Условия, способствующие формированию свободы и ответственности

1. Подготовленный взрослый - знает , что необходимо создать, чтобы эта свобода была.

2. Подготовленная среда , где взрослый- часть среды.

3. Возможности в среде для формирования независимости, среда должна отвечать этим условиям.

4. Возможности для формирования воли. Мы условия, когда ребенок преодолевает какие-то моменты- даем ему время и возможность для тренировки, достижения.

5. У ребенка должны быть опции (у тоддлеров – 2) для принятия решения, например, в шкафчике 2 платья. Даем 2 опции, с которыми мы согласны!(т.е. зимой шорты не предлагать в альтернативу куртке). Выбор должен быть реальным, приятным для ребенка. Как только решил, показываем что это окончательно на данный момент- сказал, в этом пойдет- "все, уже выбрал, давай надевай- завтра выберешь другое".

В корзине у тоддлера пусть будет всего по 2 штуки, когда владеет уже более-менее. Остальное , возможно, в рюкзаке. Выбор у самых маленьких тоже должен быть. В корзину 2 варианта кладет педагог - выбрать из большого количества ребенок не может. В 3-6- одна опция.

6. Принятие ошибки- ошибка- возможность для обучения.

7. Свобода в рамках правил.

8. Сотрудничество.

9. Уважение и интерес.

10. Знание о ребенке - психология и физиология.

11. Любовь к ребенку.

Примечания:

Если тоддлеру презентация по ошибке педагога показана раньше возможности ребенка, позже показываем еще раз .

Если еще неготовому тоддлеру интересна сложная презентация- даем тот кусочек, который ему интересен.

Мешают формироваться свободе и ответственности:

1)отсутствие правил и ограничений;

2)жесткие правила;

3)гиперопека -делаю за тебя;

4)снисходительное отношения к ребенку (нельзя в нидо-группе даже смеяться над детьми- ребенок может обидеться);

5)неадекватные модели родительско- детских отношений;

6)противоречивые требования или разные у разных родителей, или разные у гида и ассистента.

Мы исходим из того, что никто не может дать свободы и дисциплины больше, чем может дать себе сам человек.

Ответственность возникает в результате опыта, который человек получает в окружающей среде. Это процесс. Взрослый должен передать эту ответственность- довериться ребенку, чувствовать, что я еще могу ребенку передать, все время расширять зону ответственности для детей. Необходимо задаваться вопросом: "У нас есть условия для того, чтобы ребенок сам это реализовал?"

Мы должны :

1) позволить,

2) создать условия, чтобы они делали это сами.

Девиации и нормализация

Норма-это нечто среднее. Само понятие нормы относительно.

Монтессори говорит, что в обыденности ребенок нормальный.

Есть дети

1)"плохие", т.е. мешают взрослым, имеют с точки зрения взрослого недостатки. Это неудобные взрослым дети, обычно мальчики;

2)"хорошие", т.е. пассивные, исполнительные, в основном девочки;

3)дети с выдающимися качествами, которым прощаются какие-то неудобства.

Считается в социуме, что нормальные дети- это удобные дети, и желательны одаренные дети, т.к. ими можно гордиться.

Монтессори говорит, на самом деле дети не такие, а эти 3 категории образуются в результате излишних ограничений.

Чтобы увидеть истинное нормальное состояние ребенка, нужно предоставить ему свободу. Тогда ребенок начинает выбирать именно ту деятельность, благодаря которой он погружается в безмятежную радость и удовольствие . Тогда дети демонстрируют совсем иные признаки нормы:

-любовь к труду. Детям достаточно долго нравится заниматься делом;

-стремятся к постоянному повторению своих действий, что раньше расценивалось ненормальным;

-пробуждается чувство собственного достоинства;

-появляется высокая концентрация, чего нет у исполнительных детей;

-проявляют стремление к порядку, структурируют пространство , упорядочивают его вокруг себя.

-любовь к тишине. Тишина для нормализованных по Монтессори детей- комфортное состояние. Человек в норме стремится к тишине.

Рекомендации : книга « Секретный мир детей».

Нормализация- естественное состояние бытия, но непостоянное. Оно обретается. Ребенок к нему приходит. От беспорядка и хаоса он движется к нормализации через работу, специальную среду и свободу выбора. Очень важную роль в этом играет работа руками- ребенок от ручного труда переходит к умственной концентрации. Дети, которые занимаются сложной интеллектуальной деятельностью, переходят к ручному труду и так нормализуются, и затем переходят к новой интеллектуальной деятельности. Монтессори- среда дает возможность переключения. В традиционной же системе нет переключения . Монтессори говорит, что фактически таким образом в детях развивается особый тип психики , который вообще присущ всем людям. Это состояние возникает внезапно. Обнаружить его можно в моменты, когда он начинает погружаться в деятельность. Это состояние готовится в тоддлер-группе и возникает к концу 2,5-3 лет. А пока , в 0-3,мы наблюдаем и бережем состояние концентрации.

Признаки концентрации:

-сосредоточение на деятельности,

- нет реакции на внешние стимулы,

- язык как орган, который помогает ребенку в работе, может физически действовать вместе с руками- высунутый язык.

-состояние радости, нет усталости , эйфория. Энергия духа соединяется с энергией тела, и по окончании ребенок выглядит отдохнувшим, обновленным.

-действия ребенка становятся очень точными и экономичными.

Концентрация . Дальше- нормализация.

Почему возникают отклонения? Среда не предоставляет возможности для реализации , на пути физической или интеллектуальной энергии встречаются препятствия, и это приводит к девиации- отклонению от психологических норм, т.е. какое-то негативное проявление.

Типы отклонений:

1. Фуга 0-6. Уход в мир фантазий. Подвижные дети. Сложно концентрироваться. Ничего не доводят до конца. Пытаются найти смысл в деятельности, но не находят. Для них свойственны фантазии, что взрослых часто это восхищает, но это способ убегания от реальности. Заниматься они могут-играют с материалом- это попытка ухода от реальности. Основа – страх контакта с реальностью . В основном это дети, заваленные игрушками и планшетами, и в 4,5-5 уже сложно это убрать. Ребенку помочь могут только родители, и все отклонения создают в первую очередь- родители. Важно вернуть ребенка к реальности. С точки зрения ребенка , в реальности нет ничего хорошего. Система Монтессори опирается на внутреннюю мотивацию, а ее в итоге нет. В основном дети проигрывают либо мультики, либо компьютерные игры.

2. Психологический барьер. Ребенок с подвижной нервной системой, ранимый. Когда его критикуют, нападают, он не слышит , что ему говорят. Выглядят скучающими, и что бы ему ни предлагалось, он от всего отказывается.

Необходимо протранслировать – среда безопасна.

Изменения у детей во всех девиациях возможны только при совместной с родителями работе. Если дома постоянная критика , ребенок будет бояться. Ему страшно совершать любое действие. Так формируется защита.

3. Привязанность. Застенчивые дети, которые хотят быть рядом со взрослым. Ребенок с радостью готов подчиниться любым правилам , но не готов отойти от взрослого. Они в ситуации, где родители их подавляют и могут делать что-то, только если им сказал взрослый. Сам не исследует.

Работа с ними- предоставление выбора, но дозировано. Постоянно создавать эти ситуации, постепенно расширяя выбор.

4. Жажда обладания. У ребенка происходит смещение ценности с себя на вещь. Часто это происходит так- ребенок хочет все больше игрушек как проявление внимания и признаком, что это родитель считает его ценным, но радость от этого не приходит. Дальше в возрасте это через деньги у взрослого, булимия, множество сексуальных партнеров- получение иллюзии ценности, смещение с содержательной части на количественную. То же самое с властью- имею власть, значит я ценен.

В Монтессори- среде ребенок берет материал потому, что им заинтересовались другие. Изначально пытаются взять много материала, так они пытаются строить общение с другими детьми.

Нам важно сместить эту ценность на ребенка, на его успехи.

Механизмы с раннего этапа:

-у тоддлеров нормальный этап «мое»-я и вещь- одно и то же. Не надо заставлять ребенка делиться своими игрушками в песочнице- это травма.

Ребенок должен захотеть поделиться, а когда делится , испытать от этого радость, тогда он будет щедро делиться в последующем. Важно чтобы ребенок получил удовольствие от того, чтобы делиться. Но есть определенный возраст…Мы исходит из желания ребенка.

5. Жажда власти – разновидность п. 4. Ребенок получает послание- взрослый имеет власть, контроль, обладает силой, которых нет у ребенка, и путем манипуляций он добивается такой власти. Через истерики, например. Настоящая власть- это власть над самим собой. Поэтому формируется иллюзия власти. Взрослый- "если ты не будешь это, я тебе то". Ребенок начинает делать то же самое. Ребенок просто впитывает модель манипулирующего взрослого.

6. Комплекс неполноценности. У ребенка ограничен контакт с окружающей средой, и что бы ребенок не делал, он получает сообщение, что он делает неправильно. Взрослый своими действия показывает- ты не можешь. Итог – ребенок не будет делать. Взрослый показывает, что он может, а ребенок- не может. Нет смысла делать .

7. Страх. Монтессори имеет ввиду парализующий страх, связанный с боязнью наказания- прямое или косвенное запугивание ребенка. Ребенок пассивен, зажат, повышенный травматизм в итоге в среде и вне среды, т.к. недостаточно опыта , не развита моторика.

Нормализованные дети по Монтессори бесстрашны, но предусмотрительны, готовы к определенному разумному риску. Исследование предполагает определенный риск.

Чем больше опыта, тем меньше страха.

8. Ложь. В основе- страх наказания , осуждения. Когда мы обманываем детей, дети это считывают как норму взаимодействия с другими людьми. Если ребенок видит, что родители врут другим в том числе, ребенок понимает, что это норма. Варианты исправления- убираем наказание за правду и меняем свою модель поведения.

Все типы отклонений взаимосвязаны, могут присутствовать одновременно. Причина – дисгармония ребенка с самим собой. В общем он не счастлив и поэтому деструктивен. Время для нормализации индивидуально, и иногда могут уйти годы. Все зависит от степени девиации.

Условия нормализации по Монтессори:

-совпадение целей всех участников воспитательного и образовательного процесса- дети, педагоги и родители. Если есть диссонанс в целях, нормализации не будет;

- специально подготовленная среда, которая соответствует возрасту и возможностям детей в группе;

-четкие правила, которые выполняют все участники образовательного процесса. В нидо-группе (от 0 до 14 месяцев) это все взрослые ;

-родители прислушиваются к рекомендациям педагога, готовы построить свои отношения в семье, приближаясь к идеям Монтессори. Ориентация на то, что ребенок -это личность, а не возможность для реализации их ожиданий.

Этапа нормализации.

1. Хаос.

Дети входят в среду, знакомятся с правилами, показываем вводные презентации, мы демонстрируем способы работы с материалом. Взрослый- хранитель среды, он отвечает за порядок, все восстанавливает, возвращает на место. Мы демонстрируем, что среда безопасна. Уважаем ребенка. Формируем у него доверие.

2. Относительный порядок- к концу периода возникает концентрация.

Педагог показывает много презентаций. Прерываем ребенка только если материал не по назначению. Вмешательство наше мягкое. И наша задача вызвать интерес к среде, чтобы все больше включить его в работу. Концентрация является признаком перехода к следующему этапу- признак порядка и относительной нормализации.

На этом этапе у детей есть концентрация. Дети самостоятельно могут выбирать материал. Педагог вводит новые презентации, но при этом группа уже работает, и каждый уже имеет набор презентаций, с которым он сам работает. Идеал- педагог ушел, и все работают без него.

Сентябрь- первый этап (при наборе группы в сентябре). Октябрь и дальше – нормализация. С конца октября- постепенно наступает. Можно наблюдать. Зависит от мастерства педагога.

Понятие нормализации- нестабильное состояние. Может сойти на нет от самых незначительных факторов:

-меняется педагог;

-начало года, старших переводят , новых приводят;

-любое вхождение новых детей.Старших детей не вводят в 3-6, т.к. он старший- он образец.

2,5-летних не берем в тоддлер-группу, сразу в 3-6, чтобы перенимал правила как младший.Но всегда смотрим на ребенка- иногда можно взять и посреди года безболезненно.

-семейные ситуации, отъезд и пропуск длительный в саду, адаптация будет заново, но это тоже нормально;

-выход мамы на работу;

-появление нового члена семьи;

-командировка папы, бабушка в гости приехала;

-смена режима дня и даже еженедельные выходные.

Есть динамика в течение недели, в течение года, и все эти причины влияют на ребенка , а ребенок на группу. Ребенок однажды нормализовавшись, легче к этому состоянию снова возвращается.

Работа без семьи почти невозможна, особенно с тоддлерами.

Три стадии послушания

Уровни послушания.

1й уровень- в районе 2х лет, ребенок слушается, но эпизодически. В силу физиологии и психики до конца не может слушаться взрослого. Исходим из того, что неподготовленный ребенок не может сразу слышать и слушаться- это связано с развитием мозга, формированием саморегуляции. Это нормально, что сегодня тоддлер слышит, завтра нет. Важна положительная эмоциональная окраска- никакого насилия, положительно эмоциональное подкрепление. Когда ребенок проявляет послушание- это уже проявление воли.

2й уровень- ярко проявляется воля в 3- 6. Уже есть возможность слушаться, но пока это послушание основано на принятии взрослого. Это не всегда доставляет ему удовольствие, но он уже готов следовать за взрослым- преодолевает себя. Очень важно установление эмоционального контакта со взрослым- когда есть любовь и принятие взрослого, иначе будет противоборство, такого быть не должно- группа расползется. Сначала принять детей, быть принятым ими. Нужен баланс- для чего ты это ребенку предлагаешь, для пользы ребенка? Тогда он должен это чувствовать. Без контакта ребенок слушаться не будет.

3й уровень- ребенок может и хочет слушаться, и он делает это с удовольствием, потому что любит взрослого, ощущает его превосходство, но это не давление, а уважение. Он понимает, чувствует, что взрослый хочет для него лучшего. Работает воля, и ее проявление строится на уважении, а не на страхе. Где есть страх, там нет воли, это подавление. Задача педагога сформировать класс детей с высоко развитой волей, высоким уровнем саморегуляции. Держать класс за счет страха или подавления- это путь ко многим несчастьям. Важен баланс между свободой и порядком. Чтобы свобода не переходила во вседозволенность помним о порядке, границах и правилах. Поэтому важно наделять детей ответственностью, все больше ее отдавая им. Это очень тонко- понять, где свобода, где порядок, где выставить границу, где позволить сделать самому. Необходимо работать над собой.

Социальное развитие

Методика Монтессори имеет социальный аспект.

Общество- это любая социальная общность людей, проживающих совместно на одной территории, которые имеют общие обычаи и организацию. При этом у них имеются общие цели, общие принципы, правила , интересы.

Социальная жизнь- это совокупность видов и форм совместной деятельности, которая направлена на обеспечение условий и средств существования. Также эта деятельность реализует потребности членов сообщества, интересы и ценности.

Марио Монтессори: у Человека есть потребность быть в социуме. Для чего? С рождения человек через другого понимает себя- как зеркало. Сначала это семья.

Нам важно чувство принадлежности, это помогает реализовать цель, иначе снижается мотивация.

Нахождение в обществе формирует различные типы личности в зависимости от того, как строятся отношения с обществом:

- асоциальный тип (аутизм- крайняя форма) . Отсутствует или нарушено взаимодействие, т.к. это вызывает стресс. Человек уходит из общества, отгораживается;

- антисоциальный тип. Выступает против принципов сообщества. Человек часто переходит в оппозицию, защитный механизм-проекция (все не такие), в дисгармонии с самим собой, с миром, представление, что все ему должны и чего-то не додают;

-общительный тип. Стремится быть в коллективе, одному ему сложно, стремится удовлетворить потребности других и это приносит ему радость. Человек популярен в коллективе, легко идет на компромисс, умеет договариваться. Зависим, не может без коллектива;

-социализированный. Уравновешенный, может работать в одиночку, не нуждается в постоянном признании других, чтобы быть счастливым, хорошо и в социуме. Высокая степень осознанности самого себя и других, развито самопознание. Осознает, что принадлежит к группе и должен сотрудничать, готов участвовать в совместной деятельности.

-тип с общественным сознанием. Выстраивает здоровые межличностные отношения, его вектор деятельности не задается другими людьми, формируется на основе его способностей и ограничений. Осознает свои ограничения. Осознает свою ценность в этом мире и не нуждается в обязательной обратной связи. Выполняет свою миссию независимо от наличия обратной связи. В Монтессори образовании мы стремимся создать условия для формирования этого типа. Миссию он реализует космически заданную- реально она для всех. На каком-то этапе к человеку как будто возвращается внутренний учитель. Катастрофа в том, что традиционная система ломает детей, и мы не можем вернуться к самим себе.

Этапы процесса социализации

1. До рождения. Эмбриональный период и до 3х лет.

Ребенок получает информацию на биохимическом уровне, нужен он или нет- какая реакция у мамы, желанный он или нет. Реакция его может быть вплоть до выкидыша или патологий, не совместимых с жизнью. Если у мамы страх беременности или стать матерью, могут быть постоянные выкидыши – из опыта психотерапии.

Информация , существующая вокруг ребенка на всех этапах с момента зачатия , влияет на него.

Первая- от 0 до 8 недель- реакция матери на ребенка, через кормление и другое взаимодействие. Формируется базовое чувство безопасности, если он принят. В Африке если мама устала и в состоянии агрессии, ребенка берет женщина, которая эмоционально готова с ним быть. Важно не количество времени, а качество проведенного с ребенком времени. Но нормально что усталость вызывает агрессию, поэтому маме важно отдыхать.

Важно- родители являются зеркалом для ребенком. Он получает информацию, принимают ли, хороший я или плохой, кто я в социуме.

Этап 3-6 – этап формирования характера, личности в целом . Развитие через социальный коллектив. Полученный опыт он реализует в детском сообществе, но семья является ведущей системой формирования.

Этап 6-12- этап формирования социальных групп. "Бабочка из гусеницы". Обостряется чувство принадлежности к группе. Важно внешнее сообщество

Этап 12-18 – социальный эмбрион. Происходит наделение себя ролью в обществе и ее осознание. Социальное экспериментирование, подростки пробуют разные роли. Формируется то, кем ребенок дальше будет в этом мире. Осознает себя как часть общества- кто я в этом обществе. Возникает обострение потребности в том, чтобы к нему относились с уважением. Важно получить ощущение ценности его личности. Парадокс в том, что его самооценка низкая, и ему нужна эта положительная оценка-поддержка со стороны. Он очень нестабилен и эгоцентричен даже на биохимическом уровне. Это все раздражает взрослого. Ребенок как будто регрессировал, но требует самостоятельности. Родитель пытается привести это к нормам. Ребенок отвергает все эти нормы и ограничения. Хамство нужно пресекать. Важен кто-то авторитетный из вне, кто эти разумные границы тоже поддержит, даст обратную связь подростку. От родителей он этого просто не услышит.

Этап с 18 лет- стремление развить и трансформировать общество- к 24 годам. Монтессори считает , что человек определяется с миссией. Строятся близкие отношения с другим человеком. И человек готов участвовать в жизни других людей, если он гармонично прошел все предыдущие этапы. Иначе он это где-то наверстывает.

Семья- это основной социальный институт, который обеспечивает первую ступень социализации. Мы без семьи не сможем полноценно обеспечить развитие ребенка. Монтессори сад и школа не может полноценно работать отдельно с ребенком- мы работаем с семьей в целом. Весь первый социальный опыт ребенок получает в семье- социальная модель, гендерная, отношения с окружающим миром, отношения между мужчиной и женщиной, отношения ребенок-родитель, кризис свои-чужие- через это он приходит к тому, что я – это отдельное существо. Ребенку важно получить положительный опыт социальных отношений. Должно появиться взаимное доверие между матерью и ребенком. Мама доверяет ребенку, и ребенок доверяет матери.

Негативное отношение, неприятие ребенка приводит к самоотрицанию, и он становится пассивен в социуме. Если у годовалого ребенка есть доверие, он легко заходит в среду.

Если базового доверия нет, он социально себя реализовывать не будет. Мама транслирует- действовать ты можешь только когда я рядом. У ребенка не формируется чувства безопасности. Он ждет, пока мама выбирает безопасное и дает ребенку. Если среда опасна, он может придти к социальной пассивности или протесту.

Социальные потребности в 3-6 : возможность отделиться от матери, социальное сообщество вне семьи, разные социальные связи- многодетная семья или разновозрастная группа. Ребенок должен научиться самоконтролю без потери самоуважения. Постоянные ситуации – что-то принять новое и что-то отпустить старое. Для того чтобы стать истинно социальным существом, он должен действовать в условиях независимости, должен сконцентрироваться на своем собственном развития. Чтобы служить социуму, ориентироваться надо на себя.

Механизмы социализации в Монтессори классе:

- разновозрастная группа- взаимообогащение опытом, процесс обучения, каждый может побыть лидером и в других ролях;

-3 года в классе. Важно чтобы ребенок прошел трехгодичный цикл- когда он был младшим, средним и старшим. Младший учится подчинятся, ты принимаешь правила и у тебя есть старший. Средним ты еще подражаешь старшим, но уже заботишься о младших. Старшие переходят в позицию руководителей- они заботятся и направляют младших, получают чувство ответственности и чувство гордости. В тоддлер-группе первый раз цикл проживает, чтобы успели побыть старшими. Затем переход в 3-6 - снова становятся младшими. Затем переход в школу- новый цикл. Наличие младших дает ответственность. Лидер – тот, кто берез ответственность за других.

- ограничение материала по количеству. В результате возникают конфликты, и действует правило- кто первый взял. Дети вынуждены ждать и регулировать конфликты через правила. Это ограничение развивает волю;

-возможность работать в среде и заботится об этой среде- ребенок наделяется ответственностью заботиться об окружающей среде. Обязательная часть кукинга-" ты делал для других" – поделиться;

-свобода и дисциплина- наличие правил. "Нужно убрать за собой"- это воплощение идеи заботы о других, убрать материал, чтобы другой мог взять. И появляется чувство радости, когда делаешь для других. В практике есть раздел- забота об окружающей среде, как чихать и зевать- нормы культуры и правила из заботы о других;

- все упражнения практической жизни призваны передать культуру. У тоддлеров есть психосенсомоторные игры, где участвуют несколько детей- начинают работать вместе. Сама языковая зона призвана дать средство для общения, взаимодействие- социальная сторона;

- в роли учителя может выступать любой старший ребенок, тоддлеры копируют педагога.

В возрастном отрезке 0-6 закладывается вся база и дальше только корректируется.

Ответственность взрослого- дать адекватные социальные модели.

Подготовленная среда

Монтессори говорила: среда – это фундамент, фактор, обеспечивающий развитие. Оптимальная- это среда утробы матери, там учтено все необходимое для этих 9 месяцев. По этому же принципу нужно организовать внешнюю среду. Но в реальности это не так. Сам процесс рождения- стресс. Все происходит вопреки природе. К больному относятся заботливее, чем к новорожденному в обычных роддомах. Ребенка пеленают и вообще довольно жестоко обращаются с нежным существом, а это негативная база на всю жизни. Необходимо изменить процесс родов.

И дальше отношение к ребенку, как к вещи, сохраняется, оно не уважительно. И это влияет на то, что развитие идет с задержкой. Нет условий для раскрытия его потенциала. " Забытый гражданин". И мир взрослых не подготовлен к рождению ребенка.

Когда Монтессори наблюдала за детьми с отклонениями, пришла к выводу, что отклонения возникают из-за отсутствия необходимой среды. Как правило, это педагогическая запущенность. Дети, с которых она начала, просто были брошенные рабочими родителями дети . Среда Монтессори, среда дома ребенка- среда, которая учитывает все потребности детей. Здесь все для ребенка, и ничего нет для взрослых.

Монтессори смогла создать комплексную среду.

Требования к Монтессори – среде

1. Все, что находится в среде, должно быть в доступе ребенка, т.е. он может свободно этим пользоваться. Нет предметов для взрослых, нет стула для взрослого и пр.

2. Безопасность. Психологическая- ребенок чувствует себя комфортно в среде, чувствует, что его ждут, и он принят. И физическая- в среде находятся иголки, ножницы, ножи, но мы показываем, как этими предметами пользоваться. Опасность в незнании.

3. Размер вещей должен соответствовать размеру ребенка. Не может быть в среде 2 л кувшина у тоддлеров.

4. Материал должен работать- входит ли рука в ручку подноса. Но контроль ошибки должен быть- совсем обезопасить не нужно. Все должно быть бьющимся, чтобы ребенок понимал, что может разбиться, тогда он начинает контролировать свои движения. Но осколки убирает только взрослый- ребенку это делать запрещено.

Требования к помещению

Стены окрашены в светлые тона, не разрисовывать стены.

Для тоддлеров и нидо занижается потолок за счет балдахинов, ткани можно, но это не должно быть навязчиво ( например, облака, что визуально понизит потолок). Высокий потолок для нидо – небезопасно.

На стенах картины и фотографии на уровне глаз ребенка- могут быть копии произведений искусства, доступные для этого возраста. Могут быть фото животных в разное время года, фото эмоций детей. В зоне кукинга можно повесить фото, где они готовят. Импрессионисты в нидо хорошо подходят. Для тоддлеров- конкретные изображения.

Пол- дерево или керамическая плитка, линолеум не должен быть пестрым. Все должно быть «легким».

При переноске мебели ковры мешают. Ковры должны быть однотонными. С точки зрения гигиены у тоддлеров ковры не подходят при отказе от подгузников.

Ребенок может перемещаться по среде, должно быть свободное передвижение.

Не используются защитные колпачки для мебели- реальное представление должно быть.

Вся мебель соответствует росту детей. Окна желательно в пол, чем больше , тем лучше.

Требования по размерам мебели есть в санпинах.

Для нидо также есть конкретная мебель.

Окон, если солнечная сторона, можно зашторивать, но не обязательно.Для детей важно быть увиденными и видеть что вокруг происходит- это их безопасность.

Среда должна соответствовать возрастным задачам и возможностям.

Тоддлерам нужна двигательная зона. У 3-6 ее нет.

Двигательная зона в холодных странах организуется во внутренней среде.

В идеале зал один и зона двигательная внутри.

Психологическое соответствие. У тоддлеров очень быстрая переключаемость, поэтому важна быстрая доступность.

Мы не должны их ограничивать, нужно создать условия для их потребностей.

Среда должна учитывать впитывающий разум и сенситивные периоды.

Среда должна предоставить независимость, ребенок не должен к педагогу все время обращаться

Задача- как сделать так, чтобы ребенок делал сам.

Предметы в среде должны быть красивыми, эстетичными (впитывающий разум).

Если в среде битые вещи, бардак- это образец.

Чувство порядка у педагога. Что для нас важно – будет важно для детей.

Внешняя красота- картины, ткани.

Внешний вид педагога- чисто, аккуратно и со вкусом. Не должно быть ярких украшений и прочего отвлекающего внимания. Просто , изящно, аккуратно. Рваные джинсы не подходят ни в тоддлер-группе, ни в 3-6 тоже. Курение неприемлемо, духи- аккуратно. По исследованиям , если курит отец или мать, сын скорее всего будет курить. Если бабушка выполняет функцию мамы- тоже значимая фигура.

1. Фундаментальное требование к среде - это порядок. Это значит, что все предметы на одних и тех же местах. Порядок- это безопасность.

Перестановка- рисуем схему, определяем время- сделать в короткие сроки и учесть, что детям нужно будет время адаптироваться. И снова выставить все, сфотографировать и лишнее убрать.

Не меняем после перестановки места презентаций и полок.

2. Правило- чистота. Все сразу очищается и восстанавливается. Хаос из среды убираем.

Через внешний порядок формируется внутренний стержень

Примечание: при изготовлении презентаций- начинать с предмета, который сложнее всего достать и тогда под этот предмет подбирается остальное.

3. Предметы натуральные из природных материалов- дерево, стекло, ткани- хлопок, шерсть, фаянс- фарфор, плетеные корзины. Идея натуральности- человек приобретает ощущения натурального материала. К тому же это позволяет достичь цели презентации.

Среда и эмоционально более приемлема, если она из натуральных предметов.

По исследованиям с деревом дети становятся более спокойные.

4. Все предметы должны быть настоящими. Нож маленький, но настоящий. Тоддлеры вновь пришедшие 12-13 мес. Ограничивать их нельзя, они могут брать любые презентации, это нужно учитывать. Правила должны учитывать всех детей. Поэтому не подходит презентация с утюгом.

5. Каждая презентация преследует определенную цель и определенный алгоритм.

Дети ухаживают за средой. Задача- дать реальную деятельность для класса и дома.

- если что-то разбивается, ребенок не осуждается, но сразу предмет не возобновляется, презентация изымается – у тоддлеров. Ребенка можно оставить без кружки.

Сон, туалет, еда- базовые потребности, если мы создадим условия- будет саморегуляция. В эти моменты вмешиваться нельзя.

6. Комплектация всегда должна быть полной.

7. Все презентации на подносах и ребенок знает- все, что на подносе- относится к этой презентации.

8. Материал стоит от простого к сложному, по зонам.

9. Количество материала ограничено, т.е. в единственном экземпляре.

10. Работа в паре. Изначально работают индивидуально. Сначала- разводим. Когда начинают концентрироваться, разрешаем работу в паре, если это эффективно, полезно для обоих. Сначала каждый учиться работать отдельно самостоятельно, усваивает правила.

11. Учитываем, что возраст разный, материал должен присутствовать для всех возрастов. Лишний – незадействованный – убираем- у тоддлеров. У 3-6 стоит весь.

12. Если материал используется не по назначению, останавливаем ребенка.

13. Монтессори среда содержит правила- коврик, кто первый взял, запрет на насилие.

В тоддлер-группе просто проговариваем, что это правило.

14. Поддерживаем в среде помощь старших младшим.

- возраст в правилах не играет значения. Педагог не должен бояться разграничивать добро и зло. Педагог- образец этической и моральной стороны. Ребенку важно, что это всегда так.

15. Среда- это детский социум, мы создаем условия для формирование модели общества. Правила- сторона этой модели.

16. Среда должна быть спокойной. Правило тишины. Педагог говорит тихо, спокойно и только когда подошел к ребенку.

Примечание: линии у тоддлеров нет.

17. Порядок, речевая зона, двигательная зона, психосенсомоторика- развитие утончение сенсорного восприятия- это сензитивные периоды.

18 . Среда реализует человеческие тенденции.

Требования к педагогу: педагог знает материал;

Ребенок занимается столько , сколько ему нужно, но убирает на место.

Возможностей должно быть много, много материала, который можно использовать самостоятельно без показа.

Требования к Монтессори-педагогу

Подготовка Монтессори-педагога - Ами-стандарт

Подготовка взрослого предполагает трансформацию и изменения- постоянно.

Духовная подготовка- главное, саморазвитие и самоанализ.

Это то, к чему мы должны стремиться, хотеть стать.

А)взрослый должен стать наблюдателем, который должен иметь огромный интерес к тому, зачем он наблюдает- это искусство, и дети- самый сложный объект для наблюдения.

Это когда ты сначала смотришь и видишь и тогда понимаешь, нужно ли вмешиваться. Это некое состояние созерцателя. Ибо обычно мы живем в своих представлениях исходя из своего опыта.

Для того, чтобы наблюдать, взрослый должен развить в себе терпение, терпение- это значит то, что взрослый должен дать возможность событиям развиваться своим чередом. Монтессори приводила пример раскрывающегося бутона. Мы можем придавить бутон, и он не сможет раскрыться.

Взрослый должен быть удавом, терпения надо еще больше , чем в группе 3-6, полная расслабленность- это основное качество, которое вырабатывает в себе педагог- терпимость как принятие происходящего.

Неговорящие дети общаются иначе, педагог с опытом начинает слышать детей.

Б) скромность. Позиция, что ребенок – это некое духовное существо, у которого можно научиться, если у меня конфликт с кем-то – это глубокий урок и как только я его приму- и он, и я меняемся. Когда ребенок рождается в семье- семья переходит на следующий уровень, т. к. получается колоссальный опыт.

Важно, чтобы наблюдали с любовью.

Мы на ребенка смотрим, как на что-то новое. Не создавать стереотипов. В 0-3 колоссальная динамика изменений , возможно даже в течение дня. Тогда мы позволим ребенку развиваться. То же самое касается болезней и их восприятия.

В)избавиться от раздражительности. Важно научиться управлять этим состояние и в нем не идти к детям, переводить в позитивное. Ребенок воспринимает агрессивного взрослого как опасность. Можно проговаривать эмоции, перевести в юмор, накал сразу снижается. Юмор дает безопасность, и мы выстраиваем диалог.

Г) взрослый должен избавиться от гордыни. Гордыня ведет к тому, что взрослый начинает рассматривать себя как всемогущего и никогда не ошибающегося, а ребенка зависимого и слабого. Это превращается в препятствие, которое мешает увидеть ребенка.

Взрослый рассматривает себя как всемогущего. Дети – легкая добыча для самоутверждения.

Д) мы должны избавиться от авторитарности. "Потому что я так сказал"- часто говорит взрослый. Он должен в среде устанавливать правила, но не должен быть авторитарным. Авторитарность- это помеха, а авторитетность- это помощь. Т.е. взрослый не должен бояться остановить зло, что-то плохое (это то , что не способствует развитию ребенка, это может быть правило общества или среды, например, правило- ходить по среде).

Е) взрослый должен следить за собой. Хорошо выглядеть. Дети потом нас не вспомнят, но мы становимся частью ребенка, он подражает нам еще больше чем родителям. Педагог входит в жизнь ребенка на подсознательном уровне. Чем больше ребенок принимает взрослого, тем больше он его копиру

Наши рекомендации