Вопрос 4 Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

Одной из основных сфер взаимодействия государства и местного самоуправления является наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Данный вопрос получил свое законодательное закрепление впервые.

На практике субъекты Российской Федерации чаще всего передают органам местного самоуправления полномочия в сфере:

❖ государственной регистрации актов гражданского состояния;

❖ лицензирования розничной продажи алкогольной продукции;

❖ лицензирования деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов;

❖ лицензирования образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений;

❖ назначения и выплаты компенсационных выплат;

❖ ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности;

❖ медико-социальной экспертизы;

❖ установления значений отдельных корректирующих коэффициентов для расчета единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;

❖ порядка пользования отдельными природными ресурсами;

❖ формирования и организации деятельности административных комиссий на территориях субъектов Российской Федерации и т.д.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только соответствующими федеральными законами, законами субъектов Федерации. В настоящее время значительное количество государственных полномочий передано органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации. Анализ регионального законодательства выявляет три основных способа наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: законом субъекта о местном самоуправлении; законом субъекта о порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и специальными законами о порядке передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Любой закон, как федеральный, так и закон субъекта РФ, должен содержать:

1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;

4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Таким образом, законодатель допускает возможность в случае неисполнения или невозможности исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий их отзыв либо прекращение их осуществления. В случае прекращения органами местного самоуправления осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им органами государственной власти субъекта Российской Федерации:

❖ представительный орган муниципального образования издает нормативный правовой акт, определяющий порядок возврата неиспользованных финансовых и материальных средств, в том числе зданий, сооружений и иных материально-технических средств, переданных органам местного самоуправления в хозяйственное ведение или оперативное управление для осуществления ими указанных полномочий;

❖ органы местного самоуправления в установленном порядке обеспечивают занятость и социальные гарантии должностных лиц органов местного самоуправления и муниципальных служащих, исполнявших указанные полномочия.

Закон субъекта РФ, которым органам местного самоуправления делегируются федеральные полномочия, переданные Российской Федерацией субъектам РФ, должен содержать дополнительно следующие положения:

1) права и обязанности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), связанные с осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий РФ, аналогичные правам и обязанностям федеральных органов исполнительной власти, предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов РФ, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам;

2) права и обязанности органов местного самоуправления, связанные с осуществлением переданных им государственных полномочий РФ, аналогичные правам и обязанностям высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов РФ, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам.

Федеральный закон № 131 от 6 октября 2003 г. не предусматривает необходимость получения согласия органов местного самоуправления на передачу им отдельных государственных полномочий.

Обязательным условием передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления является их финансовое обеспечение за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Таким образом, если полномочие передается федеральным законом, его финансирование осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, если законом субъекта Российской Федерации — за счет субвенций из бюджета субъекта.

В то же время органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Органы государственной власти наделены контрольными полномочиями за реализацией местными органами власти отдельных государственных полномочий. Допускается выдача органами государственной власти предписаний по устранению нарушений, допущенных органами местного самоуправления при реализации отдельных государственных полномочий. Они могут быть обжалованы органами местного самоуправления в судебном порядке.

Исполнение органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматривает ответственность за их исполнение в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Важным является ограничение, согласно которому отдельные государственные полномочия могут быть переданы только на уровень городских округов и муниципальных районов.

Следует учитывать, что государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления, не должны преобладать над полномочиями собственными, так как это нарушило бы суть местного самоуправления.

Наши рекомендации