Социальное партнерство в школах как основа взаимодействия школы с социальной средой

Современная школа все увереннее становится полноценной составляющей социальной сферы жизни общества. Она отражает сегодня характерные признаки нашего времени – широкие возможности для индивидуального выбора человека, реализации его профессиональных и других потребностей; возрастающую роль субъекта в обеспечении собственных интересов и возможностей, разнообразие моделей деятельности. Важнейшей задачей современной школы становится формирование мировоззрения личности – широкой системы ее взглядов на мир людей и явлений – как основа внешней и внутренней культуры. Мировоззрение формируется не столько путём передачи культурного опыта от одного поколения к другому, сколько посредством приобретения растущим человеком социального и нравственного (разнообразного реального) опыта. Решение этой задачи зависит от многих факторов, в частности от развития способности к активной социокультурной адаптации [19, с. 8].

При разработке программы развития школы сталкиваются с проблемой несформированности у детей политической и правовой культуры. Педагогическая практика показывает, что у школьников нет четкой жизненной позиции, опыта взаимодействия с окружающим миром. При определении цели программы учитывалось, что необходимо разработать комплекс мер, позволяющих формировать у учащихся ценностное отношение к миру и социальный опыт.

Термин «социальное партнерство в образовании» – как и сама деятельность, получили полноправное признание в современной России несколько лет назад. Мало кто сомневается, что образование является одной из наиболее значимых ценностей в обществе. Однако всем известно и то, что общество неоднородно, а, значит, не всегда партнерские отношения возможны между образованием и различными секторами общества. Идея социального партнерства в образовании заключается в том, что для решения проблем в этой социально значимой сфере требуются усилия всего общества, а не только одного из его составляющих – государства [16, с. 43].

Модернизация образования предусматривает вовлечение общественности в управление образовательным учреждением. Общество само не придет в школу. Необходимо инициировать интерес сообщества к образовательному учреждению как к надежному социальному партнеру и разделить ответственность за результат деятельности школы как института образования. Для этого школа имеет достаточный ресурс: материальный, интеллектуальный, кадровый, технологический. Однако проектирование и внедрение модели социального партнерства процесс трудный и продолжительный [2, с. 24].

В настоящее время сложились благоприятные условия для совершенствования системы образования, повышения качества знаний, повышения эффективности управления школой на основе договорных отношений с социальными партнерами.

Эффективное социальное партнерство в образовании предполагает:

а) наличие общественной потребности включаться в реализацию ценностей образования;

б) готовность к такому сотрудничеству школы;

в) потребность школы;

г) инициатива школы;

д) инициатива негосударственного сектора.

Основные направления совместной деятельности социальных партнеров в рамках корпоративной системы:

- маркетинг образовательных услуг;

- выстраивание стратегии сотрудничества;

- выполнение совместных проектных разработок;

- организация единой информационно-образовательной среды, обеспечивающей открытость, непрерывность, доступность образования;

- разработка содержания интегрированных программ, обеспечивающих непрерывность и преемственность профильной и далее профессиональной подготовки учащихся;

- реализация комплексного подхода к воспитанию как неотъемлемой составляющей образовательного процесса, организация конкурсов, олимпиад, смотров и совместное участие в них всех заинтересованных сторон сотрудничества.

В выборе социальных партнеров школы нужно ориентироваться:

- во-первых, на создание условий для реализации образовательных проектов и социальных инициатив;

- во-вторых, на повышение квалификации педагогических работников;

- в-третьих, на материально-финансовую поддержку школы.

Социальное партнёрство в школе развивается по нескольким направлениям:

- сотрудничество работников и работодателя;

- сотрудничество педагогического коллектива и родителей;

- сотрудничество школы и различных учреждений [3, с. 84].

Таким образом, социальное партнерство проявляет себя в школе в обмене опытом, в совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в сохранении традиций, в совершенствовании образовательной среды школы. Такая деятельность расширяет круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет учащимся получить социальный опыт и способствует формированию их мировоззрения. Благодаря расширению социальных партнеров нам удаётся решать приоритетные задачи образовательной сферы:

•Повышение качества образования;

• Повышение уровня доступности качественного общего образования [15, с. 141].

Глоссарий

Гармоническое воспитание – заключается в том, чтобы нравственное богатство многогранной деятельности человека, которого мы воспитываем, накладывалось на все сферы духовной жизни школы [21].

Социальные институты – высокоорганизованные системы, обладающие устойчивой структурой, прочной интеграцией своих элементов, гибкостью и динамичностью, обеспечивающих выполнение культурой всех своих функций [22].

Развивающая среда – это социум, отличающийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания [23].

Социальный педагог – специалист по социально-педагогической работе с детьми и родителями, с подростками, молодежными группами и объединениями, с взрослым населением в условиях образовательных и специализированных учреждений, по месту жительства [24].

Компенсирующие классы – классы для детей с выраженными психическими и физическими отклонениями, создаваемые в общеобразовательных учреждениях в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и принципами гуманизации, дифференциации индивидуализации обучения и воспитания [25].

Валеология - «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека [26].

Социальная активность – это действия, способы поведения, связанные с принятием, преобразованием или новым формулированием общественной задачи, обладающей просоциальной ценностью [27].

Социальное партнерство – это особый тип взаимодействия образовательного учреждения с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса. [28].

Многопрофильное общеобразовательное учреждение - образовательное учебное заведение, объединяющее несколько типов учебных заведений. Широкая дифференциация в таких школах предоставляет молодежи больше возможности для окончания полной средней школы и поступления в вузы, способствует уменьшению обособленности различных типов образовательных учреждений, разрыва между учебными программами и ступенями обучения. Такой тип школ фактически широко распространен, хотя в номенклатуре образовательных учреждений его нет [18, с. 105].

Мировоззрение -система взглядов, убеждений, идеалов, воззрений, в которых человек выражает сове отношение к окружающей его природе и обществу [5, с. 197].

Педагогическая практика -часть общественной практики, представляющая собой планомерную и целенаправленную деятельность профессиональных педагогов; педагогическая деятельность человека, позволяющая ему приобретать и накапливать соответствующий опыт; составная часть подготовки будущих педагогических работников в учебном заведении [6, с. 279].

Социальная среда -социальная зона ближайшего действия человека; сложная и неоднозначная система условий развития личности как противостоящая ей, так и изменяемая действиями и поступками самого человека [14, с. 211].

Наши рекомендации