VI. Качество процесса медиации
a. Медиатору надлежит проводить процесс медиации честно, уважительно и своевременно – в полном соответствии с настоящими правилами. Обязанность медиатора – приложить максимум усилий, чтобы процесс медиации оказался справедливым: каждая из сторон конфликта должна иметь возможность сказать и быть услышанным, а кроме этого оценить, согласиться, отказаться или предложить решение возникшей проблемы.
b. Медиатор должен поощрять открытость между сторонами конфликта и самим медиатором. Если медиатор имеет возможность убедиться в том, что действия конфликтующих сторон делают невозможным продолжение процесса медиации в строгом соответствии с настоящими стандартами, медиатор должен отложить на время процесс медиации, вовсе его прекратить или же отказаться от своего в нём участия.
c. У любой из конфликтующих сторон могут возникнуть сложности в понимании предмета спора, хода процесса медиации или каких-либо условий соглашения, а также обозначиться нежелание принимать участие в процессе медиации. В этом случае медиатор должен посоветоваться с комедиатором и/или с координатором программы медиации с тем, чтобы определить, можно ли предпринять какие-либо действия (и какие именно), чтобы помочь конфликтующим сторонам, или же следует немедленно прекратить процесс медиации.
VII. Реклама и продвижение
a. Медиатор должен быть предельно честен, рекламируя и пропагандируя программу школьной медиации. Медиатор не может заранее гарантировать какие бы то ни было результаты процесса медиации.
b. Медиатор должен сохранять в тайне имена конфликтующих сторон и воздерживаться от самовольного их использования, рекламируя программу медиации.
VIII. Качественный уровень процесса медиации
a. Медиатор должен проявлять уважение к различным точкам зрения в рамках процесса медиации, прилагать усилия к тому, чтобы перенять положительный опыт других медиаторов, и сотрудничать с другими медиаторами, чтобы лучше помогать людям, между которыми возникла конфликтная ситуация.
b. Медиатор должен постоянно стремиться повысить качественный уровень процесса медиации. Медиатор содействует распространению настоящего стандарта следующими способами:
1. Стимулируя разнообразие форм и методов процесса медиации в рамках школьной программы медиации;
2. Передавая свои знания и опыт новым медиаторам через тренинги и личный пример;
3. Объединяя усилия с другими медиаторами.
Раздел IV: Подготовка и управление программой
(Стандарты написаны обычным шрифтом; примеры выделены курсивом.)
Программа медиации ровесников может быть реализована в отдельно взятой школе или же внедрена как часть общегородской (районной) инициативы. Создание, управление, развитие и поддержка программы предполагают наличие следующих компонентов.
Оценка потребностей
• Оцените необходимость школьной программы медиации с разных точек зрения – с позиций администрации школы, преподавательского состава, учеников и их родителей;
• Оцените, достаточно ли у школы ресурсов и решимости для того, чтобы разработать и внедрить в повседневную практику программу, которая отвечала бы стандартам, сформулированным в настоящем документе;
• Оцените теоретическую подготовку и практические навыки решения проблем, которыми обладает администрация школы, преподавательский состав и сами ученики;
• Оцените сформировавшиеся стереотипы (модели) решения проблем и отношение к технологиям разрешения конфликтов;
• При создании программы опирайтесь на полученные от проведённой оценки потребностей.
Административная поддержка
Попытайтесь получить чёткую и однозначную административную поддержку на уровне школьного округа и/или отдельно взятой школы для того, чтобы:
• Внедряемая программа в максимальной степени удовлетворяла настоящим стандартам;
• Обеспечить финансирование и поддержку программы на протяжении как минимум трёхлетнего периода;
• Получить беспрепятственный доступ к сотрудникам школы и ученикам в том случае, если для подготовки медиаторов или руководства программой будет выбрана сторонняя организация;
• Настроить школьников на непосредственное участие в подготовке, внедрении и оценке программы;
• Убедиться в том, что все ученики и сотрудники школы могут (с физических, психологических, процедурных, культурных и языковых позиций) получить беспрепятственный доступ к программе;
• Убедить учеников прибегать к процессу медиации для разрешения конфликтов и побудить сотрудников школы к тому, чтобы они убеждали в этом же учеников;
• Обеспечить материально-финансовые ресурсы для подготовки школьников, сотрудников школы и родителей, корректировки школьного расписания и популяризации идеи медиации и самой программы;
• Позаботиться о распределении времени для процесса медиации, постоянной подготовки медиаторов, систематического руководства программой и популяризации идеи медиации и самой программы;
• Позаботиться о наличии места для подготовки медиаторов и проведения процесса медиации;
• Чётко определить цели программы;
• Определить роль и задачи медиации таким образом, чтобы они не смешивались с дисциплинарными мероприятиями или консультированием.
Подбор персонала
Каждой программе необходим свой администратор, в непосредственные обязанности которого включено руководство программой в целом, координация действий медиаторов и краткое подведение итогов («разбор полётов») каждого процесса медиации. Эти функции могут быть возложены как на одного человека, так и на команду единомышленников. (Подробнее см. Раздел IV, в котором описываются квалификационные требования к координатору программы).
Программы школьной медиации также предполагают наличие тренера, наставника, способного подготовить тренеров, и/или профессионала-практика, который осуществил бы начальную подготовку координатора программы и медиаторов, а также участвовал бы в повышении квалификации, совершенствовании навыков и обучении новичков на постоянной основе. Тренеры обучают медиаторов, готовя их к участию в программе медиации ровесников. Наставники работают с тренерами, координаторами программы, а также с медиаторами. Профессионалы-практики способны обучать ключевых участников программы всех уровней и возрастов. Лицо, обучающее сотрудников школы и учеников, может представлять районный департамент образования или какую-либо стороннюю организацию. (Подробнее см. Раздел IV для квалификационных требований к тренерам, наставникам или профессионалам-практикам)
Один человек может соответствовать квалификационным требованиям и занимать должность координатора программы и либо тренера, либо наставника, либо профессионала-практика.
• Координатор программы (или медиаторы, которых он координирует) собирает отзывы о программе, определяет перспективы каждого конфликта в разрезе его решения при помощи медиации, устанавливает расписание процессов медиации, распределяет медиаторов между процессами медиации, хранит записи и поддерживает связь с конфликтовавшими сторонами, чтобы выяснить придерживаются ли они достигнутого соглашения и удовлетворены ли результатами программы.
• Координатор осуществляет руководство медиаторами в течение процесса медиации, либо находясь в этой же комнате, либо где-то поблизости, проводит краткие итоги после окончания процесса медиации и обеспечивает их систематические подготовку и поддержку. В качестве координаторов должны выступать подготовленные медиаторы.
• Координатор поддерживает медиаторов с тем, чтобы они придерживались Кодекса поведения медиаторов (См. Раздел II).
• Координатор несет полную ответственность за соблюдение принципов самоопределения, добровольного участия, беспристрастности, компетенции медиаторов и конфиденциальности в ходе процесса медиации.
• Наставник (уровня районного Департамента образования) или профессионал-практик обеспечивает необходимую подготовку сотрудников школы и учеников, участвующих в программе в качестве медиаторов, ведет базу данных по району, отстаивает интерес различных программ на более высоком уровне, координирует программы и поддерживает координаторов отдельных программ.
Модели программы
Координатор программы в сотрудничестве с администрацией школы и тренерами определяет модели конкретной программы. Они могут изменяться по мере развития программы.
Философский/Теоретический стиль
В рамках программы подготовка студентов проходит в одном из следующих стилей медиации: разрешение проблем/фасилитация, трансформативная медиация, социальная справедливость или нарративный подход. Медиация ровесников может быть частью программы восстановительного правосудия и модели «пострадавший-обидчик».
Структурные модели:
- Штат: Формируется группа студентов, которые проходят специальную подготовку и становятся медиаторами;
- Весь класс/школа: Все ученики класса/школы проходят специальную подготовку; и каждый из них может принимать участие (в качестве медиатора) в разрешении конфликтов между одноклассниками.
- Совмещение двух выше описанных моделей.
Модели расписания работы медиаторов:
- Медиатор по вызову: У координатора программы есть расписание занятий медиаторов. Он вызывает их вскоре после того, как поступила жалоба. Медиаторам и участникам конфликта разрешается пропускать все (или определенные занятия) для того, чтобы провести процесс медиации.
- График работы медиаторов: Медиаторы находятся в специально отведенной комнате в течение определенного времени каждый день или каждую неделю. Если конфликтные ситуации отсутствуют, медиаторы могут проводить ролевые игры, тренинги с координатором, работу по школе.
- Игровая площадка: Медиаторы должны находиться на игровой площадке на переменах. Если они становятся свидетелями конфликта или к ним поступает запрос на разрешение конфликта, они могут провести процесс медиации прямо на месте. Специально подготовленные дежурные по школьной площадке или координатор программы руководят действиями медиаторов.
- Совмещение выше описанных моделей.
Правила
Школьные правила:
Дисциплинарная часть школьных правил должна рассматривать процесс медиации в качестве альтернативного способа разрешения межличностных конфликтов и уточнять типы конфликтов, которые могут (и не могут) разрешаться при помощи процесса медиации. Медиация ровесников хорошо подходит для дискуссий с целью наладить взаимодействие и добиться взаимопонимания, улучшить взаимоотношения и способствовать соблюдению соглашения о поведении, достигнутого в процессе переговоров и связанного с межличностным конфликтом. Программы медиации могут рассматривать конфликты, связанные со сложными проблемами на расовой и религиозной почве, отношениями между полами или внутриличностными убеждениями, также как и с более распространенными межличностными проблемами и вопросами собственности. Вместе с этим чтобы медиация стала действенным способом разрешения конфликтов между учениками, необходимы вполне определенные условия. Эти условия включают в себя добровольное участие, безопасную и уважительную атмосферу, баланс сил между участниками конфликта и желание обеих сторон нести ответственность за разрешение возникшего конфликта. Инциденты, связанные с распространением и употреблением наркотиков, хранением и применением оружия, другим противоправным поведением, физическим насилием, сексуальными домогательствами или издевательством, этим критериям не отвечают и, соответственно, не могут быть разрешены при помощи медиации и предполагают вмешательство иного характера.
Когда разногласия и споры учеников не требуют дисциплинарного вмешательства, они могут быть разрешены в рамках программы школьной медиации. Если в ходе межличностного конфликта были нарушены школьные правила, администрация школы самостоятельно определяет его последствия. Кроме этого, межличностные трения, породившие конфликт, могут быть медиированы. Не смотря на то, что администрация школы может принудить учеников к разрешению возникшего конфликта при помощи программы школьной медиации, на нее в полной мере распространяются принципы добровольного участия, самоопределения и конфиденциальности.
Школьными правилами, регламентирующими процесс медиации, должно определяться, необходимо ли присутствие взрослого в классе или поблизости для контроля за процессом медиации, в котором участвуют только школьники. Хорошо подготовленные взрослые медиаторы могут самостоятельно или вместе с медиатором-ровесником участвовать в разрешении сложных конфликтов между двумя учениками.
Медиация может быть подходящим способом разрешения конфликтов между учеником и учителем или другим взрослым сотрудником школы, если обе стороны не возражают против медиации. Команда медиаторов, состоящая из грамотного взрослого-медиатора и квалифицированного медиатора-ровесника, может принимать участие в разрешении конфликта между взрослым и учеником. Конфликты между взрослыми (представитель администрации школы, учительского состава, других сотрудников или родителей) разрешаются высоко квалифицированным взрослым медиатором. Медиаторы-ровесники не участвуют в разрешении конфликтов, участниками которых являются только взрослые.
Правила, действующие в отношении медиаторов-ровесников:
Правила, которые регламентируют поведение медиаторов-ровесников (школьников), должны быть доведены до их сведения. Они (правила) включают в себя следующие (и любые другие с точки зрения руководства школы или Департамента образования района) вопросы:
- Следование Кодексу поведения медиаторов (См. Раздел III).
- Сферы ответственности школы и программы медиации ровесников.
Процедуры
Координатор программы налаживает эффективные процедуры, чтобы инициировать обращения к и использование программы, определяет структуру и поддерживает медиаторов, выстраивая тем самым действенную программу. Координатор разрабатывает план текущих мероприятий, содержащий сроки и ответственность за разработку и поддержку программы. В зависимости от возраста и способностей медиаторов-ровесников их полномочия и ответственность могут распространяться на разработку и внедрение различных процедур.
Отбор медиаторов-ровесников
- Команда медиаторов-ровесников должна в полной степени отражать разнообразие ученического состава школы, включая возраст, расовую и этническую принадлежность, половой состав, сексуальную ориентацию, языковую принадлежность, уровень успеваемости, социально-экономический статус и интересы учеников с тем, чтобы все школьники принимали участие в программе, не чувствуя себя в какой бы то ни был остепени ущемленными.
- Процесс отбора может включать рекомендации учителей, одноклассников и собственное желание кандидата, а также собеседование, анкету в письменной форме, характеристику со стороны учителя и разрешение родителей.
- Комиссия, ответственная за отбор и утверждение кандидатов, может состоять из учеников, выполняющих обязанности медиаторов в настоящий момент, координатора (-ов) программы и других заинтересованных лиц.
- Комиссия, ответственная за отбор и утверждение кандидатов, устанавливает четкие критерии отбора, которые могут включать оценку уровня коммуникабельности и навыков решения проблем, степени ответственности, честности, заинтересованности, поддержки программы, определенной гибкости ума ученика и способности хранить чужие тайны.
Популяризация программы
Координаторы программы должны контролировать то, что информация о целях и задачах программы, положительных ее аспектах, процедурах и результатах доводится до сведения всех заинтересованных лиц, включая администрацию школы, учительский состав, медиаторов-ровесников, конфликтующие стороны, всех учеников школы вообще, родителей и представителей местного сообщества. Это делается на постоянной, систематической основе и является ключевым для успеха всей программы.