Европейская хартия местного самоуправления, иные международно-правовые акты как источники муниципального права.
Основным международным источником МП является Европейская хартия МС, принятая Советом Европы 15 октября 1985 г. В РФ Хартия была ратифицирована 11 апреля 1998 г. (ФЗ «О ратификации Европейской хартии МС» // «Росс. газ.» от 15.04.98). Хартия состоит из преамбулы, 3-х частей и 18-и статей. Преамбула формулирует основные цели и основополагающие идеи. Главная из них – то, что органы МС составляют одну из основ любого демократического государства. Право на МС может быть осуществлено на местном уровне. Каждая, вступившая в Хартию сторона должна соблюдать по меньшей мере 20 пунктов части первой Хартии. Обязательно каждая сторона должна соблюдать положения Хартии, касающиеся
- признания принципа МС,
- права МС и его осуществления путём свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования, о
- полноте свободы действия органов МС,
- о защите территориальных разграничений органов МС,
- о финансовой самостоятельности органов МС,
- о праве органов МС на объединение,
- о правовой защите МС и несколько других.
Хартией устанавливается, что помимо выборных органов МС осуществляется через формы прямого участия граждан. Важную роль играют положения Хартии об общих принципах политики государства применительно к органам МС.
Международно-правовые акты стали источником российского права только после Конституции 1993г. Ст. 15 закрепила эти акты как составную часть национального права. Международные договоры бывают двусторонние и многосторонние (конвенции, хартии). Для муниципального самоуправления в России наибольшее значение имеет хартия о местном самоуправлении. Деятельность по ней началась в 1968г. В ней обобщен весь законодательный опыт по местному самоуправлению.
Россия принята в Совет Европы в 1996г. ВСМВ – Всемирный союз местных властей – принимает в сентябре 1985г. Всемирную декларацию о местном самоуправлении. Задача союза – следить за достижениями в этой области.
Европейская конвенция по приграничному сотрудничеству территориальных сообществ / властей. 46 субъектов РФ имеют пограничные территории, конвенция призвана урегулировать эти отношения.
Хартии американских и европейских городов.
Декларация о местном самоуправлении стран содружества.
8. Акты Конституционного Суда РФ как источник муниципального права. Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам местного самоуправления.
Особенным источником МП являются акты Конституционного суда РФ.
По мнению Захарова, по формальным признакам их вряд ли можно отнести к источникам, поскольку они не содержат норм права. Однако решения КС затрагивают вопросы проверки конституционности законов, подзаконных актов, разрешения споров о компетенции. Акты или их отдельные положения, признанные судом неконституционными, утрачивают силу. Кроме того, в компетенцию КС входит толкование отдельных положений Конституции. Причём правовая позиция КС, высказанная в более ранних постановлениях, сохраняет свою силу и в последующих актах. Всё вышесказанное позволяет утверждать, что, хотя акты КС и нельзя назвать источниками МП, но в систему источников включать их можно.
9.Устав муниципального образования: признаки, значение, содержание, порядок принятия и вступления в силу.
Основным нормативным правовым актом МО является его Устав.
Признаки устава:
1. Обязательность(ст.43 Конституции)
2. Базовый учредительный характер(создает правовую основу для муниципального правотворчества)
3. Высшая юридическая сила, т.к Принимаемые в муниципальном образовании акты не могут ему противоречить. Распространяется только на территории муниципального образования.
4. Ограниченность действия
5. Особый субъект принятия : это Представительный орган МО, исключение составляет :МО с численностью населения менее 100 человек,обладающих избирательным правом.Полномочия осуществляет сход граждан ст.25 ФЗ
6. Прямое действие устава ( регулирует все сферы жизнедеятельности)
7. Особая процедура принятия и внесение изменений в устав
8. Обязательная государственная регистрация
Процедура принятия устава:
Принимается в 2 этапа; Проект устава разрабатывается представительным органом до принятия устава представительным органом не позднее чем за 30 дней проект должен быть опубликован для возможного участия граждан в его обсуждении, с этой целью в обязательном порядке проводятся публичные слушания,назначаемые представительным органов(ст.28 ФЗ)Решение, принятое по результатам публичных слушании подлежит опубликованию и дальнейшему рассмотрению на заседании представительного органа, оно носит рекомендательный характер.Устав принимается 2/3 голосов от установленной численности депутатов, изменение принимаются аналогично.
Устав подписывается главой МО и переходит ко 2 стадии (Государственной регистрации)Государственная регистрация осуществляется в соответствии с ФЗ от 21 июля 2005 года
В течении 15 дней устав должен быть представлен для гос. регистрации со след. документами ( посмотреть в законе)
В течении 30 дней осуществляется государственная регистрация. Устав считается зарегистрированным с момента принятия решения о государственной регистрации, присвоении номера и занесения в гос.реестр, что удостоверяется свидетельством.
Зарегистрированный устав подлежит официальному опубликованию после регистрации в течении 7 дней.
Внесение изменений вносится в том же порядке, что и принятие.
Содержание устава ( ст.44)
• Организационные вопросы
• вопросы, связанные с осуществлением МС органов власти
• вопросы,определяющие экономическую основу
Перечень вопросов открытый.