Муниципально-территориальное устройство: понятие, элементы, соотношение с административно-территориальным устройством.

Муниципально-территориальное устройство представляет собой деление территории субъекта Российской Федерации на части в целях эффективной организации местного самоуправления.

1 уровень составляют городские и сельские поселения.

2 уровень - это муниципальный район.

Все муниципальные образования в пределах своей компетенции самостоятельны, подчинение одного другому не допускается.

Элементам статуса выступают :

1. Единая территория

2. Население

3. Органы местного самоуправления

4. Властные полномочия по осуществлению местного самоуправления

5. Собственность

6. Бюджет

7. Символика

8. Устав МО

АТУ определяется законодательством субъектов РФ.

В соответствии с п.1 ст.2 ОЗ «Об АТУ Свердловской области» от 20 мая 1997 г. под АТУ понимается система АТЕ и населённых пунктов, обеспечивающая упорядоченное осуществление на территории области функций гос. управления и МС, а также порядок образования, изменения, упразднения АТЕ или населённых пунктов.

МТУ связано с осуществлением МС => с территорией МО.

Т.о., с одной стороны, ОЗ связывает АТЕ с гос. управлением, однако, к видам АТЕ относят:

 район

 внутригородской район

 сельсоветы

20.Муниципальное образование: понятие, формы, виды. Двухуровневая система муниципальных образований.

Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения

сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

В Свердловской области 72 муниципальных образования.

21.Преобразование муниципальных образований, установление и изменение границ муниципальных образований.

1.Изменение границ МО

Границы устанавливаются законам субъектов в соответствии с требования ФЗ.

Инициаторами могут выступить:

• население ( в порядке ррферендума проведения местного, т.е проводится собрание для выдвижения инициативы, регистрация в избирательной комиссии группы и вопроса, сбор подписей, проверка подписей избирательной комиссии, передача на рассмотрение представительного органа)

• ОМС

• Органы власти субъекта

• Федеральные органы

Инициатива оформляются решением соответствующего органа( к 3 выше)

Для изменения границ требуется :

1.Учет мнения населения, выраженный непосредственно через голосования граждан или сход граждан, либо (и) опосредованно через Представительный орган МО.

Смотри ст.12 ФЗ №131 выделяет три формы изменения границ

Изменение границ касается внутреннего устройства МО и имеет следующую процедуру:

1)Выдвижение инициативы об изменении

2)Выявление мнения населения

3)Принятие закона субъекта

4)Внесение изменении в устав и реестр МО

2.Образование, Преобразование и упразднение МО( ст.13 ФЗ №131)

1.Образование МО - это процесс создания МО на территориях не входящих в состав уже имеющихся МО и не охваченных МС.

Процедура:

1)Инициатива должна исходить от населения, проживающего на данной территории, либо от органов власти любого органа.

2)Необходимо получить согласие население МР через Представительный орган

(принимается закон субъекта)

2.Преобразование МО - ФЗ предусматривает 3 формы:

1)Объединение - слияние 2 и более МО в одно

2)Разделение - деление 1 МО на 2 и более.

3)Изменение статуса ( Городской округ - в городское поселение ; городское поселение наделено статусом городского округа)

3.Упразднение МО - это процесс прекращения существование МО

22.Городское и сельское поселение как муниципальные образования.

Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

Федеральный законодатель предусматривает пять видов ситуаций, организации местного самоуправления на территории, где расположены сельские населенные пункты:

1) сельский населенный пункт с численностью населения более 1000 человек, как правило, должен законом субъекта Российской Федерации наделен статусом самостоятельного сельского поселения;

2) сельский населенный пункт численностью населения менее 1000 человек, находящийся рядом с иным поселением, можно включать в состав этого городского или сельского поселения;

3) несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый, расположенные рядом, допустимо объединять в одно сельское поселение;

4) сельский населенный пункт с численность населения менее одной тысячи человек, который в связи с его удаленностью от других населенных пунктов если его нельзя присоединить к иному поселению (второй вариант) или объединить с другими (третий вариант), может также получить статус сельского поселения;

5) населенный пункт, находящийся в труднодоступных и удаленных местностях с низкой плотностью населения, с численностью населения менее 100 человек, может без статуса муниципального образования включен региональным законодателем непосредственно в состав муниципального района. В исключении из правил о двухуровневой системе местного самоуправления на территории таких населенных пунктов создается одноуровневое управление, поскольку здесь и вопросы ведения поселений и ведения районов будут решать органы власти последних.

Городское поселение – городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. В состав городского поселения может входить сельский населенный пункт, или поселок, которые самостоятельно не имеют статус муниципального образования. На территории Красноярского края в настоящее время создано 39 городских поселений.

23.Муниципальный район: понятие, порядок образования.

Муниципальный район – муниципальное образование, в состав которо-го входит несколько сельских и (или) городских поселений, объединенных общей территорией. В состав района включаются также межселенные территории и могут входить населенных пункты, с численностью населения менее ста человек, расположенные в удаленных и труднодоступных местностях.

При установлении границ муниципального района, законодатель требует наличия общности объединяемой в один муниципалитет территории, формализуя единство населения как членов местного сообщества критерием транспортной доступности. Региональный законодатель, таким образом, должен руководствоваться фактором наличия возможности добраться в течение рабочего дня из административного центра района до административного центра каждого, входящего в него поселения, в течение рабочего дня.

24.Городской округ как муниципальное образование.

Городской округ представляет собой разновидность городского поселения. Статус городского округа может получить городской населенный пункт, если имеется совокупность двух условий. Во-первых, городской населенный пункт должен обладать сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктурой, необходимой для самостоятельного решения вопросов местного значения, и отдельных переданных государственных полномочий. Во-вторых, все-то же самое, то есть наличие сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления и переданных полномочий имеется в прилегающих к городу территориях. Законодатель субъекта Российской Федерации вправе также учитывать перспективы развития территории при наделении городского населенного пункта статусом сельского или городского поселения. Таким образом, статус городского округа получает, как правило, достаточно крупный город, инфраструктура которого относительно самостоятельна.

Самое существенное в правовом режиме городской округ, отличающего его от статуса городского поселения, факт не вхождения его в состав муниципального района. Городской округ может территориально находится в районе, но юридически он не включается в состав района. Имеет место, следовательно, несовпадение географической и юридической карты таких районов. Никакой юрисдикцией по отношению к территории городского округа, органы власти района не располагают. Тем не менее, городской округ, может являться административным центром района, т.е. выполнять для района функции своеобразной столицы. В таких случаях, органы власти муниципального района, расположены на «чужой» территории, в отношении которой лишены возможности управления.

27.Вопросы местного значения: понятие, содержание, виды. Символика муниципального образования.

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;

ФЗ различает три вида вопросов местного значения:

ВМЗ поселения, ВМЗ муниципального района, ВМЗ городского округа.

На уровне поселения к числу вопросов местного значения относятся вопросы формирования, утверждения, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета, распоряжение муниципальным имуществом, содержание и строительство автомобильных дорог, обеспечение малоимущих граждан жильем, предоставление жителям муниципального образования услуг связи, транспорта, общественного питания и бытового обслуживания, организация досуга населения, вопросы благоустройства и озеленения поселения, вывоза твердых бытовых отходов и ряд других вопросов (статья 14 Федерального закона).

Наши рекомендации