Органы местного самоуправления: понятие, структура. Характеристика органов местного самоуправления как юридических лиц.
2.ОМС - это конституционный термин.
1)Это избираемый непосредственно населением либо представительным органом МО (Порядок формирования) орган
2)Наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения
Классификации органов:
1)По способу формирования
• избираемые непосредственно населением ( Представительный орган или глава МО)
• обращаемые представительным органом( Глава МО либо Контрольно-счетный орган)
Исключение: Местная администрация структуру которой утверждает Представительный орган по представлению главы местной администрации.
2)По обязательности
• обязательные
• факультативные
3)По субъектному составу
• коллегиальные
• единоличные
Глава МО одновременно является ОМС и должностным лицом к такому выводу пришел КС в своем решении от 26.09.1996 года.
4)По объему компетенции
• общие
• специальной
5)В зависимости от содержания полномочии
• представительные, реализуются нормотворческие функции
• исполнительные ( при творят в жизнь решения исполнительного органа)
• иные создаются с целью реализации функции МС
Выделяют три основные модели:
1)ПО формируется населением + Глава МО также избирается населением и одновременно является главой местной администрации !Президентская модель
2)ПО избирается населением + Глава МО также избирается населением, но он является одновременно Председателем ПО, тогда ПО заключает контракт с главой местной администрации (ЕКБ) !Парламентская модель
3)ПО избирается населением + из числа депутатов избирается глава муниципального образования = одновременно явл. Председателем ПО + Глава местной администрации - это лицо, назначенное по контракту ( Такая модель рекомендована для ЗАТО)
Следующие модели явля. Исключением:
4)ПО формируется населением + из числа депутатом избирается глава МО = одновременно явл. ППО и главой Местной администрации (действует в сельских поселениях, где численность менее 1000 человек)
5)ПО отсутствует, его полномочия реализует сход граждан, тогда глава МО избирается населением одновременно являясь главой местной администрации( действует в сельских поселениях численность которых менее 100 чел. обладающих избирательным правом)
6)ПО формируется путем представительства поселении входящих в состав МР ( главы поселении + депутаты ПО поселении) Глава МО избирается населением, одно военно являясь Председателем ПО и главой местной администрации. ( Только для МР)
32.Представительный орган муниципального образования.
Представительный орган
Существует два основных способа формирования представительного органа муниципального образования.
Первый - традиционный - заключается в формировании представительного органа путем проведения муниципальных выборов. Численность депутатов представительного органа определяется уставом муниципального образования, но не может быть меньше установленной законом. Закон о местном самоуправлении 2003 г. устанавливает минимальную численность депутатов представительного органа поселения или городского округа:
семь человек - при численности населения менее 1 тыс. чел.;
10 чел. - при численности населения от 1 тыс. до 10 тыс. чел.;
15 чел. - при численности населения от 10 тыс. до 30 тыс. чел.;
20 чел. - при численности населения от 30 тыс. до 100 тыс. чел.;
25 чел. - при численности населения от 100 тыс. до 500 тыс. чел.;
35 чел. - при численности населения свыше 500 тыс. чел.
Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 чел
Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 чел.
Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Второй способ предусматривается исключительно для формирования представительных органов муниципальных районов.
Инициатива о формировании представительного органа муниципального района оформляется решением представительного органа, расположенного в границах муниципального района поселения. Указанный порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение трех месяцев со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района.
Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.
Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:
7 человек - при численности населения менее 1000 человек;
10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;
15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;
20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;
25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;
35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.
Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.
Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.
Структура представительного органа определяется депутатами и закрепляется в принимаемом ими регламенте представительного органа.
Представительный орган внутри себя создает определенные структурные образования, которые можно поделить на несколько групп:
1) руководящие органы и должностные лица (председатель, заместитель председателя, президиум).
2) Функционально-отраслевые подразделения – постоянные и временные комиссии.
3) Территориальные органы (депутатские группы).
4) Рабочие звенья (аппарат).
Председатель представительного органа муниципального образования и его заместители избираются из состава депутатов.
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:
1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
(п. 10 введен Федеральным законом от 07.05.2009 N 90-ФЗ)
11. Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
33.Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования.
Депутат - полномочный представитель населения в законодательных или иных представительных органах государства или местного самоуправления, лицо, избранное в законодательный или иной представительный орган государства или местного самоуправления. Статус депутата устанавливается конституцией и специальными законами. Депутат наделен значительными полномочиями.
Детализация конституционных норм о статусе депутата осуществляется в специальных нормах, регламентирующих представительных органов, смысл и назначение, которых состоит в создании оптимальных условий для законодательной деятельности, для работы представительных органов.
В Уставах определяются условия, необходимые для избрания депутатов, и наиболее важные правила их работы.
. Население определенного избирательного округа наделяет депутата полномочиями на осуществление принадлежащей ему власти. Реализуя данное полномочие, депутат решает вопросы местного значения, указанные в законодательстве, а также реализует полномочия, принадлежащие непосредственно представительными органами местного самоуправления.
Правовой статус депутата разделен на две составляющие: основные элементы статуса и второстепенные. К числу основных элементов относятся: права, обязанности и ответственность депутата, закрепленные нормами права и обеспеченные соответствующими гарантиями. К числу второстепенных элементов относятся: гражданство, возраст, порядок избрания депутата, вид и содержание мандата депутата. В содержании правового статуса депутата представительного органа власти, помимо названных, необходимо выделить также элементы, как срок осуществления полномочий, взаимоотношения депутатов с избирателем
Виды правовых статусов депутатов представительных органов местного самоуправления разделяются на депутатов городских и сельских поселений, муниципальных районов, с определенным набором полномочий в зависимости от вида муниципального образования.
Депутат приобретает особый статус, получая свои полномочия (депутатский мандат) непосредственно от избирателей. Этот статус обеспечивает ему беспрепятственное участие в законодательной и иной деятельности представительного органа местного самоуправления.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:
· смерти;
· отставки по собственному желанию;
· признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
· признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
· вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
· выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
· прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина России на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин России, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
· отзыва избирателями;
· досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;
· призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
· в иных случаях, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
34.Глава муниципального образования в структуре органов местного самоуправления. Удаление главы в отставку.
Глава МО
Возможны несколько вариантов избрания :
1:на муниципальных выборах
А) глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и является главой местной администрации
Б) глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и является председателем представительного органа муниципального образования
Голосование на выборах главы муниципалитета является прямым, тайным и проводится в соответствии с законодательством субъектов РФ. Избранным считается кандидат, набравший более половины голосов зарегистрированных избирателей.
2: представительным органом
А) глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава
Б) глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава, возглавляет представительный орган и является главой местной администрации
Порядок избрания главы муниципального образования депутатами из своего состава регулируется муниципальными правовыми актами, в первую очередь, уставом муниципального образования.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Кроме статуса высшего должностного лица, Закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” наделяет глав муниципальных образований положением единоличных органов местного самоуправления.
Основываясь на вариантах избрания, глава муниципального образования может входить в состав представительного органа с правом решающего голоса и являться его председателем. В другом случае также избранный населением глава вправе руководить местной администрацией.
Глава МО имеет своих заместителей, кол-во и полномочия которых закреплены в уставе МО.
Выделяются три основных варианта статуса главы муниципального образования.
1)должность главы муниципального образования совмещена с должностью главы местной администрации и помимо своих собственных, так называемых. полномочий «мэра» он также осуществляет полномочия главы местной администрацией
2) должность главы муниципального образования совмещена с должностью председателя представительного органа муниципального образования.
3) В третьей модели структурного построения органов местного самоуправления, разрешенной законодателем к использованию только в сельских поселения, должность главы муниципального образования совмещена сразу и с должностью председателя представительного органа и с должностью главы местной администрации.
Полномочия:
1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;
5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Предметы ведения: вопросы местного значения (глава 3 фз №131)
Территория действия- территория МО.
Полномочия главы муниципального образования определяются также тем, какой орган местного самоуправления он возглавляет. В качестве главы представительного органа муниципального образования он может вести заседания представительного органа; контролировать и обеспечивать выполнение его регламента; подписывать решения, протоколы заседаний, другие документы представительного органа; организовывать выполнение его решений; координировать деятельность постоянных и иных комиссий и т.п.
Возглавляя администрацию, глава муниципального образования обычно организует формирование и исполнение городского бюджета; распоряжается финансовыми ресурсами муниципального образования; руководит непосредственно и через подчиненные органы предприятиями и учреждениями муниципальной собственности; обеспечивает соблюдение законности, прав и свобод граждан;
отменяет правовые акты подчиненных органов управления администрации; заключает договоры, соглашения; применяет меры поощрения, привлекает к дисциплинарной ответственности назначаемых им муниципальных служащих и т.п.
Все акты главы муниципального образования законодатель делит на два вида: постановления и распоряжения.
Постановление главы муниципального образования — это правовой акт, издаваемый главой муниципального образования для разрешения наиболее важных и принципиальных вопросов развития и жизнедеятельности муниципального образования, использования муниципальной собственности и финансовых ресурсов.
Под распоряжением понимается правовой акт управления, издаваемый главой МО в пределах его компетенции, определенный правовыми документами, носящий ненормативный конкретно-регулирующий характер.
Отставка
1. Представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
2. Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются:
1) решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий
2) неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий,
3) неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета
4) несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом
5) допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина