Й кризис: 5-9 месяцев- отлучение от груди.
Физиологически ребенок созревает для приема твердой пищи- меняется источник питания. И через получение нового питания расширяется представление ребенка о мире – пробует новые вкусы.
Начинает сидеть и ползать- новый этап самостоятельности.
Физические изменения:
-в системе пищеварения желудок перемещается из горизонтального в вертикальное положение,
-фермент вырабатывается,
-зубы появляются,
- ест теперь сидя,
- развивается рот и язык и введение твердой пищи влияет на развитие речи (не стоит злоупотреблять кормлением пюре, едой из блендера, т.к. рефлекс вырабатывается при введении кусочков, иначе ребенок не научится есть и не давиться).
Связь с матерью переходит на новый уровень. Бутылочка не используется (исключение- искусственное питание). Сидит напротив матери и ест сам, т.е. управляет этим процессом – отделяется от матери через питание. Взрослый должен быть готов создать новые условия для перехода к новому уровню самостоятельности. Меняется позиция ребенка по отношению к матери- все большая самостоятельность. Новая еда, твердая дается с ложки. Сама грубая пища психологически и физиологически способствует появлению речи в год.
Результат- в 8-9 месяцев появляется страх чужих людей. Это показатель перехода на новый уровень- отделяет своих от чужих. Если люди в постоянном контакте- все безопасны, если бабушка раз в месяц приходит, может плакать (и это признак перехода на этот новый уровень). Пока себя не отделяет от мамы, а чужих отделяет как другой мир, и это за счет введения питания.
Развивается эго, уверенность в себе.
Процесс формирования границ: показатель-это тот мир- «они».
Для ребенка важно, что он перемещается в среде и воздействует на нее, так он получает сообщение «я могу влиять среду». Если мы его в среду не пускаем (сидит в манеже), он на нее не воздействует.
Для ребенка важно, чтобы у него формировалась вера в самого себя. Ребенок должен иметь возможность падать, засовывать предметы в рот, иначе у него необходимой информации не формируется. Должна быть возможность активно действовать в среде, только тогда появляется вера в свои возможности.
Отлучение от груди (Сильвана Монтанара). Для этого ребенку нужна базовая уверенность в среде (если он свободно ее осваивает) и базовая уверенность в самом себе, что тоже зависит от свободного перемещения в среде.
В итоге кризис разрешается так, что ребенок начинает позиционировать себя как отдельное существо.
Задача взрослого- психологическая подготовка матери. Задача ассистента - помочь матери , чтобы она позволила ребенку отделиться (не заменять грудь на бутылочку и т.п.)
Для прохождения этого кризиса ребенку требуется поддержка взрослого:
-уважительное отношение к ребенку;
-введение питания зависит от взрослого;
- взрослый предоставляет новые свободы и независимость;
Если взрослый ведет себя неадекватно:
- появляется капризность как манипуляция;
-происходить застревание на этом кризисе;
-нарушение пищевых привычек – пропадает чувство "хочу есть", сколько хочу, заедание. Если мама все время кормит ребенка, когда его что-то беспокоит, то , вырастая, человек при наступлении тревоги все время ест.
Й кризис -12 месяцев.
Описал Выготский. В этом возрасте видим внешние признаки, яркие эмоциональные вспышки, может кричать, топать ногами, бросаться на пол, проявляет себя непривычно для родителей.
Для ребенка появляются первые запреты.
Появляется автономная речь, и ее никто не понимает- это тоже стресс для ребенка.
Новые возможности- прямохождение, свободное перемещение и Новая Потребность- осваивать среду. Сталкивается с ограничениями от взрослых.
Позволение ребенку быть рядом с собой во всей своей взрослой среде- в этом и суть отношения к ребенку как к полноценному человеку.
Ребенок как будто нас не слышит, но требует повышенного внимания.
Возрастает потребность делать все самому.
Симптомы кризиса :
-ребенок становится очень самостоятельным, отказывается от любой помощи, пытается сделать сам. В норме – это порыв к самостоятельности . Если функция нарушена- не отказывается от помощи. Раньше то, что не вызывало проблем, теперь может быть причиной истерики- любое ограничение;
-некоторые умения, которые получил ребенок на другом этапе развития, регрессируют;
-действия, которые ранее выполнял с удовольствием, теперь начинает демонстративно показывать, что он не может;
- может сокращаться сон из-за кризисного состояния, может болеть.
Выготский говорит, что этот кризис может быть перманентным и протекать с 10 месяцев до 2,5 лет. Одним из способов является автономная речь, которая есть способ взаимодействия со взрослым..
Выход- создание условий для самостоятельности ребенка. Ему важно почувствовать- "я могу".
Механизмы позволяющие разрешить кризис 1 года:
-принятие, что кризис –это нормально. Педагоги и взрослые знают признаки кризиса, определяют что ребенок вошел в это состояние. Важно донести до родителей, что плакать нормально, все дети плачут. Родители думают, что именно их ребенок такой истеричный, чувство вины, что делают что-то не так, осуждающие бабушки, которые уже не помнят, что дети всегда в это время кричат. Важно снять у родителей чувство вины, терпение ребенка в состояние крика безгранично, у родителей такого нет. Он имеет право кричать в специальном месте, физическое наказание не допустимо. Со временем ребенок учится контролировать свои эмоции. Не должно возникать агрессии на крик, но запреты соблюдаются независимо от крика. Все запреты должны касаться только опасных ситуаций. Важно расширять границы представления родителей о безопасности ребенка. Мы помогаем родителям создать условия для расширения свободы ребенка. Должна быть свобода движения, и условия для максимального самообслуживание ребенка- сам ест, одевается. Принцип- поддержка только там, где это необходимо.
-важно чтобы рядом был взрослый, который верит в возможности ребенка;
-среда должна быть безопасной и соответствовать возрасту;
-когда мы вводим запреты, говорим и действуем спокойно и четко;
-если в среде есть что-то опасное или дорогое взрослому, убрать в недоступное место;
-взрослые не исполняют любые капризы- важны единые правила среди всех членов семьи;
- нельзя сравнивать ребенка с другими;
-важно, что действия комментируются, но коротко- говорим, что мы делаем;
-разделяем действия и слова- сначала сделала – потом проговорила
-важно чувство безопасности, что мама и папа его любят и поддерживают, должно возникнуть чувство полного доверия.
Нельзя делать взрослому:
- ребенок не должен чувствовать давления того, что вы взрослый, при этом должен чувствовать защиту;
- у ребенка должно быть время для самостоятельной деятельности;
- это возраст начала формирования границы и важна договоренность согласованных требований внутри семьи и в детском саду;
- ребенку важно внимание, но у взрослого должно быть личное пространство и время, и ребенок должен знать об этом. Маме надо допустить в мыслях, что она имеет право на личное пространство и время находится без ребенка, главное- это уверенность мамы. Если зависимость уже есть, выстраивать независимость маме нужно дозировано.
Задача кризиса 1 года- переход на новый уровень независимости, автономии от взрослого. Капризы уходят, а новоприобретения остаются- речь, ходьба.
4й -кризис оппозиционирования – 2 года
Возраст "нехочухи", "нет" на все предложения. Выстраивание своих собственных границ, нарастает понимание отдельности от матери.
Любые предложения отвергаются. Собственные границы выстраивают через обратную связь от других людей, и маме тоже важно отделять ребенка- перестать говорить «мы», когда говорит о ребенке. Родители в «мы» задерживают это состояние.
Ребенок встречается с тем, что потребности его и мамы могут не совпадать. Это может вызывать возмущение и протест, отказ. Поведение взрослого зависит от степени протеста- иногда лучше вообще ничего не предлагать. Взрослому важно не вступить в борьбу, ограничения устанавливать спокойно.
Соотнесение потенциала ребенка и давления родителя дает разный результат -победит ли природное стремление к независимости или в целях самосохранения в системе семьи он выберет отказ от самостоятельности, принимая излишнюю помощь.
5й - кризис 3х лет или 2х
-в зависимости от среды может проявляться раньше, чем быстрее развивается, тем раньше кризис.
- полное отделение. Отдельная личность.
Предоставление возможности быть самостоятельным и независимым- это и есть помощь в прохождении кризиса.
Развитие языка
Первый сензитивный период –развитие речи .
- внутриутробное развитие имеет значение
- после рождения ребенку важно видеть артикуляцию
- первые звуки- начало подготовки артикуляции
Примерно в 4 месяца возникают первые интонации.
Ребенок сначала реагирует на мимику и интонацию – до 6 месяцев, в основе - невербальное понимание речи. Ребенку важно, чтобы в среде присутствовал взрослый, который с ним разговаривает. Ребенок внимательно смотрит за ртом, частью лица от носа до подбородка. Младенцы очень тонко различают лица.
Активно развивается фонетический слух, но до 8 месяцев слышит все звуки мира. Дальше- только те звуки , которые присутствуют в среде (британские исследования через подключение датчиков к коре головного мозга). Исчезнувшие звуки дальше физически не воспринимаются.
Американские исследования показали, что при создании искусственно дополнительной языковой среды в форме аудио, видео записей и общения с няней-носителем языка, язык впитывается детьми только в случае присутствия в среде живого носителя.
Правила Монтессори – среды: гид разговаривает на родном языке, иностранный может быть у ассистента.
В 6 месяцев появляется лепет. Ребенок пробует соединять все звуки, слушает внимательно себя. Появляется интонация.
Примерно в 9 месяцев появляется понимание слов. Произносит первое "слово"- имеется ввиду, чо произносит набор звуков, вкладывая смысл.
Примерно в 12 месяцев появлялось раньше 7-10 слов в активном словаре (т.е. то, что произносит).
В 1,5 года появлялась фраза.
1,8 примерно- латентный период.
Речевой взрыв- 2 года. Происходит объединение мышления и речи. Речь становится интеллектуальной, а мышление речевым. Ребенок начинает думать словами. Признаки:
- у ребенка скачкообразно увеличивается словарный запас- резко до 200 слов;
- появляется вопрос – "что это?";
- интерес к освоению новых слов.
Эхололия может проявляться как повторение эхо того , что говорят. В норме через 2 месяца это пропадает. Если дольше, считается нарушением.
Механизм освоения речи (по Выготскому).
1) Подражание- зеркальное впитывание.
2) Ассоциативный принцип освоения речи- Выгодский описал работу Дарвина. Суть : ребенок выделяет важный для себя признак и на его основе объединяет несколько предметов- «кря» для всех птиц, например. Ассоциативность примерно к 3 годам пропадает.
3) К 2 годам полностью формируется фонетический слух – до 1 фонемы.
4) К 2,5-3 может контролировать речь свою и других и исправляет ошибки.
9 месяцев – понимает вопрос" где ?".
Дальше к 2 годам понимает "что?" и "кто?"
"Почему?" и "зачем?"- с 2, 5-3 лет ( в русской культуре эти вопросы используются как наказание).
5) Дети не понимают альтернативных вопросов –до 2,5 – 3 лет (т.е. вопрос" кашу или суп?" не подходит. Говорим : "ты будешь кашу?". Дальше – "ты будешь суп?" .А лучше общаться предложениями- "я предлагаю тебе кашу").
Активный и пассивный словарь в 1 год соотносятся 1 / 3/
К трем годам выравниваются, т.е. ребенок может произносить все, что у него есть в пассивном словаре.
Ассистенту:
-обращаем внимание на понимание речи, есть ли попытка произносить звуки. У тоддлеров все должно быть замедленно- в смысле взрослый подает речь замедленно.
12. Свобода и дисциплина
Монтессори:
"Дети научили быть нас по-настоящему свободными".
"Если класс не достаточно дисциплинирован, значит он не достаточно свободен".
Свобода- один из космических законов.
Свобода тесно связана с понятием дисциплины, именно она поддерживает эти законы.
Руководствуясь научной педагогикой, мы должны обеспечить детям свободу.
Мы стремимся к динамическому равновесию. Когда мы приходим и начинаем реализовывать свой путь, мы приходим к внутреннему динамическому равновесию. Только в условиях свободы мы можем прийти к динамическому равновесию. Но свобода всегда в рамках закона.
Вселенная постоянно развивается. Должна быть определенная зона свободы у каждого элемента, и элементы должны взаимодействовать между собой, чтобы это развитие происходило. Чем меньше взаимодействие, тем меньше возможностей для развития. У каждого человека есть внутренний импульс к реализации своей миссии.
Свобода и дисциплина – две стороны одной медали, т.е. свободный человек дисциплинирован. Для реализации Свободы и Дисциплины нужна независимость. Свободный и дисциплинированный человек обладает ответственностью и может жить в условиях правил и ограничений. Человек, который все время стремится нарушить правила, не свободен.
В нашем государстве все основано на внешней дисциплине. Кто-то со стороны определяет, что правильно, мотивирует и подгоняет. У Монтессори идея в том, чтобы создать внутреннюю дисциплину, когда человек сам выбирает то, что оптимально для его развития.
Свобода означает делать то, что хочется и когда хочется.
1. Но нужно знать- что хочется. Часто мы не знаем, чего хотим. Изучение окружающего мира выстроено в Монтессори- среде так, чтобы ребенок сначала получил информацию , а потом решал.
2. Понять, как будем достигать. Часто начинаем с ответа на вопрос " как?", не зная еще толком что хотим.
Свобода состоит в оптимальном выборе для своего собственного развития. Человек может отказаться от того, что мешает достигнуть чего-то более важного.
Свобода связано с волей- что-то выбираем, от чего-то отказываемся.
Свобода – это делать все, что помогает достигнуть миссии.
Человек обретает полную свободу, когда он следует законам природы и космоса.
В обыденном понимании, мы подчиняем кого-то своей воле и говорим, что он дисциплинирован. Монтессори говорит, что именно проявление воли – это проявление свободы. Человек следует своим внутренним потребностям, но для этого нужна воля, т.к. всегда есть что-то , что уводит нас с нашего пути.
Проблемы на втором этапе- нет ресурсов или переоценили свои возможности. В Монтессори- среде создаются условия, где ребенок определяет, что он может. Если уровень завышен, создается впечатление, что мы ничего не можем.
Монтессори-среда должна обладать свободой, но с ограничениями. Подготовленная среда связывает свободу с ответственностью. Ребенок может выбрать любой материал, но есть правила, которыми руководствуются и дети, и взрослые.
Свобода это не вседозволенность. Уникальный механизм- ребенок привыкает, что есть правила, они разумны. Для адаптации ребенок сразу начинает искать, какие правила в новой среде.
В нашем менталитете правила для того, чтобы их нарушать. В итоге никто не чувствует себя в безопасности. А должно быть: правила для внутренней дисциплины и безопасности.
Дисциплина от слова "дисципула"- это ученик, который следует за учителем. Фактически это следование правилам жизни, соблюдение законов, которые создают условия для оптимального развития человека. Считается, что индивид дисциплинирован тогда, когда он является хозяином самого себя, когда он сам может контролировать все свои импульсы и желания. Высшее проявление- это самодисциплина. Это следование за своим внутренним учителем, которого человек слышит. Т.е. Я самостоятельно принимаю решения и делаю оптимальный выбор для моего внутреннего развития и отказываюсь от того, что будет мне мешать. Идея формирования внутреннего стержня у ребенка: в итоге это взрослый, который идет своим путем.
Уровни дисциплины:
- активная;
-внутренняя;
-самоконтроль.
Главный принцип Монтессори образования:
- свобода всегда подразумевает ограничения и ответственность, которые проявляются в активной дисциплине.
Независимость связана с этими понятиями так: человек не может быть свободен, если он зависим.
Ответственность связана со всеми этими категориями: человек может держать ответ за все , что он делает- мой ответ на требования, которые меня касаются. Но человек не может отвечать , если он не имеет знаний. Мы не можем с него спросить. Человек может отвечать только за то, что он знает, как делать. Есть ли условия для того, чтобы ребенок в среде выполнил задачу? Требования должны быть посильны. Т.е. ,например, ребенок в состоянии убрать материал, если количество материала соответствует возможностям его восприятия количества.
Исходя из этого, требования к домашней среде: стеллаж и несколько материалов, и по мере концентрации увеличивать количество. Например, разлил воду- лужа большая, ребенок делает , сколько может-остальное помогаем, потому что время концентрации тоддлера ограничено. С одеванием- постепенно нагружаем самостоятельностью в процессе по мере освоения успешного надевания вещей.
Примечание:
Презентация- это мы показываем как, это первый уровень знаний. Показали- теперь ты знаешь как и можешь делать. Иллюзия, что монтессори-презентация лишает креативности. В реальности же это предотвращает стресс.
У Монтессори воля – это проявление жизненной энергии.
Без действия нет воли. В условиях движения развивается воля.
Послушание у Монтессори- когда человек добровольно следует за другим и делает то, что хочет другой- последний кульминационный этап сознательного развития воли. Когда появляется учитель, которого мы признаем, понимаем, что мы можем научиться у него, мы сознательно начинаем следовать за ним и делать то, что он предлагает. Ученик и учитель могут добровольно поменяться местами- Выготский и Лурия.
С точки зрения ребенка – чтобы ребенок был способен слушаться, должна начать формироваться воля, т.к. он должен принять решение следовать воле другого.
До 3х лет он не может слушаться- он слушает внутреннего учителя, воля еще не достаточно развита. Нам нужно довериться детям и искать варианты, как договориться. Мы доверяем его стремлениям, его внутреннему учителю . Высшее проявление послушания – сублимация собственной воли, направление любого импульса в социально приемлемое русло.
Существует 2 защитных механизма, которые развиваются самыми последними- сублимация и юмор (как смеяться над собой), которые дают контакт с реальностью. Являются критерием контакта с реальностью в психотерапии.
Проекция, отрицание, интроекция- нет контакта с реальностью.
Рационализация- это объяснения, но при этом действие не совершается- нет контакта с реальностью.
Контакт с реальностью есть только тогда, когда человек совершает действие.
Решение психологических проблем- это совершение действий по поводу этой ситуации.
Послушание проявляется, когда ребенок хочет выполнить то, что предлагает взрослый. Когда он начинает слушать взрослого, когда проявляется некое уважение ко взрослому. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал удовлетворение и радость от того, что он слушается этого взрослого. Ребенок хочет слушаться, ему важно слушаться этого взрослого- тогда это есть послушание. Подчинение из страха это не послушание. Любовь и уважение к взрослому- основа для послушания.
Авторитарность у Монтессори связана с понятием дисциплины:
1)гуманистическая- это авторитет, который основан на знании и опыте. У каждого человека появляются разные авторитеты, и мы осознанно выбираем среди множества , например, более компетентного, талантливого и т.д.- из понимания оптимальности для моего развития, т.е. следование за авторитетом в данный момент меня обогащает.
В Монтессори-среде для развития концентрации создаются оптимальные условия. Только через деятельность, которая нравится.
2)иррациональная- основана на контроле и власти. Взрослый всегда прав. Нет доверия, взрослый не верит, что ребенок может реализовать свои собственные решения сам. Чтобы верить в других, нужно верить в себя.
Границы в Мотессори-среде
1-е ограничение - коллективные интересы:
-означает, что я не буду делать ничего, что нарушает интересы всего коллектива. Формируем стремление соблюдать коллективные интересы. В тоддлер-группе не объясняем, сообщаем- "это правило".
Если ребенку вовремя ограничения не даны, он становится в будущем иррациональным авторитетом, который хочет с позиции силы подавлять других.
В среде культивируем ощущение общего-" это наш кувшин - мы им пользуемс"я. Если кубик из башни пропал- башней не пользуемся в 3-6, в тоддлер-группе – убираем некомплектную презентацию.
2-е ограничение- знание предшествует действию.
Мы не позволяем делать что-то, пока не знаешь как. Бытует мнение, что это подавление креативности. Но это неверное проявление креативности.
Верное таково: 1)исследование ; 2)знание назначения; 3)исследование на основе знания- креативность. Иначе наступает хаос.
3-е ограничение- использование материала по назначению.
Наша задача показать четкое назначение предметов.
4-е ограничение- материал ограничен по количеству.
5-е ограничение- наличие правил в среде.
В первый же день мы даем ребенку правила, показываются все предварительные упражнения, чтобы ребенок почувствовал безопасность.
6-е ограничение – концентрация- направляемое движение, и появление ее- это признак перехода к нормализации.
Монтессори считала, что когда она возникает- это путь к излечению дефектов.
Задача учителя давать детям такой материал и так, чтобы он поглощал ребенка. Сначала тот материал, который эту концентрацию запустит. Если раньше предложить ребенку сложный материал, он не справится и концентрация не возникнет.
У Монтессори дисциплина в свободе. В этом ее отличие. Традиционной системе это непонятно.
Чем свободнее дети, тем выше уровень дисциплины в классе.. Чем выше уровень владения собой, тем выше дисциплина.
Активная дисциплина – это когда ребенок проявляет желание слушаться, и возникают эпизоды, когда он хочет подчиняться взрослому, и возникают положительные эмоции от того, что он слушается. Мы попросили- он сделал и порадовался.
Внутренняя дисциплина – возникает внутреннее желание сделать что-то- сам решает что-то сделать.
Самодисциплина– Человек осознанно отказывается от чего-то , что мешает развитию- сам себе устанавливает правило. Возникает в конце периода 3-6 лет и развивается дальше ( у ребенка это проявляется так – "мне не хочется, но я для себя понимаю, что это для меня правильно"- внутренние ценности, мировоззрение после 18 лет)
Главный момент- я рад, что я это делаю. Если ребенок делает, можем ответить "мне приятно, спасибо, что помог".