Глава 1. теоретические основы взаимодействия школы с социальной средой.. 5
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ С СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ.. 5
1.1 Школа как социально-педагогическая система. 5
1.2 Социальное партнерство в школах как основа взаимодействия школы с социальной средой. 10
1.3 Глоссарий. .…14
ГЛАВА 2. ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ № 48 С СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ ..…..…………….…………16
2.1 Социальное партнерство в школе. 16
2.2 Методы, используемые в опыте школы.. 19
2.3 Результаты педагогического опыта. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 31
CПИCОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТEРAТУРЫ: 32
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Современная школа все увереннее становится полноценной составляющей социальной сферы жизни общества. В свете социальных проблем, присущих школе и другим учреждениям системы образования, участие взаимодействия с социальной средой становится все более необходимым.
Современное школьное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. «Социальное партнерство-это приемлемый для социальных субъектов вариант отношений их потребностей, интересов, ценностных ориентиров, основанных на принципе социальной справедливости». Кроме того, школа и управляющий совет выступают в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «школа — семья — социум», способствующего качественной подготовке ребенка к обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей и оздоровлению.
Современная школа — центр социального действия, открытое пространство для взаимодействия с учреждениями социума в системе «ребенок–педагог–семья», для созидательных, творческих инициатив, призванным развивать духовно-интеллектуальный потенциал всех участников педагогического процесса. В настоящее время основой обеспечения качества школьного образования могут служить:
- взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды школьного образовательного учреждения,
- социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей.
Цель:изучить взаимовлияние образовательного учреждения и социальной среды, обобщить опыт сотрудничества школы с социумом
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по выбранной теме;
2. Систематизировать теоретический материал;
3. Изучить педагогический опыт.
Объект:процесс взаимодействия школы и социальной среды
Предмет:изучение педагогического опыта
Методы исследования:
а) анализ научной, психолого-педагогической литературы;
б) изучение педагогического опыта взаимодействия школы и его достижений;
Практическая значимость:
социальное партнерство может стать средством обновления качества образования, повышения его социальной и экономической эффективности, способствовать формированию оптимальной инновационной кадровой политики в сфере образования, важным условием повышения инновационного потенциала педагога.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ С СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ
Глоссарий
Гармоническое воспитание – заключается в том, чтобы нравственное богатство многогранной деятельности человека, которого мы воспитываем, накладывалось на все сферы духовной жизни школы [21].
Социальные институты – высокоорганизованные системы, обладающие устойчивой структурой, прочной интеграцией своих элементов, гибкостью и динамичностью, обеспечивающих выполнение культурой всех своих функций [22].
Развивающая среда – это социум, отличающийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания [23].
Социальный педагог – специалист по социально-педагогической работе с детьми и родителями, с подростками, молодежными группами и объединениями, с взрослым населением в условиях образовательных и специализированных учреждений, по месту жительства [24].
Компенсирующие классы – классы для детей с выраженными психическими и физическими отклонениями, создаваемые в общеобразовательных учреждениях в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и принципами гуманизации, дифференциации индивидуализации обучения и воспитания [25].
Валеология - «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека [26].
Социальная активность – это действия, способы поведения, связанные с принятием, преобразованием или новым формулированием общественной задачи, обладающей просоциальной ценностью [27].
Социальное партнерство – это особый тип взаимодействия образовательного учреждения с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса. [28].
Многопрофильное общеобразовательное учреждение - образовательное учебное заведение, объединяющее несколько типов учебных заведений. Широкая дифференциация в таких школах предоставляет молодежи больше возможности для окончания полной средней школы и поступления в вузы, способствует уменьшению обособленности различных типов образовательных учреждений, разрыва между учебными программами и ступенями обучения. Такой тип школ фактически широко распространен, хотя в номенклатуре образовательных учреждений его нет [18, с. 105].
Мировоззрение -система взглядов, убеждений, идеалов, воззрений, в которых человек выражает сове отношение к окружающей его природе и обществу [5, с. 197].
Педагогическая практика -часть общественной практики, представляющая собой планомерную и целенаправленную деятельность профессиональных педагогов; педагогическая деятельность человека, позволяющая ему приобретать и накапливать соответствующий опыт; составная часть подготовки будущих педагогических работников в учебном заведении [6, с. 279].
Социальная среда -социальная зона ближайшего действия человека; сложная и неоднозначная система условий развития личности как противостоящая ей, так и изменяемая действиями и поступками самого человека [14, с. 211].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В дaннoй рaбoтe в cooтвeтcтвии c цeлями былo изучено взаимовлияние образовательного учреждения и социальной среды, был обобщён опыт сотрудничества школы с социумом.
Работа с социальными партнерами ведется по следующим направлениям: воздействие на содержание образовательного процесса, совершенствование материальной базы, открытие новых специальностей и специализаций, целевая подготовка выпускников, распределение выпускников, непрерывное профессиональное образование, профилактика правонарушений среди подростков, организация досуговой и внеклассной деятельности, оказание помощи родителям в воспитании детей. Организация развивающей социокультурной среды, призванной содействовать формированию новой образовательной практики, помогает успешно решать поставленную перед школой приоритетную задачу – создание максимально возможных условий для получения детьми полноценного качественного образования, успешной социализации.
Эффективность социокультурной, внеучебной деятельности школы пропорционально зависит от обогащения ее продуктивными формами сотрудничества школы и социально-культурными учреждениями.
Выводы и материал данной курсовой работы могут быть использованы педагогами, которые при этом используют более современные методы исследования взаимоотношений среды и школы, а также преподавателями при проведении презентаций и лекций для студентов.
CПИCОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТEРAТУРЫ:
1. Авво, Б. В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения: учебно-методическое пособие для администрации и учителей общеобразовательных учреждений [Тeкcт] / Б.В. Авво. - Спб. : КАРО, 2005. – 13 с.
2. Блохина В.М. Социальное партнерство способ повышения качества образования // Профессиональное образование. - 2005. - №1. - С. 24-28.
3. Борисова Н.П. Социальное партнерство необходимый инструмент в развитии материально-технической базы системы образования // Справочник руководителя образования учреждения. - 2003. - №4. - С. 84-90.
4. Будякина М.П. Социальная психология [Текст] / М.П Будякина. – СПб. : Питер, 2003. - 28 с.
5. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Текст] / А.С Воронин. – СПб. : Питер, 2006. - 197 с.
6. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Текст] / А.С Воронин. – СПб. : Питер, 2006. - 229 с.
7. Голиков Н. А. Социальное партнерство в школе как фактор повышения качества жизни школьников: проблемы, опыт решения// Образование в современной школе. 2006. - № 3. - С. 47-53.
8. Гудожникова О.Б. Формирование социально-активной среды повышения качества среднего образования // Профессиональное образование в современном мире. 2015. - № 3 (18). - С. 105-114.
9. Ермакова С.Г. Взаимосвязь стратегий инновационного развития общеобразовательного учреждения и качества образования // Вестник Академии. 2015.- № 2.- С. 18-25.
10. Зубик Ю.В., Филатова Н.В. Особенности развития творческого потенциала детей в учреждениях с социальным партнерством// Социальные отношения. 2012.- № 1 (4).- С. 55-60.
11. Исламова З.Р., Сибагатуллина Э.Ф Взаимодействие образовательных учреждений и социальной среды// Экономика и социум. 2014. - № 4-3 (13). - С. 218-224.
12. Карпушина Л.П., Соколова П.Ю. Моделирование процесса социализации детей и подростков в условиях образовательной среды // Современные проблемы науки и образования. 2012.- № 1.- С. 90-96.
13. Кобран И.Н. Программа «Школа полезного действия «Металлоинвест» как инновационная форма взаимодействия образовательных учреждений с социальной средой // Внешкольник. 2013. № -5 (158). -С. 45-49.
14. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова. – СПб. : Питер, 2003. - 211 с.
15. Конасова Н.Ю Формирование образовательной среды школы в контексте управления качеством образования // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2012.- № 1.- С. 141-148.
16. Модель И.М Социальное партнерство в России // Социс. - 2000. - №9. - С. 43-47.
17. Морева О.В. Соотношение социальной активности современного социального заказа //Образование и наука. 2004.- № 4 (28).- С. 39-49.
18. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В.М. Полонский — М.Высш. шк., 2004. - 512 с.
19. Судоргина Л.В., Терлей Р., Пушкарёва Е.А. Образовательная среда современной школы, взгляд из России // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. -№ 2 (18).- С. 7-16.
20. Тихомирова Л.Ф., Бурыкина Н.М. Организационно – методические условия обучения //Ярославский педагогический вестник. 2014.- Т. 2.- № 4.- С. 141-144.
21. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога): [Электронный ресурс] /Словари и энциклопедии на Академике: dic.academic.ru - Дата доступа: 8.12.2015.
22. Энциклопедия культурологи: [Электронный ресурс] /Словари и энциклопедии на Академике: dic.academic.ru - Дата доступа: 8.12.2015.
23. Психология общения. Энциклопедический словарь: [Электронный ресурс] /Словари и энциклопедии на Академике: dic.academic.ru - Дата доступа: 8.12.2015.
24. Словарь терминов по общей и социальной педагогике: [Электронный ресурс] /Словари и энциклопедии на Академике: dic.academic.ru - Дата доступа: 8.12.2015.
25. Официальная терминология: [Электронный ресурс] /Словари и энциклопедии на Академике: dic.academic.ru - Дата доступа: 8.12.2015.
26. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике: [Электронный ресурс] /Словари и энциклопедии на Академике: dic.academic.ru - Дата доступа: 8.12.2015.
27. Энциклопедия социологии: [Электронный ресурс] /Словари и энциклопедии на Академике: dic.academic.ru - Дата доступа: 8.12.2015.
28. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике: [Электронный ресурс] /Словари и энциклопедии на Академике: dic.academic.ru - Дата доступа: 8.12.2015.
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ С СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ.. 5
1.1 Школа как социально-педагогическая система. 5
1.2 Социальное партнерство в школах как основа взаимодействия школы с социальной средой. 10
1.3 Глоссарий. .…14
ГЛАВА 2. ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ № 48 С СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ ..…..…………….…………16
2.1 Социальное партнерство в школе. 16
2.2 Методы, используемые в опыте школы.. 19
2.3 Результаты педагогического опыта. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 31