Устойчивое развитие программы
Координатор стремится к тому, чтобы сохранять и поддерживать высокий уровень своей программы. Заинтересованный, искренне преданный принципу медиации человек или команда, выполняющие функции координатора программы, – важнейший фактор для устойчивого развития всей программы. Программы могут для собственного развития и совершенствования предпринимать следующие шаги:
- Приспособить свои процессы и процедуры к нуждам различных культур;
- Дополнительные тренинги для координатора и медиаторов программы;
- Взаимодействие с местным сообществом;
- Сбор средств;
- Презентации программы для новых участников программы;
- Внедрение концепции и навыков по разрешению конфликтов в рамки школьного расписания.
- Взаимодействие с аналогичными программами в других школах.
- Организация презентаций, семинаров и тренингов, участие в различных конференциях в других школах, собраниях представителей местного сообщества и т.д.
- Медиация больших и малых групп с проведением соответствующих тренингов и приобретением необходимых навыков.
- Медиация конфликтов между учеником и учителем с проведением соответствующих тренингов и приобретением необходимых навыков.
- организация специальных мероприятий (чествований) для признания заслуг и поддержки медиаторов.
Раздел V: Тренинги
(Стандарты написаны обычным шрифтом; примеры выделены курсивом.)
Подготовка медиаторов-ровесников
Успешная программа медиации ровесников предполагает многоуровневую поддержку и разнообразные уровни подготовки. Профессиональный уровень медиаторов-ровесников может колебаться от начального до высококвалифицированного. Медиатор, обладающий начальными навыками, может успешно проявить себя в качестве члена команды медиаторов. Высококвалифицированный медиатор способен использовать разнообразные процедуры разрешения конфликтов и выполняет роль наставника для других медиаторов. Оценка представляет собой важную часть подготовки медиаторов и освещается в разделе VI настоящего документа.
Техника (методика) обучения медиаторов
Подготовка учеников предполагает разнообразные методы, чтобы отвечать потребностям различных стилей обучения, включая, но не ограничиваясь проведением презентаций и демонстраций, интерактивных и письменных упражнений, ролевых игр и привлечением различных СМИ. Процесс подготовки учеников может (и должен) быть полезным и интересным для координаторов программы и других заинтересованных лиц из числа учительского состава. Процесс обучения (тренинги для учеников) должно посещать максимально возможное число представителей руководства программы.
Содержательная часть процесса подготовки медиаторов-ровесников
Медиаторы разрешают конфликты между ровесниками и тесно взаимодействуют с координатором программы для управления программой медиации ровесников в школе. Их начальная подготовка должны, как минимум, включать в себя ниже перечисленные компоненты. Эти стандарты отражают необходимую содержательную компоненту для программы, использующей модель фасилитации/разрешения конфликтов. В случае использования других моделей (например, модели трансформативной медиации, нарративного подхода, восстановительного правосудия, социальной справедливости и т.д.), пожалуйста, обращайтесь к Интернет-сайту ACR за содержанием, характерным для конкретной модели.
1. Конфликт.
a) Что это такое, какие уроки можно из него извлечь;
b) Стили разрешения конфликтов;
c) Типы конфликтов;
d) Адекватное/неадекватное восприятие, знание о наиболее типичных предрассудках, культурное разнообразие, ликвидация стереотипов;
e) Понимание нарушения баланса сил и равенства;
f) Знание сфер конфликтов, которые можно разрешить при помощи программ школьной медиации;
g) Особенности восприятия и разрешения конфликтов в различных культурах.
2. Коммуникация.
a) Почему это важно;
b) Средства невербальной коммуникации, развитые и слабо развитые навыки хорошего слушателя;
c) Методики активного слушания (перефразирование, переформулирование, подведение промежуточных итогов, разъяснение, рассуждение, рефрейминг, поддержка, восприятие эмоций);
d) Открытые вопросы;
e) Свободная от эмоциональной окраски лексика;
f) «Я»-высказывания;
g) Восприятие различных стилей коммуникации и ведения переговоров.
3. Медиация.
a) Определение;
b) Предварительные предположения (добровольное участие, конфиденциальность, нейтралитет и т.д.);
c) Базовые правила;
d) Шаги/уровни медиации;
e) Различные точки зрения (включая межкультурные взгляд и восприятие и т.д.);
f) Выявление проблем (включая позиции против интересов и т.д.);
g) Генерирование альтернатив/ «мозговой штурм»;
h) Оценка и выработка потенциальных решений;
i) Выбор резолюции;
j) Подписание соглашения;
k) Ко-медиация;
l) Управление гневом и другими эмоциями;
m) Другие вопросы (сохранение нейтралитета, кооперация, подтверждение и т.д.)
4. Процедуры и правила программы.
a) См. Раздел IV «Подготовка и управление программой»;
b) См. Раздел III «Образец кодекса поведения медиаторов».
Продолжительность обучения
Программы школьной медиации могут функционировать по-разному. Подготовка медиаторов-ровесников может различаться, чтобы максимально соответствовать расписанию уроков конкретной школы или возрасту и уровню развития учеников. Например, подготовка учеников начальной школы может быть разбита на полуторачасовые занятия, проводящиеся в течение нескольких недель, в то время, как подготовка учеников старшей школы может занимать целый день на протяжении одной или двух недель.
Количество часов, приведенное ниже, отражает минимальное время, необходимое для подготовки школьников к процессу проведения медиации. Продолжительность занятия и распределение времени должны определяться тренерами совместно с сотрудниками школы. Ученикам необходимо принять участие во всех без исключения мероприятиях тренинга. Школы, в которых уже были проведены тренинги по разрешению конфликтов или предотвращению насилия, могут ограничиться минимальным количеством указанных ниже временных интервалов:
1. Начальная школа: 12 – 18 часов;
2. Средняя школа: 12 – 18 часов;
3. Старшая школа: 15 – 20 часов;
4. Систематическое повышение квалификации медиаторов: 12 часов каждый год.
Когда медиаторы-ровесники переходят из начальной школы в среднюю и из средней – в старшую, они должны пройти специальную возрастную подготовку, которая основывается на том, что они уже изучили раньше, расширяет их навыки и углубляет знания процесса медиации.
Повышение квалификации медиаторов
Координаторы и тренеры программы должны оценить особые потребности конкретной программы, чтобы разработать методику повышения квалификации медиаторов. Она должна включать такие темы, как:
a) Расширение знаний о наиболее типичных предрассудках;
b) Сложные ситуации;
c) Вопросы власти;
d) Навыки разрешения проблем;
e) Практика самоанализа (критика собственной работы в качестве медиатора);
f) Презентация программы медиации и процесс разрешения конфликта в целом;
g) Пересмотр и усиление навыков, которым обучают в ходе подготовки медиатора;
h) Построение команды;
i) Медиация конфликтов между взрослыми и учениками;
j) Тренинг самоутверждения;
k) Обучение других медиаторов;
l) Многосторонние конфликты или работа с группами;
m)Использование технологических достижений и средств мультимедиа (например, разрешение конфликтов он-лайн) .