Классный руководитель в воспитательной системе школы

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

День 1-14.

Общеобразовательное учреждение.

Содержание учебной педагогической практики в общеобразовательном учреждении представлено системой относительно автономных, но преемственных по отношению друг к другу этапов-модулей нацеленных на изучение особенностей и включение практикантов в разнообразные виды профессиональной деятельности учителя современной школы.

День 1-2

Инфраструктура современного образовательного учреждения

Цель: формирование представлений об инфраструктуре современного общеобразовательного учреждения.

Задачи:

— изучение «паспортных» данных учреждения (тип учебного заведения, количество учеников, классов, общая характеристика педагогического коллектива, правила внутреннего распорядка);

— знакомство с инфраструктурой современной школы (учебные кабинеты, библиотека, музеи и др).

Содержание отчета в дневнике:

1. Конспект лекции директора (заместителя директора) общеобразовательного учреждения.

2. Наглядно-образное представление инфраструктуры учреждения (схема, таблица)

3. Составление индивидуального плана работы.

День 3-4.

Классный коллектив

Цель: практическая отработка умений анализировать деятельность и психолого-педагогические особенности классного коллектива.

Задачи:

— обобщение и систематизация знаний о формировании классного коллектива;

— выявление психолого-педагогических особенностей членов классного коллектива.

Содержание отчета в дневнике:

1. Анализ полученных результатов, выраженный в характеристике классного коллектива (см. Приложение №2).

День 5.

Классный руководитель в воспитательной системе школы

Цель: систематизация знаний о воспитательной системе школы и построении организационной и воспитательной работы классного руководителя.

Задачи:

— знакомство с функциями классного руководителя, отраженных в нормативных документах Вашей школы;

— знакомство с основными формами работы и с отчетной документацией классного руководителя.

Содержание отчета в дневнике:

1. Характеристика-описание плана работы классного руководителя.

2. Конспект внеклассного воспитательного мероприятия (см. Приложение №3), самоанализ мероприятия (см. Приложение №4).

День 6.

Предметная область

в структуре современного школьного образования

Цель: систематизация знаний о месте предметной области в содержании современного школьного образования.

Задачи:

— изучение содержания обучения по профилю подготовки студентов,

— знакомство с учебной литературой, по которой ведется преподавание учебного предмета в закрепленном классе.

Содержание отчета в дневнике:

1. Письменное представление результатов бесед, в котором постарайтесь обозначить личностные, метапредметные и предметные результаты обучения по профилю подготовки студентов.

2. Анализ учебника, по которому обучаются в вашем классе.

День 7-8.

Ученик в образовательном пространстве урока

Цель: практическая отработка умений анализировать деятельность учащихся.

Задачи:

— обобщение и систематизация знаний о методах, средствах обучения, методах контроля и оценки деятельности учащихся;

— выявление особенностей организации учебно-познавательной деятельности школьников.

Содержание отчета в дневнике:

1. Анализ одного урока (см. Приложение №5).

День 9-10.

Взаимодействие учителя и ученика в образовательном пространстве урока

Цель: практическая отработка умений анализировать деятельность педагога и учащихся.

Задачи:

— обобщение и систематизация знаний о методах, средствах обучения, используемых учителем, методах контроля и оценки деятельности учащихся;

— выявление особенностей организации учителем учебно-познавательной деятельности школьников.

Содержание отчета в дневнике:

1. Фотография урока (см. Приложение №6).

Форма и вид отчетности по итогам практики:

1) дневник практики, включающий общую характеристику работы по каждому дню,

2) выполненные задания в соответствии с программой,

3) итоговый отчет о практике с указанием выполненных видов деятельности и перечислением созданных продуктов деятельности, подписанный учителем-предметником, классным руководителем и директором образовательного учреждения, заверенный печатью образовательного учреждения,

4) продукты деятельности, предусмотренные программой практики.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА КОНСПЕКТА ВНЕКЛАССНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ.

1.Тема внеклассного воспитательного занятия.

2.Воспитательно-образовательные задачи данного вида занятий с учащимися.

3.План проведения воспитательного занятия.

4.Конспект занятия (раскрыть содержание занятия в соответствии с планом его проведения).

5.Используемая наглядность и ТСО.

6.Список использованной литературы.

Приложение 4

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

Приложение 5

СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА.

1. Санитарно-гигиенические и педагогические условия проведения урока:

— освещенность, санитарное состояние, микроклимат класса;

— распределение учащихся по партам, состояние школьной мебели, ее соответствие возрастным и индивидуальным особенностям;

— внешний вид учащихся, их поведение;

— оформление и оборудование классной комнаты как учебного кабинета;

— наличие и подготовка средств обучения.

2. Организация начала урока:

— своевременность прихода учащихся и учителя на урок;

— готовность учащихся и учителя к уроку;

— организация внимания и дисциплины на уроке;

— время, затраченное на организацию урока.

3. Содержание и методика повторения учебного материала и проверки домашнего задания:

— содержание, последовательное повторение учебного материала;

— в какой мере повторение пройденного подготовило к усвоению нового материала;

— методика повторения и проверки домашнего задания;

— характер и система постановки вопросов учителем;

— качество ответов учащихся и их оценка учителем;

— активность учащегося при повторении;

— время, затраченное на повторение.

4. Сообщение новых знаний:

— тема урока; связь нового материала с ранее изученным;

— цели урока; их достижение;

— объем и система изучения нового материала;

— научность нового материала;

— воспитывающий характер изучения нового материала, его доступность, яркость изложения;

— организация внимания и поддержание интереса учащиеся к изучаемому материалу;

— руководство учителем мыслительной активностью учащихся;

— методика изучения нового материала, использование различных средств обучения.

5. Закрепление знаний на уроке:

— содержание материала для закрепления;

— методика закрепления;

— эффективность закрепления; в какой мере закрепление способствовало сознательному усвоению уч-ся знаний, умений, навыков.

6. Задание на дом:

— объем и характер домашнего задания на дом;

— подготовленность уч-ся к выполнению дом. зад.;

— дополнительные задания отдельным уч-ся;

— указания по выполнению дом. задания;

— организация записи дом. задания.

7. Мастерство и педагогический такт учителя:

— культура труда, речи уч-ся;

— умение осуществлять индивидуальный подход к уч-ся при коллективной работе с ними;

— умение наблюдать, налаживать деловые отношения с уч-ся;

— тактичность, собранность, находчивость, инициативность учителя;

— умение вовлечь всех учеников в активную работу;

— внешний вид учителя, его манеры;

— умение корректно поправлять ошибки уч-ся.

Приложение 6

Фотография урока

1. Запишите общие сведения: дата, школа, класс, место урока в расписании учебного дня, фамилия, имя и отчество учителя, количество учащихся, присутствующих на уроке.

2. Запишите тему урока и выясните его место в общей системе уроков.

3. Запишите цель урока (выясняется у учителя перед уроком).

4. Зафиксируйте меру готовности к уроку учителя и учащихся.

5. Санитарно-гигиеническое состояние помещения.

6. Укажите оборудование, наглядные пособия, ТСО;

7. Выявите характер деятельности учителя и учащихся;

8. Отметьте психологическую готовность учащихся к уроку.

9. Ведите протокольную запись урока. Она может быть представлена в виде схемы. Например:

Этапы урока название Взаимодействие Оценка этапов и урока в целом
    Деятельность учителя Деятельность учащихся    
       

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

День 1-14.

Общеобразовательное учреждение.

Содержание учебной педагогической практики в общеобразовательном учреждении представлено системой относительно автономных, но преемственных по отношению друг к другу этапов-модулей нацеленных на изучение особенностей и включение практикантов в разнообразные виды профессиональной деятельности учителя современной школы.

День 1-2

Инфраструктура современного образовательного учреждения

Цель: формирование представлений об инфраструктуре современного общеобразовательного учреждения.

Задачи:

— изучение «паспортных» данных учреждения (тип учебного заведения, количество учеников, классов, общая характеристика педагогического коллектива, правила внутреннего распорядка);

— знакомство с инфраструктурой современной школы (учебные кабинеты, библиотека, музеи и др).

Содержание отчета в дневнике:

1. Конспект лекции директора (заместителя директора) общеобразовательного учреждения.

2. Наглядно-образное представление инфраструктуры учреждения (схема, таблица)

3. Составление индивидуального плана работы.

День 3-4.

Классный коллектив

Цель: практическая отработка умений анализировать деятельность и психолого-педагогические особенности классного коллектива.

Задачи:

— обобщение и систематизация знаний о формировании классного коллектива;

— выявление психолого-педагогических особенностей членов классного коллектива.

Содержание отчета в дневнике:

1. Анализ полученных результатов, выраженный в характеристике классного коллектива (см. Приложение №2).

День 5.

Классный руководитель в воспитательной системе школы

Цель: систематизация знаний о воспитательной системе школы и построении организационной и воспитательной работы классного руководителя.

Задачи:

— знакомство с функциями классного руководителя, отраженных в нормативных документах Вашей школы;

— знакомство с основными формами работы и с отчетной документацией классного руководителя.

Содержание отчета в дневнике:

1. Характеристика-описание плана работы классного руководителя.

2. Конспект внеклассного воспитательного мероприятия (см. Приложение №3), самоанализ мероприятия (см. Приложение №4).

День 6.

Предметная область

в структуре современного школьного образования

Цель: систематизация знаний о месте предметной области в содержании современного школьного образования.

Задачи:

— изучение содержания обучения по профилю подготовки студентов,

— знакомство с учебной литературой, по которой ведется преподавание учебного предмета в закрепленном классе.

Содержание отчета в дневнике:

1. Письменное представление результатов бесед, в котором постарайтесь обозначить личностные, метапредметные и предметные результаты обучения по профилю подготовки студентов.

2. Анализ учебника, по которому обучаются в вашем классе.

День 7-8.

Ученик в образовательном пространстве урока

Цель: практическая отработка умений анализировать деятельность учащихся.

Задачи:

— обобщение и систематизация знаний о методах, средствах обучения, методах контроля и оценки деятельности учащихся;

— выявление особенностей организации учебно-познавательной деятельности школьников.

Содержание отчета в дневнике:

1. Анализ одного урока (см. Приложение №5).

День 9-10.

Взаимодействие учителя и ученика в образовательном пространстве урока

Цель: практическая отработка умений анализировать деятельность педагога и учащихся.

Задачи:

— обобщение и систематизация знаний о методах, средствах обучения, используемых учителем, методах контроля и оценки деятельности учащихся;

— выявление особенностей организации учителем учебно-познавательной деятельности школьников.

Содержание отчета в дневнике:

1. Фотография урока (см. Приложение №6).

Форма и вид отчетности по итогам практики:

1) дневник практики, включающий общую характеристику работы по каждому дню,

2) выполненные задания в соответствии с программой,

3) итоговый отчет о практике с указанием выполненных видов деятельности и перечислением созданных продуктов деятельности, подписанный учителем-предметником, классным руководителем и директором образовательного учреждения, заверенный печатью образовательного учреждения,

4) продукты деятельности, предусмотренные программой практики.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Наши рекомендации