 1 . Игры «Большой — маленький». «Сравни предметы». Наборы предме-  
чине?). Выделение Сравнить предметы разной величины (столы, стулья, по- тов и картинок,  
Звуки гласных [ы], суда, куклы, игрушки, машинки, кубики, петушки и др.) разных по вели-  
[ы], [и] [и] в конце по направлениям: чине  
  слов большой — маленький, высокий — низкий, широкий —    
    узкий, длинный — короткий.    
    2. Игра «Встречаем гостей». Мальчик Дэни приехал в Кукла-мальчик.  
    гости из далекой страны. (Выделить последний звук в Символы звуков  
    имени Дэни и охарактеризовать его.) Привез фото мамы [и], [ы]  
    и папы, но фото плохо получились и видны только усы у Зеркала. Схемы  
    папы и губы у мамы. (Выделить последний звук в словах    
    усы, губы; охарактеризовать его.)    
    Физкультминутка «Каравай» (поем для Дэни).    
    3. Игра «Найди место картинке». Предметные  
    Выделить последний звук [и], [ы]. картинки.  
    4. Игра «Скажи наоборот». Мяч  
    Преобразовать слоги, слова    
    пы-пы-пы=пи-пи-пи; ми-ми-ми=мы-мы-мы; бить-быть;    
    завить-завыть.    
    Упражнение «Найди последний звук в слове и назови его». Карточки; кар-  
    Итог занятия тинки  
    Дети отвечают на вопрос с каким звуком познакомились?    
2-я неделя марта
Подбор Совершенст- Организационный момент    
опреде- вовать навыки «Отгадай звук» (по артикуляции, символу); звуки [и], [ы]. Символы [12, с. 47]
лений словообразо- Основная часть    
(какой вания. Учить 1. Игра «К нам приехал Дэни» (продолжение).   [7, II ч.;
по мате- образовывать Логопед. Дэни приехал издалека и привез с собой свои   с. 25, 28]
риалу?). относительные любимые игрушки и предметы. Давайте их рассмотрим и    
Предло- прилагатель- назовем, из чего они сделаны. Какие они?    
ги в, на, ные и вклю- Дети рассма тривают и называют предметы, отвечая на вопросы:    
под чать их в какой? какая? какое?    
  предложения. Словарная работа: соломенная (корзина); глиняная (ло- Корзина; чай-  
  Учить выде- шадка); фарфоровая (посуда); фарфоровый чайник, фар- ник; чашка;  
  лять и назы- форовая чашка, фарфоровое блюдце). блюдце; глиня-  
  вать предлоги 2. Игра «Мамины помощники». Варить из овощей суп, ная лошадка  
  в, на, под в делать салат; варить варенье из фруктов и ягод. Отвечать Картинки с ово-  
  разных пред- полным предложением: «Я делал капустный салат; варил щами и фрукта-  
  ложениях, гороховый суп и яблочное варенье». ми; кастрюлька;  
  составлять Физкультминутка ваза для варенья;  
  предложения 3. Предлоги в, на, под. салатница  
  по двум опор- Упражнение «Отгадай, где шарик (мячик)?». Шарик (мяч);  
  ным словам и Назвать расположение игрушки. коробочка; стол  
  заданному Игра «Исправим Незнайкины ошибки». Конверт с пись-  
  предлогу, Читать предложения с «перепутанными» предлогами, мом  
  добавлять в исправлять и произносить правильное предложение.    
  предложения Игра «Вставь пропущенное маленькое слово» (предлоги    
  пропущенный в, на, под).    
  предлог Итог занятия    
    Оценка деятельности детей    
             
3-я неделя марта  
Подбор Упражнять в Организационный момент      
несколь- подборе оп- Игра «Скажи наоборот» (преобразование слогов со зву-   [1,с. 87]  
ких оп- ределений по ками [и], [ы]).      
ределе- цвету, форме, Основная часть   [3, с. 54—  
ний к величине, 1 . Сказка «Четыре цвета».   69]  
предме- материалу, Беседа по содержанию.      
там и согласовы- 2. Игра «Кто больше назовет слов». Различные [11, с. 164—  
объек- вать их в роде Подбирать определения к предметам (игрушки, посуда, предметы; фиш- 165]  
там. и числе с муляжи фруктов и овощей); за каждое слово награда — ки    
Звук [с] существи- фишка.      
  тельными. 3. Игра «Подбери слово».      
  Расширять Подбирать одно общее слово к трем словам-признакам.      
  словарь при- Вкусные, сладкие, шоколадные ... конфеты; удобное, мяг-      
  лагательных. кое, низкое ... кресло.      
  Учить выде- Физкультминутка      
  лять звук [с] Отгадывать загадки [7, с. 13]. По картинкам в    
  в любой по- 4. Звук [с]. Артикуляция, характеристика, символ звука. книге (см. ссылку    
  зиции в сло- 5. Игры «Повтори» (слоги); «Найди картинки со звуком на литературу)    
  ве. Развивать [с]». «Определи место звука [с] в слове». Зеркала; пред-    
  слуховое 6. Дидактическое упражнение «Измени слово»: метные картинки    
  внимание и — первый звук: бок — сок; дом — сом; Символ звука [с]    
  фонематиче- — последний звук: лев — лес; нож — нос; голод — голос; Карточки    
  ский слух труд — трус.      
    Итог занятия      
    Оценка деятельности детей      
    4-я неделя марта    
Согла- Учить пра- Организационный момент    
сование вильно согла- Логопед. Сядет тот, кто назовет слова со звуком [с] (в   [1,с. 67]
прилага- совывать в любой позиции).    
тельного речи прила- Основная часть    
с суще- гательные с 1 . «Цветная сказка». Листочки с рас- [3, с. 54—
стви- существи- Чтение сказки с показом рисунков. крашенными 59]
тельным тельными Беседа по содержанию. Вспомнить, что было красного картинками в 4  
в роде. мужского, (зеленого, синего, желтого) цвета? цвета  
Предло- женского и 2. Игра «Подбери слова». (красный, синий,  
ги к, от среднего ро- Подбирать к существительному слова-признаки, согласо- желтый, зеле-  
  да, подбирать вывая их в роде. ный)  
  существи- Стол — деревянный, большой, прямоугольный.    
  тельные к Окно — прозрачное, большое, стеклянное.    
  прилагатель- Кофта — вязаная, красная, теплая.    
  ным, отвечая Физкультминутка «Хлоп, ладошки!»    
  на вопросы: Вот у нас игра какая:    
  какой? ка- Хлоп, ладошка, хлоп, другая!    
  кая? какое? Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!    
  Учить опре- По коленкам — шлеп, шлеп.    
  делять про- По плечам теперь похлопаем!    
  странствен- По бокам себя пошлепаем!    
  ное располо- Можем хлопнуть за спиной!    
  жение пред- Хлопаем перед собой!    
  метов с по- 3. Предлоги к, от.    
  мощью пред- Упражнение «Выполни задание» (подойди к окну, отойди Окружающие  
  логов к, от, а от окна, встань к шкафу, отойди от шкафа и т.д.). предметы; сим-  
  также вос- На вопрос что ты сделал? ребенок отвечает полным волы предлогов  
  принимать,- предложением. к, от; мяч  
                 
  выделять и 4. Упражнение «Составим предложение»:    
  употреблять — с предлогами по опорным словам. (Катя, идти, дом,    
  эти предлоги к)    
  в словосоче- — договаривание предложений:    
  таниях и Я иду к ..., Я иду от ... .    
  предложени- Игра «Скажи наоборот»    
  ях К дому — от дома; к парку — от парка, к машине — от    
    машины.    
    Итог занятия    
    Оценка деятельности детей    
    5-я неделя марта    
Распро- Учить подби- Организационный момент    
стране- рать к объекту Игра «Скажи наоборот» (предлоги к, от).   [12, с. 49]
ние или предмету Основная часть    
предло- возможно 1 . Загадка о мяче. Мяч [1,с.92]
жений большее коли- Отвечать на вопросы: какой мяч по цвету? по форме? по Полоски-слова:  
путем чество опреде- величине? по материалу? существитель-  
введения лений. Вклю- Подбирать определения к слову «мяч»? (откладывать ное — синяя,  
одно- чать слова- слова-полоски на каждое подобранное определение). прилагательные —  
родных признаки в 2. Игра «Коробочка». красные  
опреде- определенное Логопед. Здесь, в коробке, есть предметы. Все сейчас    
лений. место предло- получат свой. Осмотрите предмет, потрогайте и подумай- Коробка с раз-  
Звук [з] жения перед те — он какой! личными пред-  
  определенным Дети разбирают предметы, ра осматривают и описывают . метами для опи-  
  словом.   сания  
  Расширять и Физкультминутка «Хлоп, ладошки!»      
  активизиро- 3. Звук [з] (артикуляция, характеристика, символ). Зеркала, пред-    
  вать словарь 4. Упражнение «Назови первый звук в слове» (выделение метные картинки    
  детей. Уточ- первого согласного звука [з]).      
  нить понятия 5. Упражнение «Назови второй звук в слове» (выделение Схемы слов,    
  «слово», последующего гласного звука): звуков    
  «предложе- ЗАйка, ЗУбы, ЗОнт, ЗАвод, ЗАмок, ЗАбор.      
  ние». Учить Итог занятия      
  слышать и Оценка деятельности детей      
  выделять звук        
  [з] в начале        
  слов. Разви-        
  вать фонема-        
  тический слух        
  и слуховое        
  внимание        
1-я неделя апреля  
Пересказ Учить пере- Организационный момент      
рассказа, сказывать Логопед. Сядет тот, кто назовет слова со звуком [з] в   [12, с. 58]  
состав- текст, состав- начале слова.      
ленного ленный по Основная часть      
по сю- сюжетной 1 . Рассмотреть сюжетную картинку «Как поступают дру- Картинка «А у    
жетной картинке. зья?», «А у меня мячика нет» (из серии Р.С. Буре). меня мячика    
картинке. Уточнять и Логопед. Кого видите на картинке? Что делают боль- нет»    
Звуковой активизиро- шие ребята? С чем подошел маленький мальчик? Почему      
анализ и вать словар- он грустит? Что сделала девочка? Как помочь малышу не      
синтез ный запас. грустить? Почему надо делиться с друзьями?      
слов   Дети рассказывают по картинке.      
               
  Развивать внимание и словесно-логическое мышление; фонематиче­ское воспри­ятие и навы­ки звукового анализа и синтеза слов На полянке играли дети. У Оли, Саши и Коли были мячи. К ним подошел маленький Алик. У него была красная ма­шинка. Ему очень хотелось поиграть мячом, но у него его не было. Алик грустно смотрел, как дети весело играют с мячами. Тогда Оля предложила ему свой мяч. 2. Пересказать рассказ. Физкультминутка «Мой веселый звонкий мяч » 3. Звуковой анализ и синтез слов. Логопед (выставляет на доске в два ряда символы изученных гласных и согласных звуков). Почему в первом ряду символы красного цвета? Почему эти звуки называ­ются гласными? (название гласных звуков по изображе­нию). Почему во втором ряду символы синего цвета? Почему эти звуки называются согласными? Дети отвечают. «Чтение» коротких слов по символам ау, ах, ух, ох, сок, пух, кот. Символы изу­ченных звуков [а], [у], [о], [ы], [и], [м], [н], [п], [т], [к], [х], [с], [з]  
    4. Упражнение «Отгадай слово» (синтез): сон, усы, так, тук, танк, насос, каска и др. За правильный ответ — фишка. Анализ слов (по карточкам): мак, кот. Выделить первый, второй, третий звуки в словах. Итог занятия Оценка деятельности детей Карточки мак, кот, сын Квадратики си­него и красного цвета; фишки  
2-я неделя апреля
Состав- Учить со- Организационный момент    
ление ставлять рас- Игра «Назови звуки в слове по порядку» (мы, ты, ом, ум,   [12, с. 50,
рассказа сказ по сю- сок, тук, сын).   59]
по сю- жетной кар- Основная часть    
жетной тинке, изо- 1. Логопед (выставляет на доске картинку «Малень- Сюжетная кар-  
картин- браженные кие помощники»). Какое время года изображено на карти- тинка «Малень-  
ке. Гла- события на не? Какие признаки весны вы отметили? Что мальчик кие помощники»  
голы- которой — вешает на дерево? Для кого этот домик? Как он называет-    
антони- конечный ся? Как называется второй домик? Что использовали    
мы результат мальчики для того, чтобы сделать скворечник и улей (ин-    
  действия. струменты). Как назовем поступки детей? Посмотрите    
  Продолжать еще раз внимательно на картинку, что видите на переднем    
  учить отве- плане, на дальнем, какие деревья растут, сколько детей?    
  чать на во- Дети отвечают.    
  прос: поче- Физкультминутка «Снегирек»    
  му?, пра- Сел на ветку снегирек (руки к плечам, в стороны, пома-    
  вильно стро- хать).    
  ить длинные фразы с Брызнул дождик — он промок («брызгать» пальчиками,    
    сжаться в «комочек»).    
  включением Ветерок подул слегка (руки вверх, раскачивать в стороны).    
  определения. Развивать Обсуши нам снегирька («обтирать» себя руками, пома-    
  ННММЯН1ТР М хать «крылышками»).    
  внимание и словесно- 2. Составление рассказа по вопросам:    
    — кого видите на картинке?    
  логичесекое      
  мышление. — что делает каждый ребенок?    
                 
  Учтъ пра- — что за домики на картинке?    
  вильно под- — о чем разговаривают дети?    
  бирать глаго- Прослушивание рассказов детей.    
  лы-антони- 3. Игра «Мальчик Наоборот» Картинки; гла-  
  мы, строить Логопед. Мама говорит мальчику ложиться — он вста- голы-антонимы  
  фразу по сю- ет; повернуться — он отворачивается; убрать игрушки —    
  жетной кар- он разбрасывает.    
  тинке. Разви- 4. Игра «Картинки-перевертыши» (глаголы с противопо-    
  вать чувство ложными действиями).    
  языка Составлять предложения по картинкам: девочка надевает    
  фартук — снимает; малыш строит башню — ломает;    
  мальчик ловит мяч — бросает.    
  5. Игра «Скажи наоборот» (с мячом). Мяч  
  Встал — лег; уснул — проснулся; вешать — снимать; повер-    
  нись — отвернись; открой — закрой; отпусти — подними,    
  бежать — стоять; зайти — выйти; согни — выпрями.    
  Итог занятия    
  Логопед. Дети, сегодня вы придумывали интересные,    
  полные и выразительные рассказы    

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПОДГРУППОВЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА, ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ, РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Наши рекомендации