II период обучения (декабрь — февраль), 24 занятия

№ п/п Тема занятия Задачи Ко­личе- Планируемый результат Средства оценки  
    - ство   усвоения  
      часов   материала  
Согласование числи­тельных два, две с существительными Учить различать на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числитель­ными два, две, подбирать существитель- Уметь согласовывать существительные с числительными в роде Игра «Ис­правим Незнайкины ошибки»  
    ные к этим числительным        
Предлог на Учить выделять предлог на в предложе- Уметь пользоваться в Игра «Сол-  
    ниях и словосочетаниях, составлять предложения с предлогом на по двум   речи предлогом на. Уметь выделять пред- нечный зайчик»  
    опорным словам   лог в предложении    
Падежные конструк­ции. Дательный па­деж существитель­ных в единственном Учить правильно употреблять форму дательного падежа существительных в единственном числе без предлога, обра­зовывать существительное в дательном Уметь изменять на­чальную форму суще­ствительного, ставя его в дательный падеж Игра «Кому (чему) об­радовался Петя?»  
  числе падеже от существительного в имени-   единственного числа    
    тельном падеже        
Звуки [к], [т], [п] Обучать анализу и синтезу обратного слога (ак, ат, ап). Определять наличие Уметь выделять звуки в обратном слоге по по- Игры «На­зови звуки  
    или отсутствие заданного звука в слове   рядку, соединять на­званные звуки в звуко- по поряд­ку», «Отга-  
        сочетание, слог, корот- дай»  
        кое слово    
Пересказ рассказа с опорой на серию сю­жетных картинок Учить пересказывать текст с опорой на серию сюжетных картинок, отобра­жающих последовательность событий Уметь выделять начало, середину и конец собы­тия в сюжетных кар­тинках. Составлять по ним последовательный рассказ Составле­ние расска­зов по се­рии сюжет­ных карти­нок
Падежные конструк­ции. Творительный падеж существитель­ных в единственном числе Учить правильно употреблять форму тво­рительного падежа существительных в единственном числе, образовывать сущест­вительное в творительном падеже от суще­ствительного в именительном падеже Уметь изменять на­чальную форму суще­ствительного, ставя его в творительный падеж единственного числа Игра «Кто с кем? Что с чем?»
Звуки [к], [х] Учить дифференцировать звуки [к], [х] в словах (на слух и в произношении), ана­лизировать обратный слог типа ак, ах Выбирать слова со зву­ками [к] и [х], а также слова, в которых при­сутствуют оба звука Игра «Раз, два, три — выходи»
Согласование место­имений мой, моя с существительными Учить согласовывать местоимения мой, моя с существительными в-роде. Подбирать к местоимению существительные с соот­ветствующей родовой принадлежностью, учить исправлять ошибки в согласовании Уметь пользоваться в речи местоимениями мой, моя, согласовывая их в роде Игра «Жад­ный Петя (Жадная Маша)»
Дифференциация предлогов на, под Учить выделять и называть предлоги на, под в разных предложениях, составлять предложения по двум опорным словам и заданному предлогу, добавлять в пред­ложения пропущенный предлог Уметь пользоваться в речи предлогами на, под, понимать их про­странственное отноше­ние. Выделять их в предложении как «ма­ленькое слово» Игра «По­моги Мур-зику»
                 


Падежные конструк­ции. Предложный падеж существитель­ных с предлогом о Учить правильно употреблять форму предложного падежа существительных в единственном числе с предлогом о, об­разовывать существительное в пред­ложном падеже от существительного в именительном падеже Уметь изменять на­чальную форму суще­ствительного, ставя его в предложный падеж с предлогом о Игра «Ду­маем о ком, о чем?»
Звук [о]. Анализ междометий ох, ах, ух Учить выделять звук [о] в начале слов, слова с этим звуком в стихах и рассказе. Обучать анализу звукосочетаний из трех гласных типа аоу Выбирать слова со зву­ком [о] в начале слова. Совершенствовать на­вык анализа Игра «Раз, два, три — картинку подними»
Падежные конструк­ции. Изменение су­ществительных в единственном числе по падежам Учить изменять существительное в за­висимости от вопроса и соседних слов в предложении Уметь изменять суще­ствительные по паде­жам, отвечая на вопро­сы полным предложе­нием Игра «Под­скажи сло­во»
Предлог в Учить определять пространственное расположение предметов с помощью предлога в, а также воспринимать, вы­делять и употреблять этот предлог в словосочетаниях и предложениях Уметь употреблять в речи предлог в, выде­лять его в предложении как «маленькое слово» Игра «Где шарик?»
Звуки [а], [у], [о] Учить выделять гласный звук в середине односложных слов (дОм, мАк, дУби др.) Уметь выделять гласный звук из середины слова Игра «На­зови сред­ний звук»
Подбор определений к предметам и объек­там (какой по цвету? какой по форме?) Учить подбирать определения по вопро­сам: какой по цвету? какой по форме? Расширить словарь прилагательных Игра «Кто больше?»
Подбор определений Учить подбирать определения по вопро- Расширить словарь Игра «Кто  
  (какой по величине?) су какой по величине!   прилагательных больше?»  
Относительные при- Совершенствовать навыки словообразо- Образовывать относи- Игры «Ва-  
  лагательные (какой вания. Учить детей образовывать отно-   тельные прилагатель- рим суп»,  
  по материалу?) сительные прилагательные и включать   ные, согласовывать их в «Варим  
    их в предложения   роде и числе с сущест- компот»,  
        вительными «Варим  
          варенье»  
Составление рассказа Учить составлять рассказ по серии сю- Уметь составлять точ- Составле-  
  с опорой на серию жетных картинок, правильно строить   ные, полные рассказы ние расска-  
  сюжетных картинок фразы. Развивать внимание и словесно-   по серии сюжетных зов  
    логическое мышление   картинок    
Подбор нескольких Учить подбирать определения по цвету, Расширить словарь Упражне-  
  определений к пред- форме, величине, материалу, согласовы-   прилагательных ние «Рас-  
  метам и объектам вать их в роде и числе     скажи о ...»  
Звуки [ы], [и] Выделять гласные звуки [и], [ы] в конце Уметь выделять глас- Игра «На-  
    слов (шарЫ, огнИ и т.д.)   ный звук в конце слова зови по-  
          следний  
          звук»  
Предлоги в, на, под Учить выделять и называть предлоги в, Уметь пользоваться в Игра «По-  
    на, под в предложениях, составлять   речи предлогами в, на. моги Не-  
    предложения по двум опорным словам и   под, понимать их зна- знайке»  
    заданному предлогу, добавлять в пред-   чение    
    ложения пропущенный предлог        
               


Примерные конспекты занятий 2-го периода обучения

Тема Цели План занятия Оборудование Литерату­ра
2-я неделя декабря
При- Учить диффе- Организационный момент Кукла [12, с. 37—
ставоч- ренцировать по Логопед. Сядет тот, кто вспомнит, кого испугался тру-   39; 7,
ные смыслу глаго- сишка Коля? Назовет слова со звуком [м].   с. 31— 34]
глаго- лы, имеющие Основная часть    
лы, разные при- 1 . «Сказка про машинку». Выполнять действия с машин- Машинка; до-  
звуки ставки и общую кой по построенной дороге. (Ехала, выехала, поехала, до- рога; гараж;  
[в], [ф] основу ехать, ехала, подъехала, съехала, объехала, въехала, заехала.) мост; картинки.  
  учить самостоя- 2. Просмотр мультфильма «Ну, погоди!» (3-й выпуск). Видеофильм  
  тельно подби- Рассмотреть ситуацию с глаголом ехать. «Ну, погоди!»  
  рать по смыслу 3. Игра «Скажи наоборот». [1 1, с. 38, № 4]. (3-й выпуск)  
  нужный при- Физкультминутка «Мы ехали» (игра в «машинки») Мяч;  
  ставочный гла- 4. Звуки [в], [ф]: рули на каждо-  
  гол. — выделять звуки по картинкам, на слух в ряду слов; го ребенка;  
  Знакомить со — характеризовать звуки (артикулирование, звонкость — картинки; зер-  
  звуками [в], [ф], глухость, согласный звук); кала, символы  
  понятием «со- — упражнять в звуковом анализе по символам: ва, ву, ива, аф,    
  гласный звук». уф, иф;    
  Уметь выделять — делить слова на слоги. Упражнение «Отхлопай — от- Домики с эта-  
  согласный в стучи»: жами (1, 2, 3)  
  начале слова. вата, сова, ива, муха, фонтан, телефон, вагон, жираф,    
  Развивать фо- валенки.    
  нематические Итог занятия    
  процессы Оценка деятельности детей    
3-я неделя декабря  
Согла- Учить соотно- Организационный момент   [12, с. 39—  
сование сить на слух и Логопед. Сядет тот, кто придумает и назовет слова со   40]  
числи- правильно со- звуками [в], [ф].      
тель- гласовывать в Основная часть   [7, с. 8—9]  
ных речи существи- 1 . Игра «Назови, не ошибись». Назвать части тела с числи-      
два, две тельные муж- тельными два, две (две руки, две ноги, два глаза, два уха,      
с суще- ского и женско- два локтя, две пятки, две кисти, две ступни, два бока).      
стви- го рода с числи- 2. Игра «Расставь картинки». Сказать два и показать кар- Предметные    
тель- тельными два, тинку с двумя мячами, сказать две и показать картинку с картинки с    
ными. две и подбирать двумя пирамидками. изображением    
Пред- существитель- 3. Игра «Поможем Буратино». Преобразовать предложе- двух одинако-    
лог на ные к этим чис- ния. вых предметов.    
  лительным. В море плывет один дельфин — в море плывут два дель- Игрушка Бура-    
  Учить выделять фина и т.д. тино; предмет-    
  предлог на в Физкультминутка «Буратино» ные картинки    
  предложениях и Танцевать под песню «Бу-ра-ти-но».      
  словосочетани- 4. Игра «Принеси игрушку». Различные    
  ях, составлять [12, с. 39, № 3] игрушки.    
  предложения с 5. Игра «Солнечный зайчик». Зеркало    
  предлогом на [12, с.39, №2]      
  по двум опор- Игра «Путаница».      
  ным словам Исправлять деформированную фразу.      
    Итог занятия      
    Оценка деятельности детей      
                   
4-я неделя декабря
Датель- Учить правиль- Организационный момент   [12,с.40—
ный но употреблять Логопед. Сядет тот, кто назовет, чего у него два (глаза,   41, с. 64],
падеж форму датель- уха, бока, локтя), две (руки, ноги, губы, коленки, пятки).   [7, с. 34—
сущест- ного падежа Основная часть   42 (II ч.)
витель- существитель- 1 . Игра «Кому нужны эти вещи?».    
ных в ных в единст- Игра в лото «Все работы хороши», отвечать полным отве- Лото «Все ра-  
единст- венном числе том на вопрос кому нужны кастрюли для работы? — ка- боты хороши»  
венном без предлога, стрюли нужны повару.    
числе. образовывать 1. Игра «Чему обрадовался Петя?». Кукла; различ-  
Звуки существитель- Отвечать полным предложением: Петя обрадовался вело- ные игрушки;  
[к], [т], ное в дательном сипеду. предметные  
[п] падеже от су- Физкультминутка «Мячики» картинки.  
  ществительного 3. Назвать звуки [а], [у], [и] по артикуляции, символу. Ха-    
  в именительном рактеризовать гласные звуки.    
  падеже. 4. Выделять последний согласный в словах ([т], [к]), пер- Зеркала; сим-  
  Учить анализи- вый согласный ([п], [т], [к]). волы звуков  
  ровать обрат- Артикулировать каждый звук, соотнося с символом. [а],[у]Ди],М,  
  ные слоги (ак, Характеризовать звуки. М, [п].  
  ат, ап). 5. Упражнение в звуковом анализе обратных слогов ак, ат,    
  Определять ап (с символами).    
  наличие или 6. Игра «Подарки Тоше, Паше, Кузе». Предметные  
  отсутствие за- Подбирать картинки на заданный звук «гостям». картинки.  
  данного звука в Итог занятия Игрушки:  
  слове Дети отвечают на вопросы: в какие игры они играли? с тигренок, по-  
    какими звуками познакомились? росенок, котик  
2-я неделя января  
Пере- Учить переска- Организационный момент   [12, с. 57—  
сказ зывать текст с Логопед. Сядет тот, у кого в имени (фамилии) слышит-   58]  
расска- наглядной опо- ся звук [к] ([т], [п]).      
за с рой на серию Основная часть      
опорой сюжетных кар- 1 . На доске две картинки: кошка и мышка. Картинки: [7, с. 34—  
на се- тинок, отобра- Рассмотреть каждую. кошка и мышка 42]  
рию жающих после- Объяснить содержание картинок (последовательных собы-      
сюжет- довательность тий).      
ных событий и яв- Рассказать по серии сюжетных картинок.      
карти- ляющихся зри- Ответить на вопросы: кого увидела кошка? куда спрята-      
нок. тельным пла- лась мышка? почему кошка не поймала мышку? каким      
Звуки ном изложения. оказался ботинок? как можно назвать мышку? (умная,      
[к], [т], Учить синтези- хитрая).      
[п] (2-е ровать обрат- Физкультминутка «Кошки-мышки»      
заня- ные слоги (ак, 2. Повторно прочитать рассказ.      
тие) ат, ап), выде- 3. Пересказ рассказа детьми.      
  лять все звуки 4. Отгадывать звуки [к], [т], [п] по артикуляции, охаракте- Символы зву-    
  по порядку в ризовать их. ков    
  коротких сло- Игра «Закончи слово».      
  вах (кот, топ, Договорить слова со звуками [к], [т], [п] (со-к, та-к, бы-к,      
  пот, ток) су-п), мос(т), лис(т), биле(т), тулу(п), хло(п).      
    5. Игра «Найди место звука [к] ([т], [п]) в слове». На каждого    
    Итог занятия ребенка пред-    
    Дети отвечают на вопросы: какой рассказ они пересказы- метные кар-    
    вали? с какими звуками «играли»? тинки; схема    
      слова    
             
3-я неделя января
Твори- Учить правильно Организационный момент   [7, с. 44—
тель- употреблять Повторять звуки [п], [т], [к] по символам, при артикулиро-   45]
ный форму твори- вании. Придумать слово на заданный звук.    
падеж тельного падежа Основная часть   [12, с. 66]
сущест- существитель- 1. Выделять звук [х] в словах на слух в конце слов: пух, Символы зву-  
витель- ных в единст- мох, мех, вдох, выдох, взмах. ков [п], [т], [к];  
ных в венном числе, Произносить согласные, глухие, твердые звуки, наблюдать зеркала; сим-  
единст- образовывать за их звучанием и артикуляцией. вол звука [х];  
венном существительное Отбирать картинки со звуком [х] в словах. предметные  
числе. в творительном Анализировать слоги ах, ух, составлять схемы слогов. картинки на  
Звуки падеже от суще- 2. Упражнение «Попугайчики». звук [х]  
[х], [к] ствительного в Воспроизводить слоговые ряды: ка-ко-ку,    
  именительном ха-хо-хы; ак-ок-ук; ах-ох-ух; ка-ха; хо-ко; ку-ху; ха-ка-ха;    
  падеже. Отве- ко-ко-хо.    
  чать на вопросы: 3. Игра «Раз, два, три — выходи!». Предметные  
  (с) кем? (с) чем? Логопед. К зеркалу подходят те, кто нашел в названии картинки на  
  Учить детей предмета звук [к], а к доске, кто нашел звук [х]. звуки [к], [х]  
  дифференциро- Физкультминутка    
  вать звуки [к] и Боксеры — ах-ах-ах — мы побороли страх; старички — ох-    
  [х] в словах (на ох-ох — что-то стал я плох; дети на поляне — ух-ух-ух,    
  слух и в произ- очень много мух.    
  ношении), ана- 4. Читать стихотворение.    
  лизировать об- Веселые рифмы    
  ратный слог (ак, С белкой пляшет бегемот,    
  ах) Грустно смотрит серый кот —    
    Он сметаною объелся, ------------------------- -- -----------------------    
        У него болит живот.    
    Машет веером варан,    
    Молотком стучит баран,    
    Подметает шваброй ежик,    
    Усом крутит таракан.    
    Отвечать на вопросы: с кем? кем? чем?    
    5. Игра «Кто с кем?». Картинки жи- [11, с. 48]
    Кошка (с кем?) — С котятами, лошадь — с жеребятами. вотных с дете-  
    Образовывать существительные в творительном падеже. нышами.  
    6. Игра «В кафе». Детская посуда  
    С чем будете блинчики? Со сметаной, с вареньем, мясом, с    
    творогом; пирожки — с капустой, с картошкой; чай — с    
    сахаром, с лимоном; мороженое — с джемом, с карамелью,    
    с шоколадом.    
    Итог занятия    
    Дети отвечают на вопросы: с какими звуками они познако-    
    мились и «играли»? какие игры запомнили?    
4-я неделя января
Согла- Учить согласо- Организационный момент   [12, с. 42—
сование вывать место- Выполнить инструкцию: ладони положить на голову, бы-   43]
место- имения мой, стро вытянуть руки вперед, положить левую ладонь на    
имений моя с существи- правую.   [7, с. 19—
мой, тельными в     20]
моя с роде. Подби- Основная часть По одной вещи [7, II ч,
сущест- рать к место- 1 . Игра «Чудесный сундучок». каждого ребен- с. 14—15]
витель- имению суще- Детям доставать свои вещи из сундучка и проговаривать: ка в сундучке.  
ными. ствительные с «Мой носок», «Моя заколка» и т.д. Кукла Незнайка  
               
Пред- соответствую- 2. Игра «Поможем Незнайке?».    
лог под. щей родовой Исправлять в стихотворении слова:    
Диффе- принадлежно- Незнайка. Этот стол теперь моя, и хозяин тоже я!    
рен- стью и по за- Логопед. Этот стол и твой и мой и сидим мы тут с тобой!    
циация данному обоб- Незнайка. Мой кроватка, мой подушка, спальня мой и    
предло- щению учить мой игрушка!    
гов на, исправлять Логопед. И кроватка там твоя, и подушка там твоя, и    
под ошибки в со- твои под этой спинкой наволочка и простынка, только    
  гласовании. спальня не твоя, спальня общая!    
  Учить выделять Физкультминутка    
  и называть Игра «Будь внимателен».    
  предлоги на и Положить ладони на стол, под стул, на голову, под стол.    
  под в разных 3. Упражнение «Найди, что на дубе?, что под дубом?» (ил- Картинки в  
  предложениях, люстрации в книжке «Развиваем речь»). книжке «Раз-  
  составлять 4. Составлять предложения по картинкам с предлогами на, виваем речь»  
  предложения по под.    
  двум опорным 5. Выделять предлоги на, под из связного текста.    
  словам и задан- 6. Игра «Где твоя игрушка?» Небольшие  
  ному предлогу, Расположить игрушки на чем-то, под чем-то. Отвечать игрушки для  
  добавлять в полным предложением на вопрос: где твоя игрушка стоит каждого ребен-  
  предложение (лежит) ? ка  
  пропущенный Итог занятия    
  предлог Дети отвечают на вопросы: какие игры запомнились? Ка-    
    кие понравились?    
1 -я и 2-я недели февраля  
Пред- Учить правиль- Организационный момент   [12, с. 67—  
ложный но употреблять Игра «Скажи наоборот» (преобразование слогов) ка ха,   68]  
падеж форму пред- ко ..., ку ..., кы...      
сущест- ложного падежа ак ..., ук ... ха-ха-ха ...,   [7, с. 45—  
витель- существитель- хо-хо-хо.   46]  
ных с ных в единст- Основная часть      
предло- венном числе с 1. Звук [о]:   [7, ч. II,  
гом о. предлогом о, — выделять из слов по картинкам и на слух; Предметные с. 17—18,  
Состав- образовывать — артикулирование звука; картинки на 25—26]  
ление существитель- — характеристика звука при помощи символов. звук [о].    
расска- ные в предлож- Игра «Хлопни, если услышишь звук [о] (в ряду гласных Зеркала. [10, с. 90]  
за с ном падеже от звуков — в словах).      
опорой существитель- Анализ звукосочетаний (при помощи символов) — оау, Символы зву-    
на се- ного в имени- аоу, оиу, уоа («чтение» по символам). ков [о], [а], [у],    
рию тельном паде- Пальчиковая гимнастика [и].    
сюжет- же. Учить вы- Игра «Найди место звука [о] в слове.      
ных делять звук [о] Игра «Живые слова» (звуковой анализ, составление схем Раздаточные    
карти- в начале слов, слов кот, ток (символы звуков [к], [т]). картинки    
нок. слышать этот Игра «Телеграф» (деление слов на слоги) на том же рече- и карточки    
Звук [о] звук в словах (в вом материале (картинки).      
  стихах, расска- Физкультминутка «Будь внимателен!»      
  зах). Продол- 2. Предложный падеж существительных с предлогом о.      
  жать учить ана- Игра «Еда для животных» (о чем мечтает животное?). Карточки из    
  лизу звукосоче- Игра «Давайте помечтаем». игры «Боль-    
  таний из трех Отвечать полным предложением: «Я мечтаю о мороженом! шой — ма-    
  гласных типа Я мечтаю о щенке!». ленький». "  
  аоу.        
                   
  Учить состав- 3. Составление рассказа «Весна» по серии сюжетных кар- Серия сюжет-  
  лять рассказ по тинок: ных картинок  
  серии сюжет- — рассмотреть каждую картинку, определить последова- «Весна»  
  ных картинок, тельность событий;    
  правильно стро- — составлять короткие (два-три предложения) рассказы по    
  ить фразы каждой картинке;    
    — объединить рассказы в большой рассказ.    
    Итог занятия    
    Дети отвечают на вопросы: с каким звуком познакомились?    
    о чем мечтали? как назвали составленный рассказ?    
3-я неделя февраля
Изме- Учить изменять Организационный момент   [12, с. 44—
нение существитель- Логопед. Сядет тот, кто назовет слово со звуком [о].   46]
сущест- ные в зависимо- Припомнить картинки, придумывать слова.    
витель- сти от вопроса и Занятие проюдится на ковре с игрушками.    
ных в соседних слов в Основная часть    
единст- предложении. 1 . Упражнение «Кукла». Коляска; кукла;  
венном Обучать выде- Логопед. Сейчас я буду рассказывать про девочку Лену бант; расческа  
числе лению гласного и ее любимую куклу, а вы заканчивайте мои предложения    
по па- звука в начале, [11, с. 45].    
дежам. середине слов Дети выполняют.    
Звуки [а1],[у] [о], Ги]   (односложных)     2. Игра «Незнайка» Кто пришел к нам в гости? Кого мы рады видеть? Кому похлопаем? У кого всегда неправиль- ные ответы? С кем мы часто встречаемся на занятиях? О Кукла Незнай­ка      
    ком мы с радостью вспоминаем?    
    Дети отвечают полными предложениями. Затем рассажи-    
    ваются за столами.    
    3. Игра «Волшебный лес». Предметные  
    Детям раздают картинки с изображением разных зверей картинки жи-  
    [11, с. 46, №5] вотных  
    Физкулътминтка    
    4. Звуки [а], [у], [о], [и].    
    Повторять символы-звуки. Символы глас-  
    Упражнение «Отгадай звук» (по артикуляции, символу). ных звуков [а],  
   

Наши рекомендации