Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Порядок их осуществления и контроль.

Это вид делегирования полномочий с одного уровня власти на другой.

Отдельное государственное полномочие - это полномочия, не отнесенные к вопросам местного значения.

Существуют два вида наделения:

1)Передача полномочии - предполагает, что полномочия ОГВ на неопределенный срок исключается из его компетенции и включается в компетенцию ОМС

2)Делегирование полномочии - предоставление ОГВ принадлежащего ему права решения вопросов ОМС на 1 раз, на конкретный срок или бессрочно, РФ этом полномочия сохраняется за ОГВ.

Обязательно два условия наделения полномочиями:

1.Наделение осуществляется только законом( ФЗ, закон субъекта) иными правовыми актами недопустимо.

2.Наделение сопровождается необходимыми финансовыми средствами и материальными ресурсами, т.к делегированные государственные полномочия осуществляются за счет субвенции из бюджета соответствующего уровня.

ОМС могут дополнительно использовать собственные средства.

Нарушение вышеназванных требовании, признанные в судебном порядке является основанием для отказа от исполнения делегированных полномочии.

29.Компетенция органов местного самоуправления: понятие, содержание. Особенности осуществления полномочий органов местного самоуправления в отдельных сферах местной жизни.

Органы местного самоуправления – выборные и другие органы, наделенные полномочием на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Соответственно, компетенция органов местного самоуправления - это права и обязанности органов местного самоуправления по предметам их ведения.

Предметы ведения органов местного самоуправления.

К предметам ведения органов местного самоуправления относятся:

а) предметы исключительного ведения, которые определены в ст. 6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

Во-первых, это организационные вопросы, касающиеся формирования органов местного самоуправления, закрепления структуры в Уставах муниципальных образований и пр.

Во-вторых, вопросы, связанные с организацией финансово-экономической сферы жизнедеятельности муниципального образования, это, например:

- формирование, управление и распоряжение муниципальной собственностью;

- бюджетная сфера;

- комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования.

В-третьих, вопросы, связанные с развитием социально-культурной сферы жизнедеятельности муниципального образования, это, например:

- организация, содержание и развитие муниципальных предприятий и учреждений здравоохранения, образования, культуры и социальной поддержки населения;

- создание условий для деятельности средств массовой информации.

В-четвертых, вопросы, связанные с обеспечением безопасности населения, это, например:

- охрана общественного порядка;

- обеспечение противопожарной безопасности;

- обеспечение экологической безопасности.

б) предметы совместного с органами государственной власти ведения.

В зависимости от особенностей предметов ведения органы местного самоуправления можно подразделить на:

а) органы общей компетенции,

б) органы специальной компетенции

.

3. Полномочия органов местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления подразделяются на три группы:

а) "собственные", т.е. полномочия по предметам исключительного ведения.

б) полномочия по предметам совместного ведения

в) отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления законом РФ или субъекта федерации

Полномочия, осуществляемые органами местного самоуправления, по объему реализуемых прав и исполняемых обязанностей, а также по широте регулируемых общественных отношений подразделяются на:

а) полномочия общего характера. Контрольные полномочия Думы, например, реализуются в различных формах и затрагивают практически все сферы жизнедеятельности местного сообщества;

б) полномочия конкретного характера. Финансовое управление администрации, например, обязано подготовить проект бюджета на следующий финансовый год, сведя сметы доходов и расходов структурных подразделений администрации.

Наши рекомендации