Классный руководитель в воспитательной системе школы
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
День 1-14.
Общеобразовательное учреждение.
Содержание учебной педагогической практики в общеобразовательном учреждении представлено системой относительно автономных, но преемственных по отношению друг к другу этапов-модулей нацеленных на изучение особенностей и включение практикантов в разнообразные виды профессиональной деятельности учителя современной школы.
День 1-2
Инфраструктура современного образовательного учреждения
Цель: формирование представлений об инфраструктуре современного общеобразовательного учреждения.
Задачи:
— изучение «паспортных» данных учреждения (тип учебного заведения, количество учеников, классов, общая характеристика педагогического коллектива, правила внутреннего распорядка);
— знакомство с инфраструктурой современной школы (учебные кабинеты, библиотека, музеи и др).
Содержание отчета в дневнике:
1. Конспект лекции директора (заместителя директора) общеобразовательного учреждения.
2. Наглядно-образное представление инфраструктуры учреждения (схема, таблица)
3. Составление индивидуального плана работы.
День 3-4.
Классный коллектив
Цель: практическая отработка умений анализировать деятельность и психолого-педагогические особенности классного коллектива.
Задачи:
— обобщение и систематизация знаний о формировании классного коллектива;
— выявление психолого-педагогических особенностей членов классного коллектива.
Содержание отчета в дневнике:
1. Анализ полученных результатов, выраженный в характеристике классного коллектива (см. Приложение №2).
День 5.
Классный руководитель в воспитательной системе школы
Цель: систематизация знаний о воспитательной системе школы и построении организационной и воспитательной работы классного руководителя.
Задачи:
— знакомство с функциями классного руководителя, отраженных в нормативных документах Вашей школы;
— знакомство с основными формами работы и с отчетной документацией классного руководителя.
Содержание отчета в дневнике:
1. Характеристика-описание плана работы классного руководителя.
2. Конспект внеклассного воспитательного мероприятия (см. Приложение №3), самоанализ мероприятия (см. Приложение №4).
День 6.
Предметная область
в структуре современного школьного образования
Цель: систематизация знаний о месте предметной области в содержании современного школьного образования.
Задачи:
— изучение содержания обучения по профилю подготовки студентов,
— знакомство с учебной литературой, по которой ведется преподавание учебного предмета в закрепленном классе.
Содержание отчета в дневнике:
1. Письменное представление результатов бесед, в котором постарайтесь обозначить личностные, метапредметные и предметные результаты обучения по профилю подготовки студентов.
2. Анализ учебника, по которому обучаются в вашем классе.
День 7-8.
Ученик в образовательном пространстве урока
Цель: практическая отработка умений анализировать деятельность учащихся.
Задачи:
— обобщение и систематизация знаний о методах, средствах обучения, методах контроля и оценки деятельности учащихся;
— выявление особенностей организации учебно-познавательной деятельности школьников.
Содержание отчета в дневнике:
1. Анализ одного урока (см. Приложение №5).
День 9-10.
Взаимодействие учителя и ученика в образовательном пространстве урока
Цель: практическая отработка умений анализировать деятельность педагога и учащихся.
Задачи:
— обобщение и систематизация знаний о методах, средствах обучения, используемых учителем, методах контроля и оценки деятельности учащихся;
— выявление особенностей организации учителем учебно-познавательной деятельности школьников.
Содержание отчета в дневнике:
1. Фотография урока (см. Приложение №6).
Форма и вид отчетности по итогам практики:
1) дневник практики, включающий общую характеристику работы по каждому дню,
2) выполненные задания в соответствии с программой,
3) итоговый отчет о практике с указанием выполненных видов деятельности и перечислением созданных продуктов деятельности, подписанный учителем-предметником, классным руководителем и директором образовательного учреждения, заверенный печатью образовательного учреждения,
4) продукты деятельности, предусмотренные программой практики.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА КОНСПЕКТА ВНЕКЛАССНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ.
1.Тема внеклассного воспитательного занятия.
2.Воспитательно-образовательные задачи данного вида занятий с учащимися.
3.План проведения воспитательного занятия.
4.Конспект занятия (раскрыть содержание занятия в соответствии с планом его проведения).
5.Используемая наглядность и ТСО.
6.Список использованной литературы.
Приложение 4
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
Приложение 5
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА.
1. Санитарно-гигиенические и педагогические условия проведения урока:
— освещенность, санитарное состояние, микроклимат класса;
— распределение учащихся по партам, состояние школьной мебели, ее соответствие возрастным и индивидуальным особенностям;
— внешний вид учащихся, их поведение;
— оформление и оборудование классной комнаты как учебного кабинета;
— наличие и подготовка средств обучения.
2. Организация начала урока:
— своевременность прихода учащихся и учителя на урок;
— готовность учащихся и учителя к уроку;
— организация внимания и дисциплины на уроке;
— время, затраченное на организацию урока.
3. Содержание и методика повторения учебного материала и проверки домашнего задания:
— содержание, последовательное повторение учебного материала;
— в какой мере повторение пройденного подготовило к усвоению нового материала;
— методика повторения и проверки домашнего задания;
— характер и система постановки вопросов учителем;
— качество ответов учащихся и их оценка учителем;
— активность учащегося при повторении;
— время, затраченное на повторение.
4. Сообщение новых знаний:
— тема урока; связь нового материала с ранее изученным;
— цели урока; их достижение;
— объем и система изучения нового материала;
— научность нового материала;
— воспитывающий характер изучения нового материала, его доступность, яркость изложения;
— организация внимания и поддержание интереса учащиеся к изучаемому материалу;
— руководство учителем мыслительной активностью учащихся;
— методика изучения нового материала, использование различных средств обучения.
5. Закрепление знаний на уроке:
— содержание материала для закрепления;
— методика закрепления;
— эффективность закрепления; в какой мере закрепление способствовало сознательному усвоению уч-ся знаний, умений, навыков.
6. Задание на дом:
— объем и характер домашнего задания на дом;
— подготовленность уч-ся к выполнению дом. зад.;
— дополнительные задания отдельным уч-ся;
— указания по выполнению дом. задания;
— организация записи дом. задания.
7. Мастерство и педагогический такт учителя:
— культура труда, речи уч-ся;
— умение осуществлять индивидуальный подход к уч-ся при коллективной работе с ними;
— умение наблюдать, налаживать деловые отношения с уч-ся;
— тактичность, собранность, находчивость, инициативность учителя;
— умение вовлечь всех учеников в активную работу;
— внешний вид учителя, его манеры;
— умение корректно поправлять ошибки уч-ся.
Приложение 6
Фотография урока
1. Запишите общие сведения: дата, школа, класс, место урока в расписании учебного дня, фамилия, имя и отчество учителя, количество учащихся, присутствующих на уроке.
2. Запишите тему урока и выясните его место в общей системе уроков.
3. Запишите цель урока (выясняется у учителя перед уроком).
4. Зафиксируйте меру готовности к уроку учителя и учащихся.
5. Санитарно-гигиеническое состояние помещения.
6. Укажите оборудование, наглядные пособия, ТСО;
7. Выявите характер деятельности учителя и учащихся;
8. Отметьте психологическую готовность учащихся к уроку.
9. Ведите протокольную запись урока. Она может быть представлена в виде схемы. Например:
Этапы урока название | Взаимодействие | Оценка этапов и урока в целом | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
День 1-14.
Общеобразовательное учреждение.
Содержание учебной педагогической практики в общеобразовательном учреждении представлено системой относительно автономных, но преемственных по отношению друг к другу этапов-модулей нацеленных на изучение особенностей и включение практикантов в разнообразные виды профессиональной деятельности учителя современной школы.
День 1-2
Инфраструктура современного образовательного учреждения
Цель: формирование представлений об инфраструктуре современного общеобразовательного учреждения.
Задачи:
— изучение «паспортных» данных учреждения (тип учебного заведения, количество учеников, классов, общая характеристика педагогического коллектива, правила внутреннего распорядка);
— знакомство с инфраструктурой современной школы (учебные кабинеты, библиотека, музеи и др).
Содержание отчета в дневнике:
1. Конспект лекции директора (заместителя директора) общеобразовательного учреждения.
2. Наглядно-образное представление инфраструктуры учреждения (схема, таблица)
3. Составление индивидуального плана работы.
День 3-4.
Классный коллектив
Цель: практическая отработка умений анализировать деятельность и психолого-педагогические особенности классного коллектива.
Задачи:
— обобщение и систематизация знаний о формировании классного коллектива;
— выявление психолого-педагогических особенностей членов классного коллектива.
Содержание отчета в дневнике:
1. Анализ полученных результатов, выраженный в характеристике классного коллектива (см. Приложение №2).
День 5.
Классный руководитель в воспитательной системе школы
Цель: систематизация знаний о воспитательной системе школы и построении организационной и воспитательной работы классного руководителя.
Задачи:
— знакомство с функциями классного руководителя, отраженных в нормативных документах Вашей школы;
— знакомство с основными формами работы и с отчетной документацией классного руководителя.
Содержание отчета в дневнике:
1. Характеристика-описание плана работы классного руководителя.
2. Конспект внеклассного воспитательного мероприятия (см. Приложение №3), самоанализ мероприятия (см. Приложение №4).
День 6.
Предметная область
в структуре современного школьного образования
Цель: систематизация знаний о месте предметной области в содержании современного школьного образования.
Задачи:
— изучение содержания обучения по профилю подготовки студентов,
— знакомство с учебной литературой, по которой ведется преподавание учебного предмета в закрепленном классе.
Содержание отчета в дневнике:
1. Письменное представление результатов бесед, в котором постарайтесь обозначить личностные, метапредметные и предметные результаты обучения по профилю подготовки студентов.
2. Анализ учебника, по которому обучаются в вашем классе.
День 7-8.
Ученик в образовательном пространстве урока
Цель: практическая отработка умений анализировать деятельность учащихся.
Задачи:
— обобщение и систематизация знаний о методах, средствах обучения, методах контроля и оценки деятельности учащихся;
— выявление особенностей организации учебно-познавательной деятельности школьников.
Содержание отчета в дневнике:
1. Анализ одного урока (см. Приложение №5).
День 9-10.
Взаимодействие учителя и ученика в образовательном пространстве урока
Цель: практическая отработка умений анализировать деятельность педагога и учащихся.
Задачи:
— обобщение и систематизация знаний о методах, средствах обучения, используемых учителем, методах контроля и оценки деятельности учащихся;
— выявление особенностей организации учителем учебно-познавательной деятельности школьников.
Содержание отчета в дневнике:
1. Фотография урока (см. Приложение №6).
Форма и вид отчетности по итогам практики:
1) дневник практики, включающий общую характеристику работы по каждому дню,
2) выполненные задания в соответствии с программой,
3) итоговый отчет о практике с указанием выполненных видов деятельности и перечислением созданных продуктов деятельности, подписанный учителем-предметником, классным руководителем и директором образовательного учреждения, заверенный печатью образовательного учреждения,
4) продукты деятельности, предусмотренные программой практики.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1